Очарованная душа

Людмила Корина
Аннет Ривьер Роллана -"На земле я тебя не нашла и сделала тебя из самой себя"

15мая 90го- первая строчка и...полетели !
Стихи и песни.Музыкантская команда .Прорыв к творчеству, которое  длится. Мой странный герой -любовь до встречи. Последний - это тоже титул.

Я не одолела ? Они меня не одолели ! Не всем годиться в паре быть.
Ещё чуток бы пару, и выбрала б я пару.

Теперь я уже не я, а “мы”. Неразделима с сыном своим, как и положено Аннет Ривьер из романа Ромена Роллана “Очарованная душа”, читанного в юности.“На земле я тебя не нашла и сделала тебя из самой себя”.Из записной книжки 95го года

Любая твоя свободная волевая акция вызывает у дрессированных окружающих настороженность. Неужели мой герой рассвирепел от страха при малейшем проявлении чужого(моего) своеволия ?

8.2.95 Всё. Ещё раз приехали туда-сюда.В Москве  мой голосок в эфире при довольно эфемерной популярности уже не слышен через густой туман людских бед, обид, криминальности. Л.И жив, оправился после операции, ходит потихонечку. Мы оба живы.

Приезжал брат Вадим на денёк сюда к нам в Геную,оторвавшись от автобусного тура украинских шопников и заехав к брату Борису в Милан.Борис летел в Париж, и готов был перенести этот приезд брата в Италию.Но уже нельзя было отказаться, аванс внесён. И пусть  сидя в автобусе, хоть краешком глаза наш художник увидел Венгрию, север Италии, наши жилища и теперь сможет сказать :”Я там был”.
Прорвался. Отец бурчал, мешал, как всегда, как мне в своё время. Брат от напряжения этой поездки заболел по приезде.

Сколько искренности было в моих песнях, моём голосе.Сколько печали.
Не  отчаяния - разочарования.Я зацепилась за свои песни, как за якорь спасения. Л.И. за журнальную работу, которая вытрясает из него последние силы.

13.2.95 Моя жизнь чувств кончилась.На струнах любви уже не поиграют.
По-прежнему не душу родную ищут, а как бы пристроиться.Здесь в Италии никого не было и  нет, местные за работу держатся, как совки за партбилет. Быть одной, совсем одной. Беру от тех и этих выходной.

Пусть меня звёзды спасают - кормят и одевают.Тайны свои открывают.
Какие-то двери открываются другие - нет пока. Жду судьбы звонка.

В этой сказке грозы розовы и голубая боль -всё про любовь. А в заключение муз-зэка.Аж два героя -мужика. 14.2.95

Пусть им помогают те, кого они взяли вместо меня.Служение - бесполезное жертвоприношение.

“От всего нечеловеческого в себе вы лечитесь самым простым - любовью.”Цветаева

Похожесть нравственных раздумий Шукшина и Бородина. Вася -“За всё надо платить”. Л.И. усиленно зациклен на своей вине и давно открыл, что зло не исчезает.
янв.95

Цветаева :”Так сильно во мне тяготение ко всякому одинокому мужеству.Что же есть все художества, как не “увековечение утрат”.

Они мало друг с другом говорили, больше - глядели. Ибо слова всегда опасны. Странные бывают слова для самых простых вещей, и чаще- иностранные.Но пока до простоты додумаешься...В каждом молчании, в каждом звучании...Знаки - были. Любовь всегда найдёт знак.

“Не так часто мне в жизни писали хорошие стихи, не так часто поэт вдохновлялся поэтом...Внушать стихи -больше, чем писать их,большая богоизбранность.
Посвящённые стихи, эту собственность- оставляю"-Цветаева
Белый ей :”Вы птица, вы поёте.Вы каждый день во мне поёте, я вас в себе остановить не могу”.
Эпиграф :"Моя любовь  была его воля. Я отдохнула на его немоте"-Марина

Григорович опять в жюри, на своём месте. Юпитер в Козероге. К его 70-летию Большой в его честь дал концерт из спектаклей хореографа, но он не приехал, не почтил.Другое дело - в Мариинке, там он выходил на поклоны, т.е. принимал поклоны зрителей.Миша Лавровский помогает восстановить “Легенду о любви” в Большом, но сам показать танцовщикам уже не может -только руками и словами.После операции на тазобедренном суставе. Слава Богу, что ходит, не в коляске.

Звёзды Мариинки помолодели :Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина. Большой назвал их Божественными в элитном конкурсе  до и после гастролей в Москве, который прошёл с триумфом.

Мая со свои конкурсом в Ленинграде шипит в адрес нового постановщика -Васильева. В годы Сатурна в Овне ему нелегко.Критика теперь совсем остервенела. Доходят до оскорблений в адрес красавиц прима-балерин, так что приходится Гаевскому за них извиняться.

