История одного совещания. Об огоньке

Это эссе было написано в 2012 году. Сейчас я смотрю на некоторые вещи несколько иначе.


«Надо вытаскивать из себя лучшее»(просто девиз)

«Если что-то делаешь, делай хорошо. Или не делай вообще.» (просто принцип)

Предыстория совещания была банальной для большинства российских офисов, к сожалению. Крупнейший акционер среднего банка дал кому-то задание, которое кто-то из «комсостава» не довел до логического завершения. Ошибка была обнаружена уже после сдачи отчетности. В «лучших»  традициях, позаимствованных у предков, обвинили «стрелочников».
Вот только «стрелочники» нынче продвинутые. Айн Рэнд читают…ну эту толстую книгу, про атланта, который наконец-то расправил плечи… кто сейчас только не читает эту книгу? Вероятно, только те, кто не стесняясь, спихивает свои ошибки на «стрелочников». Начальник обвиненного в ошибке управления поблагодарил за поднятые обвинителями вопросы. И предоставил письменно подробное объяснение,  что ошибки бы не было, если бы установленные порядки перестраивались бы вместе с растущим банком. Этот человек объяснил, что прежний порядок приведет к дальнейшим ошибкам и, заручившись поддержкой своего руководства, внес конкретные предложения по перестроению системы.
Итак совещание.
Пересказывать пьесу в лицах не буду  - эта сцена для спектакля…  Процитирую только фразу, которая ввела меня в состояние оцепенения. Напротив меня сидели Зампред, Главбух и ЗГБ (Заместитель главного бухгалтера – простите мне любовь к аббравеатуре!). И ЗГБ  - молодой и талантливый экономист, к слову – не стесняясь, говорит: «Да, я могла бы сделать и вести этот отчет, но не буду, потому что в этом случае, отвечать за отчет придется мне.» А Зампред и главбух при этом одобрительно кивают головами, наводя на мысли о китайских болванчиках…
Точный смысл этой фразы в том, что «я не буду забирать отчетность у подразделений, которые не могут его вести потому, что не имеют полной картины происходящего в банке из-за ограничений доступа к информации, просто потому что не хочу нести ответственность. Не хочу брать на себя труд. Не буду выкладываться, потому что не кого тогда будет обвинить в допущенных ошибках.»
Что ввело меня в оцепенение?
Люди не стесняясь, зарывают свою образованность, свой пусть маленький, но талант в организации процессов, которые и есть твоя работа. Люди признаются в том, что могут хорошо, профессионально делать свою работу, но не будут просто потому, что не хотят отвечать за нее. И эти люди не стесняются получать нехилые зарплаты и премии, не стесняются публично отказываться от открывающихся возможностей совершенствования процессов, на которые уходят немало часов собственного времени.
Среди руководства разных банков, конечно, я встречала людей из категории непробиваемых с точки зрения профессионализма, но  заматеревших в области интриг. Не о них сейчас речь. С ними всё ясно.
Но эта молодая женщина в должности ЗГБ меня подкосила своей лёгкостью, с которой она перешла из молодых живых и умных людей-профи в разряд : «…молодого специалиста, ни в чём не преуспевшего так, как в искусстве уверток, которым владел в совершенстве с безрадостной резиновой вялостью человека, лишенного моральных норм» (Айн Рэнд).
И ради чего? Ведь проблема не решена, а значит, геморрой еще даст о себе знать. И не жаль просто прозябать по 8 часов почти ежедневно? Просто добровольно загасить в себе творческий огонь – имеем ли мы на это право?
Пафосно? – Простите. Просто мне жаль стало почему-то эту молодую женщину – как будто потеряла близкого кого. А еще стало тоскливо и противно. Я ушла с этого совещания. Вместе со мной, молча, поднялся мой непосредственный начальник. Нам в догонку неслось: «Мы ни до чего не договорились! Все остается по-старому!!!» Но всем понятно, что если бы все оставалось по-старому, то истерично кричать об этом не было бы нужды. «По чаще говори себе это, дорогая!» - пронеслось у меня в голове. Я уже знала, что я буду делать дальше…
Как сказала потом моя подруга: «За тебя я спокойна. А вот, за этих людей – нееет!»
Это, конечно, шутка. А если серьезно, почему нельзя просто работать, если твоя должность поднялась выше уровня начальника отдела? Почему нельзя просто заниматься своим делом? Почему обязательным для тебя теперь считается не выполнение твоей работы, а участие в ежедневных спектаклях, подковерных играх, интригах… Игнорировать не получится – пробовала. Это явление надо принимать во внимание, иначе работать не дадут.
Похоже, единственный способ избежать интриг и просто делать то, что нравится – это собственное дело. Хотя и здесь свои нюансы… раньше бы я добавила: «особенно у нас в стране», но теперь уже понятно, что дело не в стране вовсе. Люди везде одинаковые. Просто не все люди «с огоньком». Кто-то сознательно тушит свой огонёк. И в этом апокалипсис для отдельно взятого человека.

Иллюстрация подобрана на просторах ин-та


Рецензии