Гирлянды цветов и фруктов в голландском натюрморте

   
Рубенс и Ян Брейгель Старший. Мадонна в цветочной гирлянде, около 1620. Дубовая доска, масло, 185х209,8 см. Старая пинакотека, Мюнхен.


  Собственно цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали известные мастера - Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем.

     Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками - золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми костями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветам поэты посвящали стихи.

        Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего - это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение.

           В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).

        Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

      Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”

        Образ Святой Девы с Младенцем, как бы заключенный в восьмиугольную раму, окружен гирляндой цветов, фруктов и овощей, свисающей с деревьев на заднем плане. На переднем плане - различные животные, в том числе и фантастические, как рогатый заяц,олицетворяющие Сотворение мира. Изобилие и красота всех деталей картины понимаются как отражение божественной природы.


Рецензии