Воздушный замок

Воздушный замок

      И мы не заблуждаемся, доколе просто
 утверждаем, что это так кажется.
Рене Декарт.

Не могу припомнить, когда я проснулся.
Туман моего беспамятства, грядой первых воспоминаний рождается с тысяча двухсотой комнаты. Так, по крайней мере, мне сообщили.
 Я живу в необъятном и величественном замке.
 Мы все в нем живем.
Каждый новый день комнаты сменяют друг друга, мало отличаясь в череде бесконечных обновлений.
 Все течет, все меняется – говорили мне, и я принял это как единственно возможную истину. 
Каждое утро я просыпаюсь в новой комнате, но замечаю перемены, лишь оглянувшись на месяцы назад.
Меня строго учили, что место, где я проснусь, определяется только делами, каким я посвятил свой предыдущий день. Мне, однако, кажется - все несколько сложнее.
Друзей у меня много. Много и добрых знакомых.
Я, правда, как и они у меня - никогда не бывал в их комнатах.
 Мы видимся в коридорах и роскошных залах, украшенных хрустальными люстрами, а иногда вместе сидим в гостиных и просторных холлах.
Больше всего я люблю мечтать, сидя возле камина в большом уютном зале северного крыла.
 Стены его обиты дорогими коврами, чей изумрудный бархат выстилает все поверхности, переливаясь изящными узорами.  Расшитые пестрыми нитями старинные гобелены щедро делятся секретами прошлого, неся свои тайны сквозь века.
Умиротворенно глядя на дрожание языков пламени, я думаю о замке.
Кем он возведен и для кого?
 Насколько он большой и древний?
 Как управлять своей жизнью в нем и что там, снаружи?
 Но ответы на эти вопросы кроются в пелене таинственности, ловко прячась  от самого любопытного взора.
Взрослые говорят, что мы не способны попадать в комнаты друг к другу, потому как каждая из них - это наша жизнь.
Нельзя полностью погрузиться в жизнь другого человека. Ощутить ее вкус. Конечно, можно видеть всевозможные предметы  его обихода, разглядывать, чем он занимается в обществе, разговаривать с ним и задавать вопросы – но увидеть его комнату, пожить в ней - все равно нельзя.
 Люди страстно любят советоваться друг с другом об интерьерах, сплетничать и сравнивать свои жилища. Напыщенно хвастать новыми украшениями. Кажется - это помогает им чувствовать себя значительнее, если они выглядят лучше других, или, напротив, завидовать и раздражаться - если уступают.
Я думаю - все это пустые глупости, ведь они видят лишь отдельные предметы, но не комнату того, с кем сравнивают себя. И уж тем более не имеют понятия, насколько она уютна для самого жильца. Насколько комфортна и обжита.
Каждый в замке  должен выбрать себе коридор и двигаясь, меняя комнаты - развиваться в жизни. Идти вперед.
Говорят - в этом и есть смысл. Затем мы и живем.  Но я не думаю, что все так просто.
Я часто размышлял, каким коридором идти лучше. Гулял по замку, слушая разговоры жильцов.
 Моя семья предлагала пойти в ученые.
Они говорили, что это достойное и нужное дело, с отличным коридором, конца которому не видно. Что я, окажись я достаточно старательным - смогу открыть секрет замка, где мы все живем. Ну, или хотя бы, приблизить потомков к этому замечательному открытию. Построить еще одну крепкую ступень на лестнице, ведущей к разгадке.
 Я внимательно слушал гордые, самоуверенные разговоры ученых.
 Эти люди неохотно принимают что-либо на веру и часто спорят друг с другом о своих открытиях.
Они кропотливо исследуют устройство замка. Сдирая обои, они изучают, как и из чего выстроены вековые стены. Разбираются и скрупулезно записывают. Те из них, кто докопался глубже других - получают всеобщее уважение.  Испытывают гордость и, с новым приливом неисчерпаемой энергии, смело бросаются на открытие новых истин.
Находя все новые кирпичи в стенах – они строят сложные теории. Однако я не вижу у них конечной цели. Да и они сами, кажется, тоже.
