24. Почта и переписка

24. Почта и переписка

         После войны почта аккуратно работала: доставлялись письма и другая корреспонденция строго по адресу, адресату в руки. Почтовых ящиков внутри дома сначала не было. Почту доставляли Советские почтальоны. Почтальон носил перекинутую через плечо огромную кожимитовую (из искусственной кожи) сумку, до отказа набитую письмами и газетами. Приходили письма, сложенные в виде треугольника. На нём была нарисована ручкой пятиконечная звёздочка, и письмо таким образом доходило до адреса, без конверта и марки. Конверты тогда были самыми простыми, безо всякого дизайна. На него наклеивали простую марку, обычно с изображением герба Советского Союза.

     Письмо опускали на улице в почтовый ящик. Ящиков для корреспонденции было много, их прибивали прямо на угол дома или возле одного из подъездов. На здании самой почты всегда висел почтовый ящик. И человек мог в любое время опустить туда своё письмо.

     Почтальоны доставляли письма, телеграммы в указанную квартиру, искали адресат и в руки вручали их. Позже появились внутри дома почтовые ящики сначала на каждой квартире, где не было коммуналок. А когда появились многоэтажки, почтовые ящики стали вешать на первом этаже дома на все квартиры подъезда. А в посёлках на улице устанавливали их в центре улицы – для всех или части домов, но в одном месте.

     Почта в Советское время была дешёвой и доступной для каждого человека. Конверты и марки стоили тогда копейки. Поэтому между людьми шла оживлённая переписка. У Анны Павловны была родная тётя. Она со своей семьёй жила в Ленинграде. Иногда, по делам службы или проездом, Анна Павловна заезжала к ним в гости. Она дружила с двоюродным братом Николаем и его женой Анной. Они шутили, понимали друг друга с полуслова. Николай звал в шутку сестру «Пульхерией Ивановной», а она его «Иваном Никифоровичем».

     Но переписывалась Анна Павловна только с тётей Маней (ласкательно от имени Мария). Мария закончила гимназию, ещё до революции. И письма её были дивными, грамотными и содержательными. Тётя Маня вырастила двоих детей – Николая и Василия, но Василий не вернулся с фронта – пропал без вести. Мать пролила потоки слёз по пропавшему сыну, и до конца жизни в её сердце жила эта горечь.

     Тётя Маня поддерживала связь со всеми родственниками. У неё было две сестры – Анна и Зоя. Анна рано умерла, а дочь её выросла с отцом Павлом Ивановичем и с мачехой. Сестра Зоя жила в Москве. Она была замужем за крупным инженером-путейцем. У неё родились двое детей – Валентина и Дмитрий. И тётя Маня, добрая сердечная женщина, поддерживала и с этой семьёй тесную связь.

     Родственники из разных концов страны приезжали к тёте Мане и останавливались у них на ночлег. Муж её работал экономистом. Николай был фотографом, а его жена вела домашнее хозяйство. У них родились трое детей.
     По переписке, Анна Павловна кое-что узнала о своей маме Анне, которая умерла, когда ей было всего семь лет. Это была Лизина бабушка. Она узнала, что мама любила музыку, и её любимый романс назывался «Ласточка». Она носила шляпы, с широкими полями, была очень добрая, детей угощала конфетами. Закончила гимназию, и почерк у неё был каллиграфический. Работала медсестрой. Своей сопернице – восемнадцатилетней девушке – она подарила белоснежную кофточку, всю в кружевах.

     Письма от тёти Мани читали вслух и перечитывали много раз. Так красиво они были написаны. Уже в десятом классе, на каникулах, Лиза поехала в Ленинград и остановилась у тёти Мани. И после этой поездки она тоже стала переписываться с тётей Маней. Лиза с восторгом писала ей, что она хочет выбрать такую профессию, чтобы быть полезной обществу, которое единственное в мире строит «лучезарный Коммунизм». Тётя Маня серьёзно ответила ей, что она гордится тем, что у неё есть среди родственников такая целеустремлённая девочка. С высоты своей мудрости, уже немолодая дама сумела поддержать лучшие струны неопытной души ребёнка. И не было насмешки по поводу того, что писала и во что верила девочка. И народ в целом верил в задачи, которые ставило правительство перед ним, и воспринимал всё всерьёз.

     В седьмом классе Лиза вдруг вспомнила о письме из Ленинграда от мальчика Гены Жучкова. Пришёл час, когда ей захотелось ему ответить, ведь Лиза подросла. Она уже забыла о тех насмешках, которым подвергалась от одноклассниц в пятом классе. Лиза написала письмо, в котором извинялась за свой долгий затянувшийся ответ. Она описала город, в котором жила, и его достопримечательности.

