Мысли о вредных привычках

Всем нам постоянно говорят, что алкоголь и никотин вредны. И тем не менее, многие пьют и курят. Кто-то назло всем указам и законам, кто-то уже потому, что не может иначе. Вот об этом я и хотел бы порассуждать.

Как известно, табак в Европу завёз Колумб из Америки. Там его (по легенде) угостили «трубкой мира» – и, как говорится, понеслась. Можно до посинения спорить о том, что те же индейцы как-то жили с этой привычкой – и нормально жили, а тут раз – и европейцы и прочие начали от неё умирать. Спорить-то можно, споры – это вообще дело интересное, в них истина рождается, да только не надо забывать об одном маленьком нюансе – у индейцев «трубку мира» раскуривали только во время ритуалов, то есть, не настолько часто. Конечно, свою дозу отравы получало всё племя – но всё же, не в таких количествах, как сейчас, когда курильщик тянется к сигарете, чтобы «занять руки», или просто снять стресс.

Среди моих знакомых довольно много курильщиков, так что у меня была возможность понаблюдать за ними. Многие, курят, буквально «одну за одной», пачка у таких уходит довольно быстро. При этом они совершенно не думают, что вокруг могут быть люди, которым дым противен. А он на самом деле, не только противен, но и ядовит. Большую часть всей отравы, содержащейся в дыму, кстати, получает не тот, кто курит сам, а тот, кто находится поблизости. Именно по этой причине курильщики вызывают у меня отвращение.

Но откуда же они берутся? Ведь изначально люди некурящие и непьющие… Как же они «подсаживаются» на эту гадость? А ответ прост. Кто-то берёт пример с родителей. Мол, они взрослые, им можно. Значит, если я тоже буду – то я тоже буду казаться взрослым. Кто-то идёт по принципу – другие ребята курят – а я что – рыжий? Да они со мной общаться не будут, если я не стану курить. Кто-то идёт «за компанию»… Много разных путей, и все они показывают слабость воли и так называемый «стадный инстинкт». Как же так – другие ребята не будут со мной общаться, если я буду отличаться от них! Как же жить после такого, да?

Расскажу о себе – почему я этого избежал. Может, это кому-то поможет, я не знаю. Дело в том, что я всегда был одним из самых непопулярных ребят в классе. Издевались, били, унижали. Дело даже не в том, что я толстяк – на самом деле, я был не таким уж и толстым – были ребята и толще меня, и неспортивнее… Дело было в другом – я заикаюсь с пяти лет. Именно по этой причине передо мной закрыты все двери, и я всегда останусь один. Но я никогда не хотел дружить с теми, кто мне не нравился. Мне было всё равно, «крутой» этот человек, или нет, и как именно он добился этой «крутизны». Я учился в школе, как раз, когда начались эти самые «лихие 90-е». Один парень, из небедной семьи, даже приносил в школу «ствол». Наверное, всё же, газовый, не разбирался тогда в оружии, да и не рассматривал я его толком. Кстати, большинство всех этих «прелестей с Запада» пошло как раз от этого парня. Он и жвачку приносил, и всё такое. Только вот… Мне сейчас 37 лет, я айтишник, вожу машину, и чего-то даже добился. А этот парень… Нас снимали с уроков, в 10 классе – на его похороны. Передозировка героина (как мне удалось узнать). Вот такие дела.

Другой мой знакомый. Он был когда-то хорошим парнем, неглупым где-то даже. Просто так вышло, что у него обнаружили одну болезнь, из-за которой он перешёл на домашнее обучение. И обучался так класса до девятого. Потом, разумеется, пришёл в школу. Так вот, он очень сильно комплексовал – и из-за внешности, и из-за того, как именно он учился. Так как это было уже после Развала Союза, молодёжь уже начала «подсаживаться» на разного рода гадости. Один из его знакомых, спортсмен-хоккеист, кстати, распространял так называемый «насвай», от которого у моего знакомого тогда чуть губа не прогорела. Так вот, чтобы приобрести друзей, этот знакомый и курить начал, и пить разную гадость – и вообще. Сейчас он жив. Даже работает. Только вот, друзей у него почти не осталось. Всех, кто не пьёт или не курит он считает ненормальными. Сам же считает, что, если он на выходных не напился – значит, выходные прошли плохо. Был в его жизни период, когда он в компании нескольких знакомых курил «траву». И даже не один раз. Его били за это дело. Обещали даже прибить (родственники, кстати) – но ничего не помогло. Этот парень всё всем делает назло. Гробить себя просто от души. А здоровья у него и так нет. Долго он проживёт или нет – время покажет.