Мне предлагали и множество других специальностей. 
Все из них дают широкие возможности получать удовольствие, развиваться и быть признанной частью нашего коллектива. Активно участвовать в бурной жизни замка. 
Я пока не разобрался, какой коридор мой. Здесь нельзя ошибиться, так что не стоит и спешить.
Часто, сидя в уютной библиотеке, я читал о счастье.
 Развалившись в дубовом кресле, обитом плюшевым войлоком – я листал пожелтевшие страницы старинных фолиантов.  Кожа их переплетов приятно холодила ладони, а глаз привычно скользил по рукописным строкам.
Мне всегда было интересно узнать мнения давно исчезнувших из замка жильцов, о счастье. Прикоснуться к их мыслям.  Окунуться в океан мудрости, насыщаясь светом новых знаний и идей.
Многие писали, что счастье - это полное удовлетворение своих потребностей. Подумав - я выбрал самых уважаемых и целеустремленных людей, которых только знал и спросил, счастливы ли они.
Эти жители уверенно шагали по своим коридорам, но перед лицом простого вопроса о счастье терялись. Они мялись и не могли в точности передать свои ощущения.
Многие и вовсе в ответ раздражались, не желая идти на контакт.
Один пожилой господин из дальнего коридора искусств, к которому я иногда  забегал, будучи подростком, сказал мне:
«Не слушай других, если они станут советовать тебе, как добиться счастья. Никто не знает.
 Потому что счастье, запомни - вещь недостижимая. Нельзя однажды удовлетворить все свои потребности, ведь  получая одно -  очень скоро хочется чего-нибудь еще. Не всегда уже и удается понять, чего именно.
  В этой безумной гонке – сама жизнь, и ни один коридор не длинен настолько, чтобы дать человеку все.
Даже самому быстроногому».
«Человеку потребны все новые ощущения и события», - говорил он.
 Так что, я уверен, что и счастье не такая простая вещь, как кажется большинству.
Время шло.
Жильцы творили, изменяя все вокруг себя, а следом менялись сами. Создавали, развивали и дополняли культуру, воспитываясь ею в ответ.
Чем активнее они преображали замок - тем больше перемен происходило в них самих.
  Однажды я сидел у камина в северном крыле и мечтал о карте. Такой, что могла бы показать мне Всё.
Весь огромный замок изнутри и, особенно снаружи.
 Никто из жильцов никогда не видел его целиком, ведь у замка  не было окон. Выходов не предусматривалось.
 Предания об изнанке древней цитадели веками передавались из уст в уста, волнуя даже самые спокойные умы. Но, однако, никто не владел истинным знанием.
Будь у меня такая карта, - казалось мне,  - я наперед знал бы все комнаты любого коридора. Мог бы заглянуть так далеко, как никто другой.
Увидел бы замок во всей его величественной красоте. До конца познал бы его тайны.
В тот вечер я вновь сидел у камина. Погрузившись в чтение  - я не заметил незнакомца.  Он подошел тихо, словно сотворившись из воздуха.
Его неброское одеяние было скроено иначе, чем у простых жильцов, а низко надвинутый капюшон серого балахона надежно скрывал лицо.
-Откуда Вы?-  вздрогнув, спросил я, когда он остановился неподалеку.
Об этом ты узнаешь позже, - его глубокий голос окутывал каждую фразу аурой загадочности.
Сколько я ни старался -  я не мог разглядеть его глаз. Казалось – под капюшоном сгустилась столь плотная темнота, что лучи моего взора бессильны прорезать ее светом своего любопытства.
-Ты ведь мечтаешь иметь доступ ко всем комнатам? – продолжал незнакомец.
- Жаждешь видеть все наперед и познать замок?
Никому я не доверял своих фантазий и был до возмущения удивлен его осведомленности.
-Откуда вы знаете? – настороженно поинтересовался я, приподнимаясь в кресле.
- Не важно.
-Кто я или что – не имеет значения.  Но я могу дать тебе, что все что захочешь.
Он усмехнулся и жестом пригласил подойти ближе.
Я ответил не сразу.
Молчание повисло над просторным залом.
