246. Искусство и культ чудовищного
Во -первых, тяга к сверхчеловечности и особых способностях, за которые,однако, надо платить чем-то существенным.
Во-вторых, это выражение чувства именно неполноценности человека как человека.
Но в то же время, поскольку в человеке силён и нарцицизм, то отказавшись от человеческой природы, человек вновь,под видом сверхчеловечности, возвращается к ней. И даже отказ от гуманизма приводит к его частичному признанию (в образе добродетельного вампира,например).
Далее: такие сюжеты психологически форма отказа от мира естественных явлений, мира обыденности и неуклонной закономерности, неправедного социума, в пользу мира мистических явлений, чудес, магии, где всё связано со всем и всё возможно. Здесь уже сам человек,создатель и потребитель подобных сюжетов, чувствует себя неким Богом, способным построить фантастический, новый мир, более сообразный для вкуса и пристрастий индивида.
На это всё накладывается воля к преодолению скуки мира и человека через развлечение, интриги, романтические приключения, занимательность сюжета.Но это более относится к "как",а не к "что". Любой мрачнейший сюжет должен и развлекать, отвлекать нас от обычной "морали",которая стереотипно связывается с чем-то поверхностным,скучным, будничным,сужает свободу и возможности "личности". И ничего, что "личность" мыслится с клыками, с жаждой крови и убийств - её приключения так интересно. Оно то, кем мы боимся,но хотели бы стать, олицетворение "могущества" и "раскрепощения". Так "тёмный персонаж" становится главным героем фильмов и романов. И именно конфликт оказывается сутью сюжета. А фантастическое с такими особенностями имеет в искусстве аналог в обыденном или реалистичным сюжетом с теми же требованиями, с тем же тайным любованием аморализмом персонажей. Искусство сперва делало главным стержнем сюжета "добро" и "подвиг".Сейчас же оно исходит из недр аморального общества и ещё больше аморализует его.Мы можем ярко живописать зло, а не добро. Сцены насилия, войн, поединков более захватывает нас,чем какая-нибудь идиллия. Вот почему Дон Кихот кажется уже отжившим, примитивным персонажем, пародией на добро, а на первое место выходит Вампир или, дабы прикрыть свою тягу к чудовищному, борец с вампирами - очень похожий на них.
Человеку в нашем мире уже неловко, что он человек, он уже скрывает свои достоинства и гордится своими недостатками. Возможно, перерождение уже произошло на уровне ментальности, и сам человек стал вампиром не по своим способностям, но по своей психологии?
Свидетельство о публикации №216121901844