Между летом и зимой

Сколько Люба себя помнила она все время чего-то ждала. В детстве, Люба ждала, когда наконец больше не надо будет посещать детский сад и настанет время пойти в школу. После этого томясь в ожидании окончания невыносимо тягуче тянущихся уроков, она мечтала об окончании школы что сделает ее совсем взрослой. Тогда мужчины похожие на актеров из тех фильмов что они любили смотреть вместе с девчонками, будут добиваться ее внимания, и она сможет сделать свой взрослый выбор позволив одному из них стать ее избранником. Эти мужчины были так не похожи на глупых мальчишек из ее класса, которых она совсем не замечала, но те все равно назойливо и нелепо пытались обратить на себя внимание. Наконец школа закончилась, и она ждала, когда поступит в институт. После этого настали мучительно тянущиеся годы ожидания окончания бесконечных сессий, зубрежки, писанины и всего такого прочего, окончание чего означало что она сможет найти достойную работу и наконец стать самостоятельной и независимой. После окончания института, она отрабатывала годы практики стажируясь и набираясь опыта в банковской сфере, ожидая интересных предложений по работе от тех, кто желает в свой коллектив молодых и перспективных специалистов для высокооплачиваемой и интересной работы.
Проходили годы, Люба взрослела и продолжала ждать. Ее многочисленные подруги уже почти все вышли замуж за мужчин, которые по большей части не были похожи на актеров, из фильмов, которые захватывали их воображение в ранней юности, но у них были другие качества и достоинства, которые Любе казались скучными и заурядными. Подобные мужчины были и в окружении Любы, но она не обращала на них внимание видя в них все тех же назойливых и неинтересных мальчишек из школы, только заметно повзрослевших внешне.
Люба все чаще присматривалась к отражению в зеркале изучая свою внешность, обращая внимание на недостатки, досадуя на них и полагая что только они являются виной тому что загадочный мужчина с ясным взглядом и красиво очерченным подбородком, выдающим волю и решимость способные решить любую жизненную задачу так до сих пор и не ворвался на белом коне в утомленное ожиданием королевство Любиных фантазий. Люба была честна с собой и понимала, что навряд ли многие мужчины сочтут ее красавицей, но и уродиной она себя не считала. Просто ее внешность была довольно обычной, но Люба считала, что есть вещи куда более важные, такие как яркая индивидуальность и незаурядность ума, оригинальность мышления, которые, несомненно должны были произвести впечатление на мужчину ее мечты при встрече, которую она продолжала ждать. Это неминуемое событие непременно должно было произойти рано или поздно, просто нужно было проявить достаточное количество терпения.
Люба не была затворницей и нередко встречалась с подругами. Она весело проводила время в шумных компаниях, по поводу различных дней рождений или даже так без повода, просто, когда семейный образ жизни ее многочисленных знакомых позволял собраться, потанцевать и выпить немного вместе. Периодически в жизни Любы появлялись различные мужчины, но это никогда не вело к возникновению какого-либо рода продолжительных и имеющих перспективу отношений. Еще только при возникновении намека на привязанность или еще что-то большее Люба все решительно обрывала и любой любовный роман заканчивался даже не начавшись. Ей нравилась романтика первых свиданий, поцелуи на автобусной остановке под проливным дождем, внезапные ночные визиты, шепот и вздохи в темноте под луной, но она знала, что за этим последует неминуемый и беспощадный быт, разбросанные носки по всему дому, требования ужина к его приходу и подозрительный надзор за каждым ее телефонным звонком. И самое главное уже не останется места для того, кого она продолжала ждать. Того самого единственного и неповторимого, загадочного и неуловимого, того с которым не настает «потом», а есть вечное только здесь и сейчас.
