Новые сказки. Мир перестанет создавать зло!

          Только мы взялись обсуждать, какая она – сказка, – тут же заспорили.
          Одни говорят, что во всех самых известных с детства историях непременно есть добро и зло. А раз так, им надо друг с дружкой воевать-соперничать и добро обязано побеждать.
          И правда, то мачеха захочет извести падчерицу (например, «Двенадцать месяцев» или «Морозко»), а Дедушка ее спасет, да еще и отомстит завистнице, то Мышиный король со своим войском набросится на Щелкунчика, а Мари швырнет в него туфелькой (Э.А.Т. Гофман), то добрый доктор Айболит разделается с Бармалеем «под орех» (К. Чуковский).
          Любовь Герды растопила лед Снежной Королевы (Г.Х. Андерсен), Скрудж сдержал свои грубость со скаредностью (Диккенс), да и вообще, неимоверное количество принцев со всех сказочных стран, краев и закоулков спасли принцесс от чудовищ, страшилищ, драконов и даже самого Кащея Бессмертного.
          А уж в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» кузнец и совсем столкнулся нос к носу с самим Чертом! Да так отходил его кнутом, что неповадно больше!
          Эх, вроде все верно. Есть такие сюжеты. Да и законы драматического жанра благоволят к тому, чтобы положительные персонажи вступали в бой с отрицательными. А обстоятельства чтоб сгущались, осложнялись и сопротивлялись добрым порывам. А то, твердят классики, наш читатель уснет со скуки.
          Но ведь есть и другие!
          Взять хотя бы знаменитую украинскую сказку «Рукавичка» (рекомендую непременно посмотреть книжку 1953 года с иллюстрациями Евгения Михайловича Рачева). Шел дед по лесу и не заметил, как обронил рукавичку. А в ней зверюшки жить устроились. И мышка, и лягушка, и лисичка, и волчок-серый бочок, и… всего семеро. А дед хватился пропажи, – нету! Пошел искать. А с ним собачка. Бежит по лесу и вдруг видит – потеря! Как залает: «Гав-гав-гав»! Звери испугались и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку. Разве не прелесть? Никакого зла. Никакой борьбы противоположностей. Зайчик, разве что, больше всех собачки испугался.
          Или вот, например, «Ежик в тумане».  Отправился главный герой к Медвежонку чайку попить (я имею ввиду вариант Юрия Норштейна). Туман, Филин, Лошадь, Река, да комарики со скрипочками. Веточки, опять же, можжевеловые… А ведь – легенда! Сколько поколений детишек пропитаны добротой и нежностью. И не дрался никто и кулаки не понадобились.
          Винни-Пух с Пятачком запросто ловят Слонопотама, не причиняя ему неудобств, Алиса игнорирует Королеву, а Карлсон, всего-то, пугнул чердачных воров разок, да плюшки стащил без спросу. Можно, можно, оказывается, создавать сказки без тени жестокости!
          Вспоминается хоть и не сказка (впрочем, а что не есть сказка?), но замечательная история О. Генри «Дары волхвов». Мало кто может удержаться от слез при чтении этого краткого рассказа. Казалось бы – подарки! Но более пронзительного впечатления трудно сыскать. И никакого зла.
          Получается, есть разные истории для детей, в том числе, новогодние и рождественские. Но все они, так или иначе, ложатся на две чаши весов. На одной – по старинке, – зло с добром, и они бьются насмерть, причем мутузят, как правило, друг друга нещадно, а на второй… тут рассказы более тонкие, я бы даже сказал, изящные. Они трогают особенные струны души. Они восхищают, радуют, или печалят, но с такой степенью искренности, какую редко можно отыскать.
          Весы, в данном случае, пример не очень удачный. Эти разные сказки не лежат рядом.  Исторически более ранние те, что с борьбой добра и зла. Другие, которые с искренностью и нежностью, появились позднее, – пару столетий тому назад. Многие народные мифы, легенды и сказания, напичканные жестокостями, что новогодняя индейка яблоками, со временем приглаживаются, причесываются, становятся мягче. Сравните первое издание сказок братьев Гримм и нынешние интерпретации. Небо и земля! Фабула войны отступает. Нынче она не ко двору.
          Что скрывать, мне нравится эта черта эволюции сказок. Мир становится добрее. Не потому, что победил зло. А потому, что перестает его создавать.
          Это важно!
          Чем меньше мы пичкаем детей сказками о борьбе со злом, тем меньше они (а это и есть будущие поколения) сами становятся злыми.
          Но мы в начале пути. Новых сказок еще мало, да и создавать их сложно. Все в наших умах.
          Удачи всем за письменным столом!

          Искренне ваш, Игорь Шляпка.


Рецензии