Пираты Черной лагуны - Black Lagoon

ТЕМНЫЕ ИЛЛЮЗИИ СОЛНЕЧНОГО РОАНАПУРА: АНИМЕ «ПИРАТЫ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ»
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ»)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 9 из 10

Название: Пираты «Черной лагуны»/ Black Lagoon
Жанр: приключения, комедия, драма.
Выпуск: ТВ — 2006 г.; ОВА — 2010 г.
Тип: ТВ-1 (12 эп. по 25 мин. + 4 спэшла),
ТВ-2 (12 эп. по 25 мин. + 3 спэшла),
ОВА (5 эп. по 35 мин.)
Студия: Mad House / Мэд Хаус
Режиссер: Катабути Сунао
Автор оригинала: Хироэ Рэй


ЭПИГРАФ

— Этот чертов городок довел меня до ручки. Если я вскорости не уеду, то помешаюсь на крови, как местные граждане <…> Только начни играть с убийством, и оно на тебя как-нибудь да подействует. Либо тебя начнет тошнить, либо тебе понравится.<…>

— Для чего это вы притащили ледолом?

— Чтобы показать вам, как у меня работает голова. Несколько дней назад для меня это был просто инструмент, которым крошат лед <…> Сейчас я думаю — недурная штучка, чтобы пришпилить человека к его собственному костюму.

(Дэшил Хэммет, «Кровавая жатва», глава 20., пер. М. Сергеевой).

КРАТКО О СЮЖЕТЕ

Рокуро — мелкий клерк на должности «подай, принеси, подставь зад под пинок начальства». Однажды компания «Асахи» отправляет Рокуро в командировку в Южно-Китайское море, чтобы доставить некий диск. Корабль, на котором плывет Рокуро, захватывают пираты — но не наследники Джека Воробья в попугаичьих шмотках и с манерами придурков, а «конкретные» ребята, вооруженные до зубов. Понаделают в тебе дырок — будет бо-бо. Командир пиратов — бывший морпех Датч, американская китаянка, меткий стрелок Реви и хакер Бенни. Диск они забрали. Но Реви этого показалось мало. В качестве бонуса она прихватила с собой Рокуро, рассчитывая получить за него выкуп. Потом, правда, оказалось, что пираты — вовсе не отморозки, а вполне нормальные люди. Они не собираются держать пленника в черной-черной комнате, а привозят Рокуро в Роанапур — город бандитов, и даже угощают выпивкой.

Однако ни пираты, ни Рокуро не знают, что на заветном диске содержится информация, разглашение которой обернулось бы катастрофой для руководства компании «Асахи». Смахнув крокодилову слезу, главы компании решают уничтожить диск вместе с Рокуро и пиратами. Все спланировано, все предрешено.

Но Рокуро, этот жалкий клерк, не хочет погибать. В офисном хомячке пробуждается зверь. И, поверьте, он еще заставит всех прокашляться. Если, конечно, его самого не сожрут.

Так Рокуро становится Роком, членом команды логистической компании «Лагуна», которая «доставляет грузы и иногда нарушает закон».

В городе, населенным одними бандитами, верховодят четыре крупные мафиозные группировки. Самые сильные из них две: русская мафия «Отель Москва» — отряд отставных военных во главе с Балалайкой, и китайская триада во главе с бывшим полицейским мистером Чаном.

Вместе с Роком мы погружаемся в жизнь Роанапура, города Свободы, города Смерти, города, где убийство — рутина, где человеческие души легко покупаются и продаются.

«ПИРАТЫ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ» И «КОВБОЙ БИБОП»: ИЛЛЮЗИЯ СХОДСТВА

По чисто эмоциональному впечатлению «Пираты «Черной лагуны» напоминают другой знаменитый аниме-сериал, вышедший восемью годами ранее, — «Ковбой бибоп». В центре обоих аниме — группа очень разных людей, которые встретились волею случая и теперь держатся вместе. Будучи наемниками, они берутся выполнять заказы, попадают в переделки и затем выбираются из них.

Другая точка пересечения «Пиратов» с «Ковбой бибоп» — яркие, харизматичные и неординарные персонажи. Правда, мир «Пиратов» более многолюден, а в их образах больше стёба.

«Пираты «Черной лагуны» изобилуют цитатами и отсылками к другим произведениям, и это еще одна черта, объединяющая это аниме с «Ковбой бибоп». «Без лица», «Отчаянный», «В осаде», «Терминатор», «Братья Блюз», «Крепкий орешек-2» и многое другое. Фишка «Пиратов» в том, что все цитируемые фильмы сняты до событий, показанных в сериале, а значит герои теоретически могли их видеть. Получается, что персонажи осознанно подражают героям кинематографа, слегка актерствуют, стремясь хоть в мелочах, но уподобиться киношным «крутым ребятам», чтобы скрасить свою реальную бандитскую жизнь.

Наконец, жанровый спектр обоих сериалов очень разнообразен: от разбитного комедийного боевика до пронзительно-болезненной драмы. При всей пестроте оба эти аниме обладают неким стилем. Однако стили эти совершенно разные. «Ковбой» лиричен, причем даже в сценах погонь и перестрелок. За смехом «Ковбоя» скрываются слезы. Стиль «Пиратов» более жесток и агрессивен. Его смех циничен, он маскирует надрыв, озлобление, обреченность.