После стажировки, Люба осталась работать все в том же банке, но уже на постоянной должности. Череда однообразных будней на работе, разбавленная шумными встречами с подругами по выходным, незатейливый быт и хлопоты по хозяйству в квартире где она жила, все это превратилось в единый и ровный поток течения реки жизни, которая неспешно и неизменно двигалась вдоль далеких берегов ее фантазий, которые проплывали мимо. Сначала в них можно было разглядеть молодого и импозантного незнакомца в плаще с дерзкой улыбкой, который в одной руке небрежно держал сигарету, а другой обнимал Любу за талию увлекая ее в свой мир где каждый день не похож на предыдущий. Потом это был мужчина средних лет в безупречно пошитом костюме подчеркивающим подтянутую и статную фигуру, который открывал перед Любой дверь лимузина, ожидающего чтобы увезти их в места далекие и невиданные, полные нового и разного.
Проходили годы, но Люба продолжала работать все в том же банке, на той же должности ожидая обещанного повышения. Люба не задумывалась о том права ли она или нет в своем упорстве, продолжая ждать исполнения своих мечтаний и ожиданий. Она решительно отказывалась соглашаться с тем, что может быть как-то иначе, что она должна принять компромиссы, навязываемые ей обстоятельствами. Ее подруги считали, что у каждой женщины должен быть мужчина и не важно, что он не сильно похож на мужчину твоей мечты. Фантазии и идеальный мир это одно, а семья, дети и нормальная реальная жизнь это другое. И в этой жизни не всегда, а если быть до конца откровенным и вовсе никогда не бывает совсем так как хочется, или видится. Но Люба не могла по-другому. Она не хотела терпеть и делать несчастным ни себя ни кого-то еще. Пусть все будет так как есть, и она продолжала ждать.
Перед новым годом, как это и бывало каждый год до этого в банке где работала Люба случился корпоратив. Ничего примечательного в этом событии не было и даже наоборот, все было даже еще скучнее чем обычно. Люба, вопреки своим принципам не позволять себе ничего лишнего в компании с коллегами, не заметила, как от скуки увлеклась вином, которого на мероприятии оказалось в избытке. В итоге, когда она поняла, что настало время, когда уже никто не заметит ее отсутствия, то оказалось, что выпила она чуть больше чем намеревалась. Она собралась и вышла на улицу. Голова кружилась и ее покачивало при ходьбе. Она добралась до дороги для того чтобы поймать машину и оказаться наконец дома. Было холодно, дорога была пуста, она простояла довольно долго, но в итоге наконец остановилась какая-то машина. Договорившись о цене, она села на переднее сидение и оказалась в теплом полумраке салона автомобиля который повез ее домой.
Водителем был мужчина средних лет, совсем непримечательной наружности и точно не из тех что нравились Любе. Скошенный подбородок, нос крупноват и некрасивой формы, цвет волос было не разобрать в темноте, но Люба почему-то сразу решила, что он ей бы не понравится. Сначала они ехали молча, но потом у них завязался какой-то несвязанный банальный разговор, который Люба поддерживала исключительно для того чтобы не заснуть. Водителя звали Сергей. Он несколько раз пытался неловко пошутить и еще сделал Любе какой-то комплимент, но она не обратила на это внимание. Наконец они добрались до места. Люба расплатившись с трудом выбралась у машины. Сергей пришел ей на помощь. Любу укачало, голова кружилась и ноги совсем не хотели слушаться. Сергей, увидев ее затруднение, предложил проводить до дома. Уже на лестнице в подъезде, Люба почувствовала, что ноги подкашиваются и она больше не в состоянии идти дальше. В это время, совершенно неожиданно она почувствовала, как Сергей подхватил ее на руки и понес вверх по лестнице. Сначала она инстинктивно возмутилась, попыталась вывернуться и встать самостоятельно, но вскоре от чего-то ей стало безразлично, и она поникла, поддавшись обстоятельствам. Лязгнули двери лифта, гулко стукнул пол под тяжелыми шагами Сергея, который аккуратно внес свою ношу в лифт и спросил:
– Какой этаж?