 Лишь треск догоравших в камине дров нарушал густую  тишину.
-Каким же образом? – найдя в себе силы, переспросил я.
Незнакомец легко поклонился, словно одобряя мой интерес.
-Ты, кажется, мечтал о карте? Тогда я дам именно ее!
Он сунул ладонь за края балахона и извлек длинный сверток.
-Держи, - осторожно протянул он свой дар.
Поколебавшись, я неуклюже взял сверток.  Сухая бумага шелестела под холодными пальцами.
-Знай, - добавил незнакомец, - развернув ее - ты познаешь многое, но исчерпаешь себя и навсегда потеряешь покой. Впредь тебе уже не обрести его вновь.
Такова цена знания.
Цена знания – его голос эхом раскатывался под расписными сводами зала.
В этом голосе было что-то таинственное и зловещее.
-Погрязнув в изучении мелочей – ты разглядишь все части целого. Но за деревьями – потеряешь лес – мрачно  усмехнулся незнакомец.
-Со временем же, ты окончательно потеряешь свободу выбора.
-Цельность бытия исчезнет,  а картинка треснет, рассыпавшись на части.  Сумеешь ли ты собрать мозаику вновь?
-Помни и сделай правильный выбор, - теперь его голос был едва различим.
Конечно, я хотел задать ему множество вопросов, ворохом кружащихся в моей голове, но фигура быстрыми шагами направилась к двери и покинула зал.
 Кинувшись следом - я выглянул, но незнакомец  словно растворился.
Вернувшись обратно, я сел в кресло и взглянул на сверток бумаги, настойчиво притягивающий  взгляд. Жажда взглянуть на все сокрытое от любопытных глаз росла.
Не решаясь развернуть его прямо в холле - я направился в свою комнату и положил на стол.
Охваченный сомнениями и в волнении дрожа - я ходил вокруг пугающей неизвестности, сцепив влажные от пота руки за спиной.
-Никогда не обрету покой. Цена за знание всего.  Что же это может быть? Как понимать? От чего он предостерегал меня? Может это просто шутка?
 Страх перед ответственностью выбора сковал меня,  однако жгучее любопытство, слившись с непреодолимым желанием получить ответы, медленно и неотвратимо приближали  роковой момент.
Наконец, набравшись смелости и затаив дыхание -  я прикоснулся к старой  бумаге. 
Неуклюже сев за стол - я резко развернул сверток.
Это и впрямь была карта.
Тысячи деталей, слов  и символов мелькнули перед глазами, сбивая с толку.
На миг я растерялся, но оправившись - увлеченно углубился в чтение.
 Не отрываясь ни на миг - я изучал ее так долго, что мой взор подернулся пеленой усталости. Бесконечные штрихи и линии мелькали перед утомленными глазами, теряя очертания и расплываясь. Смысл убегал от лихорадочно работающего разума.
С головой уйдя в чертоги древних тайн, я не заметил, как наступила ночь.
Незнакомец не врал.
Карта изображала весь замок целиком.
Все коридоры, ветвления и залы, все мириады комнат открылись перед моим жадным взором.  У нижнего края картина таяла, неспешно плыла вниз и снова рождалась наверху.  «Время», подсказывал надписанный вектор.
 На чудесной карте я не нашел лишь одного.
Ничто не показывало замка снаружи.
 Не было ответов ни о его создателе, ни о целях и замыслах.
Щедрое богатство открывшихся возможностей, однако,  скоро отвлекли меня от бесплодных поисков истины. Я окунулся в жизнь и был стремительно поглощен ее бурлящими потоками.
С тех пор минули тысячи комнат.
Моя волшебная карта дарила поистине безграничные возможности.
Я волен был выбрать любой из сотен коридоров. Менять любые интерьеры, переезжая из комнаты в комнату  по велению самых изощренных прихотей.
А карта с филигранной точностью указывала, что произойдет со мной в той или иной. Любезно предлагала выбрать ощущения и знания, что я смогу там получить.
Многие годы я купался в роскоши.
Пресытившись - я добился признания окружающих жильцов и обрел незабвенную славу. 
Мой коридор познания вел все дальше.