В «Пиратах «Черной лагуны» множество, шедевральных с точки зрения диалогов и постановки. Их можно пересматривать отдельно от сериала, просто наслаждаясь репликами, упиваясь стилем. «Сигаретный поцелуй» Рока и Реви, пляска Реви на катерах, рукопашная с Робертой, дуэль катера с вертолетом — всего не перечислить. В моем личном рейтинге лидирует сцена перестрелки в Церкви Насилия («Знаешь, что сказал Иисус в пятой главе Евангелие от Иоанна?»): смачные диалоги и великолепная постановка. «Лицо» аниме создают именно такие яркие, запоминающиеся сцены и фразы, которые хочется выучить наизусть и цитировать при каждом удобном случае.

Интуитивно ощущаемое сходство «Пиратов «Черной лагуны» и «Ковбой бибоп» — не более чем игра воображения. Всерьез сопоставлять эти аниме — все равно как сравнивать творчество двух поэтому лишь на основании того, что оба пишут стихи.

«НАЧАЛИ ЗА ЗДРАВИЕ…»

«Пираты «Черной лагуны» состоят из двух сезонов по тринадцать эпизодов и пятисерийной овашки. Нумерация эпизодов сквозная, а значит, по замыслу все они составляют единое целое. Вне сквозной нумерации стоят семь спецэпизодов. Это коротенькие комедийные зарисовки, в которых обыгрываются главные темы сериала.

Завязка практически всех эпизодов сериала одинакова: в Роанапуре появляется чужак. Исключения можно перечесть по пальцам одной руки. В эпизодах «Бешеная гонка и «Расслабьтесь, ребята» показаны внутренние «разборки» Роанапура. Интересна последняя арка второго сезона: в ней Роанапур сам вторгается во внешний мир: Реви и Рок вместе с людьми из «Отеля Москва» едут в Токио. Круг замыкается. Рок получает возможность вернуться к исходной точке своего пути.

Первый сезон держится в рамках лихого комедийного боевичка, обильно сдобренного черным юмором. Все трагическое относится к прошлому: гибель офицеров немецкой подлодки, тяжелое прошлое Реви и Роберты, гибель семьи террориста Ибраха — все это поросло быльем. В настоящем же умирают только те персонажи, которых не жалко.

Финальная арка первого сезона, где Рок попадает в плен к террористам в джунглях, — это переломный момент для героя. Он впервые оказывается один на один со смертью и старается играть крутого парня. После разговора с террористом Таканакой Рок осознает, что находится на перепутье. Во втором сезоне ему предстоит определить свое место в Роанапуре, сформулировать свою цель и начать воплощать ее в жизнь. Цель эта — отстаивать справедливость, спасать жертв Роанапура. О чем-то подобном Рок размышлял уже в первом сезоне. В 7 эпизоде ТВ-сериала он заявляет: «Раз Робин Гудов нет — я буду Робин Гудом». Что из этого выходит, мы видим в последней арке второго сезона.

Второй сезон выстреливает историей про детей-убийц, прозванных Гензелем и Гретель. История кошмарная, жестокая, наполненная безнадежностью и беспросветным отчаянием.

В последней арке второго сезона Рок, а вместе с ним и мы, возвращается в исходную точку своего пути. Снова он попадает в холодный Токио, правда, теперь уже не в «обывательский», а в «бандитский». За прошедший год Рок многое повидал, многое понял и изменился. Вопрос, насколько сильно. И это вопрос не только для нас, зрителей, но в первую очередь для самого Рока. Возвращение в прошлое помогает герою лучше понять самого себя.

Вместе с собой Рок приносит в Токио дух Роанапура. Токийские якудза отличаются от роанапурских головорезов: они еще помнят о кодексе чести, хотя не все ему следуют. Но Роанапур быстро перемалывает японских «благородных» бандитов. Неукротимая Балалайка, привыкшая действовать по-военному, уничтожает все соперничающие группировки якудза, расчищая дорогу русской мафии.

Очень интересна сцена, где Реви играет с детишками в «Дикий Запад» и рассказывает им, как умирает человек. Пропасть между «невсамделишной», «киношной» смертью и смертью настоящей, прозаичной пугает детей. Реви словно обжигает их жестокой правдой Роанапура: смерть — это совсем не круто, это страшно и просто.

И все же роанапурцы ощущают себя в Токио чужими. И Рок, и Реви и даже Балалайка стремятся поскорее вернуться в «свой» город.

Особенно неуютно чувствует себя в Токио Реви. И причина не только в языковом барьере. Здесь, среди обычных людей, живущих скучной повседневной — нормальной — жизнью, она острее чувствует свое одиночество, свою ущербность. Реви удивляется, что Рок не хочет воспользоваться возможностью, чтобы их навестить в Токио своих близких. У самой Реви, отцеубийцы, нет ни дома, ни семьи. Если б у нее был настоящий Дом, место, куда можно было вернуться, она бы не упустила свой шанс. Но, увы, единственное ее пристанище — город живых мертвецов Роанапур.