Год високосный всё косит и косит.
Выкосил многих.Устал.Оставшимся дальше ползти
ДорОгой в неизведанное.
Верой держаться.Слабеющей надеждой цепляться.
Одни отчаянием уже отброшены.Не видно конца пути.
Ожиданием истомлена.Моя дорога наверное -
То ли вот-вот прервётся,или дальше потянется
В никуда.5.5.96               
               

Недавно и давно в стихи пришла.Из живописи,
Из галереи моих портретов, ведь говорили,
Что рождена подругою артиста быть -
Художника,как говорится, Божьей милостью.

Я вышла  из леса Миллеса, из оды к радости,-
Где с подругой, нагие и красивые, мы пляшем на снегу
И ждём гостей.Из рук Родена и его страстей.
Из Вигелунда мук. В просторе парка у моря,
Где беломраморное   тело  моё ваятелем
В другие  стеллы тел завинчено, закручено,
Стоять и быть опорой их приучено.

Стояла  долго в увековечение утрат.
Себя другим дарила. Отдам я больше во сто крат-
Сбылась душа  и я заговорила.
                1 мая 96 -1мая 98


Позови меня в цветущий белый сад,
Там венчай Весною Боттичелли,
Тихим шагом и с улыбкой на устах
Я приду и сяду на качели.

                Манит он и дарит красотой,
                Сад цветами  убелённый,
                Раннею  весеннюю порой
                Позовёт к себе влюблённых.
                Не снегопад, гостям он рад,
                Весенний сад, вишнёвый сад !


Два  славных барашка - он и его подружка
На швейцарских пасутся лужках...
Видится или мечтается,в яви иль  снах ?
Женщина в розовом с ясным  красивым лицом,
Потом ощущение предгрозовое - у неё нет лица !
Под летним зонтом черты её  растворяются
В благоуханных  травах, цветах  и
Тают в лучах жаркого солнца.22.5.98(Открытка, посланная Бородину из Лугано)

Он тогда был устрашён силой моего ожидания.Когда так ждут, всегда что-нибудь случается.Случилось. И сразу нам обоим нечего стало ждать.

Цветаева пишет о Белом :”Наши отношения не развивались.Они сразу начались с лучшего.” Белый о Марине :”Ваши молитвы - малиновые мелодии и непобедимые ритмы”.А я стала созвучна основной мелодии скрытого до времени для меня поэта - он причастил меня к своей боли, будто у меня её  было не достаточно.

Цветаева о Пастернаке :”Стихи часто являют нам нечто скрытое, приглушённое и даже заглушённое, чего и сам человек в себе не знал и не узнал бы, если бы не стихотворный дар”.
               
Найти свои слова.Уйти от безликости.

Для восприятия хороших стихов надо иметь тонкий слух и больше внимания. Давид Самойлов - сочетание душевной тонкости и духовной глубины.”Но есть возвышенная старость,что грозно вызревает в нас. И всю накопленную ярость приберегает про запас.Что ждёт назначенного срока и вдруг отбрасывает щит.И тычет в нас перстом пророка.И хриплым голосом кричит”.

“Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые...Война гуляет по России.А мы такие молодые “.“Люблю обычные слова, как неизведанные страны, они понятны лишь сперва, потом значения их туманны.Их протирают как стекло.И в этом наше ремесло”.

Юнна Мориц и я :”На жизни ставя горький крест, одна как перст, я обживала местность откуда нет возврата в отчий дом.Плевать мне было, что меня заест тоска, безлюбие и жалкая безвестность...”

Как же я неосмотрительно влюбилась, поверив его выдумке о себе в  прозе.
Говорила на радио, прощаясь с ним в радио интервью :”Благодарю за 4 года творческого общения”.А я 3 года не знала, что он стихи пишет .И две последние повести “Божеполье”, “Ловушка для Адама” и рассказ о нас прочитала только в 94м. Мой диалог шёл с тем, что поняла и полюбила до встречи с ним в его прозе - в “Расставании” и “Женщине в море”.

Солженицын в 94м по приезде вызвал его, согрел вниманием, взял под защиту. О этой встрече  Бородин  говорил в моём  интервью с ним в июне 95го на радио.Молодые критики(Павел Басинский) его не критикуют- уважают главного, помнят судьбу.Потом и вовсе замолкли,по-видимому “Царицу смуты” никто не осилил, кроме Тани Синицыной и критика Немзера.

Бородина уязвило  молчание критиков вообще и отсутствие отклика на последнюю историческую повесть, которую он писал ещё в тюрьме.”Комплиментарное”интервью молодому и влюблённому в него  Алексею Варламову в “Независимой газете” в 97м  и вскоре отклик на него в той же газете “Пастыри смутного времени”Земляного-
(воителя из другого лагеря).Л.И. сказал мне, что выпад этой статьи предназначался АИС.Выходит, опять он под защитой Исаича.

