Без тормозов... аэробыль

  Авиахимработы-Классика "малой"авиации.Полёты на сверх малых высотах 5-50метров,взлет и посадка на ограниченные площадки.
Работа тяжёлая и физически и морально,но и оплачивалась она
Намного выше чем транспортные полёты.
  Это был солнечный весенний день.Мы выполняли АХР в селе Караш
Ярославской области.Сельский аэродром имел взетнопосадочную полосу Асфальтовую 20м на 400метров.С этого аэродрома мы обрабатывали поля соседних совхозов,делая по 25-30вылетов в день.
 До обеда мы успели сделать 12 вылетов и доложив диспетчеру перерыв отправились немного передохнуть и поесть.Двигаясь обратно к аэродрому шутили,обменялись анекдотами.Вообщето, я
человек не суеверный,но сегодня что то было не так...Во первых
сегодня 13 апреля пятница,во вторых сейчас нам предстоял 13
вылет,в третьих чёрная кошка два раза за день пересекала нам
дорогу к аэродрому,а самое главное интуиция не шептала,а кричал.а-берегись...
Осмотрев самолёт мы с Сергеем устроились в кабине и занялись
документацией и подготовкой к полету.Техник готовил самолёт к
вылету.После доклада техника подал команду "От винта"и запустил
двигатель.Я "гонял" двигатель 15-20 минут пробовал на всех
Режимах,но ничего "криминального"не было.Второй пилот начал
читать "_молитву"-контрольную карту перед вылетом и мы начали
руление на старт.Прочитав карту,выпустив закрылки и проверив рули пошли на взлет.На взлете самолёт тянуло в право,боковой
ветер был предельным,и удержать самолёт на полосе стоило усилий
и умения.При боковом ветре на взлете и посадке интенсивно
Используются тормоза.Сергей после взлёта пошутил "как садиться будешь.? Мой ответ:Молча!Связавшись с диспетчером получили
Прогноз погоды и разрешение на проведение работ.Уже снижаясь
к обрабатываемую полю посмотрел на часы 13:13...
  Всё началось через несколько секунд,когда на высоте 20метров
над полем,второй пилот включил аппаратуру с помощью которой
происходит выброс мин.удобрений из хим.бака.Дело в том что
аппаратура пневматическая и при её включении сквозь гул двигателя слышно шипение воздуха...Мы не услышали вместе.
Сергей двигался рычаг вперёд назад,что уже не имело смысла...
Я уже посмотрел на приборы,которые показывали давление
в тормозах и в общей системе-0.Через несколько секунд до Сергея
дошло:командир тормоза...? Ноль... Как будем садиться? Этот
вопрос он мне уже задавал и я ответил:Молча... Сергей не мог
успокоиться:Полетели в Ярославль?Он хороший второй пилот,
но по принятию решений слегка запаздывал,к томуже принимать
Решение командиру.Ярославль был запасным аэродромом,но лететь
Туда без тормозов,груженый удобрениями и разложить самолёт
На глазах всего аэропорта-добровольный суицид.
Будем садиться здесь...Дело в том что посадка без тормозов
никогда не отрабатывались на тренировках,тренажёре и не значились в особых случаях полёта.Я почувствовал себя летчиком
испытателем,но радости на душе не было.
 Заход на посадку происходил с особой осторожностью.На прямой
я выпустил закрылки и снижался с правым креном так как боковой
ветер усилился,что мы слетим с полосы я был уверен на 100%
Посадку производил можно сказать по учебнику.Выронял самолёт
перед касанием убрал крен рулём направления пытался удержать
самолёт на полосе...Самолёт пробежав метров 50-60 развернулся
Против ветра и слетел с полосы в весеннюю грязь.От нас уже
не зависело ничего.Грязь ударила по стёклами кабины и мы ещё
"Ослепли".Мы с Серегой "молились"чтобы самолёт не встал
на нос или на крыло.Самолёт остановился...Мы пулей вылетели
из кабины и бросились осматривать самолёт...На самолёте
не было даже царапины,но колёса наполовину ушли в грунт
и самолёт стоит посреди поля...К нам уже бежали все кто
был на аэродроме впереди всех летел авиатехники,агроном,
рабочие.Серегу после стресса"пробило"на хохот,ни он не я не
Знали что "приключения"на сегодня не закончились...


Рецензии
Если в полёте отказывают тормоза, сразу дёргайте ручку стоп-крана...
С уважением,

Гончар   20.12.2016 11:24     Заявить о нарушении