При всей своей жестокости Роанапур прост и понятен: убей или будешь убит. По этой же причине городом бандитов грезит «белоснежка» Юкио. Она запуталась в себе, устала терзаться за себя и за других, ей опостылела свалившаяся на нее ответственность. А Роанапур кажется ей городом, где каждый сам за себя, где человек — сам себе хозяин и волен решать свою судьбу. Но это лишь иллюзия. От себя не убежать, заберись ты хоть в Роанапур, хоть на край света. Юкио предпочитает физическую смерть гибели душевной.

Пятисерийная овашка, которая выходила на протяжении года, по сравнению с сериалом смотрится тускленько. Увы, кроме качественной картинки козырять ей нечем.

Ничего принципиально нового там не говорится. Да, разжеваны некоторые моменты из жизни Роанапура. «Кто в адском городе хозяин», «простые люди — пешки в руках сильных мира сего», «с пути убийцы нелегко сойти», «одному человеку не победить Систему», «история не знает сослагательного наклонения», «Рок по своей сути отнюдь не белая барашка, а добрый волк» — все эти темы так или иначе уже звучали в сериале, ответы на все загадки можно было найти там, в череде двадцати четырех эпизодов. Если, конечно, смотреть внимательно и хотя бы периодически включать голову.

ОВА всего лишь расставляет акценты: мол, да-да, ваши догадки были верны. Если б «повторение — мать учения» занимало один — два эпизода, не было бы никаких претензий. Но пережевывание пройденного растянули аж на пять получасовых серий! Непозволительно много для предложенного сюжета и набора тем. Сюжета практически нет. Роберта всех мочит. За ней гоняются и враги, и друзья, а она всех мочит. Для тридцати минут — хорошо. Для пяти раз по тридцать минут — извините. Если хотя бы показали, как Роберта постепенно погружается в безумие. Но ничего подобного. У нее сразу резко срывает крышу — и понеслось.

«Гениальные расчеты» Рока выглядят дутыми пустышками. Сам процесс его раздумий показан смехотворно. Так обычно играют плохие актеры, не умеющие показать искренние эмоции и ограничивающиеся их изображением. Рок напряженно пялится на стену, испещренную непонятными схемами, и бормочет что-то под нос. Потом, когда события уже начинают развиваться, он только с умным видом кивает головой: «да-да, я именно так все и рассчитал». У авторов была задача показать Рока великолепным стратегом и была задача рассказать нам историю кровавой вендетты Роберты. Эти две задачи довольно искусственным образом склеили вместе. Мостик между ними, то есть ход рассуждений Рока, нам не продемонстрировали. Возникает подозрение, что его и не было.

В процесс просмотра возникает стойкое ощущение, что в овашке авторы решили оторваться за все двадцать четыре эпизода ТВ-сериала, где по цензурным соображениям им приходилось сдерживаться в демонстрации крови и секса.

О счастье! В овашке нам наконец показали, как ублюдок-полицейский насилует маленькую Реви! Ура-ура. А то мы из сериала не догадались, ЧТО именно копы сделали с Ребеккой, всё думали, они у нее леденечик отобрали! Натурализм не предосудителен. Но лишь в том случае, если он художественно оправдан, если он преследует какую-либо цель, кроме собственно показа голой задницы. Иначе такой натурализм есть не что иное как безвкусица.

То же самое относится и к насилию физическому. В овашке кровища льется рекой, а персонажи плавно перемещаются из одной мясорубки в другую (ближе к концу уже перетекают). Но то ли из-за неудачной постановки, то ли из-за слабенького сценария смотрится это пиршество кровяки однообразно и скучно. Нет атмосферы, нет эмоционального сопереживания. Очень странно, учитывая, что и сериал, и овашку режиссировал один человек — Катабути Сунао.

В сериале кровавая пляска смерти, манящая и ужасающая, веселая и трагичная, была показана без лишнего натурализма, без «крупных планов», гораздо умнее, тоньше, психологичнее и достовернее. Куда же эта атмосфера пропала в овашке? Может, за четыре года, прошедших между выпуском сериала и ОВА режиссер подустал от «Лагуны»? Кто знает…

РУССКИЕ В «ПИРАТАХ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ»

«Русские в аниме» — это вообще тема для отдельного разговора. Энтузиасты-анимешники выискивают даже мимолетные упоминания о России и стараются по ним воссоздать «портрет русского глазами японцев». В этом отношении «Лагуна» — настоящий кладезь информации, ведь одна из влиятельнейших мафиозных группировок Роанапура — отряд бывших афганцев «Отель «Москва» во главе с колоритнейшей Балалайкой.

Думается, у многих русскоязычных зрителей прозвище главы «Отеля Москва» вызывает недоумение и раздражение. Ага, «Балалайка». А чего не «Матрешка» или не «Водка»? Однако на сей раз претензии совершенно необоснованные. Наоборот, выбор прозвища показывает, насколько ответственно мангака подошел к своей работе.

«Балалайкой» в солдатском жаргоне зовется снайперская винтовка Драгунов. Вспомним, что глава «Отеля Москва» — офицер, прошедшая Афган, а в детстве мечтавшая выступать на Олимпийских играх в стрелковых дисциплинах.

В общем и целом практически все, что касается России в «Пиратах «Черной лагуны» сделано вполне достоверно, за исключением пары вполне простительных для иностранцев ляпов.