Собственно, в ситуации с табаком и алкоголем есть некая ирония. Дело в том, что по своему действию и то и другое схоже с наркотиками. Тоже вызывает привыкание, тоже сложно отказаться, и точно так же воздействием на центральную нервную систему. НО! Наркотики у нас под строгим запретом. За них штрафуют, сажают, и вообще, наказывают. За приём алкоголя и курение – ничего. Да, запретили курить в общественных местах (и это хорошо), но многие начали курить назло запретам – ведь многие люди (особенно в нашей стране) специально делают что-то «назло запретам». Сам видел человека, который сказал, что он начал курить только после введения антитабачного закона – назло ему.

Я считаю, что с этими привычками надо бороться. Но бороться не так, как боролся с пьянством Горбачёв. Он просто запретил всё. И люди начали бороться с запретом. Кто-то начал гнать самогон, кто-то пить разные лосьоны и одеколоны. Нужен другой способ. Был случай, когда я работал на заводе. Там работали, как курильщики, так и некурящие. Так вот, курильщики устраивали свой «перекур» тогда, когда им хотелось. Соответственно, они работали меньше, чем те, кто не курит. И так же было, в любой организации, где работают курящие – и некурящие. Некурящие, как правило, работают больше. Возможно, было бы неплохо поощрять некурящих за счёт курильщиков. Как раз – и тем и другим – стимул не курить. Конечно, кто-то скажет, что это жестоко и бесчеловечно, мол, человек не виноват, что он никак бросить не может, и так далее – и тому подобное. Стоп, как сказал бы один мой знакомый майор. Кто-то заставлял этих людей начинать курить? Кто-то им говорил – «или кури – или умри»? Кто-то им угрожал? Нет. Просто эти люди не смогли вовремя сказать «нет» – подчинились слабости. Слабости характера, или какой-то ещё слабости – и всё. Да, наркоману тяжело «соскочить» с иглы – и курильщику тоже тяжело отказаться от очередной сигареты. Вот и ещё одно сходство табака и наркотиков. Но! Есть люди, которые смогли перебороть эту мерзкую привычку. Например, тот же майор, про которого я упоминал. В один прекрасный день он просто взял – и бросил. Да, у него были очень серьёзные причины – но факт-то в том, что он бросил. Сейчас, кстати, издевается над теми, кто курит. Молодец, кстати говоря.

Точно так же дело обстоит и с алкоголем. Неоднократно видел ситуации, в которых люди пили только потому, что «ты меня что – не уважаешь?». Вот честно – пить с таким человеком, как минимум, мерзко. Меня пытались напоить на предыдущей работе. Мол – или ты пьёшь наравне со всеми – или ты тут больше не работаешь. Ну что же… Организация та всё равно развалилась – а я, наверное, даже неплохо устроился в итоге. Работаю здесь уже пять лет. Конечно, не без эксцессов, но лучше, чем там.
За приход на работу в нетрезвом виде в этой организации увольняют. Как правило – сразу же. И, честно говоря, правильно делают. Но, что мешает человеку пить дома? И творить по «пьяной лавочке» всякие непотребства? Ведь очень много преступлений происходит именно на почве алкоголя. Кто-то выпил – сел за руль – убил человека. Вот, недавно я читал автобиографический роман одной девушки. Очень хороший роман, правильный такой. И там получилось, что человека, которого она любила, сбила насмерть пьяная на иномарке. Этого человека, и ещё троих на остановке. Насмерть. Да, эта пьяная далеко не уехала – только до ближайшего столба, где она и упокоилась вместе с машиной – но людей-то не вернуть. И пусть нам говорят про то, что они все ушли в лучший чистый и более хороший мир – но те, кто их любил, кому без них будет плохо – они здесь, и им реально плохо.

Алкоголь сделал очень много плохого. С ним надо бороться. Но как? Как я уже упоминал, тот метод, которым с пьянством боролся Горбачёв, не сработал. Это не вариант. Запретами эту проблему не решить. Нужен какой-то иной метод. По крайней мере, есть вариант, как не допустить пьяных за руль. Можно, например, сделать обязательным к установке (для пьющих, естественно) устройство, которое будет определять, есть ли в крови человека алкоголь. Например, брать образец крови, когда человек берётся за руль. Или брать образец его выдоха. И, в том случае, если алкоголь в крови или выдохе человека есть – блокировать зажигание. Пожизненное лишение прав, как мне кажется, работать не будет – если машина есть – лишение прав не остановит выпившего. Надо сразу же отбирать и её, чтобы не повадно было.

А вообще, добавлю кое-что от себя. Дело в том, что я видел очень много зла от пьющих людей. И, если я сам по себе добрый человек, и трезвого я не ударю (только при самозащите), то вот, что касается пьяного… Пьяный для меня – «не-человек». На такого мои ограничения просто не распространяются. Поэтому, стоит пьяному сделать хотя бы намёк на то, что он хочет причинить мне какой-то вред – я буду его метелить до полной потери им «товарного вида». У меня просто «слетают все предохранители». Так что – люди, если вы хотите жить долго и счастливо – бросайте заниматься всей этой ерундой. Просто живите. Не нужен вам ни алкоголь, ни табак, ни другие наркотики. Просто живите!


Рецензии