Я испытывал холод страха и пестрое сияние радости. Страдал, задыхаясь в муках, и тонул в потоке блаженства. Наслаждался истомой неземного покоя и сходил с ума.
 Я убивал и создавал все, что мог придумать. Предавал и спасал. Рисовал действительность в самых редких красках.
 Я раскрывал запретные тайны и безжалостно крушил старые догмы. Горячо любил и искренне ненавидел.
Все чувства, все вещи, все знания давались мне в любой миг - стоило лишь пожелать.
Время шло. Комнаты менялись.
Мое мировоззрение сформировалось до конца.
 Гибкий кристалл прежде юного ума затвердел, закалившись в ослепительном пламени жизни. Его вычурная форма бесконечной многогранности закрепилась, а мои взгляды сквозь призму устоялись.
Я стал зрелым и опытным. Перестал меняться.
 Я знал и видел все. Ничто уже не могло уйти от моего пытливого взора.
Словно проживая сотни разных жизней в одной - я знал наперед, как достигать всего, чего хотел.  Давно забытыми остались предупреждения, что дал мне в тот вечер незнакомец.
Часто мне казалось, что новый коридор приведет меня к покою и удовлетворенности. Однако пройдя его до его конца, я  переполнялся разочарованием.
- И это все? – вновь и вновь терзал меня немой вопрос.
Не существовало запретных плодов.
Все было по плечу.
Чем грандиознее я ставил цели, тем оглушительнее было разочарование, когда без  всяких шансов на поражение я достигал ее.
Я трясся в бессильной ярости, ослепленный всё растущими амбициями и потребностями, которые одни, как казалось, могли привести меня к счастью.
Долго я не мог разобраться, почему это происходит.
Через все эти сотни коридоров, я пришел к одной мысли:
 Не важно, какой коридор ты избрал.
Значение имеют лишь те знания и чувства, что его комнаты смогли тебе дать. Осознать, в чем ты нуждаешься, разумно отметая прочую сверкающую шелуху кипучей действительности – вот что важно.
Я пережил много больше, чем любой во всем замке.
Все доступные человеческому разуму ощущения не раз наполняли меня, сменяясь причудливым калейдоскопом, а крепкий коктейль из вседозволенности и бесконечных возможностей, кружил голову.
Шли годы и, однажды, я не нашел больше коридоров, которые могли бы дать мне хоть чего-то нового.
Растерянность и гнев завладели моим избалованным разумом. Стало казаться, что стены замка давят на меня, лишая свободы.
Желание жить  притупилось. Впервые я был ограничен.
Раньше я не думал, зачем это все  происходит, находя смысл во все новых ощущениях.
 Переживаемых событиях и людях вокруг меня.
В поисках все более сильных эмоций я с каждым днем расширял свой опыт. Но теперь, когда все казалось пережитым - моя свобода рассыпалась в прах. Обыденность давила тяжким грузом.
Я злился и страстно желал освободиться, но не знал как.
Конечно, было ясно, что я так и не познал смысла всего происходящего.
Не узнал, кто построил этот замок и зачем. Где мое в нем место.
И есть ли оно?
 Побывав в бесчисленном множестве комнат, я безнадежно заблудился, потеряв свою собственную. Ничто уже не казалось мне ни родным, ни интересным.
Безразлично я наблюдал за жизнями других и видел, как многие отчаянно борются в поисках своего коридора.
Кто-то лишь меняет комнаты, не придавая значения их убранству, а некоторые, покорно сдавшись - присоединяются к сложившимся в обществе социальным типам.
В подражании – они находят себя.
Окружаясь навязанной  атрибутикой – успокаиваются и живут дальше, но никогда не могут убежать от ощущения иллюзорности своего места.  Они тщательно убеждают себя в правильности происходящего и, в глубине души не верят.
Я не смог найти своего места среди них.
С сожалением я понял, что познав все - я потерял свободу.
 Отныне мой путь пройден и мне больше не суждено пережить той сладкой дрожи в предвкушении нового. Нечему было учиться, нечего познавать.
Я начал страдать.
 Рефлексия душила меня вечерами у камина в северном крыле. Былые увлечения потеряли своё очарование.
