Сказание о мастере витражей

Когда-то, очень давно, в одном далеком, северном королевстве жил доблестный рыцарь. С молодых лет служил он своему королю и во многих сражениях снискал славу храброго и беспощадного воителя. Многие новые земли и несметные богатства бросил рыцарь к ногам своего сюзерена, не забывая, впрочем, и о собственных подвалах.
Состарившись, воитель вышел в отставку и отклонил предложение короля остаться при дворе. Столица казалась ему тесным, смрадным муравейником, усталому воину хотелось простора и одиночества. Именно тогда в землях, пожалованных ему государем, началось строительство замка, где благородный воин собирался провести остаток своих дней.
Местом для будущего дома рыцарь выбрал оконечность узкого мыса, далеко врезающегося в море. Старый воин задумал выстроить не просто неприступный, а еще и красивый замок, такой, каких не бывало нигде и никогда. Ради этого он свозил со всего королевства самых лучших мастеров строительных дел: архитекторов, инженеров, каменщиков, плотников, маляров и многих-многих других. Среди ремесленников был мастер витражей, гениальный художник цветного стекла, работы которого украшали дома богатых вельмож, горделивые храмы и даже дворец самого короля.
Мастер витражей прибыл в замок под конец строительных работ. Его сопровождала жена, молодая и очень красивая женщина. Увидал ее старый рыцарь – и горячая похоть сдавила морщинистое горло, заклокотала в дряхлом теле холодная кровь, словно прогорклое масло в котле над огнем. Старческие хвори, уже подбиравшиеся к нему, казалось, отступили. Днями и ночами напролет думал рыцарь о красивой жене мастера витражей, думал, даже больше чем о собственном замке.
В один прекрасный день мастер витражей явился к старому доблестному воину и объявил, что работа почти окончена и через три дня он будет готов представить ее на суд почтенного господина. Старик лишь согласно кивнул, но сердце его сжалось и затрепетало. Уедет мастер витражей, и жену с собой заберет. Не увидит рыцарь больше ее красоты.
Эти мысли заставили старого воина сделать то, чего он никогда в жизни не делал. Доблестный рыцарь сдался. Опустив голову, словно под порывами сильного ветра, быстрым и неожиданно твердым шагом отправился он на поиски жены мастера витражей. Нашел – и во всем признался, отринув боязнь насмешек и позора. Каково же было его удивление, когда женщина благосклонно ответила на его признания.
– Все, все, что хочешь, – рухнул рыцарь на колени, – все мои богатства и земли – все твое! Только будь моей!
– Но я ведь замужем, – вспомнила женщина, – как же нам быть?
Омрачилось лицо воина, но ненадолго. Дрожащими костлявыми пальцами стиснул он рукоять верного боевого меча и вышел прочь, не сказав ни слова.
Спустя три дня, мастер витражей повел рыцаря в замок, показывать свою работу. От вида прекрасных стеклянных картин смягчилось старое сердце. Работы мастера были так прекрасны, что, казалось, излучали мягкий, теплый свет, даже тогда, когда на них не падало солнце. Старому воину казалось, что этот свет проникает в темнейшие уголки его души.
Когда они вышли на стену, у подножия которой волны бились о скалы, рыцарь обернулся к мастеру витражей.
– Послушай меня, мастер, – сказал он. – Пока ты трудился, мы с твоей женой полюбили друг друга и хотим пожениться. Я предлагаю тебе любые отступные, все, что захочешь, за тихое и бесследно исчезновение. Я знаю, как это сделать и помогу тебе. Ты тайно уедешь, а мы скажем, что ты умер… ну, хотя бы, упал с этой самой стены в море. Ты же начнешь новую, богатую жизнь там, где тебя никто не знает.
С ужасом и удивлением слушал мастер слова старого рыцаря.
– Милорд, это, боюсь, невозможно, – тихо заговорил он после долгого молчания. – Дело в том, что моя жена – источник моего мастерства и вдохновения. Ее любовь окрыляет меня, помогая делать то, что вы видите. Прошу, отпустите нас с миром.
Зло рассмеялся рыцарь на эти слова.
– Неужели ты не понял, стекольщик? – прокричал он. – Твоя жена не любит тебя! Она любит меня! И если секрет твоего таланта – в ее любви, то у тебя больше нет ни того, ни другого. Но будь по-твоему.
Рыцарь сорвал с пояса увесистый кошель с золотыми монетами и бросил его мастеру.
– Прощай!
Мастер поклонился и отвернулся, чтобы уйти. В ту же минуту старый рыцарь рванул из ножен меч и поразил мастера витражей в самое сердце, да так, что лезвие меча прошло насквозь. Впервые невинная кровь залила благородную сталь.
– Без любви, без таланта – зачем тебе такая жизнь? – спросил старый рыцарь и с этими словами столкнул мастера витражей со стены в море.
Но мастер витражей не умер. Повелитель морей спас его и вернул жизнь.
– Теперь ты мой, – сказал повелитель морей, едва только мастер открыл глаза, – и навсегда останешься в морском царстве. Здесь, с помощью преданных работников, ты создашь свои самые блистательные шедевры, которые украсят мой дворец.
Знал мастер, чувствовал, что вдохновение оставило его, но промолчал об этом.
– Хорошо, – сказал он, – но чем ты заплатишь за мои труды?
– Разве твоей жизни недостаточно? – удивился повелитель морей.
– Сама по себе, – ответил мастер, – жизнь не стоит хорошего витража.
– Что ж, ладно, будь по-твоему, – кивнул повелитель морей. – Чего ты хочешь?

Прошел год с того дня, когда мастер витражей, по ужасной случайности упал со стены замка в море. Сам замок к тому времени был достроен, а доблестный рыцарь и вдова мастера готовились к свадьбе. Проводить церемонию приехал сам архиепископ, замковая часовня была забита народом, сквозь большой витражный купол в зал падали красивые разноцветные световые лоскуты. Едва новобрачные приблизились к священнику, страшные удары начали сотрясать стены замка. От сильных сотрясений витражный купол рухнул внутрь. Большие, тяжелые осколки цветного стекла изрубили на куски жениха и невесту. Испуганные люди бросились прочь из часовни и дальше, из замка. Лишь только последний человек преодолел подъемный мост, замок обрушился в море и исчез в волнах. Оказалось, что спаслись все, кроме новобрачных.

В том месте, где раньше стоял замок благородного воителя, нынче раскинулся удивительный пляж, на который, из года в год, море выбрасывает отполированные волнами разноцветные кусочки стекла. Те, кто помнит о страшной участи мастера витражей, говорят, что это – его работа. День за днем потерявший вдохновение мастер пытается создать свой шедевр, но безрезультатно. Закончив очередной витраж, он разочарованно разбивает его, а вода полирует осколки и выносит их на сушу, создавая удивительный, разноцветный пляж. Говорят, что, когда-то из этих осколков сложится дивный узор и к мастеру вернется утраченный талант. Получив свободу, мастер витражей выйдет из волн и снова будет жить среди людей. Так утверждает предание.


Рецензии