Голландский натюрморт. Даниэль Зегерс

 Даниэль Сегерс. 1590–1661. Фландрия Мадонна в цветах.Холст, масло. 119х91,5 Белорусский художественный музей.
 
      В начале XVII века в Европе появляется своеобразная мода на украшение священных образов драгоценностями и цветочными гирляндами. В этом смысле голландское искусство приходится как нельзя кстати.
      Кардинал Борромео, для которого Брейгель уже выполнил несколько работ, просит мастера создать изображение Богоматери, окруженной венком из цветов. Так появляется новый иконописный тип, а Брейгель становится его родоначальником в смысле живописи. Наилучшим же образом развил это направление его ученик Даниэль Зегерс.

Художник родился, жил и работал в Испанских Нидерландах. Учился рисовать цветочные натюрморты в мастерской Яна Брейгеля Старшего. В 1611 году вступил в антверпенскую гильдию художников, а в 1614 году — в Орден иезуитов.
Благодаря поддержке Ордена совершил поездку в Рим и достаточно длительное время там обучался мастерству живописи.
          Зегерс был глубоко верующим человеком. В 24 года он вступил в орден иезуитов и много работал для оформления его церквей. Кроме того, именно его работы руководство выбирало для подарков светским князьям и правителям. В отличие от своего учителя, Брейгеля, он не сплетал цветы в гирлянды и венки, а свободно располагал их вокруг образа.

            Он вплетал их в ленты, подчеркивая обрамляемую картину. Создается впечатление, что они словно поддерживают изображение. Иногда он вплетал цветы в завитки иллюзорно написанного каменного рельефа. Таким образом, возникало противопоставления твердого и холодного камня и нежных с прозрачными лепестками растений. У этого художника был дар гармоничного объединения пестрого разнообразия цветов в трепетное и радостное обрамление события, представленного на картине.

          В тот период пишет цветочные гирлянды вокруг мадонн и изображений святых на полотнах учеников Рубенса — Абрахама ван Дипенбека, Корнелиса Схюта, Эразма Квеллина Младшего и других. Изображал также цветочные натюрморты, цветы в вазах и букеты.

             Краски полотен Зегерса ясные и светлые, при этом художник не злоупотреблял пестротой и многоцветием, картины отличаются тщательностью проработки деталей. Его произведения экспонируются во многих музеях Бельгии, а также в картинных галереях Лондона, Мадрида, Толедо, Вены, Мюнхена, Дрездена, Гааги и др.

              Зегерс никогда не рисовал просто цветы. Они всегда сохраняли свое символическое значение. Если в обрамлении изображения появляется земляника, это напоминало о простоте и смирении. Об этом же говорило сочетание садовых цветов и плевых. Фиалки, маргаритки и колокольчики в сочетании с дорогими селекционными тюльпанами подчеркивали, что величие Христа в Его смирении и призваны были придать изображению новое измерение.

Д. Зегерс .Мадонна в цветах.
 Картина – типична для творчества художника – автора многочисленных гирлянд и венков из цветов, обрамлявших, как правило, небольшие сцены религиозного содержания, написанные другими художниками. Сегерс, изображая цветы, не только любовался их красотой, но и размышлял о ее хрупкости и недолговечности. Тема бренности или vanitas красной нитью проходит через все искусство эпохи барокко с характерным для нее обостренным переживанием времени.


Рецензии