 Любая деятельность, - размышлял я, - сводится к получению ощущений и знаний.  Со временем – моё воображение истощится, а удовольствием покинет мою жизнь.
Это ясно.
Но кто же, черт возьми, создал этот замок?
 И зачем?
Я  просто пленник, ограниченный его могучими стенами.  Бессильный разведать, что там снаружи.
А Он, творец и создатель - свободнее нас всех.
Он волен был заключить нас сюда, и насмехается, глядя на наши крысиные бега по коридорам сотворенной им цитадели. На эту бесконечную возню в поисках своего места под солнцем. Игру без конца.
Шли дни, мелькали комнаты.
И однажды я понял.
Единственная новая эмоция, что я мог бы ощутить - это свобода.
 Абсолютная свобода от всего.
Прежде я был ограничен своими привычками, желаниями, ощущениями и привязанностями. Свобода же - единственная могла подарить мне новый смысл.
Я загорелся  идеей обрести ее, приблизив себя к зодчему таинственного замка. Приблизив себя к творцу.
Я имею право знать, что там снаружи! Я волен не зависеть от всего, что внутри – убеждал я себя, все больше распаляясь.
Долгие вечера возле камина я искал возможность выйти за пределы. Открыть новые горизонты, куда я направил бы бурлящую внутри энергию.
В один из таких вечеров дверь за моей спиной хлопнула, и я в испуге оглянулся.
В проеме стояла знакомая фигура, облаченная в такой же серый балахон. Я вновь не мог разглядеть лица под капюшоном.
-Если готов познать свободу, если готов услышать ответы на вопросы - следуй за мной – сухо сказал  незнакомец и вышел за дверь.
 Я медленно поднялся из кресла, поглядел на качнувшиеся языки пламени в камине и вышел следом.
Искры надежды вспыхнули в моей истерзанной душе.
Мы долго шли по извилистому коридору, который казался незнакомым. Я был уверен, что не был здесь  раньше.
Ускоряя шаг, я пытался нагнать маячившего впереди проводника, но он всегда оставался на расстоянии нескольких шагов. Пару раз я пробовал спросить его о чем-либо, но он лишь поднимал руку, призывая меня ждать.
Он не оборачивался.
Потерявшись  во времени, я не знал, как долго мы уже шли, когда, наконец, он остановился перед одной из дверей. Пропустив меня внутрь - он вошел следом и захлопнул ее. 
Комната не отличалась от многих других.
Привычная утварь была покрыта толстым слоем пыли. Несколько картин да камин едва ли скрашивали этот заброшенный облик.  В углу я заметил что-то высокое и большое, но предмет был накрыт темной тканью и скрыт от взора.
Незнакомец присел на дубовый стул и поднял голову. Тьму под капюшоном не в силах был рассеять и свет, мягко льющийся из вычурных канделябров.
-Я слушаю тебя, - тихо вздохнул он.
В охватившей меня растерянности я все-таки выдавил вопрос, беспокоивший больше других.
-Каков смысл жизни в замке? - мой голос прозвучал неуклюже.
Незнакомец в балахоне тихо засмеялся.
-Я дал тебе неизмеримо больше, чем имеют другие, а ты не нашел?- насмешливо бросил он в ответ.
-Я испытал все.
-Прожил много жизней за одну и потерял свободу выбора. Потерял покой – стараясь держать себя в руках, ответил я.
Волнение переполняло меня. Ирония же незнакомца волной гнева отражалась и росла в моей смятенной душе.
Неужели смысл в этом? – неожиданно громко выпалил я.
На миг повисла напряженная тишина.
-Конечно же, нет, равнодушно усмехнулся незнакомец.
 – Ты много действовал и пережил. Узнал больше, чем кто-либо другой.
-Но ответь, познал ли ты себя?
- Познал ли суть замка и свое место в нем?
- Нет!
- Ты не нашел на это способов! Да и не пытался, как и прочие с головой нырнув в омут  мелких радостей и забот. Теша свою изнеженную плоть и душу обильными страстями - ты не искал истины.
- И не нашел.
