9. Театр Арнольда Пономаренко фактически был закры

НА СНИМКЕ: Арнольд Григорьевич Пономаренко (снимок 2004 года).


Мой рассказ о театре Арнольда Пономаренко подходит к концу. Я заканчиваю этот рассказ, потому что в 1968 году был конец этого театра.

Про театр, который гремел в Академгородке и с успехом выступал на других площадках, спектакли которого были событиями культурной жизни Академгородка, на спектаклях которого в нашем тогда небольшом Академгородке постоянно были аншлаги, а артисты стали местными знаменитостями, про театр выдающегося режиссёра Арнольда Пономаренко всё знающими местными партийными идеологами походя, «в знак благодарности» были записаны обидные слова:

"Таким образом, отсутствие контроля за работой творческих коллективов со стороны объединённого местного комитета СО АН СССР, правления Дома культуры «Академия», райкома ВЛКСМ способствует возникновению различного рода никем не утверждаемых клубов, объединений, студий, в частности, театра-студии Пономаренко".

После пяти лет успешной деятельности, замечательных спектаклей, надолго (у меня и, наверное, не только у меня, – на всю жизнь) оставшихся в памяти, театр поставили в ряд «разного рода» творческих коллективов, возникших из-за бесконтрольности творческой жизни Академгородка, разом перечеркнув всё его творчество и все его успехи.

А мне вспомнился рассказ Любы Качан, как в театр на одну из репетиций пришёл аспирант Рудик Яновский и попросился в студию, но после двух-трёх проб был отвергнут режиссёром в силу своей бездарности. Теперь, став секретарём райкома КПСС по идеологии, он судил. Судил и осудил. Можно сказать, отомстил за то, что был отвергнут.

Но никакими словами и постановлениями не стереть из памяти то, что удалось сделать Арнольду Пономаренко и его театральной труппе. Он был выдающимся режиссёром и артистом от бога.

В театре была звезда – выдающаяся артистка – Люба Качан.

Была звёздочка, которая, к сожалению, не разгорелась, Лена Ширшова.

Появилась звёздочка, ставшая звездой, Ирина Алфёрова.

В театре были замечательные артистки:  Клара Штерн, Людмила Климина.

В театре были замечательные артисты Станислав Благовидов, Леонид Шкутин, Георгий Цикин, Валерий Кудрявцев, Владимир Штерн, Геннадий Кайгородцев, Евгений Савин, Александр Хуторецкий.

В театре работал выдающийся художник-сценограф Юрий Кононенко, а к последнему спектаклю писал музыку замечательный композитор Гриша Гоберник.

Вскоре театр возродился. Часть труппы не могла больше жить без театра. Но это уже был другой театр и другая труппа. Он назывался «Лицедей», его режиссёрами были Роман Гершгорин, Сергей Кудрявцев и Слава Новиков.

История с разгоном театра повторилась в 1984 году, когда Слава Новиков поставил пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца». Пьесу объявили крамольной.

Слава Новиков вынужден был уехать в Красноярск, а Владимир Штерн, ставший у тому времени доктором физ.-мат. наук и профессором, был лишён права преподавания в НГУ, у него отобрали аспирантов и лишили годовой премии.

Вы скажете – курьёз? Конечно, сегодня это можно рассматривать как курьёз, но тогдашний первый секретарь Советского райкома КПСС Жучков ещё был наделён властью, которой он и воспользовался.

Правда, ненадолго. Перестройка набирала силу, и спектакль в 1988 году был сыгран. Поставил его Сергей Кудрявцев. Как написала Люба Качан в своей книге «Впечатления» (Кн.3), «стало можно».

Вячеслава Новикова вскоре избрали на волне перестройки Председателем Красноярского городского Совета народных депутатов.

Владимир Штерн уехал работать в США, где создал в Хьюстоне русский драматический театр, в котором поставил 10 замечательных спектаклей, в том числе дважды  «Самоубийцу» (о и сам играл в этих спектаклях).

Как же сложилась жизнь героев театра Пономаренко.

Арнольд Григорьевич стал доктором физ.-мат. наук, профессором и заместителем директора по научной работе Института лазерной физики СОРАН.