Очень порадовали безукоризненно выполненные кириллические надписи. Не столь уже частый случай, когда русские буквы в аниме — это русские буквы, а не черточки и закорючки, отдаленно их напоминающие. Слова, а это в основном фамилии японских якудза, которых Балалайка планирует ликвидировать, написаны безупречно. «Б», «В», «Ь», «Р», «Ш», «Щ» и все прочие буквы кириллического алфавита на своих местах. Чудо? Нет, профессионализм и ответственность. В качестве консультанта по русскому языку создатели «Пиратов» пригласили Акибу Ицки, в миру — Евгению Давидюк, первую российскую певицу жанра J-pop, уроженку Новосибирска, живущую и работающую в Токио.

ЗЛО ПОД СОЛНЦЕМ: ГОРОД РОАНАПУР

Главный герой «Лагуны» — не Рок, не Реви и не какой-либо другой персонаж. Это сам город — Роанапур. Бесполезно поодиночке характеризовать каждого героя. Их можно рассматривать только в соотнесении с Роанапуром. Взаимоотношения персонажей «Пиратов» с адским городом — вот что находится в фокусе внимания создателей сериала. Самые разные люди вступают в противоборство с Роанапуром. Но победа неизменно остается за городом. Кому-то удается вырваться из лап Роанапура, сбежать обратно в «нормальный» мир. Но город на всех своих гостях оставляет отпечаток.

Роанапур — это не только и не столько географическая точка. Это образ-символ, воплощающий Темное начало мира.

Город бандитов представляет собой модель общества, живущего не по законам, а по «понятиям» — неписаным правилам. «Рука руку моет», «свои люди — сочтемся», «ты мне, я тебе», «человек человеку волк», «деньги решают все», «не создавай мне тут проблем, сучка!» — вот, пожалуй, и весь «кодекс» Роанапура.

 « Руанапур такое место, где все жестокие шутки — правда», — такую характеристику адскому городу в 18 эпизоде дает адскому городу Бенни (здесь и далее цитаты из ТВ-сериала приводятся по официальному переводу от «MC Entertainment»).

Сначала Роанапур предстает городом Свободы. Рок попадает сюда из хмурого холодного Токио, где будни однообразны, скучны, предсказуемы. Не жизнь, а имитация жизни. Роанапур кажется Року полной противоположностью Токио. Солнечный город, где каждый день не похож на другой, а твоя жизнь может оборваться в любую минуту. Вот тут-то, в двух шагах от гибели, начинаешь чувствовать себя живым.

Но все глубже постигая суть Роанапура, Рок разочаровывается в нем. Постепенно он понимает, что свобода, которой он так упивался, иллюзорна. Роанапур мало чем отличается от Токио, Нью-Йорка, Москвы, — от всего мира. Те же яйца, только в профиль. Здесь нет законов, но есть множество неписаных правил, нарушение которых карается смертью. Сказал что-то не то кому-то не тому или просто попал под горячую руку — и ты труп.

Во внешнем мире человеческая жизнь тоже ценится дешево. Рок убедился в этом на собственной шкуре: его обрекли на смерть в интересах руководства компании. Однако люди вынуждены делать вид, что чужая жизнь — не конфетный фантик, ведь есть законы, есть общественное мнение. Они осуждают жестокость и преступления. Поэтому злу приходится хоть немного маскироваться. Роанапур же честнее со своими жертвами — только-то и всего.

Но там, вне границ Роанапура, еще живут люди, которые продолжают верить в добро, честь, справедливость. Есть и множество обывателей, которые не сталкиваются с темной стороной жизни. Все они — вода, разбавляющая едкую кислоту зла. Роанапур — кислота концентрированная. Здесь совсем нет обывателей, которые «не в курсе». Здесь нет идеалистов: они либо быстро умирают, либо уезжают, обожженные дыханием адского города, либо надламываются под натиском тьмы и безвозвратно меняются. В третьем эпизоде, после того, как Реви в одиночку за несколько минут уничтожила шесть напавших на них катеров, Рок говорит: «Я не знаю, что в ней сломалось, чтобы она стала такой. Но, похоже, во мне это сломалось тоже, раз я восхищаюсь ее разрушительной силой» (ТВ, эп. 3). Это «что-то» — вера в людей, в добро, в справедливость.

После истории с Гензелем и Гретель Рок открывает еще одну особенность Роанапура: адский город не отпускает своих жертв. Бенни совершенно справедливо замечает, что эти дети уже не станут нормальными, даже если сейчас окружить их любовью и заботой. Слишком поздно, ничего уже не исправишь. Они уже безнадежно отравлены кровью, смертью, злом.

Из всех «гостей» Роанапура, запятнавших руки кровью, город отпустил лишь «горничную-терминатора» Роберту. Она вместе с «молодым хозяином» вернулась к нормальной жизни. Но дымка розового хэппи-энда развеивается в овашке. Вновь столкнувшись со смертью и болью, Робрета поступила как истинная дочь Роанапура: она не осталась утешать осиротевшего Гарсию, а ступила на путь кровавой мести и в конце концов в очередной раз умерла. Полусумасшедший искалеченный кусок мяса, раскаявшийся за свои грехи — едва ли такую жизнь можно назвать нормальной и счастливой.