– Восьмой
Люба сказала это тихо, немного охрипшим голосом и от этого получилось как-то интимно. Сергею было неудобно, но он извернулся, продолжая удерживать Любу и нажал на нужную кнопку. Лифт покачивало, что-то постукивало и поскрипывало при движении, но в конце концов они доехали до нужного этажа. «Только бы соседей не встретить», машинально подумала Люба и указала на свою дверь пальцем Сергею, когда они вышли. У двери он очень осторожно поставил ее на ноги и уже когда удостоверился что Люба стоит самостоятельно все еще продолжал придерживать ее за локоть. Тем временем Люба порылась в сумочке и достав ключ открыла дверь в темный проем коридора своей квартиры. После этого она повернулась к Сергею лицом. Заметив, что он собирается что-то сказать, по всей видимости попрощаться или может быть что-то еще чтобы скрыть неловкость, она взяла его за отворот пиджака и сделав шаг назад в открытую дверь увлекла за собой.
Люба проснулась утром и не сразу вспомнила что была вчера. Но собравшись с мыслями, она оглянулась, напрягшись от нежелания увидеть рядом с собой совершенно незнакомого ей человека. Она была одна. Она вспомнила как буквально силой втащила к себе незнакомого мужчину, потом они целовались в коридоре и уже раздеваясь на ходу и разбрасывая одежду переместились в комнату. Дальнейшее она не запомнила в деталях, но по ощущению все вроде бы было неплохо, но здесь она не была до конца уверенна, да и не хотелось заострять на этом внимание. На полу валялась только ее одежда. Она встала и оделась. На полочке в прихожей она увидела клочок бумаги с номером телефона. Еще подпись: «Сергей». Люба подержала его в руках около минуты размышляя, после чего скомкала, скатав его пальцами в крохотный шарик и выбросила.
Прошло несколько дней, впереди были длинные новогодние выходные и Люба много чего запланировала. Она хотела обновить обстановку в квартире, и вся прихожая была завалена недавно приобретенной мебелью из Икеи которую теперь предстояло собрать, расставить по местам и избавиться от старой, место которой она должна была занять. А еще встреча с подругами, домашние дела. Еще хотелось просто побездельничать, отдыхая на диване с книжкой или кроссвордами… в прихожей раздался звонок во входную дверь. Люба подумала, что это очередные продавцы окон, дверей, ножей или черт знает чего еще и она подумав стоит ли вообще открывать, все же отправилась в прихожую и повернув ключ открыла дверь. Это был Сергей. Люба совсем этого не ожидала и растерялась. Сергей, увидев ее замешательство заговорил, сбивчиво, явно смущаясь, стараясь словами преодолеть неловкость, возникшую при встрече.
– Люба… добрый день! Прости, что без звонка… я бы позвонил, но я не знаю твой номер телефона… только вот адрес… я тебе свой оставлял, наверное, затерялся, ты не звонила…. Я… вот… в общем, мне, наверное, не стоило, прости меня ради бога!
Люба продолжала стоять, пытаясь сообразить, как бы ей повежливее выпроводить своего гостя, на визит которого она совершенно точно не рассчитывала, да и вообще уже с успехом почти забыла. В то время пока Сергей продолжал говорить, оправдываясь она наконец рассмотрела в скудном свете хмурого зимнего дня жидко проливающимся из окна лестничного пролета фигуру Сергея. Он был совсем невысокого роста и щуплый. Высокий лоб переходил в зарождающиеся залысины по бокам, но аккуратно постриженные и зачесанные назад волосы придавали виду интеллигентность что в целом скрашивало впечатление. Было видно, что он тщательно и аккуратно одет. Под новым расстегнутым пальто можно было увидеть костюм с хорошо подобранным галстуком. В руках он держал полиэтиленовый пакет и букет цветов. «В пакете вино и конфеты», машинально подумала Люба. В это время Сергей закончил свою оправдательную речь и совсем поник, так как по виду Любы уже понял, что его не ждали и совсем не рады. Уже собираясь развернуться и уйти он остановился и указав рукой за спину Любы спросил:
– Может помощь нужна с мебелью? Я могу.
