Пани Слуцкая

Она сидела рядом с маленькой кудрявенькой девочкой,гладила ее золотистые,мягкие волосы и пела,протяжную Украинскую песню.Пела она так звучно и красиво,что проходящие мимо дома,случайные прохожие,останавливались и вслушивались,в эту красивую мелодию,пытаясь разглядеть,кто это там так хорошо поет.А девочка сидела рядом,раскрыв свои большие зеленые глаза,и тихонечко вторила в такт песни.Казалось все вокруг замерло и слушало эту красивую напевную мелодию..
  Потом она замолчала и девочка вдруг попросила:"Бабушка,расскажи пожалуйста мне интересную историю про себя.Я так люблю слушать твои истории."
  Она посмотрела с любовью,на свою маленькую внучку,и начала свой рассказ.
В те далекие,далекие годы,когда твоей мамы не было и в помине,а бабушка твоя была такая же маленькая,как ты сейчас,шла по нашей Земле страшная война.Русские воевали с Немцами,Белые с Красными.И царил на нашей Земле страшный голод и разруха.
Мы с мамой и со старшими братьями,жили в то время на Украине в г.Гуляйполе Запорожской области(где родился и жил,в то время батька Махно.Кстати,он даже доводился мне двоюродным братом,по маминой линии).Кушать было нечего,мы собирали летом траву лебеду и мама варила из нее похлебку и мы ее кушали,а когда наступила зима,даже травы не было.И моя мама и двое моих братиков(один братик мой близнец)умерли от голоду.И я осталась одна. Меня сосед пожалел,(они жили богато) и он забрал меня к себе в няньки.У них родилась маленькая девочка и им некому было ее нянчить.Так я попала в 7 лет в наймычки(няньки по нашему)и стала жить у них в богатой семье.Они меня кормили,даже вещи покупали для меня,а я воспитывала их маленькую дочку.
Так я жила 3 года.Потом девочка подросла и  произошли большие перемены в стране.Наступила Великая Октябрьская Революция.Нянька им стала не нужна и они хотели от меня избавиться,(что бы не кормить лишний рот),хотели отдать меня в детский дом.Но тут нашлась моя старшая сестра Валентина и братик Наум,и они забрали меня с собой жить в другой город.
 Так я попала в Киев. Сестра через год отдала меня в вечернюю школу.В то время создавались школы рабочей молодежи.И я пошла учиться.Мне уже было 13 лет.Я первые два года только училась и посещала различные кружки для молодежи.Так я попала в театр Леси Украинки и начала свой творческий путь на сцене.Голос у меня был очень хороший,меня заметили и пригласили заниматься в театре пением,а затем и петь на концертах.Там я познакомилась с Клавдией Шульженко,это потом она стала знаменитой,а по началу она приезжала к нам с концертной труппой и мы даже с ней подружились.Так я жила,училась,пела,занималась общественной комсомольской работой.Очень интересно проходила моя юность.
  Однажды к нам домой,к сестре пришел интересный,очень интеллегентный и обаятельный молодой человек.Он был старше меня на 10 лет,очень высокообразованный и скромный.Сестра сказала,что он инженер,работает у них на заводе и пришел к ней по работе.
Как оказалось,позже,он был в театре на концерте и там заметил девушку,прекраснее которой,не встречал никого в своей жизни.Сердце молодого человека забилось и он понял,что влюбился.Начал искать встречи с любимой.И тут вдруг оказалось,что эта девушка младшая сестра его коллеги по работе.Тут он не удержался и напросился в гости на чай,дабы сделать вид,что пришел по делу.
 Я взглянула на него,сразу даже не оценив,его по достоинству,поздоровалась представилась и молча ушла спать.
Утром сестра рассказала мне всю правду о его чувствах ко мне.Так русско-подданный  поляк,Советский инженер Слуцкий Стефан Иванович,стал часто бывать у нас в семье.Мы садились вместе с ним за  рояль и вечерами музицировали и пели.А все члены семьи слушали и апплодировали.Наши чувства так быстро переросли в серьезные отношения,и я не успела опомниться,как Стефан предложил мне стать его женой и уехать вместе с ним в город Баку,куда его отправляли в долговременную командировку.Я поначалу сомневалась,переживала,как я уеду от своих родных сестрички Вали и братика Наума,которые нашли меня и воспитали,как брошу театр,ведь петь на сцене мне очень хотелось и нравилось.Но потом сестра уговорила и я согласилась.
