Старшина Н. Г. Морозов

     Старшина Николай Георгиевич Морозов!... 08.08.1969г.р. русский, в СА с ноября 1987 года. Гвардии старшина, командир отделения Россия, Ульяновская область, город Димитровград. Фото из архива Александра Рудычева..
     Его не просто так командир роты назначил на эту должность, которая должна совмещать в себе решительность, справедливость, честность и многие другие положительные качества человека. Не редко вспоминаю моменты, когда Николай командовал ротой, ведя нас на различные мероприятия. Под его голос и слова: «Раз, раз, раз, два, три». Мы чеканили шаг и шли все в ногу. Поэтому в этой книге именно он выступает в своём послании, за справедливую и честную игру. А результат окажется невероятно реалистическим, но об этом позже.
     Уже перед самым последним этапом работы с материалами книги, перед самой сдачей её в типографию, я получил бандероль от родителей Николая. Вы не представляете, как у меня напряжены нервы и каково моё психологическое состояние, от проделанной работы, переживаний, пропуска всего через себя. Но сейчас буду говорить снова. Когда я, впервые, связался по телефону с Валентиной Фёдоровной и Георгием Яковлевичем Морозовыми, то их реакция не была ко мне радужной. При следующем звонке мне сообщили, что Валентину Федоровну положили в больницу.               
     Позднее, как узнавали, что звоню я, то бросали трубку. Я не находил себе места. Понимал, что нужно выправлять ситуацию. Пошёл на почту и отправил семье Морозовых моё вступление к книге. Дни нервозных ожиданий воплотились в телефонный разговор с Георгием Яковлевичем. По ходу общения и с его слов я осознал: родители Николая меня поняли.
      И вот, в руках у меня предоставленный ими материал: их письмо, книга «Мы помним вас, сыновья», последние письмо Николая, два стихотворения, его фотография, снимки школы, училища в которых он учился и снимки Аллеи Славы, на которой он захоронен. Что может быть тяжелее для родителей переживших своего сына? Понимаю их и сочувствую. Никакие годы не сотрут боль утраты. Читая письмо родителей, я чувствую их страдания и горечь потери. Со слов Валентины Федоровны понятно, что многие люди не на словах, а на деле проводят огромную работу в дань Памяти многих погибших воинах, рассказывая об их Подвигах многим людям и новым поколениям: в школах, вузах, техникумах и других местах и учреждениях. По последнему письму Николая понятно следующее: у него строились планы на ближайшее увольнение из армии, его любовь и трепетное отношение к матери, уважение к отцу – всё это чувствуется в его последнем письме.
     Отрывок из книги «Мы помним вас, сыновья»: «Родился Коля в ясный солнечный день в городе Ульяновске. Потом семья переехала в Димитровград. После окончания 8ми классов школы № 19ть Коля поступил в ГПТУ № 3. Рос здоровым, весёлым и общительным ребёнком. Увлекался рыбалкой, музыкой, учился играть на баяне. Принимал активное участие в игре «Зарница». Команда школы № 19ть заняла 1е место в городе и 2е место в области. Был Коля честным и справедливым парнем. Защищал слабых. После того, как команда школы № 19ть заняла 2е место в областных соревнованиях, Коля стал мечтать о службе в армии, особенно в ВДВ. И добился своего. Ездил в Ульяновск на аэродром, где вместе со спортсменами-парашютистами прыгал с самолёта. В 1987м году его призвали в армию и направили в учебку ВДВ в городе Рукла, которую он окончил с отличием. Затем Николая направили служить в прославленную Свирскую дивизию, где служили в годы ВОВ наши земляки – Герои Советского Союза Мытарев, Юносов, почётный гражданин города Полнов и другие. За время службы Коля был неоднократно поощрён, награждён именными часами. В своих письмах Коля писал, чтобы родители не волновались, что у него всё хорошо, да и война в Афганистане кончилась, уже выводят войска.
     Война закончилась в Афганистане, но не закончилась для них. Были в Ереване, Баку, Сумгаите и Нагорном Карабахе. За отличную службу Николай Морозов был награждён медалью «Воинская доблесть». Коле оставалось служить две недели…» 
Продолжение находится здесь:


Рецензии