КОГДА БОГА НЕТ ДОМА

Мир Роанапура искажен. Здесь все перевернуто с ног на голову.
«Бога нет дома. Уехал в Вегас» — феерическая фраза Эды из ее диалога с Джейн Банкнотой выражает саму сущность Роанапура. Действительно, это город, оставленный богом. Имеется в виду не конкретно христианский бог, а любое божество как воплощение светлого начала, справедливости, добра, — всего того, что могло бы уравновесить бушующую тьму Роанапура.

Перед адским городом возвышается статуя ослепленного Будды. Христианская церковь именует себя Церковью Насилия, в храме устраивают попойки и перестрелки, священнослужители нарушают все мыслимые заповеди, настоятельница заправляет оборотом наркотиков, а монашка Эда по совместительству агент американских спецслужб в свободное от обеих работ время подрабатывает охотой за людьми и запросто меняет рясу на мини-юбку.

Проделывая все это, монахини продолжают считать себя служительницами бога. Доставая золоченый пистолет, матушка Иоланда цедит сквозь зубы: «Надо показать этим неверующим, где они окажутся в очень скором времени» (ТВ, эп. 16). Эда с гордостью хвастается: «Я работаю на лучшего в мире фокусника, который пешком ходил по Галилейскому морю» (ТВ, эп. 16). Под фокусником подразумевается Иисус Христос.

Но самое главное, что все это не вызывает ни у кого из обывателей Роанапура ни возмущения, ни удивления. Что ж, каков город, таков бог, таковы и его служители.

БАБЫ С ЯЙЦАМИ

«Лицо» Роанапура, самые безжалостные убийцы, драчуны, оторвы, грубые матерщинницы и пошлячки — женщины. Те, кому больше подобает роль хрупких, нежных хранительниц домашнего очага и дарительниц жизни, со смаком и вкусом рушат чужие очаги и уничтожают все живое вокруг себя. Хаотическое, стихийное Инь, бушующее в Роанапуре, не уравновешенное спокойствием Ян. Это еще один штрих к портрету Роанапур — царства дисгармонии.

Балалайка, Реви, Шеньхуа, Эда, Роберта, Чистильщица Сойер, Гретель, матушка-настоятельница Иоланда. Мужчины Роанапура кажутся задиристыми детишками в сравнении с расчетливо безжалостными и агрессивными дамами. Эта перемена ролей хорошо обыгрывается в четвертом спецвыпуске («Про мальчиков и девочек»), где все мужские персонажи сериала предстают в облике девчонок, а персонажи-женщины — в облике парней.

ОСТАТКИ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Рок и команда «Лагуны» не единственные жители Роанапура, в ком остались нормальные человеческие чувства. Головорезы адского города, наемники, убийцы всех мастей тоже не чужды проявлению добрых чувств и простых слабостей. Они тоже нуждаются в поддержке, в близких.

Проблески человечности есть даже у Гензеля и Гретель. Они глубоко привязаны друг к другу. Они еще способны любоваться красотой моря и неба. Эта остаточная человечность делает образы близнецов еще более трагичными. Они — не куклы-убийцы из ужастиков, а несчастные маленькие люди, которых перемолол плотоядный Роанапур.

Схожий пути проходит и Роберта: озлобленная на весь свет и на саму себя убийца, которая привязывается к ребенку — существу невинному, еще незапачканному грязью реальной жизни.

Балалайка, непримиримо жестокая ко всем и всему, питает почти материнскую любовь к членам своей маленькой армии, к своим бойцам, с которыми она прошла войну. Она не задумываясь расправляется с чужими, но гибель каждого своего подчиненного воспринимает как личную трагедию. И мстит, страшно мстит убийцам. Расправа над близнецом неимоверно жестока. Но надо сказать, что месть не приносит Балалайке радости. Чувства, которые она испытывает, даже нельзя назвать мрачным удовлетворением. Смерть ребенка угнетает ее, Балалайка чувствует себя опустошенной, постаревшей. Это дают о себе знать крупицы человечности, сохранившиеся в ее душе.

В «импровизированную семью» сбиваются тайваньская наемница Шеньхуа, незадачливый Лоттон «Волшебник» и странная девушка «Чистильщица» Сойер. Получается классическая семейка «мама-папа-ребенок», но с роанапуровским колоритом: двое наемных убийц и безголосая девочка-палач с бензопилой.

ИЛЛЮЗИЯ БРАТСТВА

После драматичной истории близнецов-вампиров вторая арка второго сезона, повествующая о Джейн Банкноте, снова возвращается к духу лихого комедийного боевика, который царил в первом сезоне. Циничные монашки, сумасшедшие погони, толпа разношерстных охотников за головами — «Цирковое шоу уродов Роанапура».

Но эта арка окончательно ставит крест на очередном роанапуровском мифе — мифе о братстве джентльменов удачи. До этого все бандиты Роанапура казались «своими», а пришельцы извне — «чужими», хотя, конечно, и со «своими» нужно было держать ухо востро. История Джейн Банкноты окончательно расставляет все по своим местам: «товарищество», «братство» — лишь фикция. Главное — деньги. Шеньхуа и Реви, которые в джунглях сражались рука об руку, теперь бьются друг с другом не на жизнь, а насмерть, безжалостно, всерьез. И это, к слову сказать, не помешает им вновь объединиться против обезумевшей Роберты.

