247. Буддизм

Буддизм имеет цель уничтожить все противоречия, прийти к чистому монизму, но в итоге он этой цели не достигает, полагает, что парадоксы являются достаточным ответом на вопрос, порождает новые противоречия, освобождается от дуализма лишь номинально.
Дхармы объективны (в качестве реальности) и вместе с тем субъективны (как иллюзорные порождения Бога), они Абсолют - и его отрицание; они суть человеческое сознание, а далее и индивидуальная субъективность и вместе с тем отсутствие этого (сознание Абсолюта).
Известно моральное отношение буддиста к человеку, индивидам, но не противоречит ли оно представлению о нереальности, призрачности человека, который сам по себе ничто, иллюзия? Иллюзии всё равно как к ней относятся - морально или аморально, помогают ей жить или убивают её. Но отрицание личности слито с её утверждением таким образом, что человек как раз в силу своей иллюзорности является фактически Абсолютом, формой Абсолюта и в его лице почитают Бога. Но выявляется основное противоречие буддизма: мир человека есть искажение и сокрытие Абсолюта, то, что не должно существовать, поскольку требуется истина, а не иллюзия. Стало быть, буддист должен способствовать гибели человечества, а не жизни его, очищению реальности от иллюзий, тем более и сама жизнь оценивается негативно - как невежество и страдание. Это логически. Но по той же логике - если мир человека есть иллюзия, то иллюзорно и любое человеческое действие и отношение; буддист не может совершить и морального и аморального действия по отношению к другому человеку, ему остаётся заняться собой - убить в себе жизнь-иллюзию, слиться с Абсолютом, т.е. исчезнуть как личность. (созерцательность, самосозерцание, отрешение от мира). Фактически же, живя в мире, буддист не может впасть в полное отрешение, избежать отношения, не действовать...
А если дхармы сами иллюзорны, то возникает проблема самой возможности их посредничества между Абсолютом и человечеством. Как иллюзия может что-то порождать (даже если это мир других иллюзий)? Если есть Абсолют, он всё и любая иллюзия должна быть его частью или не существовать вообще. Если Абсолют не есть иллюзия, то иллюзии или в нём (тогда он лишён Совершенства) или вне его (тогда он не есть Всё, не есть Абсолют).


Рецензии