Гл. 44. Заир. Рождение Белого легиона

«ПРИЗРАКИ ИЗ ПРОШЛОГО РОЖДЕСТВА»

Умирающий режим диктатора Мобуту вызвал в жизни тех, кто казалось бы, навсегда ушел, заняв свое место на страницах истории. Явление «Белого легиона» (как стали называть наспех сколоченный по заказу правительства Заира отряд наемников-европейцев) похоже на короткую поломку машины времени: все главные действующие имена этой истории, -, диктатор маршал Мобуту и ярко-красный партизан Кабила, романтический «полковник» Боб Денар и его заместитель Кристиан Тавернье, бывший французский министр Жак Фоссар,  -  уже были вписаны на страницы Истории за треть столетия до 1997 года, во время еще той, первой гражданской войны в Конго. И вместе с ними явились на африканскую сцену «псы войны» старого образца: те самые герои в зеркальных очках и лихо заломленных беретах, которых породил раскаленный фронт «Холодной войны» и которые должны были, по идее, кануть в Лету вместе с «Варшавским блоком» и «Берлинской стеной».
Однако, по порядку.

ФРАНЦИЯ ВСТУПАЕТ В ИГРУ

Для того, чтобы оказать силам повстанцев и интервентам из Руанды и Уганды достойное сопротивление, Мобуту необходимо было срочно реорганизовать армию. Регулярные силы Заира подходили для карательных операций и, в этом качестве, вполне устраивали африканского «маршала», но, как оказалось, для настоящего боя совершенно не годились. На первых порах, спешным обучением кадров занялись находившиеся в Заире немногочисленные французские и изральские спецы. Франция, кстати, давно оказывала поддержку Мобуту, достаточно вспомнить подавление мятежа генерала Мумбы в Катанге в 1978 году, блестяще осуществленное парашютистами Французского Иностранного легиона (операция «Леопард»). На начало войны в Заире, кстати, находились две французские разведгруппы – одна из состава 13-го парашютно-десантного полка, а вторая из состава десантной группы «Коммандос».
Мобуту заключил соглашение с французской разведкой о помощи в создании армии наемников-европейцев. Усилия по созданию этой армии осуществлялись через ассоциацию «Франсафрик», организацию, объединяющую французских банкиров и предпринимателей и политических лидеров целого ряда африканских стран. На момент описываемых событий во главе ассоциации стоял бывший военный министр Франции Жак Фокар, которого называют «одним из главных созидателей современной Африки». Именно он, в свое время, приложил очень значительные усилия к отложению от Нигерии богатой нефтью провинции Биафра. У Фокара были давние связи со знаменитым французским наемником Бобом Денаром, исполнителем целого ряда военных переворотов на Черном континенте. Правда, после неудачного переворота на Камоских островах и ареста французскими властями, Денар оказался, как говорят наемники, «не оперативным», поэтому для непосредственного руководства операцией привлекли давнего, еще со времен восстания в Катанге, сподвижника Денара, бельгийского полковника Кристиана Тавернье. В 90х он вместе с Денаром издавал журнал Fire, - специализированное издание для наемников и авантюристов, некое французское подобие «Солдата удачи».
Известно, что еще до начала войны, в июне 1996го, полковника Тавернье пригласил в Заир некто Фернан Вибо, второй человек в ассоциации «Франсафрик». Теперь Денар занялся наймом, а Тавернье непосредственным руководством наемниками.


РОЖДЕНИЕ «БЕЛОГО ЛЕГИОНА»

3 января 1997 года в город Кисангани, главную базу войск Мобуту, прибыли первые белые специалисты, - тридцать три офицера, почти все – французы. Эта группа составила ядро того, что уже к концу января 97 года назовут «Legion Blanche» - «Белый легион». Прифронтовой базой сосредоточения наемников стал город Бунья, куда Тавернье удалось стянуть порядка 280 человек, главным образом из Франции, Бельгии и Италии
Содействие Тавернье оказывали два африканских ветерана, Ален Ле Карро, директор серьёзного агентства секьюрити в Уагадугу, Буркина Фасо; и Робер Монтойя, который представлял в Ломе, Бенин, знаменитую южнафриканскую ЧВК Executive Outcomes.
15 января на аэродром в Кисанги прибыл совершенно неожиданный отряд: больше сотни (110-120 человек) сербов под командованием лейтенанта «Миши» - Милорада Полемиса, офицера легендарного спецподразделения краинских сербов, «10 диверсионного отряда». Они прибыли на собственном транспортном самолёте, Ил-76. Все это были ветераны войны на Балканах, некоторые до войны служили в Иностранном Легионе. Первоначально отряд Палемиса не подчинялся Тавернье, осуществляя отдельные боевые операции, но к концу войны обе группы наемников стали действовать совместно.
В составе «Белого легиона» имелись пилоты и механики, составившие летное подразделение, получившее в свое распоряжение французские многоцелевые вертолеты «Пума» и «Газель», а также закупленные в Югославии легкие штурмовики «Галеб» и «Ястреб» и сохранившиеся на вооружении ВВС Заира истребители Mirage-5, которые кое как удалось привести в пригодное для полетов состояние.


На фото: председатель ассоциации «Франсафрик», Жак Фокар (слева) и президент Франции Жак Ширак (справа).


Рецензии