Несентиментальное путешествие в Чистилище
С одной стороны, мы видим эпиграф из Ветхого завета, заголовок из католической традиции и распятие танкиста Григоращенко боевиками.
Вдобавок к этому, Невзоров, несмотря на его нынешний антиклерикализм, никогда не чурался мистического символизма – достаточно вспомнить хотя бы постановочную сцену с испитием огненной чаши в 22 выпуске программы «Паноптикум» («Наши») и начало репортажа «Чаронда».
Наконец, слишком уж подозрительно смотрится прорыв спецназа ГРУ в грозненскую больницу, где происходит практически все действие картины.
Мало того, что эта больница, подобно чистилищу из религиозных представлений, фактически изолирована от нашего мира, откуда проникают разве что мины от своих [1], и извне в больницу, как в мифах, из живых могут попасть только трикстеры, которым сам черт не брат и которым плевать на предупреждения тех, кто отговаривает их ехать в западню.
Мало того, что и транспорт у них соответствующий - грузовик с убитыми, «попутка на тот свет», по всем формальным признакам – ладья Харона.
Так ведь еще и встречающие настораживают - по прибытии спецназовцы, прообразы которых в реальности остались живы (и вообще относятся к другому этапу первой чеченской), видят персонажей, чьи прообразы в реальности погибли, - в первую очередь, Виталия Суворова и Игоря Григоращенко.
Суворов ранен в глаз. Поскольку от такого ранения в реальности умирает его прообраз Иван Савин, [2] в фильме это выглядит намеком на то, что Кобра и компания на самом деле разговаривают с тенью (примерно как Геракл в Аиде). Похожий эффект наличествует и при первом появлении на экране Григоращенко: оно происходит под минометным обстрелом, и, поскольку прообраз героя – Игорь Григорашенко - погиб именно от осколков мины, [3] воленс-ноленс возникает отсылка к иконописной традиции, где христианских мучеников принято изображать вместе с орудиями их страстей. [4]
С другой стороны, единственному достойному вознесения персонажу Невзоров сам официально отказал в религиозной коннотации. Пусть и за кадром, но, что показательно, еще до премьеры, он отметил, что распятие обозначает не крестные муки в христианском понимании, а злобное насилие варваров над носителем цивилизации. [5]
В дальнейшем, уже много лет спустя, сценарист и режиссер косвенно подтвердил «цивилизаторскую» трактовку своего фильма: «Я всегда говорил, что, если буду снимать кино про Фермопилы, у меня победят спартанцы. Мне глубоко наплевать на Геродота и всех, кто этим занимался. Дело в том, что, будь тогда эта победа одержана, мы бы имели прецедент: небольшое количество людей способно возобладать над толпой дегенератов, варваров, дикарей и негодяев…». [6] Вряд ли имеет смысл спорить, что на самом деле фильм про Фермопилы был Невзоровым к тому времени уже снят, и спартанцы там победили.
Тогда почему «Чистилище»?
Все может быть предельно просто объяснено, если подойти с максимально реалистической точки зрения и допустить, что главной мотивацией для выбора названия была необходимость перебросить мостик к репортажу «Ад», который дал целый ряд прообразов для фильма и о котором могли уже подзабыть.
В результате получилась своего рода дилогия из документального и художественного материалов. Чтобы намекнуть, к чему восходит художественный фильм, нужно было подобрать ему название из того же смыслового ряда. Понятно, что этим словом не могло быть слово «Рай».
Но очень многое в фильме указывает и на возможность другой интерпретации.
Во-первых, испомещение основного действия именно в больницу. В результате войны это место спасения жизней превращено в место энергичного их отъема (т.е. это уже эдакая антибольница, фабрика смерти), и в намеках как Исрапилова со стороны сепаратистов, так и Кобры со стороны защитников конституционного порядка слышатся претензии на превращение этого оскверненного храма медицины обратно в больницу.
Исрапилов сравнивает изгнание федеральных войск из его бывшей больницы с хирургической операцией по удалению опухоли. Кроме того, он употребляет бранную лексику, связанную с фекалиями (то есть нечистотами), и упоминает, что его тошнит от Суворова (а тошнота, как недуг, способна вызвать рвоту, то есть загрязнение).
Кобра же сначала подмечает, сколько в этом чистилище «грязи лечебной», а потом окончательно «исцеляет» Исрапилова с помощью станкового гранатомета (и отчасти это действительно исцеление, потому что мертвых точно уже не тошнит).
Таким образом, излечение в данном контексте тесно переплетается с очищением от скверны. Впечатление дополнительно усиливает вездесущая грязь. Копоть покрывает лица героев, безобразя, дегуманизируя и демонизируя их облик, делая из них своего рода горгулий. В отличие от реального января девяносто пятого, в этом Грозном почти нет снега, который мог бы припорошить грязь и кровь, сочащуюся даже из грязи.
Он появляется только в самом финале, когда уцелевшие солдаты и офицеры выносят снятого с креста Григоращенко на улицу, и больница вроде как действительно очищается. Но это только на короткое время – вскоре больничный комплекс будет снова отбит противником. Снег упадет только для того, чтобы смешаться с грязью и кровью в хлюпающее месиво, и не будет конца этой контаминации.
Выходит, что в этом чистилище не очищаются от грехов, а вычищают противника. И для предвосхищения этой бесконечной зачистки как нельзя лучше подходит ветхозаветный эпиграф, отсылающий к закону Моисееву ("око за око, зуб за зуб"), из-за строгого следования которому все взрослые останутся без глаз и зубов, а все дети будут разбиты о камень.
И это особенно важно в свете того, что больше о первой чеченской ничего не сняли до сих пор – и явно не стремятся снимать, как и про ей подобные события вроде операции в Будапеште в пятьдесят шестом. Но в случае с этой войной качество обошлось без количества: на ее материале было сделано обобщение порядка столь высокого и сложного, что другим, более избалованным вниманием режиссеров, еще долго придется ждать чего-либо подобного.
Примечания
1. Анализ этих особенностей см.: Лунгин А. Война и сообщество // Искусство кино, июль 1998 г.
2. Милюков П., Яук К. Я — «Калибр-10»: Штурм Грозного. Январь‘95. — Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2010, с. 212.
3. Гродненский Н. Первая чеченская: история вооруженного конфликта. Минск: ФУАинформ, 2007, с. 378.
4. Никольский М. В. Культурфилософские особенности знаковой символики в уставной православной иконописи // Социально-экономические явления и процессы, № 12 (058) / 2013, с. 274.
5. Александр Невзоров: «Только в кино я имею возможность не соврать» // Газета «Смена», 03 октября 1997 г.
6. Шаргунов С. Александр Невзоров. Последний самурай // Журнал «Медведь», №138, 2010 г.
Свидетельство о публикации №216121801278