Игра в прятки - Kakurenbo

KAKURENBO: БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА НА СТРУНАХ УЖАСА

Название: Игра в прятки  / Kakurenbo
Жанр: ужасы, мистика
Выпуск: 2004 г.
Тип: короткометражный фильм, 25 мин.
Студия: Asia-Do
Режиссер: Морита Сюхэй
Автор оригинала: Морита Сюхэй


ЭПИГРАФ
– Потихонечку, полегонечку, – подхватил Горлум. – А то и хоббиты булькнут к Мертвым и засветят по огоньку. Держитесь за Смеагорлом и не смотрите по сторонам.
(Дж.Р.Р. Толкин, «Две крепости», пер. Н Григорьевой, В. Грушецкого)

КРАТКО О СЮЖЕТЕ

Слышали, что рассказывают про тот страшный, темный квартал, где порой совершенно неожиданно зажигаются огни? Говорят, демоны заманивают туда детей, чтобы играть с ними в прятки. И знаете, оттуда еще никто не возвращался!

Чушь, значит? Обычная городская легенда? Ну-ну. А слабо вам отправиться в Темный квартал и вступить в игру? Что? Громче, не слышу!

Ну, тогда вперед, за мной! Я проведу вас по лабиринтам улиц в самое сердце обители демонов.

Можно ли взять с собой фонарик? Можно-можно. Для того как раз и…Ну да ладно. Еще не время вам…

КАЙДАН, БЫЛИЧКИ, ХОРРОР И К;: ЖАНР «KAKURENBO»

Мир вокруг нас кишмя кишит вещами, которые пробуждают в человеке все возможные оттенки страха: от легкого испуга до панического ужаса. Но почему-то реальных ужасов нам мало. С древнейших времен человеческое воображение рисовало другой, потусторонний мир. Мир, расположенный за гранью реальности. Его населяют существа, воплощающие глубочайшие страхи человеческой души. И время от времени жители потустороннего мира наведываются в нашу реальность, чтобы напугать человека, подтолкнуть его к самому краю или даже уничтожить.

Иногда человек проигрывает битву с нечистой силой, иногда выходит из нее победителем. Но все равно вновь и вновь мы жаждем окунуться в атмосферу УЖАСА.
Разговор о «Kakurenbo» просто необходимо начать вот с такой умной фразы: «”Игра в прятки” относится к жанру национальных японских «страшилкок» «кайдан» —, которому в русском фольклоре соответствует жанр быличек».

Все эти слова звучат очень красиво, но, будем честными, мало что для нас значат. Даже среди анимешников едва ли наберется много людей, знакомых с кайданом. О быличках лучше вообще промолчать.

Между тем, в русской классической литературе имеется по крайней мере одно общеизвестное произведение, которое можно назвать этаким «славянским кайданом». Из девятнадцатого века всем анимешникам шлет привет Николай Васильевич Гоголь со своей повестью «Вий». Школьные учителя хорошенько постарались, чтобы даже это увлекательнейшее произведение воспринималось как скучная нудятина. Но на самом деле «Вий» — повесть действительно страшная и захватывающая. Перечитайте ее — и вы поймете, что такое кайдан (правда, с украинским колоритом). Вы удивитесь, насколько понимание «страшного» в «Вие» созвучно пониманию «страшного» в «Kakurenbo».

К сожалению, современный зритель испорчен низкопробным американским хоррором. Конечно, и сегодня еще снимают настоящие фильмы ужасов, и сегодня есть люди, следующие хичкоковскому принципу «Нет ничего страшнее закрытой двери».

Но основная масса хоррора — это штампованные поделки. Сюжет их прост и примитивен: в жизнь обычных людей вторгается УЖАС (вампиры, оборотни, зомби, пришельцы, мутанты и т.д.). Кроваво расправившись со «статистами», Ужас переключается на группу главных героев. Дальнейшая судьба персонажей зависит от их моральных качеств. Злодеи-супостаты непременно умрут мучительной смертью в наказание за свои злодейства-супостатства. Отважный друг главного героя пожертвует собой ради спасения остальных. А сам главный герой со своей любимой девушкой (женой, сестрой, дочерью, сыном, мамой, ручной крысой) благодаря своей отваге, смекалке и прочим положительным качествам не только спасется, но и сделает из Ужаса котлету по-киевски.

