Ф. Шопен. Два ноктюрна

оеuvre posthume*

              Ноктюрн (от фр. — nocturne «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных,  песня в ночи.
                Два ноктюрна в каталоге сочинений Фредерика Шопена № 19 и №20 означены как oeuvre postume (посмертные) были написаны им в раннем возрасте,  в 17 и в 20 лет соответственно.
                Произведения посвящены подруге Фредерика Констанции Гладковской – первой любви композитора, которую он сохранил в душе и после отъезда его во Францию. Кольцо, подаренное ему возлюбленной, он берёг как драгоценную реликвию и никогда не расставался с ним.
                Эти сочинения никогда не звучали со сцены при жизни композитора и были изданы лишь через 30 лет  после его смерти.

                к ноктюрну №19

Любовь как - вспышка, острая стрела,
что целит ни куда-то - прямо в сердце.
Форшлагом уколола, обожгла,
метнула сверху соли
к чистой си.
Зарядом терций
блеснула, словно майская гроза,
ошеломила…
и закружила вдруг
в небесном танце.
И ничего вокруг – одни глаза,
Её
и тихое биение
                «Констанция….»
 ……………………………………………..

 Ноктюрн №20

Волшебная баллада о влюблённых.
В ней слышно как пульсирует душа
поющим тростником
у шалаша, где с милым Рай,
над омутом con gran espressione**
тропой сомнений шествие трезвучий,
дающих старт мелодии  в ночи.
Её мотив чарующий и жгучий,
пронзает, как небесные лучи,
вам душу изумительною трелью.
«Прекрасное Мгновение» молчит,
лишь водит будто кистью Рафаэлью
по струнам растревоженной души.
Она же каждой клеточкой звучит.
Вы уж пьяны, но Вам всё мало зелья.
Мелодия, как сладкое вино, в Вас проникает,
кружит каруселью
из грёз, из снов;
взрывает яркой молнией пассажей 
всё, что копилось в сумрачной душе,
разбрасывая бисер и алмазы
в простом и упоительном touche***.
……………………………………….


На снимке российская пианистка Юлиана Авдеева, победительница конкурса имени Ф.Ф.Шопена в 2010г. в Варшаве.


*- произведение посмертное (франц.)
**- c большим воодушевлением
***- от франц toucher - трогать, прикасаться) - характер извлекаемого звука, - жёстко, нежно, мягко, певуче, сочно с бархатным оттенком и т.д.


Рецензии
Большое спасибо за прекрасные стихи и интересную информацию. Очень люблю Шопена, слушаю его с детства, а вот факт, что 20-й ноктюрн посвящён Гладковской, его подруге по консерватории, не знала. Кстати, композицию "Желание" Шопен тоже написал под влиянием чувств к Констанции...

Удачи Вам и дружбы с Музой! )))

С теплом,

Галина Савинкина   30.05.2019 19:46     Заявить о нарушении
Спасибо за "спасибо", Галина. Приятно встретить человека не равнодушного к классике.
Ещё один набросок:
Шопен. Ноктюрн 20

В начале, спотыкаясь, шесть трезвучий…
печальные, похожие на плач…
затем мотив трепещущий и жгучий,
такой проникновенный как… первач,
пленительный…
Он долгой, долгой трелью
лился в тебя как сладкое вино,
накладывался мягкой акварелью
из грёз, из снов.
Он возникал как будто ниоткуда,
окутывал сознание,
ласкал;
и ноты, как кристаллы изумрудов
в твоих руках.
Искрилось в мягких всполохах пассажей
всё, что копилось в сумрачной душе –
алмазов блеск и чёрный бархат сажи
слились в туше.
Звучат аккорды тихо,
ещё тише,
как будто звёзды шепчут в вышине,
но так чтобы услышал их Франтишек,
чтоб ожил атрофированный нерв,
вспрыгнул наверх,
метнулся прямо к сердцу,
и лёг его тоской на звукоряд,
колючими диезами ощерился
в плескавшихся во тьме нагих наяд.
........................

О, Matka Boska Cz;stochowska, co si; sta;o? -
душа моя срывается на крик.
Я вижу как он слаб,
и,как он жалок,..
настолько же как его дух велик.

Если будет интересно, Галя, можете зайти на Стихи.ру. Вадим Илич Росин. Золотая коллекция. Там мои "музыкальные стихи".
С наилучшими. Вадим.

Вадим Росин   30.05.2019 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.