 Так я вышла замуж и стала пани Слуцкой(так меня называл твой дед).И так закончилась моя карьера певицы.Мы с мужем переехали в прекрасный город Баку.Петь на сцене он мне запретил,так как сильно любил меня и ревновал.И я стала сидеть дома и готовить ему вкусные обеды и ужины,а вечерами он приглашал домой гостей,чтобы его красавица жена пани Зося пела для них и играла на рояле..
Так весело проходили вечера у нас дома.Муж очень любил меня и часто мы с ним ходили в рестораны,посещали театры и кинозалы.И везде его любимая Зося,должна была блистать в самой нарядной и модной одежде,по тем временам.Он покупал мне самые дорогие и хорошие наряды и духи.И всегда говорил:"Зосенька,ты должна произвести на всех хорошее впечатление,т.к. ты моя жена и я тебя очень люблю.
 А каким счастливым был он,когда узнал,что я беременна первым ребенком(твоей мамой).Он целый день носил меня по комнате на руках и целовал,и радовался,как ребенок.
 Родилась девочка и мы назвали ее Тосей(Антониной).Он говорил,что теперь у него две любимых девочки одна-Зося,другая-Тося.Ребенка он тоже очень любил и сильно баловал.Нашей Тосеньке завидовали даже  взрослые барышни,так уж он тщательно и красиво подбирал для нее гардероб."У моей дочери должно быть все самое лучшее"-всегда он так говорил.
 Через два года у нас родился мальчик Станислав,имя ему тоже давал папа(я доверяла его вкусу и не сопротивлялась).
 У нас в семье появилась няня,бабушка Арина,муж шутливо ее называл Ариной Родионовной(Она была Ивановной),т.к.он считал,что мне тяжело справляться с двумя маленькими детьми.Няня ходила гулять с детьми и готовила кушать на всю семью,а я занималась их воспитанием,и свободное время мы проводили с мужем вдвоем.
 Иногда мы всей семьей отправлялись на природу.Стефан любил готовить шашлыки,они у него получались на славу и он нас всех угощал.Так мы и жили в этом прекрасном городе Баку.Так весело и прекрасно проводили время всей семьей.Мы были просто безоблачно счастливы.
  В счастье незаметно летит время.Прошло почти семь лет.Тосенька наша подросла и стала очень похожа на папу своего любящего,все говорили знакомые и друзья,что самая красивая девочка у нас Антонина.Глаза необыкновенно большие и красивые серые бездонные и волосы густые,черные и вьющиеся,как у куклы.И в этом году Тосенька готовилась к школе.Мы с мужем определили ее в подготовительный класс,куда папа сам ее возил и забирал по субботам..
Стефан так и продолжал трудиться инженером на золотых приисках на шахте,а я так и сидела дома и заботилась о наших детях,пока не настали тяжелые времена Ежовщины.Няню у нас отобрали,ибо не следовало Советскому инженеру иметь прислугу.Потом пошли слухи,что стали пропадать люди.
 Пришла теплая долгожданная весна.Зашумели сады,расцвели своей девственной красотой.Страна готовилась к Первомаю.
Утром как всегда первый встал Стас,т.к он уже тоже был большим мальчиком,ему было целых пять лет,он считал своим долгом вставать утром первым и шуметь и кричать в прихожей,и своим криком будить всю семью.Мы с Тосенькой встали и пошли на кухню готовить завтрак.А наш папа пошел умываться и  затем зашел в свою комнату,он любил иногда включать патифон и слушать Божественную Католическую музыку.Он включил патифон и сидел,слушая и наслаждаясь музыкой.
Вдруг в дверь постучали.Тосенька выскочила в коридор и открыла двери.Входящих было двое,мужчины в черных плащах и шляпах,они быстрым шагом прошли к Стефану в спальню,схватили его под руки.На мой крик-"За что?"-Один ответил,что Божественную музыку в Советской стране слушать запрещено.Они его избили по дороге,посадили в черную машину и увезли на допрос.
  Больше его никто не видел...
Шел 1937-й год...

Бабушка опустилась на колени,достала из шкафа старую пыльную фотографию и показала мне моего деда,которого я в жизни никогда не видела и не знала.Которого репрессировали  в 37 году и расстреляли.А семью заставили отказаться от него под страхом смерти,как от врага  народа.


Рецензии
Оленька! Как интересно! Ты говорила, что у тебя польские корни...И у меня (по деду - отцу мамы) тоже польские корни. Но я не знала, что и твоя история связана с нашим краем, в частности - с Запорожской областью. А я живу в Запорожье...Как же инетересно порой судьба сталкивает людей, близких по духу!
С теплом!

Лариса Карась   29.05.2017 12:58     Заявить о нарушении
спасибо Лорик!давно здесь не была!да корни польские по дедушке.С теплом!Мы с тобой похожи!

Ольга Колесникова Гончарова   09.07.2017 12:05   Заявить о нарушении