Люба задумалась. Ну что сказать, предложение оказалось, как нельзя более уместным.
– Только мебель. И все. Договорились?
– О чем речь! Соберу и уйду. И все. – Сергей оживился, обрадованный согласием Любы и вошел в прихожую протягивая ей букет с цветами – Это кстати тебе! Я долго выбирал, мне кажется тебе должны понравиться.
Хлопоты с мебелью заняли больше времени чем предполагалось и продолжились на следующий день и еще через день после этого. Поначалу была неловкость в общении, которую сглаживала деловитость, с которой Люба и Сергей принялись за работу. Постепенно они разговорились, нашли общие темы для обсуждения и в целом стали чувствовать себя вместе довольно комфортно. Вечером пригодились конфеты и вино которые действительно оказались в пакете, который принес с собой Сергей. После того как они закончили с мебелью, через пару дней Сергей снова нашел повод зайти к Любе в гости и на этот раз она его впустила уже не пытаясь найти повод избавиться от визита. Через некоторое время он пришел снова и вышло так, что он стал заходить время от времени и уже без какого-либо явного повода и Люба не возражала. Она не приглашала его сама, все время демонстрируя что ни о каких отношениях, даже дружеских речи идти не может. Это все временно, и она не против какого-то времени соглашаться с визитами Сергея. Она не интересовалась его личной жизнью, им самим и ничем что могло бы их по-настоящему сблизить.
Прошел год, и Люба не заметила, как все более частые визиты Сергея превратили их жизнь в совместную. Она продолжала своим поведением и словами подчеркивать независимость своего положения и что факт присутствия Сергея рядом никак не сковывает ее свободу, не связывая никакими обязательствами и отношениями. Он в свою очередь ни на чем не настаивал и не пытался ограничить ее. Он просто всегда был рядом, и Люба начала чувствовать, что ее жизнь стала намного комфортнее. Сергей оказался интересным собеседником, остроумным человеком, проявлял интеллигентность во всем: в быту, мыслях и поведении. Люба часто обращалась к нему за советом, когда возникали сложности на работе. А еще все полочки в доме наконец оказались на стенах, вечно протекающий кран теперь стал полностью исправным и еще много разных требующих ремонта мелочей, досаждающих своим неустройством, теперь были в порядке. Все это происходило ненавязчиво и как бы само собой и Люба нарочито всего этого не замечала. Она не хотела, чтобы подобного рода вещи стали основанием для серьезных отношений способных ее лишить надежды на то что она, наконец встретит мужчину своей мечты. То что Сергей ей не мешал, было очень важным моментом. Она продолжала ждать, что может быть зрелость наконец откроет свои тайны и накопленный опыт наконец приведет ее в то место где она встретит достойного избранника, с которым сможет связать свою судьбу без компромиссов и сомнений.
Прошли годы и пришла зрелость, но она не открыла ей никаких тайн и секретов, кроме одного. Она узнала, что у нее неизлечимая болезнь и срок оставшийся на исполнение надежд ограничен вполне обозримым будущим, которое, как ему и полагается в конце концов наступило. Люба лежала на больничной койке и смотрела, не мигая прямо перед собой в одну точку на белом потолке. Похоже, что это было все. Теперь уже больше ничего не оставалось ждать кроме приближающегося конца. Люба чувствовала себя обманутой. Это было несправедливо. Ведь есть во что-то очень сильно верить, если чего-то желать с необычайной силой, ждать и не переставать надеяться то это обязательно должно случиться! Никак не могло быть иначе, или зачем тогда все?

Сергей сидел рядом с больничной кроватью на которой лежала Люба. Уставшее осунувшееся лицо, мешки под глазами, растрепанные волосы… он был совсем измотан бессонными ночами и днями которые он проводил в больнице рядом с Любой, готовый в любой момент порадовать ее хоть чем угодно, исполнением любых ее желаний и скрасить оставшееся время, которое у нее забирала болезнь.
