Безымянное и обладающее именем

- Дедушка, я обожаю «Дао Дэ Цзин». Я уже столько раз читал этот трактат и мне все вроде понятно. Тем не менее мне не совсем ясно то, что имел в виду Лао-цзы в своей первой главе. Вернее я вроде бы понимаю, что он говорит, но у меня все же большие сомнения. Вот смотри: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей». И дальше: «Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао, а тот, кто имеет страсти, видит его только в конечной форме». Как бы ты это объяснил?
- Саша, вообще-то трудно высказываться от имени Лао-цзы, но, говоря о Дао, он, как мне кажется, имел в виду прежде всего Абсолют или Разум, который создал Вселенную. Понятно, что это Нечто намного умней и сильней нас. Поэтому как бы мы не пытались описать Абсолют, мы всегда будем субъективны и очень далеки от того, каков Он в действительности, поскольку мы не обладаем такими понятиями, а значит и словами, которыми мы могли бы описать Его хотя бы частично. Мало того, все, что нас окружает постоянно изменяется. Например, большинство звезд, которые мы наблюдаем на ночном небе, в действительности находятся уже не там, где мы их привыкли видеть, а совсем в других местах. А многие из них вообще уже не существуют. Мы видим лишь свет от них, который все еще летит к нам. А летит он к нам миллионы лет. Вот и получается, что мы рассуждаем и даже исследуем то, что само по себе уже иное или чего фактически уже нет. Но мы все равно это делаем. Поэтому Лао-цзы и предупреждает нас об этом в первом предложении своего тратата, чтобы мы это учитывали в своих размышлениях, а тем более, если мы начинаем задумываться о том, чем может быть Абсолют.
Что касается «имени», то мы уж так устроены, что в попытках понять все, что происходит вокруг нас и чтобы понимать друг-друга,  мы стараемся всему этому дать определение – то есть как-то это назвать и потом это название использовать в общении. В этом нет ничего плохого. Если бы мы этого не делали, то мы бы перестали понимать друг-друга.Тем не менее все определения очень поверхностны и не отражают даже тысячной доли того, чем по сути является то или иное явления или даже вещь.
С другой стороны, то, что создавало Вселенную не имеет названия. Поэтому Лао-цзы и говорит, что «Безымянное есть начало неба и земли». Это понятно, поскольку Ему вообще-то, имя ни к чему. Согласись, что тебе самому на необитаемом острове тоже будет совершенно все равно, как тебя зовут. Твое имя важно лишь в общении с другими людьми. Он общается сам с собой и создавая Вселенную, Он тоже ее никак не называл. Он лишь создал материю, заложил константы ее существования, создав тем самым условия для развития духовных начал.
- Каких духовных начал?
- А всех живых существ, которые населяют нашу планету – от бактерий и даже вирусов до человека. Ведь мы с тобой уже как-то говорили о том, что абсолютно все живые организмы обладают чем-то, что мы называем душой. Душа это и есть жизнь. Для нас она себя проявляет благодаря внешнему биологическому оформлению и она может быть еще не так развита и быть всего лишь началом, воплощенном в каком-то примитивном по нашему мнению организме, но именно это начало творчески использует материю – атомы и молекулы - для создавания собственной материальной оболочки, например, РНК или уже целой органеллы в клетке.
- То есть ты хочешь сказать, что РНК уже может быть неким организмом в организме?
- Ну да! Более того, РНК это тоже достаточно сложное молекулярное соединение и судя по тому, какие функции оно выполняет в организме, можно сказать, что это очень умная молекула. Оно, например, способно оценивать ситуацию и достраиваться до обстоятельств, исправлять свои ошибки и даже адаптироваться к среде, которая для него убийственна, например, различные яды.  А самое главное то, что РНК участвуют в программировании синтеза белка в клетке и для различных процессов в клетке создает различные виды РНК. Так что уже РНК может быть материальной оболочкой не просто какого-то духовного начала, а даже их целого множества.
- Ты имеешь в виду, что те или иные фрагменты РНК это уже некий организм для духовного начала, воплощенного в нем?
- Да.
- Но ведь это намного меньше клетки. Мы считаем, что минимальное живое существо это клетка, а получается, что она тоже может состоять из организмов?
- Ну да. Микробиологи это уже заметили и чтобы как-то отличить их от организмов, назвали эти фрагменты клетки органеллами. Эти органеллы как органы в нашем организме выполняют каждая свою функцию, но что интересно – по сути своей многие из этих органелл на определенных стадиях эволюции были независимыми организмами. Вот, к примеру, митохондрия, которая отвечает за обеспечение клетки энергией, ранее была таким же независимым организмом, но на определенном этапе развития клетки она стала ее неотъемлемым элементом.
- Каким образом?
- Есть разные мнения на этот счет. Одно из них такое, что больший организм в поисках энергии - а мы знаем, что все организмы без исключения пребывают в постоянном поиске энергии - постоянно поглощал малый, то есть эту самую митохондрию, которая является высокоэнергетичной пищей для более крупных организмов, поскольку сама ее производит и в какой-то момент она стала уже неотъемлемым элементом клетки, так как оказалось, что вместе они справляются лучше, чем по отдельности. А может быть и так, что они договорились о том, что больший организм обеспечивает безопасность малому взамен за то, что тот обеспечивает его энергией.