Даже Балалайка, всегда благосклонно относившаяся к команде «Лагуны» и  симпатизировавшая Року, готова убить и его, и Реви за малейший намек на непослушание.

ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ

Из мира, живущего по куче писаных и неписаных правил, из мира строгих социальных отношений, где каждый шаг регламентируется, а человек — лишь винтик в машине общества, Рок попадает в совершенно иную среду. Роанапур, царство Свободы, где во главу угла ставится Личность. Выживешь ты или нет, зависит исключительно от твоих интеллектуальных способностей, физической силы и умения обращаться с оружием. По крайней мере, таким Роанапур представляется Року вначале.

Благодаря своей сообразительности, выдержке, таланту, Рок выжил в схватке с наемниками и спас своих новоиспеченных приятелей. Лежа без сознания, с разбитым лицом, осыпанный осколками стекла, Рок тем не менее находится на вершине блаженства.

Роанапур первого сезона почти безукоризненно играет роль солнечного города Свободы, свободы опасной, но притягательной. Здесь царит дух разбойнического братства, а убивают только «статистов» и предателей.

Роанапур подкупает отрицанием условностей и правил, цинизмом, непредсказуемостью, драйвом. Он пышет романтикой «Острова сокровищ». (Этой же романтикой позже прельстится несчастная Юкио).

В этой атмосфере Рок пробуждается, начинает чувствовать себя живым. И он готов отстаивать свою новообретенную свободу даже ценой собственной жизни. В седьмом эпизоде он не отступает, даже когда Реви всерьез наставляет на него пистолет.

Впрочем, уже в начале первого сезона, в арке, посвященной затонувшей немецкой подлодке, «свобода» Роанапура уже выглядывала из-под маски. Рок, привыкший к мысли, что в жизни существует нечто «святое», идеалы, сталкивается с двумя полярными точками зрения.

Первую выражают неонацисты. Они возводят некие идеалы в абсолют. Реви метко высказывается по поводу новоявленных гитлеровцев: «Когда пытаешься возвысить себя и найти повод для гордости — в конце концов начинаешь маршировать на площадях. Эта формула работает повсюду» (ТВ, эп. 5). Золотые слова, весьма актуальные в наши дни.

Сама Реви представляет прямо противоположную позицию: она полностью отвергает все идеалы, ставя на их место силу и личную выгоду. «Чему может доверять слабая китайская девчонка, если нет бога? — спрашивает Реви у Рока и сама же отвечает: — Деньгам. И оружию» (ТВ, эп. 5).

История с близнецами-вампирами окончательно отрезвляет Рока, рассеивает все иллюзии, связанные с городом бандитов. Свобода Роанапура — не что иное как беззаконие. Эта дикая вольница строится на чужом горе, на уничтожении слабых, тех, кто не в силах защитить себя. Гензель и Гретель — это дети, которые никому не были нужны. Жестокость взрослых сломала их души, извратила сознание и заставила стать монстрами. Психика человека способна адаптироваться ко многому. Ужасают лишь те трансформации, которые она для этого проходит. Логика этого перерождения четко описана одним из близнецов:

«Я много говорила с братом: почему бог заставляет нас страдать? А потом мы с братом заметили, что когда нас приводят к другим детям, и мы бьем кого-то из них палкой, все взрослые смеются. И мы тоже смеялись. Мы решили, что пока смеемся, все будет хорошо. И если жизнь продолжается, когда кого-то убивают, значит потому мы и здесь — чтобы убивать, быть убитыми и убивать снова. Так замыкается круг. <…> Мы всегда будем убивать, замыкая круг. Так работает этот мир. <…> Запах крови, крики, тепло внутренностей — мы любим все это» (ТВ, эп. 15).

Знакомство с близнецами помогает Року осознать, что Роанапур — не только на побережье. Он везде. Образ Роанапура все больше и больше разрастается до символа всеобъемлющего зла, Темной стороны мира.

Юкио, поклонница философов-экзистенциалистов, вслед за ними размышляет о проблеме свободы и несвободы личности. Она верит, что человек волен сам решать свою судьбу. Она искренне хочет убедить себя, что добровольно отказывается от жизни обычной школьницы и принимает на себя ответственность за погибающий клан якудза. И в финале она тоже, как ей кажется, по собственной воле выбирает смерть. Однако, если задуматься, убив себя, Юки лишь исполнила план Балалайки, которая подготовила почву для гибели последней представительницы клана Васиминэ. Но и сама Балалайка действует не по собственной прихоти: она исполняет волю московского руководства.

В похожую ловушку попадает в овашке Рок. Он думает, что управляет ситуацией, хотя в действительности, сам того не ведая, действует в интересах одного из закулисных игроков, американских хозяев Роанапура.

Среди персонажей «Черной лагуны» нет ни одного полностью свободного человека. Все они оказываются втянуты в закулисные игры различных сил. Государственные организации манипулируют людьми, люди манипулируют друг другом, а надо всеми ними довлеют обстоятельства.

ВЛАСТЬ СИЛЫ, ВЛАСТЬ СУДЬБЫ

В арке про Гензеля и Гретель впервые отчетливо звучит тема необходимости приятия своей судьбы. Все сложилось так, как сложилось. Вопросы «почему?», «за что?», «а как бы все было, если бы…?» лишены смысла.