     Её город был основан Петром Великим и имел славную историю, связанную с кипучей деятельностью юного царя по созданию в стране сильной армии и флота. Здесь добывали железо, плавили чугун и отливали пушки и ядра, крепили мощь и могущество молодой России. Лиза сфотографировалась и послала свою фотографию. С огромным нетерпением девочка ожидала ответ. Но ответа всё не было. Примерно через месяц Гена ей написал. Оказалось, что её письмо приняли за служебное и бросили его в коробку с квитанциями. И Гена случайно наткнулся на него.

     Мальчик написал, что он учится в мореходке, прислал несколько фотографий, где он сфотографирован был с друзьями. Лиза узнала, что он много читает. Уже прочитал рассказы Бориса Полевого о войне, а сейчас читает «Молодую гвардию» Фадеева. Она не согласилась с ним, что певица Майя Кристалинская квакает, как лягушка, и голос у неё никакой. Ей очень нравилась эта певица, но в письме она дипломатично не стала спорить с Геной.

     Когда переписка была в самом разгаре, Гена сообщил, что мореходка ему не нравится, а дисциплина его «достала», и он решил уйти оттуда. Лиза написала, что считает профессию моряка романтичной, хотя и трудной, и что все моряки – мужественные люди. Но Гена ушёл из мореходки и устроился работать на заводе у станка. Он был уже комсомольцем, и ему доверили возглавить комсомольскую организацию цеха.

     Через некоторое время Лиза узнала об его трудных отношениях в семье с мачехой и сводной сестрой. Она думала, что это были трудности его переходного возраста. Как могла, она поддерживала в письмах Гену, но однажды ответа долго не было. Много позже выяснилось, что сводная сестра распечатала Лизино письмо и устроила ему скандал, обвинив его в предательстве, что он пишет чужим людям об отношениях в семье.

     Это выяснилось после того, как Лиза побывала в Ленинграде на каникулах. Она решила встретиться с Геной, сходила к нему по адресу. Они погуляли, потом поехали вместе к тёте Мане. Лиза очень подружилась со своей троюродной сестрой Алей. Она сопровождала Лизу в театры, в цирк, в зоопарк. Девочка была ленинградкой и хорошо ориентировалась в родном городе. Аля была красивой девочкой, белокурой, с голубыми глазами и тонкими чертами лица. Впечатлял изумительно-нежный цвет кожи. Прелестное произведение природы, сказал бы поэт.

     Лиза привела Гену к тёте Мане, и ей очень понравился мальчик. А Гена был очарован Алей. Он совершенно не смотрел на Лизу, а всё его внимание занимала Аля. Лизе это почему-то не понравилось, но она не подала даже вида. Аля отнеслась к Гене доброжелательно. У неё был добрый уживчивый характер. Лиза рассудила, что ребята живут в одном городе и могут дружить. Почему нет?

     Лиза уехала, и писем от Гены долго не было. Она решила, что не понравилась ему. Насилу мил не будешь. Вдруг, уже не ожидая, она получила от мальчика письмо. Он писал, что чувствует себя одиноким и покинутым. Лиза ответила ему, чтобы он не грустил, что, на самом деле, у него много друзей, что семья тёти Мани к нему очень хорошо относится, и что он может их навестить, ему там будут рады. Это было последнее письмо, которое написала Лиза. Писем от Гены больше не пришло. Дружба прервалась.

     Лиза переписывалась ещё с московской подругой, по возрасту – такой же, как и она. Москвичка была прямой противоположностью Лизы, ужасно легкомысленная особа. Она писала Лизе смешные письма и заканчивала его непременно банальностью, которая Лизу ужасно раздражала: «Жду ответа, как соловей лета». Лиза удивлялась её легкомыслию: она рассказывала, как она с друзьями ходит на танцы и шокирует всех танцами: «буги-вуги», быстрый фокстрот, чарльстон, рок-н-ролл. И «моралисты» осуждают их, называя «стилягами». Девочка считала за счастье танцевать эти раскованные танцы в такт ритма. Лиза любила танцевать танго и вальс.

     Девочку звали Мария, но она предпочитала, чтобы её звали «Мадлен», и компания так её и величала. Мария прислала своё фото с велосипедом, где она стоит возле калитки своего маленького деревянного дома. Девочка жила в пригороде Москвы и хотела быть «столичной штучкой», очень стильной. В каждом письме Мария восторгалась Лизой, и это тоже стало раздражать Лизу И в конце концов она перестала отвечать на письма Марии.

     В Советское время посылать письма и поздравления было недорого. Поздравительная кампания была такой оживлённой, что каждая семья получала массу красивых открыток. Некоторые коллекционировали эти открытки, оформляли альбомы. Сами открытки были сделаны с большим мастерством. Марки со временем стали выпускать и продавать по темам: «Цветы», «Звери», «Космонавты», «Герои войны» и т. д.

     Валентина Андреевна вместе с Нелей стали собирать марки по живописи. И у них уже накопилась приличная коллекция. Неля хорошо знала картины разных известных художников. Иногда она менялась марками с Лелей, которая покупала марки по теме «Цветы» и «Герои войны», но иногда отступала от тем и покупала марки, которые ей понравились. Люся собирала открытки, но хранила их не в альбоме, а в красивой коробке. Она приходила к Лизе с коробкой, и девочки с удовольствием разглядывали открытки, любовались ими.

