Михаил Ходорковский - борьба только начинается

В.В. Путин создал мафиозное государство [1]. Государственный аппарат находится в руках обширной клановой структуры, которая хочет только одного: богатства и власти. Свободные институты засыхают на корню или душатся в колыбели. Журналистов и политических активистов безнаказанно убивают. Зарубежный капитал покидает страну. В будущем году Россия отметит столетие Октябрьской революции – столетие отвратительного  насильственный эксперимент над умами и сердцами людей. Возникает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы вывести страну из этого тупика?.
Одним из тех, кто раздумывает над проблемой и посвятил ей свою жизнь, является Михаил Ходорковский. Его опять хотят упрятать за решётку, поэтому проживает он сейчас, главным образом, в Лондоне.
     Спустя девять месяцев после освобождения Ходорковский возобновил работу своего фонда «Открытая Россия», который он создал в 2001 году. В те дни взгляды у бывшего узника  были оптимистические и даже на грани утопии. В 1990-е годы Ходорковский выдвинул идею сделать свои кампании прозрачными, с развитым чувством гражданской ответственности, а  Россию превратить в страну, полагающуюся на интеллект и инновации. «Открытая Россия» финансировала гражданские инициативы, в том числе СМИ и образовательные организации. После ареста магната фонд стал беззубым и бессодержательным, что стало мощным ударом по гражданскому обществу в России.
     Возродившаяся «Открытая Россия» амбициозна. Это попытка создать совершенно новое руководство для российского общества, которое будет существовать и функционировать параллельно нынешнему – до тех пор, пока последнее не рухнет. И вот тогда заранее сформированное и подготовленное Руководство займёт его место. Как теневой кабинет оттачивает свои навыки и умения, находясь не у власти, так и теневые лидеры, теневые чиновники, журналисты, организаторы и прочие теневые граждане, по мнению Ходорковского,  должны  приобретать практические навыки. Основатель фонда собирает обширную картотеку российских талантов – людей, которые могут знакомиться друг с другом, публиковаться, преподавать, выступать на публике, налаживать связи с сочувствующими, ещё остающимися в России. Эта картотека постоянно разрастается.
Перспективы вооружённого восстания против путинского режима пока призрачны, поэтому Ходорковский будет продолжать движение по собственной траектории: «Когда прозвучит стартовый пистолет, что может произойти в любой момент, общество должно знать о  существовании команды, способной взять на себя функции правительства. Если это не наша команда, то будет другая команда, которая возьмёт в руки власть. А если другой команды не будет, то мы погрузимся в кризис государственного управления» Такова печальная история смены режимов почти повсюду.
     Расчёты Ходорковского  просты: «Сейчас в России около двух миллионов людей получают зарплату от государства, в том числе, примерно 600 000 работают в федеральном правительстве. Из них десятки тысяч будут потеряны в процессе перехода к новой власти, и их придётся заменить. Часть из этих потерянных будут людьми высокопоставленными, работавшими на важных должностях. Это значит, что нам нужно несколько тысяч или десятков тысяч человек, способных играть политические роли, выходящие за рамки технической квалификации. Нам нужны люди, которые смогут направлять процесс перехода на новый курс».
     Команда Ходорковского возникла на основе небольшого костяка людей, работавших на него, пока он находился в тюрьме. Он наладил также контакты с антипутинскими активистами, в частности, с группой протестного искусства Pussy Riot, с известным в мире борцом против коррупции Алексеем Навальным, с Борисом Немцовым, с журналистом Олегом Кашиным, избитым до полусмерти в 2010 году.
     Немцов, как считает Гессен, стал жертвой охоты Путина на «пятую колонну». Все известные активисты и оппоненты Путина подвергаются постоянному шквалу угроз. Спустя две недели после убийства Немцова московский пресс-секретарь Ходорковского Ольга Писпанен пришла домой после празднования своего дня рождения и обнаружила возле двери траурный венок. А ещё через три месяца один из московских сотрудников Ходорковского  – 33-летний Владимир Кара-Мурза,  упал в обморок прямо в своём кабинете. Когда «скорая» привезла его в больницу, у него отказали почки из-за неизвестного яда. Кара-Мурза выжил, но он все ещё лежит в больнице, проходя курс диализа.
     Ходорковский заявляет, что его не запугают: «Что бы ни пытались рассказать нам кремлёвские политтехнологи и телевизионные пропагандисты, Путин не супермен, хотя и борется на экране с медведями, летает вместе с перелётными птицами и охотится на тигров – он просто «голый король».
     За последние 2-3 года Россию покинули многие выдающиеся интеллектуалы. Живущий сегодня в Нью-Йорке Каспаров был вынужден выбирать между эмиграцией и арестом. С тем же столкнулся и известный российский экономист Сергей Гуриев, поселившийся в Париже. Во Францию уехал писатель Григорий Чхартишвили, пишущий под псевдонимом Борис Акунин.  Уехал в большей степени не из страха, а из отвращения. Художественный куратор Марат Гельман рассказал о том же чувстве, уезжая в Черногорию. Примерно десяток известнейших российских журналистов уехали в Нью-Йорк, Вашингтон, Берлин, Лондон, Женеву и Тель-Авив. Одно из немногих независимых информационных изданий на русском языке Meduza зарегистрировано в Латвии - работают там журналисты, переехавшие из Москвы. Сотни отважных людей продолжают работать в Москве и других местах России, однако теневое Правительство Ходорковскому придётся собирать в основном за границей. И не только Правительство, но и гражданское общество в изгнании.
     Позиция Ходорковского по Крыму: какой бы ошибочной ни была аннексия, она уже случилась. И когда путинская эпоха подойдёт к концу, решение об отказе от этого региона придётся принимать демократически избранному правительству, а его выбор он предсказать не может.
     Согласно изменениям в законе о выборах от 2014 года теперь граждане могут выдвигать свои кандидатуры для участия в выборах напрямую, по крайней мере, в теории. Однако государство использует обширный набор инструментов, мешающих людям попадать в  избирательные бюллетени, а также занимается  вбросами в избирательные урны. В распоряжении у Ходорковского есть лишь небольшая кучка людей, могущих баллотироваться.  Когда в России в последний раз происходила смена режима, а было это в 1991 году, в ней участвовала сравнительно небольшая группа людей. Так что, как говорится, надежда умирает последней.
     Когда исчезнет путинский режим, его идеология может просто рухнуть и дать шанс для прагматичной политики Ходорковского.  Благодаря ей сегодня оплачиваются работы нескольких десятков россиян и деятельность тысяч членов общества. Такие огромные инвестиции в будущее России сегодня не вкладывает никто.
В историю России, независимо от хода событий, Ходорковский войдёт со знаком плюс. Путин же уготовил «память» о себе  с другим знаком.

Источники информации
1. Гессен Маша. Заклятый враг Путина строит планы для России на будущее.
    http://inosmi.ru/politic/20160713/237167943.html
                Опубликовано: 18.12. 2016


Рецензии