К чему эта ирония? – спросите вы. – Разве плохо, что злодеи получают по заслугам, а хорошие люди побеждают?

Само по себе это, конечно, здорово. Такой финал справедлив и поучителен до тошноты. И главное, у зрителя создается иллюзия безопасности. Большинство из нас ассоциирует себя с положительными персонажами (речь не идет о тех сюжетах, где злодеи предстают харизматичными обаяшками). Мы подсознательно считаем, что при столкновении с Ужасом, пусть не фантастическим, а бытовым, мы будем вести себя правильно и, подобно героям фильма, непременно победим. Увы, но опыт показывает, что думать так – большая ошибка.

Шаблонность вредит и самому жанру. Хоррор, финал которого известен с самого начала, перестает быть фильмом ужасов и превращается в набор кровавых убийств и «благородных геройств».

Если смотреть «Kakurenbo» как типичный «ужастик» с непременной моралью в конце, вас постигнет разочарование. Морали там нет. Однако это вовсе не означает, что «Игра в прятки» – бессмысленная «пустышка». Отнюдь. Просто смысл ее принципиально отличается от «морализаторских идей» штампованного хоррора.

«ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»: ПЕРСОНАЖИ «KAKURENBO»

На первый взгляд, персонажи «Kakurenbo» вполне типичны и вписываются в рамки «обычного американского ужастика».

В Темный квартал приходит три группы игроков. У каждой из них есть своя четкая цель.

Первая группа – этакая банда «якудза в коротких штанишках». Двое слабаков, которые ходят в «шестерках» у пацана с комплекцией сумоиста. Он пытается играть «крутого босса», хотя на самом деле — всего лишь трусливое ничтожество. Его цель – упрочить свой авторитет, доказать собственную «крутизну». Он до смерти боится демонов, хотя заявляет, что не верит в подобную ерунду. Столкнувшись с жителями потустороннего мира, он трусливо прячется за спины своих приятелей. Перед нами – классический хорроровский злодей.

Вторая группа – две девочки, видимо, близняшки. Их цель – вступить с демонами в схватку и победить за счет своей силы, ловкости, боевых умений. Близняшки, в отличие от малолетних хулиганов, не вызывают отвращения. Они действительно отважны. Однако их цель эгоистична, им не хватает благородства.

Третья группа – двое друзей. В Темный квартал они идут, чтобы найти сестренку одного из них. Вроде бы девочка пропала во время прошлой игры в прятки. Вот истинный образец благородства и крепкой дружбы. В отличие от остальных детей, они приходят в мир демонов не ради игры, не ради соревнования. По канонам «шаблонного ужастика» именно они должны выйти победителями в схватке с демонами.

Третью группу игроков сопровождает таинственная молчаливая девчушка. Впрочем, слово «сопровождает» здесь не совсем к месту. Она ведет их, увлекает за собой. Куда? Зачем? Загадка.

ИСТИННЫЙ ЛИК УЖАСА: СЮЖЕТ «KAKURENBO»

Завязка сюжета тоже не блещет оригинальностью: дети узнают городскую легенду об игре в прятки с демонами и решают вступить в игру.

Сюжет выстроен очень грамотно. Играя стереотипами, авторы постоянно отвлекают зрителей от самого главного. Если пересмотреть «Kakurenbo» еще раз, можно найти оставленные авторами «ключи»-подсказки. Но когда смотришь это аниме впервые…

Например, герои мельком замечают, что количество игроков больше, чем сказано в легенде. И что с того? Ну, выдумают авторы еще один эффектный способ убийства персонажа. Это их проблемы. А ведь здесь можно, например, вспомнить, что восемь – это четыре плюс четыре, а четверка считается в японской культуре несчастливым числом, связанным со смертью. Совпадение? Возможно.

Время от времени в Темном квартале неожиданно зажигаются огни. И что с того? Это ведь ужастик, а не пособие по электрике!

