Project management and creative technology

Управление проектами как «хорошо забытое старое» снова занимает ведущие позиции в развитии. Угасание интереса к этому профессиональному направлению, бурно развившемуся в нашей стране с 60-х годов, связанное с противоречием ключевых принципов проектного менеджмента партийному стилю управления экономикой, наконец, сменилось интересом — «что же происходит в мире», с одной стороны, где и как «взять» деньги на проекты - с другой.
В условиях глобального финансового-экономического кризиса важность проектного управления как базового инструмента развития производства и бизнеса, а, следовательно, и экономик в целом, несомненно,  подсознательно понятна большинству руководителей правительств, предприятий, министерств и ведомств.
Проект — это уникальное мероприятие с определенным началом и окончанием и обычно с выделенным бюджетом [4].
В современных условиях российской экономики, характеризующейся высокой степенью нестабильности, технологии антикризисного управления играют все большую роль.
Независимо от масштабов деятельности и отрасли компании профессионализма её топ-менеджеров, времени присутствия на рынке и других факторов с кризисами рано или поздно сталкиваются все хозяйствующие субъекты. 
Креативность как способность находить нестандартные, принципиально новые решения в условиях осложнения, казалось бы, стандартной финансовой ситуации является неоценимым ресурсом управления. Успех бизнеса как раз и заключается в том, чтобы эффективно преодолевать периодически возникающие кризисные ситуации. 
Самые успешные компании на рынке – это те компании, которые могут превратить угрожающие проблемы в позитивные возможности. Наилучшим инструментом в борьбе с кризисными ситуациями является детально проработанный проект антикризисного управления, который предназначен для оценки возможности преодоления кризиса и выработки чёткого плана действий.
Проект антикризисного управления представляет собой эффективный инструмент проектирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка [5].
Антикризисный проект помогает выбрать из множества направлений единственно верное, пересмотрев систему функционирования компании. Несмотря на существующую ограниченность во времени, качество антикризисного плана должно превосходить характеристики аналогичного документа, который составляется в типовой ситуации.
Важность решений, принимаемых посредством антикризисного проекта, многократно возрастает, поскольку он определяет дальнейшую судьбу предприятия.
Цель антикризисного управления предприятием заключается в решении проблем неэффективного распределения финансов, недоиспользования имеющихся ресурсов, технологического отставания или плохого управления. Данная цель определяет две ключевые взаимосвязанные задачи.
Первая  имеет отношение к персоналу организации и прежде всего к её руководящему звену. Она заключается в том, чтобы доказать правильность выбора цели, которая связана с производством и реализацией продукции и позволит компании не только выйти из кризисной ситуации, но и добиться стабильности на рынках сбыта. Вторая задача, решаемая бизнес-проектом, - убедить инвесторов принять участие в финансировании проекта выхода из кризисной ситуации.
В качестве внешнего инвестора может выступить государство, коммерческий банк, а также любое юридическое или физическое лицо.
Как правило, потребность в таком плане возникает в двух ситуациях.
1. Дела компании в удовлетворительном состоянии, однако прогнозы её деятельности весьма неблагоприятны.
2. Компания находится в непосредственном состоянии кризиса (в одной из фаз: неплатёжеспособность, убыточность, нерентабельность).
Важно заметить, что проектирование в условиях кризиса сильно отличается от планирования обыденной работы. Это связано с особыми условиями, в которых функционирует предприятие, среди которых:
• недостаток ресурсов, в особенности финансовых,
• ограниченность сроков планирования,
• ухудшение отношений с кредиторами,
• неблагоприятный социально-психологический климат в компании, который предполагает возможность фальсификации исходных данных сотрудниками,
• постоянное изменение условий деятельности.
Эти условия определяют специфику антикризисного проекта:
1. Целенаправленность и конкретность плана.
2. Совпадение тактической и стратегической концепции.
3. Увеличение доли финансового плана среди других планов, таких как маркетинговый, производственный и другие.
4. Включение в процесс планирования новых элементов, среди которых может быть «расчёт с кредиторами», «программа реализации плана финансового оздоровления предприятия», «реструктуризация долгов».