Как горестно прозвучала обида в том интервью, что не ценит его главный редактор “Нового мира”, не печатает, несмотря на просьбу АИС.”Любовь без взаимности” с журналом -соперником и с С.Залыгиным. Вот удивятся сотрудники, Бородину преданные !Вот когда его за живое взяло ! Как когда-то Шукшина в рассказе “Кляуза”, где он впервые стал писать от себя, не в стиле сказа, в маске. То была своя обида,а не когда ты безнаказанно  и смертельно другого обижаешь.

А скольким сам Бородин отказал по вкусу и усмотрению своему ? Надир так и не решился показать ему в “Москве” свою прекрасную повесть “Собачья площадка”, созвучную тематике и направлению журнала, хотя там зам главного Э.Шугаева - бывшая жена  друга Надира, и опубликовал в альманахе “Дядя Ваня”.А что со мной в редакции проделывали с рассказом о Шукшине - теряли, небрежно комментировали-“А что жена Шукшина на это скажет ?”При чём тут Федосеева - в редакции в 60е работала Вика Софронова, тоже жена.А меня случайно к теме прибило,надолго.

Не собиралась я рассказ у них печатать,это был повод в журнал придти, снять напряжёнку, вывести Л.И. из ступора летом 91го.Так что никого не благодаря, а всегда всё вопреки. "Сам  волк - зачем скулишь, когда тебя рвут ?"

В апреле 95го на тв в  ролике о трёх последних  книжных новинках в рубрике Солженицына судьба из рекламного списка сделала расстрельный. Лакшин,третий в списке, недавно умер. Вторым шёл Бородин с “Ловушкой для Адама”.Л.И. после тяжёлой операции своими заштопанными сосудами- ниточками за  жизнь зацепился.
Первым в списке с романом о Колчаке шёл неистовый Владимир Максимов. Вечером его не стало- объявили в новостях. Стало страшно за оставшегося.Или, дай Бог, долго жить будет.

Опубликовал в своём журнале свой “Нарымский дневник”, где открывает литовские
корни по отцу-борцу с режимом,расстрелянному в 39м.
Шукшин - ушкуйник угро-финских корней,отец так же сгинул.
Леонид Иванович Бородин- по отчиму.Биологический отец -Феликс Казимирович Шеметас. Написал не оплошно, а чтобы другим было неповадно копать.Не заговорён.

Таня, их секретарь, всё понимает и чувствует.”Вы приглашайте его”,- говорит.Имея в виду - приглашение ко мне домой, что затянулось и уже перенесено на тот свет.
”Я его приглашаю,приглашаю”.Нет,дорогая, нас жалеть не надо !Всё правильно - забирайте его себе. Уступаю, как всегда.На тоненьких ножках по “нашей” крутой деревянной лестнице на второй этаж  в редакцию скок-скок, потом  вниз прыг-прыг, домой в Коломенское на машине-вражине, рекетире, к себе в каморку.

Упаси Бог, чтоб мы вместе из редакции вышли - а вдруг про нас что подумают ?
В нашей литературной игре я  -автор  взяла себе роль проигрышную. Проиграть достойнее, чем выиграть.Человек  со сложной психикой, изношенный физически, с овнским характером на службе идеи спасения человечества - смесь гремучая.
Догадывается, что я многое понимаю, знаю о его вовлечённости давно.Сразу.
Пишет в повести -“мне физически больно от невоссоединённости”.Из догм ему не выбраться. Глубоко его понял критик из г.Иванова Саша Агеев (“Октябрь” 6-91)

Шаламов -“Стихи создают оптимальные условия для одиночества. Техника стихосложения - определить в ритме бытовую фразу, а потом пустить её по спирали смысла и звукоподражания во всё более сложные области.(Как верно !) Смысл заявлен в первой, разрешение его в последней строке".

Прощальные слова, я знаю их печаль,Ты пишешь мне “Спасибо,дорогая”.
Мы расстаёмся, но не говорим “прощай”,Последняя любовь не догорает. 20.7.95

“Разлука” написана 21 июля.В звенящей тишине ты различишь те звуки,как будто голос мой окликнул, прозвучал, и Глинковский ноктюрн напомнит о разлуке -романс без слов, в нём всё - и чудо и печаль...не просыпаться, плыть, дышать под эти звуки ! Нам можно вместе быть, но не при свете дня...1996

На фото мой сын Микеле Герси в пригороде Генуи в 97м 16ти лет

Людмила Корина 19.12.16 Генуя


Рецензии