     Однажды Неля спросила Люсю: «Хочешь, я тебе отдам свои открытки?» - «Неси», - согласилась Люся. Неля побежала домой, но вернулась без открыток. Бабушка не отдала их: «Неля, как ты можешь отдавать наши открытки?! Они же пришли к нам от наших друзей» - «Бабушка, мы же всё равно их выбросим, а Люся собирает» - «И ты могла бы собирать» - «Мне не интересно, я с мамой собираю марки» - «Ну, пусть полежат. Когда будем выбрасывать, отнесёшь Люсе» - «Ладно», - согласилась внучка. «Люся, - сказала Неля, - сейчас бабушка их не отдала, но, когда будет готова, я тебе их принесу». И через месяц Неля принесла целую стопку красивейших открыток.

     На почте люди оформляли подписки на журналы и газеты, стояли очереди. Рекламных изданий, как сейчас, не было. Люди много читали. И периодические издания не стоили дорого. Не было телевизоров, они появились много позже, и компьютеров не было, с его живым интернетом. Всю информацию люди получали через периодику. Газеты и журналы играли огромную роль в жизни людей. В местных газетах был раздел объявлений, но он, как правило, был небольшой. В газете можно было узнать: кто, с кем и когда разводится, кто вступает в брак, кто умер, писали некрологи.

     Посылки слали в деревянных ящиках, забивали их гвоздями или в наволочках. Адреса писали чернильным карандашом на влажной поверхности. Карташовы получали посылки с яблоками и другими фруктами из Молдавии. Там жило много их друзей и родственников. Леля приносила молдавские яблоки или орехи и угощала подруг. Семечки в их доме водились постоянно. Они их очень любили. На столе стояла тарелка с семечками. Дети приходили к ним в гости и тоже щёлкали семечки.
Источник магния.

     Однажды Леля принесла большущее яблоко, весом почти восемьсот граммов. Они разрезали его на четыре части. «А как называется сорт яблок?» - спросила Неля. «Апорт», - ответила Леля. «Таким яблоком можно накормить целую семью», - сказала Лиза. «А кто-то сказал, - поддержала Люся Лизу, - что, если есть фрукты с хлебом, будешь здоровым». Леля сбегала и принесла из кухни всем по кусочку чёрного хлеба. Девочки с удовольствием съели душистый домашний хлеб тёти Маруси и молдавское яблоко, которое ароматно пахло, и засмеялись: «Вот теперь мы будем здоровы». Настроение было весёлое. Леля завела патефон, поставила пластинку, и девочки стали кружиться и танцевать, а Леля улыбалась, довольная.

     Леля переписывалась с Мишей много лет. Они продолжали дружить. И, кажется, их дружба перешла в серьёзную любовь. Миша приезжал к Леле в каждый выходной, и они ходили гулять в парк или в кино. Был уже десятый выпускной класс, Миша решил поехать учиться в Ленинград на инженера – строителя мостов. «Уедешь, - сказала Леля, - и меня забудешь» - «Я-то не забуду. Ты не забудь».

     Ребята расстались. Миша поступил в институт, уехал в Ленинград, часто писал Леле. Леля рассказывала о жизни Миши в Ленинграде. Ему очень нравился город, он описывал его живописно. Леля читала некоторые выдержки из его писем. Потом он рассказал об их вечерах, что ему на них скучно без Лели. «Хорошо, если бы ты тоже училась в Ленинграде, тогда мы с тобой вместе бы везде ходили. Тут есть Эрмитаж, Русский музей, много театров». Леля вздыхала, она тоже скучала по Мише. Так продолжалась до четвёртого курса.

     На четвёртом курсе письма стали приходить всё реже и реже, и вдруг Леля получила от Миши письмо, с извинениями, что он обязан жениться. Девушка оказалась в интересном положении. Леля вида не показала подругам, что она потрясена его предательством. Но ночью она горько плакала и навсегда прощалась со своей первой светлой и чистой любовью. Утром никто не заметил следов от её переживаний. Когда подруги пришли к ней, она сказала: «Горевать не будем. Что ни делается – всё к лучшему».

     И всё-таки, Леля переживала, она стала задумчивой и грустной, и девочки не могли её растормошить. Но время лечит раны. Леля поступила на экономический факультет и вышла замуж за очень хорошего парня. Он увёз её на Кавказ. Но Миша не забыл свою первую любовь. Прошло время – он стал разыскивать Лелю, писал её родным, просил, чтобы написали ему её адрес. Но на его письмо никто не ответил. Все помнили, какую травму он нанёс девушке, и не хотели, чтобы история повторилась. И, как ни странно, все дети Лели были похожи на Мишу. Это значит, что она помнила и любила его всю жизнь.


Рецензии