- Но как это может быть?
- А очень просто. В биологии уже известно такое очень распространенное явление как симбиоз. Как это ни странно, но очень многие организмы сотрудничают друг с другом и часто именно этим обеспечивают себе более выгодные условия для выживания. Даже в нашем пищевом тракте огромное количество желудочных и кишечных бактерий, без которых был бы невозможен процесс пищеварения. Мало того, уже известен даже так называемый «многоуровневый симбиоз», когда одни организмы пользуются услугами других – меньших, а те в свою очередь третьих – еще меньших. Например, в кишечнике термита дарвинов целлюлоза разлагается до соединений, которые термит может усвоить, благодаря симбиотичному простейшему организму, который называется миксотрика парадокса. В свою очередь сам этот организм для передвижения в кишечнике использует 250 000 клеток бактерии трепонема спирохета, а также около 200 других более крупных организмов - каналепаролина дарвинесис, имеющих вытянутую, спиралевидную форму, которые прикрепленны к поверхности миксотрики и выполняют функцию ее ножек. Кроме того, миксотрика парадокса не имеет митохондрий и эти функции выполняют другие так называемые эндосимбионты – специальные бактерии, живущие внутри неё.
- Мда уж, забавно! А каковы могут быть причины такого симбиоза?
- С одной стороны, для того, чтобы обеспечить себе большую безопасность, а с другой стороны, и это самое главное, чтобы оптимизировать свои энергозатраты. Каждый организм в отличие от человека всеми силами стремится к тому, чтобы поглощать больше энергии, а тратить ее меньше и уж тем более напрасно ее не расходовать. Все в природе крутится вокруг энергии. Только человек обычно об этом не задумывается, особенно, если у него всегда под рукой есть что поесть и что попить. Тем самым он часто бездумно расходует собственную энергию. А вот если, скажем, гепард четыре раза подряд не сможет поймать свою жертву, то на следующую погоню у него уже может не хватить сил и он просто умрет от истощения. Феномен симбиоза состоит в том, что организмы, как это для нас ни странно, очень хорошо понимают преимущества такого сотрудничества. Иначе говоря, они их осознают и каким-то образом договариваются между собой. Таким образом одни просто позволяют выполнять услугу по отношению к себе, а другие ее выполняют. Например, есть птицы, которые питаются остатками пищи в пасти крокодилов и бегемотов. Это и египетский бегунок, и шпорцевый чибис, и ходулочник. Они без всякого опасения ходят по открытой пасти и не боятся, что их проглотят. Не следует забывать, что за тем или иным организмом стоит определенное духовное начало или уже вполне развитая душа. Правда, мы обычно не видим самого духовного начала, а лишь наблюдаем внешнее его проявление через поведение организма, которое может быть очень разное даже на уровне того же самого вида. А кроме того, нас приучили думать, что все организмы формируют свое поведение на основании инстинктов и лишь иногда проявляют элементы разумного. Того, что они могут обладать определенным уровнем сознания – даже в зачаточной его форме – современные ученые не хотят даже допустить, а не то, чтобы это учитывать в своих взглядах на живую природу. Тем не менее исходить необходимо из того, что за внешней биологической оболочкой даже на уровне микробиологии скрывается определенное духовное начало, которое находится на соответствующем уровне развития. Поэтому даже за микромолекулярными фрагментами РНА могут уже стоять какие-то духовные начала, формирующие сообщество, которое достаточно разумно выполняет те или иные функции в клетке. Правда мы опять же видим лишь внешнее проявление – то есть умное поведение молекул, не учитывая того, что это всего лишь определенная материальная оболочка.
- Деда, скажи, а зачем вообще духовным началам эта материальная оболочка?
- Саша, мы уже знаем, что вещества это прежде всего определенные химические соединения, которые состоят из атомов. Атомы уже обладают неким энергетическим потенциалом. Поэтому, с одной стороны, материя в результате различных химических реакций дает энергию, а, с другой стороны, если ее правильно организовать, то она позволяет удерживать эту энергию и поэтому все духовные начала стремятся к тому, чтобы иметь возможность приобретать и удерживать энергию. Заметь, что слово «организм» происходит от слова «организация» или «организовывать».
- Деда, а откуда эти начала знают то, как правильно организовываться и какие вещества для этого использовать? Ведь, как я помню из школьного учебника по биологии, на микромолекулярном уровне используются лишь ряд определенных веществ, а не все подряд.
- Ты правильно заметил, что для построения основ жизни используются лишь те химические вещества, из которых можно уложить нужное соединение. К примеру, в микробиологии известно, что белки состоят из нескольких групп так называемых протеиногенных аминокислот. Их около 20 видов. Микробиологи их так и называют - «избранные», поскольку используются именно эти с определенной группой веществ, хотя, как кажется, можно бы было использовать другие нехудшие и результат был бы тот же. Но нет. Почему изначально выбираются именно эти – избранные, не известно, но это факт.
...
Далее на:
https://ridero.ru/books/prostye_istiny_dedushki_tao/

***


Рецензии