Люба Качан сыграла ещё в одном спектакле в Академгородке, который поставил в Доме учёных Сергей Гольдин, будущий академик. Она в этом спектакле запомнилась тем, что замечательно читала стихи Марины Цветаевой.

В 1992 году Люба переехала в Нью-Йорк, где продолжала читать в клубах русской эмиграции стихи Маяковского, Цветаевой и других поэтов ХХ века, а с 2004 года регулярно, несколько раз в году выступает в Литературно-музыкальных композициях со стихами Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Арсения Тарковского, Бальмонта, Блока, Оскара Уайльда, Камоэнса.

Я пишу сценарии этих композиций и исполняю роль ведущего. Таких литературно-музыкальных композиций прошло уже не менее двадцати. В 2015-2016 годах были «Демон» по Лермонтову, "Пять страниц" Константина Симонова, «Пастернак: тернистый путь», «Повесть о Сонечке» по повести Марины Цветаевой, "Музы Пастернака". Потом были Солнечный поэт Перец Маркиш"  и Дмитрий Кедрин

Ещё раз хочу подчеркнуть, что Люба Качан читает и Маяковского, и Цветаеву, и других поэтов так, как никто не читает. Её исполнение неповторимо. В её Маяковского влюбляются, её Цветаеву понимают и любят, её Пастернак становится простым и великим…

Д.ф.-м. наук, профессор Владимир Николаевич Штерн по-прежнему занимается научной работой в области механики жидкости и газа. В 2010 году он написал книгу «Противотоки» с подзаголовком «Парадоксальные явления в гидродинамике», а в 2016 – свою вторую большую книгу «Ячеистые течения» с подзаголовком «Топологические метаморфозы в гидродинамике».

Он говорит, что театр его хобби, но я бы сказал, – вторая жизнь. Без театра жизнь его была бы неполной. Год назад он объявил, что прекращает свою работу с труппой Хьюстонского театра. Но артисты просят его вернуться, и, я думаю, он в ближайшее время уважит их просьбу.

Его жена Клара Петровна в последнее время попробовала свои силы в чтении стихов Анны Ахматовой и других поэтов серебряного века российской поэзии. Должен сказать, что её дебют в Сакраменто прошёл с успехом. Она много фотографирует, выкладывая свои высокохудожественные фото в интернете. Помогает мне в поиске материалов для моих книг, и её помощь весьма существенна.

Об остальных артистах я знаю мало. . Правда в сентябре 2018 года Александр хуторецкий приезжал в Хьюстон, и я говорил с ним по скайпу. Он доктор экономических наук, профессор НГУ. Наверное, можно было бы узнать о том, как сложились судьбы других артистов, но должен же я что-то оставить будущим  исследователям Театра студии Академгородка, которые, как я надеюсь, придут мне на смену. Ведь я ограничился 1968 годом, а им на смену пришли 70-е и 80-е, где тоже было много интересного.

Немного приоткрыли завесу истории театра «Лицедей» Клара и Владимир Штерн, создавших фотогалерею двух театров Академгородка – театра Арнольда Пономаренко и «Лицедея».

Но для меня «Лицедей» – это другая история. О нём есть интересный большой очерк Натальи Бородиной (Яненко) «Театральные страницы» (насколько я знаю, только в рукописи). Есть там, в частности, и о постановке спектакля «Самоубийца». Жаль, если этот очерк останется неизвестным читателю.

Память о театре-студии осталась, а его история начинает привлекать тех, кто интересуется жизнью Академгородка в его первое десятилетие.

И это неудивительно:  становление Академгородка не только как научного центра, но и как центра культуры произошло стремительно, и это феномен тогда удивлял и поражал современников, а сейчас поражает людей следующих поколений.

Театр-студия Пономаренко (или Театр-студия Академгородка), действительно, был и останется одним главных частей культурного феномена Академгородка 60-х, наряду с клубом «Под интегралом», киноклубом «Сигма» и другими творческими коллективами.

Их работа в составе центра культуры – ДК «Академия», а с 1966 года и Дома учёных (к сожалению, лишь в течение полутора лет) – направлялась в те годы Объединённым комитетом профсоюза СО АН СССР, создателем и режиссёром культурного феномена новосибирского Академгородка.

продолжение следует:


Рецензии