5. Повышение роли контроля на каждом этапе планирования.
6. Применение экстремальных методов реализации плана, к которым предприятие ранее не обращалось [1].
Первым делом при составлении антикризисного проекта необходимо начать с анализа причин, которые впоследствии и привели к текущему кризису. Выявление причин кризиса, формирование выводов – это своего рода диагностика текущего положения компании, в которой должны принимать участие представители всех подразделений организации [4, с.29].
Очень важно на этом этапе составления плана не забывать уделять внимание даже тем фактам, которые на первый взгляд могут казаться незначительными. Уже на этапе диагностики необходимо сформулировать пути решения, пусть даже и те, которые впоследствии будут как-то изменены или усовершенствованы.
Следующим шагом после проведения диагностики будет составление отчета, в котором необходимо раскрыть причины наступившего кризиса. Этот отчет не должен быть слишком объемным.
Он должен включать в себя информацию о целях и решениях, которые помогут компании выйти из кризиса. Главное в таком отчете – правильно и четко сформулировать цели и донести их до тех людей, которые дальше будут заниматься их реализацией. Важно правильно оценивать сложившуюся ситуацию и ставить такие цели, которые могут быть достижимы.
Очень важно понимать, в каком положении на данный момент находится компания, ведь от этого напрямую зависит то, на какой период составляется проект. Отличительной особенностью антикризисного проекта является то, что он составляется на минимальный период. Конечно, это совсем не означает, что долгосрочного антикризисного планирования не бывает. Просто во время кризиса из-за постоянных изменений проект часто пересматривается. Обычно антикризисный проект включает общую стратегию, реализация которой подразделена на периоды и промежуточные планы. 
После того, как проведен этап диагностики, выявлены основные причины кризиса, на основе которых сформулированы стратегические цели, компания готова к составлению антикризисного проекта предприятия. Обычно этим занимается менеджмент предприятия.
Требования к антикризисному проекту предприятия более высокие нежели к стандартному. Вся информация должна быть достоверная, надежная и четко структурированная. Возникающим в процессе поиска информации образам антикризисный менеджер обязан работающему воображению. Но отличие воображения от креативности в том, что первое работает с уже известными управленцу образами, а второе изобретает что-то новое.
             Антикризисный проект предприятия по своей структуре отличается от привычных инструментов планирования, будь то бизнес-план инвестиционного проекта или бизнес-план предприятия.
Его разработка требует у антикризисного менеджера готовности к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Начинается антикризисный план предприятия с резюме. Несмотря на то, что этот раздел составляется последним, он следует в самом начале. В нем содержится информация о причинах, которые повлекли за собой кризис, коротко описываются основные меры по выводу компании из кризисного состояния, а также приводятся аргументы о перспективности данного проекта.
По своей сути, резюме – это обобщение наиболее важной информации во всем бизнес-плане. Этот раздел предназначен для акционеров и высшего руководства компании, которые могут коротко ознакомиться с основными идеями предлагаемой стратегии выхода из кризиса.
Следующим разделом в антикризисном плане предприятия является описание целей, достижение которых поможет организации выйти из кризиса. Этот раздел является наиболее важным, так как от выбора цели зависит весь ход работ по вытаскиванию компании из кризиса. Если неправильно выбрать цель, то на исправление ошибок, при последующей работе по достижению этой цели, может уйти слишком много времени. В результате ошибка неправильного выбора цели может стать роковой для компании. В данном разделе также описываются ресурсы, которыми обладает компания. Это нужно для того, чтобы лучше понять собственные возможности.  Также описываются факторы, которые могут помешать реализовать компании поставленные задачи. В этом разделе описываются не просто стратегические цели компании в целом, но также и оперативные цели для каждого отдела в организации.
Следующая часть антикризисного проекта предприятия – описание позиций компании на рынке. В этом разделе анализируется положении компании на настоящий момент и тенденции её развития в ближайшем будущем. Как и в стандартном бизнес-плане, в этой части идет речь об основных игроках на рынке, о продукции компании и доли рынка. Также в этот раздел можно включить законодательные аспекты, которые влияют на бизнес и будущий рост компании.
