Гл. 45. Заир. Наемники в бою

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

"Белый Легион" был дислоцирован в учебном лагере под Кисангани, откуда его силы вместе с двухтысячным контингентом элитных заирских частей должен был 20-го января начать контрнаступление при поддержке десятитысячных сил хуту, находившихся южнее от Кисангани. Кроме того, еще по 2,5 тыс. заирских солдат были дислоцированы в районах Кинду-Локанду и Калемие. Инструкторы «Белого легиона» были распределены по частям армии Заира для их подготовки.
Хотя в начале наступления авиация «Белого легиона» уничтожила несколько колонн сил ADSO, а силы легиона и заирских войск разбили один отряд ADSO под деревней Муенго, наступавший на город Кинду, наступление, в целом, не удалось. Собственно, боеспособные части заирской армии вместе с наемниками составляли около 5000 человек против почти сорокатысячного корпуса повстанцев и интервентов, располагавших тяжелым оружием и броней. Основные же силы заирской армии оставались не боеспособны не смотря на спешно проведенную Мобуту мобилизацию, поставившую в строй порядка 25 000 новых солдат. Тавернье уже 2-го февраля все свои силы снял с фронта и сконцентрировал в Кисангани.
В конце февраля, видя невозможность задержать наступление повстанцев имеющимися силами, Тавернье оставил театр боевых действий вместе с большей частью своих офицеров. Однако многие наемники «Белого легиона» продолжали сражаться и заниматься обучением заирских солдат, которые еще не успели разбежаться.
На этапе, предшествовавшем падению Кисангаи наиболее боеспособной частью «Белого легиона» оказался славянский отряд лейтенанта Палемиса, сражавшийся ожесточенно, добившись на фоне общей паники и разложения ряда тактических успехов.


СЕРБЫ В «БЕЛОМ ЛЕГИОНЕ»

В конце 1999 г. органами госбезопасности республики Сербия была арестована группа агентов, граждан СРЮ и Боснии, входивших в состав шпионской организации «Паук», подчинявшейся французской разведке. Члены «Паука» выполняли различные задания французских спецслужб, включая ликвидацию исламских экстримистов на территории западной Европы. Одной из задач этой организации была вербовка лиц, имеющих солидный боевой опыт, в качестве наемников для участия в вооруженном конфликте в Заире на стороне правительственных сил. Возглавлял операцию некто Петрушич, позывной Доминик, прежде работавший в Службе военной безопасности Армии Республики Сербской.
Доминику удалось набрать и переправить в Заир два набора наемников, общей численностью 180 человек (хотя, выступая подрядчиком, он пытался получить деньги за наем 500 бойцов). Члены «Паука», прежде всего из числа родственников Петрушича, также занимались доходным бизнесом по закупкам оружия для Заира, в том числе и для нужд наемников. Набор осуществлялся через компанию «Geolink», один из владельцев которой – Слободан Лазаревич, бывший сотрудник военной безопасности армии Республики Сербская Краина, в ходе судебного процесса в Международном трибунале в Гааге давал свидетельские показания против Слободана Милошевича в пользу генерала армии Хорватии Антэ Готовины. Осенью 2011 он попал в плен к бойцам Алькаиды, действовавшим в Мали, где показал, среди прочего, что является сотрудником французской разведки.
Прибывшие в Заир сербы являлись ветеранами войны на Балканах, преимущественно это были сербы, ранее проживавшие на территории Боснии и Хорватии, костяк отряда составляли ветераны 10-го диверсионного отряда, которым командовал прославленный сербский командир капитан Драган (Драган Василькович ). Многие из них разыскивались гаагским трибуналом, однако, благодаря усилиям французских спецслужб получили возможность свободно перемещаться по Европе.
Сербские штыки обходились не дешево. По словам Доминика рядовой боец отряда получал 3000 долларов США в месяц, младший командир – 4, старшие офицеры – 5, летчики – 10 000 долларов.
Сербы участвовали в боях с повстанцами как самостоятельная сила. После провала февральского наступления и самоустранения Тавернье, сербский отряд Палемиса продолжал сражаться, фактически став во главе оставшихся белых наемников. 17 февраля они нанесли удары с воздуха по позициям ADSO в Вукаву, Шабунда и Валикале, - их Ил-76 использовался как бомбардировщик. Сербы продолжали воевать на этом направлении вплоть до падения Кисангани 15 марта 1997 г.
После падения Кисангани силы «Белого легиона» эвакуировались в Киншассу, а оттуда ушли за границу. На этом заканчивается очередная глава о похождениях белых наемников в Конго.


На фото: сербский наемник из состава "Белого легиона" обучает заирских солдат обращению с минометом


Рецензии