Сегодня Люба была неподвижна и безразлична ко всему окружающему более обычного. Она не смотрела в сторону Сергея и почти не разговаривала с ним, все время лежа на спине и глядя в одну точку на потолке неподвижным взглядом. В какой-то момент ее пальцы шевельнулись, и Сергей увидел, что ее глаза закрылись. Она больше не дышала. Он подошел, сел на край кровати и взял ее руку в свои. В последний раз.

Прошел год. Долгая зима наконец подошла к концу, свет неуклонно расширял свои полномочия и дни становились заметно длиннее. Снег уже растаял и пока еще голые деревья в парке уже готовились облачиться в подобающий наряд из радостной зеленой листвы для встречи теплого времени года. Сергей неизменно приходил сюда каждые выходные и подолгу гулял. Раньше, он много раз проходил по этим знакомым дорожкам парка с Любой. Все здесь было памятно для него. На лавочке, вон под тем старым дубом, пряталась скамейка с чугунными завитками. Здесь летом в тени они, устав от прогулки они сидели и читали каждый свою книгу, после чего обсуждали прочитанное, спорили, соглашались и часами разговаривали о разном.
Когда Сергей шел по какой-либо тропинке и впереди возникала одинокая фигура женщины, скрытая листвой пышных кустов сирени, то он готов был обмануться каждый раз, поверить вдруг что это Люба. Стоит только догнать ее, окликнуть и все будет по-прежнему, как раньше и они посмеются над наваждением, случившимся с Сергеем что он снова один, после чего, можно будет отправятся вместе домой ужинать.
Была в парке тропинка среди разросшихся яблонь, которая Любе нравилась больше других. По какой-то причине, трава вдоль нее начинала зеленеть по весне раньше чем в других местах. Проходя здесь Сергей каждый раз вспоминал как, однажды Люба сказала ему разглядывая молодую поросль вокруг, что на самом деле есть только два сезона и это лето и зима. А между ними есть только ожидание, когда наступит одно или другое. Но как только наступает лето начинаешь ждать зимы и когда она приходит настает время ожидания лета. Сказав это, она замолчала и надолго задумалась. Люба все время жила между летом и зимой. Законченность была приговором. Если что-то уже случилось, то настало нечто окончательное и что тогда еще ждать?
Сергей ничего не ждал. Ни сейчас, ни раньше, ни когда-либо еще. Очень рано и на всю жизнь он понял, что ожидания бессмысленны. Сколько бы он не ждал родителей пораньше с работы в детстве, или того что у него появятся друзья в школе с которыми было бы по-настоящему интересно, это все равно не происходило. Став щуплым юношей невысокого роста с некрасивым лицом и фигурой, он не ждал что девчонка с соседнего курса в институте на которую никто не обращал внимание заметит его, и он сможет ей рассказать о том какая она необычная и красивая. Став аспирантом, он продолжал учиться, много работать. С возрастом превратившись в серьезного ученого Сергей добился признания и успехов в своем деле, но это не трогало его. Он не ждал признания и благополучия. Это было не важно и не трогало его.
Чтобы не происходило с ним, он по-прежнему оставался одиноким человеком, возвращающимся каждый раз в свою пустую и неуютную квартиру. Никого не было рядом с кем можно было бы разделить уют, о ком можно было бы проявить заботу, или просто встретиться вечером за ужином и обсудить что принес прошедший день. И он не ждал что изменится хоть что-то, до тех пора, пока однажды на дороге не остановился и не подвез на своей машине до дома Любу. Он прожил с ней больше десяти лет и был счастлив. Он ничего не ждал от нее, просто был благодарен за то, что он может быть с ней, любить ее. Его жизнь перестала быть пустой и одинокой. Он ничего не ждал потому что ему было достаточно того что у него уже было. Даже теперь, когда ее не стало его Любовь все равно была с ним.


Рецензии