Маркетинговая стратегия – раздел, в котором описываются стратегии ценообразования, информация о потребителях и покупательских предпочтениях, позиционирование и продвижение, выстраивание отношений с партнерами, затрагиваются вопросы о технических характеристиках продукции, говорится о необходимых помещениях, инструментах и станках для работы. Идет речь об оценке издержек производства и динамике ее роста.
Организационный план и кадровая политика – наиболее важный раздел в антикризисном плане предприятия. Здесь затрагиваются вопросы о структуре управления компанией, о распределении ролей между основными людьми, которые управляют компанией. Обязанностям топ-менеджеров уделяется наиболее пристальное внимание, ведь чаще всего именно они играют самую важную роль в реализации антикризисной стратегии. Также в этом разделе описываются вопросы о приеме на работу и увольнении сотрудников. Во время кризиса чаще всего нанимаются менеджеры высшего звена и узкопрофильные специалисты, которые смогут оказать реальную помощь в тяжелое для компании время. Оплата труда, корпоративная культура и мотивация персонала являются также очень важными аспектами кадровой политики компании, которые описываются в антикризисном прогнозе. Расчет финансовых показателей, оптимизация денежных потоков, анализ финансовой устойчивости компании – все это относится к финансовому разделу в антикризисном проекте. В этой части формируют финансовые прогнозы, считают доходы и расходы и предугадывают варианты развития событий в ближайшей перспективе [3].
Последний и самый важный раздел в антикризисном плане предприятия – анализ и оценка рисков. Под рисками понимаются ситуации, связанные с реализацией выбранной стратегии. Очень важно постараться упомянуть все возможные риски и нюансы, которые могут повлиять на результат. И, конечно же, необходимо указать способы, которые помогут избежать или уменьшить вероятность появления рисков. Этому пункту необходимо посвятить наибольшее количество времени, ведь во время кризиса положение компании очень нестабильно, а проработка всех вариантов дальнейшего развития увеличит вероятность того, что компания выйдет из кризиса с наименьшими потерями. Так выглядит общее содержание основных разделов антикризисного плана предприятия, но, конечно же, сущность и объем каждого раздела антикризисного проекта предприятия зависят от очень многих факторов, таких как размер, деятельность компании и других. Поэтому для каждой компании антикризисный план предприятия составляется индивидуально [2, с.109]. Стоит отметить, что на составлении антикризисного проекта предприятия процесс бизнес-планирования не заканчивается. Исполнение антикризисного проекта находится под постоянным контролем. Ведь невыполнение какого-либо пункта бизнес-управления может привести к тому, что пропадет весь смысл общей стратегии антикризисного управления в компании. Поэтому отлаженная система планирования играет важную роль в системе антикризисного управления организации [6][7].
Каждая компания должна уметь находить нетрадиционный выход из тяжелых ситуаций, связанных с традиционным кризисом. Ведь кризис – это естественный экономический процесс, способный угрожать жизнедеятельности любой компании. И те компании, которые имели своевременный план действий, в случае наступления кризиса находили принципиально новые варианты решения стандартной финансовой проблемы.

Литература:
1. Антикризисное управление: учебное пособие / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 620 с.
2. Бушуев С.Д. Креативные технологии управления проектами и программами: монография. – М.: Омега-Л, 2015.- 768 с.
3. Галкина Е.К. Выход из кризиса: как расплатиться с долгами / Е.К. Галкина // Московский бухгалтер. - 2009. - № 3. - С.11-14.
4. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. – М.: Омега-Л, 2009. - 250с.
5. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: ЭКМОС, 2007. - 120 с.
6.       Болтаевский А.А., Власенко Л.В., Голомазова Т.Н., Иванова З.И., Прядко И.П., Шныренков Е.А.Социология. М., 2012.70 с.
7.      Болтаевский А.А. Город, удобный для жизни: составные элементы // Урбанистика. 2015. № 1. С. 1-9.


Рецензии