Игроки, согласно правилам, надевают маски лисиц. Так это проще простого! Аниматоры решили так сэкономить время на прорисовку мимики! А между тем, маски лисиц – деталь вовсе не случайная. Лиса (яп. kitsune, кицунэ) в японской мифологии – это оборотень (факт, известный, пожалуй, любому анимешнику). Но это еще не все. Надевание маски – акт символический. Вступая в игру, герои пересекают грань, отделяющую реальность от мира демонов. Они как бы отказываются от своих человеческих лиц, становятся частью потустороннего мира. Перефразируя известную пословицу: «С лисами жить – лисью маску носить». Кроме того, маски уравнивают героев между собой. Теперь они уже не отдельные люди, а стая лисиц.

Почти сразу зрители узнают о цели каждой группы игроков. Герои делятся на «плохих», «хороших» и «нейтральных».

До поры до времени сюжет вроде бы развивается по наезженным рельсам.

И вот, когда рука уже сама тянется выключить эту красиво нарисованную банальщину, сюжет неожиданно переворачивается с ног на голову. И тогда приходит он – настоящий УЖАС. Потому что настоящий ужас – это не скачущие по полям инопланетные тараканы. Это безысходность. Это обреченность.

Нет «правильного» и «неправильного» поведения. Миру темных сил плевать, насколько благородны или низменны наши цели. Он живет по своим законам. Он живет ради своих нужд. А потому игра должна продолжаться.

И не важно, кто победит. Или важно?

Думается, «победитель» игры в прятки не случаен. И не просто так восьмой игрок присоединился именно к последней группе детей. Возможно, то был извращенный миром демонов отголосок желания спасти близкого человека, то было эхо доброй души, поглощенной тьмой.

Должно быть, так.

ОЖИВШИЕ КАРТИНЫ МИРА ДЕМОНОВ: РИСОВКА

Рисовка в «Kakurenbo» великолепна. Можно долго восторгаться качеством прорисовки городских пейзажей, домов, лабиринтов улочек и переулков и особенно грандиозной Центральной площади квартала Тьмы. Можно лишь удивляться, как художникам удалось придать индивидуальность казалось бы одинаковым лисьим маскам персонажей. Можно часами сравнивать демонов из аниме с изображениями о;ни на японских гравюрах и картинах. Но лучше просто увидеть все это своими глазами.

Даже на маленьком мониторчике компьютера «Kakurenbo» смотрелось сногсшибательно. А уж какой эффект был бы на огромной «плазме»…

ШАГИ В ТЕМНОТЕ, БАРАБАННЫЙ БОЙ, ОБОРВАВШИЙСЯ КРИК: ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Да, именно «Звуковое сопровождение», а не «Музыка». Мы часто обращаем внимание на музыкальные композиции, хвалим или ругаем их. А ведь кроме музыки соответствующая атмосфера создается и другими звуковыми эффектами. «Kakurenbo» как раз относится к таким случаям.

Хорошую музыку в этом аниме дополняют различные шумы (топот, грохот, шуршание, бой барабанов и т.д.) и отличная работа сэйю. Собственно, слов в «Kakurenbo» немного. На плечи сэйю ложилась задача максимально выразительно передать эмоции героев. Обычно голоса только дополняют мимику. Но в этом аниме лица персонажей на протяжении всего действия скрыты масками. Значит, передача чувств через мимику практически невозможна. Да, изменяется выражение глаз, но это хорошо заметно только на крупных планах. В остальных случаях эмоции героев передаются только за счет звуков: испуганных вздохов, криков, возгласов, хриплого дыхания, междометий, дрожания голоса. Эти вещи понятны и без перевода.

Именно поэтому смотреть «Kakurenbo» надо только с японской звуковой дорожкой. По Сети «гуляет» вариант с русскими субтитрами и английской звуковой дорожкой. Так вот, оригинал и английская версия отличаются как небо и земля.

Есть еще вариант с японской звуковой дорожкой и русским синхронным переводом. В самом крайнем случае можно посмотреть его. Голоса сейю там слышны достаточно хорошо.

ИТОГИ

Если вы любите настоящие фильмы ужасов, после которых еще несколько дней темные комнаты вызывают постыдную дрожь в коленях, обязательно посмотрите «Kakurenbo». Если нет – все равно посмотрите. В крайнем варианте, вы просто потеряете двадцать пять минут. Но ведь не исключено, что после «Kakurenbo» вы проникнитесь страстной любовью к такому манящему и отталкивающему, уродливому и прекрасному миру Ужасов.


Рецензии