Гл. 46. Заир. Финал гражданской войны

К весне 1997 года силы Кабилы насчитывали 40 тыс. человек. В середине мая они вошли в Киншасу. К тому времени Мобуту ушел в отставку с должности президента Заира и вскоре умер в изгнании. 18-го мая Лоран Кабила провозгласил себя президентом демократической республики Конго, вернув стране старое название, а 22-го мая его силы установили полный контроль над территорией страны. Тем не менее, отдельные отряды хуту продолжали вести партизанскую войну против Кабилы, а затем против него выступили и племена маи-маи. Вялотекущие боевые действия продолжались 2 года, а затем страну потрясло новое восстание Тутси на северо-востоке страны, которые вступили в конфликт с правительством Кaбилы, получив поддержку Уганды. 2-го августа 1998 года подразделения армии ДРК, созданные из тутси: 10-я пехотная бригада, дислоцированная в Гоме, и 12-я пехотная бригада, дислоцированная в Букаве, подняли восстание. Силами тутси было создано «Конголезское движение за демократию (Rassemblent Congolais pour la Democratie), которое насчитывало около 50 тыc. Бойцов, которые, как и во времена, когда ими заправлял сам Кабила получали помощь от Руанды. Вместе с тем бывшие силы Мобуту создали собственное «Движение Освобождения Конго (Mouvement de Liberation du Congo)», которое находилось под контролем правительства Уганды, также отправившего на север ДРК, контролировавшийся этим движением, 16-тысячный воинский контингент. В общем, кровавая каша заварилась с новой силой.

Численность армии Кабилы оценивалась в 140 тыс. человек, притом, что большая ее часть, как и в прошлый раз, разбежалась, а костяк составили президентская гвардия, силы военной полиции, силы быстрого реагирования и 50-я пехотная бригада общей численностью 15 тыс. человек. Эти силы располагали двумя сотнями единиц бронетехники. На сторону Кабилы встали также  воевавшие до этого против него силы хуту из Руанды и Бурунди, достигавшие численности 50 тыс. человек. Но главной силой Кабилы стали воинские контингенты Анголы, пославшей сюда 5-тысячную воинскую группировку с большим числом танков и поддерживаемую авиацией. Важную роль сыграла также Зимбабве, отправившая до 11 тыс. военнослужащих в составе полка «коммандос», десантного полка, разведывательного полка и «бронекавалерийского» полка «Grey scouts» (сохранившего прежнее славное название времен Родезии, но укопмлектованного уже совершенно другими людьми). Позже в войну на стороне Кабилы вступил 200 тысячный намибийский контингент. Также в нем работали специалисты-наемники из ЧВК «Executive Outcomes». Войскам Кабилы удалось остановить наступление повстанцев на столицу. Ключевую роль в этом сыграли ангольские бронетанковые подразделения.
16-го января 2001 года Лоран Кабила был убит в своей резиденции заговорщиками из рядов собственной армии. Мятеж, впрочем, не удался. Лорана Кабилу сменил его сын Жозеф Кабила. 30-го июня 2003 года между Жозефом Кабилой и «Конголезским движением за демократию (Rassemblent Congolais pour la Democratie)» и «Движением Освобождения Конго (Mouvement de Liberation du Congo)» был подписан мир, согласно которому Жозеф Кабила сохранял командование над Генеральным штабом и ВМС, «Конголезское движение за демократию (Rassemblent Congolais pour la Democratie)» получало контроль над сухопутными войсками, «Движение Освобождения Конго (Mouvement de Liberation du Congo)» – над ВВС, а страна делилась на десять военных округов, во главе которых встали вожди племенных группировок. В стране был дислоцирован 19-тысячный воинский контингент ООН.

ЕЩЕ ПАРА СЛОВ О НАЕМНИКАХ

Военный конфликт 96-97 годов, в котором участвовали наемники «Белого легиона» отчасти напоминает ангольскую эпопею отряда Каллана, хоть и нее привел к столь трагическим последствиям для самих «псов войны». Сходство состоит в том, что правительство Конго обратилось к помощи наемников только тогда, когда фронт практически рухнул, и дело Мобуту оказалось проиграно. Перестраивать разложившуюся до основания и не боеспособную заирскую армию на ходу, прямо под ударами превосходящих числом, организацией и вооружением врагов было поздно. «Псы войны» сделали, что могли, отсрочив неизбежный финал, но переломить ситуацию им оказалось не под силу. Разница с Анголой состоит в том, что наемники показали себя вполне профессиональной и хорошо организованной силой, предводительствуемой опытными и способными командирами, какими показали себя и Тавернье и Палемис, которые не только хорошо воевали, но и успешно вывели своих людей из зоны конфликта, что для наемника является не менее важным, чем успешное наступление. Так, сербский отряд покинул Конго без потерь в личном составе.
Конфликт в Заире интересен еще и тем, что в нем столкнулись в бою как бы разные формации наемников. С одной стороны мерсенеры, набранные по классической схеме времен первой Конголезской войны и Биафры: спецслужбы, тайное финансирование, набор команды отчаянных головорезов под предводительством авторитетных полевых командиров; с другой же – контракторы MPRI, работающие на современную частную военную компанию, которые загодя подготовили кадры руандийской армии, а затем вступили в конфликт, выполняя строго оговоренные функции консалтинга, руководства и оказания помощи в области сложных военных специальностей. В итоге, победа осталась за стороной их нанимателя.

На фото: легкий югославский штурмовик G-4 «Галеб» в атаке


Рецензии