Бенни говорит о близнецах: «Если бы хоть кто-то был с ними добр, они бы пошли в школу, нашли себе друзей и жили счастливо. Но этого не случилось. Так что все кончится тут» (эп. 15)

Позже, в ОВА, на эту же тему будут спорить Реви и Фабиола:

Фабиола: — Мы росли в одинаковых условиях. Разница лишь в том, каких людей мы повстречали. Поэтому ты тоже могла бы...

Реви: — Не могла бы. Имеем то, что есть. (ОВА, эп. 4 / 28, пер. Nolf).

Прошлое не изменить, сожалеть о нем бессмысленно, нужно жить исходя из своего нынешнего положения. В этом и состоит трагизм жизни.

Но даже осознавая это, человек не перестает мечтать о лучшей судьбе. Все «дети Роанапура» жаждут нормальной, обычной жизни. Реви не исключение. Она старается не сожалеть о прошлом и жить сегодняшним днем, но при этом сама называет себя и себе подобных живыми мертвецами — людьми, разочаровавшимися в жизни, потерявшими веру в лучшее, утратившими надежду. Единственное, что позволяет им чувствовать себя живыми — близость смерти. Потому что там, на грани, включается инстинкт самосохранения — один из основных животных инстинктов. Пока жажда жизни (хоть какой-то) оказывается сильнее отчаяния, человек продолжает бороться. Чем больше «пограничных ситуаций», тем острее вкус жизни. Поэтому «живые мертвецы» Роанапура сами постоянно лезут в драку, ставя свое физическое существование под угрозу.

Несмотря на обилие циничного черного юмора, бешеную динамику и бойкий сюжет, «Пираты «Черной лагуны» — в общем-то вещь печальная и даже пессимистическая. Люди — пешки, и ладно если бы только в руках судьбы. Обиднее всего, что они — пешки в руках других людей, наделенных деньгами и властью. Победа остается за тем, кто сильнее, неважно «добрый» он или «злой».

Рок беспомощен. Все его попытки спасти жертв Роанапура оканчиваются крахом либо приводят к таким результатам, которые едва ли можно назвать победой. И дело здесь не в самом Роке. Просто мир так устроен: бал правят силы, куда более могущественные, чем ум и совесть одного человека.

В разговоре с американскими военными Балалайка восклицает: «Если мы настолько хороши, почему наши судьбы так сильно отличаются?» (ОВА, эп. 4 / 28, пер. Nolf)

Схожие люди, схожие характеры, поступки, убеждения, профессии. Но очень разные судьбы. Почему? Потому что разные исторические и политические обстоятельства, разные страны. Судьба государства влияет на судьбы отдельных людей. Командир отряда американских военных и Балалайка каждый на своей войне совершили один и тот же честный поступок: спасли ребенка. Но Балалайку ее страна отправила в отставку, а потом толкнула на путь мафиози, а ее американский коллега по-прежнему служит своей стране, продолжает делать военную карьеру.

Что бы ни делал человек, одолеть диктатуру глобальных процессов невозможно. Остается отвечать за самого себя. Власть силы и тьмы, которую воплощает Роанапур, хочет заставить человека сдаться, опустить руки, плыть по течению. Нужно быть сильной личностью, чтобы противостоять давлению жизни. Нужно самому быть «злодеем», ведь у них есть воля к жизни.

И Рок, и Реви избирают путь борьбы. Будучи частью Роанапура, они в то же время противостоят ему. Не случайно финальная сцена ТВ-сериала с Реви и финальная сцена овашки с Роком перекликаются между собой. Оба героя бросают вызов городу, хотя Рок делает это и менее решительно:

Реви: «Мы, злодеи, так просто не помираем!» (ТВ, эп. 24)

Рок (в ответ на слова Реви, что ему остается либо бороться, либо умереть): Да, верно. Но не сейчас, Реви. Когда-нибудь... однажды...» (ОВА, эп. 5 / 28, пер. Nolf)

Заканчиваются обе сцены одинаково — воображаемым выстрелом во Тьму Роанапура.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ХОББИ: РОК ИЗ «ЧЕРНОЙ ЛАГУНЫ»

Вопрос о месте Рока в Роанапуре — очень сложный. Ни сериал, ни ОВА так и не дают окончательный ответ. На эту тему рассуждают разные персонажи, и все они по-разному видят Рока. Но воспринимать их слова на веру нельзя. Это именно их субъективное восприятие, на которое накладывает отпечаток их собственная личность.

Дети (Гарсиа и один из близнецов) чувствуют, что Рок не такой, как другие роанапурцы. Ту же мысль высказывает и Бенни.

Реви твердо стоит на том, что Рок несмотря ни на что остался добряком и простофилей. Она, конечно, поругивает его за это. Но это ворчание — для показухи. Реви, измученная своей беспросветной жизнью никому не нужной бандитки, ищет в Роке спасения, утешения. Он — тихая пристань для ее израненной души, живое подтверждение того, что в мире все-таки есть добро.

Об этом говорит Фабиола в разговоре с Реви:

Фабиола: — Мы сами к вам обратились, но я начинаю думать, что этот японец (Рок) слишком опасен. По его плану молодой хозяин попал к американцам и получил серьёзную душевную рану.