В его голосе слышался холод разочарования.
Мне нечего было ответить.
-Как я и предупреждал, ты потерял свою свободу? – продолжал незнакомец.
–Познав столь много сторон жизни, ты исчерпал свое воображение, но все же остался неудовлетворенным, перестал наслаждаться жизнью как целым образом, разбив на составляющие?
-Мир для тебя развалился на мелкие крупицы, потеряв свою загадочность и неизвестность. А вновь собрать мозаику ты не сумел.
Я, молча, кивнул.
 Его простая речь волшебным образом растворяла всю спесь моего зачерствевшего сердца.
- Ты достиг своего предела. Запомни это. Лишь в этом вся причина!
-Пожелав увидеть замок снаружи ты стал завидовать его творцу.
- Завидовать Его абсолютной свободе.
-Но что ты знаешь о творце?
-Что знаешь о Его свободе? – он говорил все громче. Мощный голос наполнялся гневом.
-Мир, целый мир показался тебе тесным и ограниченным!
- Но так ли это?
- Ты до сих пор убежден, что мировоззрение зависит от мира.
 Глупец!
-И вот, когда ты изучил замок со всех сторон, что смог  ты постигнуть?
Я слушал его, затаив дыхание.
-Мир вовсе не зависит от себя самого. Он лишь таков, каким его видишь ты, и не более!
- Твое мировоззрение рождено твоим зрением - твоим скованным сознанием, а вовсе не безграничным миром!
Его монолог оборвался, и повисла долгая пауза.
Я неуклюже мялся в ожидании, что он продолжит.
Знаешь, зачем я привел тебя сюда? – наконец вздохнул он.
Я вновь безмолвно покачал головой, внимательно слушая.
-Что ж - ты узнаешь это очень скоро.
Хочу познакомить тебя с ним. С тем, кто ограничил твою свободу и запер в замке. С тем, кто создал замок и тебя именно такими.
По моей спине прошли мурашки предвкушения.
-Да, кстати - он уже здесь… - незнакомец развел руками и улыбнулся.
Его дрогнувший иронией голос насмехался надо мной.
Внезапно я испугался.
Липкий пот побежал по моей спине, холодя кожу.
В поисках стула чтобы присесть и перевести дух - я шарил глазами, но ничего подходящего не попадалось.
Иди же и взгляни – восторженно крикнул мне незнакомец, рукой указывая на стоящий под темным покрывалом предмет в углу комнаты.
Невзрачное полотно темной ткани словно качнулось под его пристальным взглядом.
Я замешкался, не решаясь сделать первый шаг.
-Смелее, смелее! Истина близко! – лукаво подбадривал незнакомец.
Рядом с ним я чувствовал себя беспомощным ребёнком.
Дрожащими шагами я подошел к предмету и в нерешительности замер.
-Открой же и познай!
Холодный страх спутал мысли в клубок, лишив меня дара речи, но отчаянным усилием воли я заставил себя собраться, протянул руку и резко сдернул покрывало.
Увидев, что скрывалось под ним – я растерялся, в попытках понять, что все это значит.
Передо мной стояло обыкновенное зеркало.
 Высокое, покрытое многолетней пылью, оно отражало мой привычный образ. Ничего необычного не происходило, а я лишь ошеломленно рассматривал свое отражение.
Потом, озарение ослепительной вспышкой пронзило моё сознание, и я понял.
Я понял все сразу.
Истина все это время была во мне самом, но в близорукости эгоизма я не смог ее разглядеть. Радость открывшихся мне тайн - ярким светом зажгла свет моего разума, открывая самые потаенные уголки, рассеивая тьму невежества и заблуждений.
Клубок моих мыслей  треснул и растворился.
Следом начала таять и комната.
 Я мягко проваливался вниз, в пустоту, но в моих глазах не было ужаса - ведь я уже знал.
Свобода творца поглотила меня целиком, в прах стирая ограничения и иллюзии.
Я падал, глядя на удаляющийся замок.
Могучая цитадель мерцала, растворяясь где-то вдали, за туманным горизонтом, становясь все меньше.
А затем все исчезло.


Рецензии