Реви: — Я уже говорила, Рок из тех, кому больше подходит парковая скамейка в солнечный денёк. Он не особо опытный игрок и иногда берёт на себя слишком много. Это как раз тот случай.

Фабиола: — Если ты так считаешь, почему не сказала ему? Чего ты добиваешься? А, вот оно что... Ты боишься приблизиться к нему и не обнаружить того, чем ты так восхищаешься. <…> Ты не хочешь принимать его истинную сущность, ведь тогда он навсегда поблекнет в твоих глазах. Если он, как ты считаешь, спокойный, миролюбивый человек, и это для тебя важно, вам стоило бы убежать в Южную Америку и открыть какую-нибудь забегаловку. Но ты так не сделаешь. Ты предпочитаешь думать, что мы с тобой – одинаковые, а он – совсем другой, ищешь в нём спасение для своей души» (ОВА, эп. 4 / 28, пер. Nolf).

Юкио обвиняет Рока в эгоизме: спасая других, он на самом деле спасает себя. «Ты не хотел на самом деле меня спасать. Ты просто не хотел терять остатки той жизни, с которой попрощался» (ТВ, эп. 22).

Однако и сама Юки не честна с собой. Ее тирада — ответ на справедливые обвинения Рока в том, что она возглавила клан якудза против своей воли. Юки ранят эти слова, ведь она всеми силами пытается убедить себя, что сама выбрала свою судьбу, пытается полюбить Ночь.

Датч точнее всех чувствует натуру Рока. Его мнение близко к мнению Фабиолы. В разговоре с Бенни он замечает: «То, что Рок не берется за оружие — это наше счастье. Его выстрелы бы опасно рикошетили в нас. Слишком опасно» (ТВ, эп. 23).

События овашки подтверждают мнение Датча. Не сумев спасти Юки, Рок решает, что для спасения Гарсии ему надо действовать жестче. Преследуя благие цели, он, по сути, организовывает кровавую бойню в джунглях. Ради Гарсии он жертвует и американскими солдатами, и Робертой и, как ни парадоксально, самим Гарсией.

Так каков же он, настоящий Рок? Попробуем отвлечься от субъективных оценок, которые дают Року другие персонажи, и обратим внимание на одну маленькую, но объективную деталь — белую рубашку Рока.

Реви в самом начала упрекает Рока за то, что он не надел гавайку, которую она ему купила, а по-прежнему не расстается со своей белой офисной рубашкой. Во втором эпизоде, когда Рок отказывается возвращаться в Японию вместе с представителем компании, он снимает галстук. Этот жест символизирует освобождение и отречение от упорядоченной жизни клерка. Рокуро также берет себе новое имя. Теперь он Рок.

Тот факт, что Рок не отказался от белой рубашки, можно расценивать двояко. С одной стороны, это ниточка, связывающая Рока с его прошлым, частичка наивного токийского клерка Рокуро, от которой он так и не смог отказаться. Живя в адском городе Роанапуре, Рок по-прежнему пытается отстаивать справедливость. Он не убивает, не предает, помогает слабым. Рок удерживается между Светом и Тьмой.

Но с другой стороны, неуместная в Роанапуре белая рубашка клерка — это проявление индивидуальности Рока, символ того особого пути, который он избрал. Оставаясь в своей привычной одежде, Рок подсознательно противопоставляет себя тем законам жизни Роанапура, которая ему приходится не по душе. Тут самое время вспомнить Бенни, обладателя той самой пресловутой рубахи-гавайки. Сам хакер сравнивает себя с Роком и находит, что между ними есть нечто общее. В шестом эпизоде Бенни говорит: «Мы с тобой не способны стрелять в живых существ. Потому и наблюдаем».

Однако это не вполне верно. Бенни смирился с подлостью Роанапура. Ему не хватило духу бороться с этим городом. Он молча наблюдает за творящимся беззаконием. Вместе с тем Бенни понимает, что ему никогда не стать таким, как Датч или Реви. Он боится окончательно погрузиться во тьму.

Рок в отличие от Бенни предпочитает действовать.

Реви ошибается, говоря, что Рок так и не сделал выбор. Так можно сказать про Бенни. Но Рок — другой случай. Под дулом пистолета Балалайки он формулирует жизненную позицию, которую он определил для себя. «Это не долг. Справедливость — лишь средство. Это мое хобби. Увлечение. Кому-то нравится дохнуть в канаве, а мне нравится наводить справедливость. В глубине души я такой же, как ты» (ТВ, эп. 23).

Однако Рок и сам замечает, как все больше и больше становится частью адского города Справедливость Рока мало чем отличается от справедливости Балалайки. Недаром же на его слова про «хобби» она отвечает смехом. «Спасательные операции» Рока неизменно заканчиваются чьими-то смертями и слезами, будь то якудза или американские солдаты.

ИТОГ

«Пираты «Черной лагуны» — аниме яркое и стильное. Если не копать слишком глубоко, его можно посмотреть как крепкий комедийный боевичок и насладиться сочными диалогами, умопомрачительными погонями, перестрелками, приключениями. Если заглянуть чуть дальше внешней оболочки, за солнечной маской тропического рая вам откроется угнетающая тьма Роанапура.


Рецензии