Любимая Игрушка

                Любимая «Игрушка»
                (Франция, 1976)

         Снова пришёл декабрь – время кинопремьер. И как наши мамы и папы много лет назад, так сейчас и мы бежим в кинотеатр с тайным желанием, почти вожделением, лицезреть что-нибудь новое. Про себя, про друзей… Сказки в новых жанрах фантастики и фэнтези… Сплетни и мелодрамы… Ужастики и комедии…
         И всё бы ничего, да кто из наших детей (а может и внуков) станет всё это смотреть 40 лет спустя?! Это же не Дюма!.. Сага о «далёкой-предалёкой Галактике» завершена в прошлом году, а гремящая по миру премьера – новый свиток нового поколения летописцев… И за «Ёлками» - как в поговорке – реально леса не видать…
         И тянется рука к пульту телевизора… и щёлкают-переключаются каналы… и тянет, проникая в душу, ностальгия по полузабытым кинокартинам прошлого века… да только о них надо бы ещё и знать.

         А ведь тогда женщины не только зарисовывали модели зарубежных кофточек и платьев, призрачно мелькавших на экранах советских кинотеатров, но и за сюжетом следить успевали…
         
         И что такого было в том странном французском кино, что покорило сердца миллионов в Советской России конца 1970-х годов?! Не было у нас миллионеров, при разводах дети оставались с мамами, парки – общественные, работа – гарантирована… И всё равно щемило сердце, болела душа за маленького капризного мальчика, что боролся за себя жестокими взрослыми средствами, подсмотренными у отца-самодура.
         Про беспризорников мы знали: «Республика ШКИД» и «Путёвка в жизнь» были частью нашей культуры, воспитания, мировоззрения… А тут на экране – богатая семья, успешный отец, дом – частный, как до революции, собственная комната у ребёнка, безумное количество игрушек, которое хватило бы на пару-тройку детских садов…
         И на фоне всего этого великолепия, сказки чужого мира, разворачивается пронзительная, искренняя, правдиво рассказанная история противостояния мальчика, желающего «всего лишь» любви и уважения, со взрослыми, погрязшими в битве «за металл»…

         Исполнитель главной роли Пьер Ришар уже успел к тому времени завоевать сердца зрителей во всём мире… И вновь – успех. Под стать именитому французскому мастеру – дебютант десяти лет…

         … Рассеянный, наивный герой Пьера Ришара продан на самом деле – в магазине, за деньги… и отныне хозяин его – капризный, избалованный сыночек … начальника. Вот уж и вправду – поворот Судьбы.
          
          Примеряя на себя эту ситуацию, современный зритель может позавидовать – как же, теперь живёшь в богатом доме, делать ничего не надо, ибо ответственности никакой… а капризы юного хозяина можно и потерпеть, ибо к такому уже не привыкать…

          Для французской литературы и драматургии второй половины XX века характерна тема человечности в человеке. «С тех пор, как он стал трупом, он стал человеком» - это уже из другой французской пьесы, известной у нас по фильму Аллы Суриковой «Ищите женщину».
          Ромбаль-Коше-старший похож очень на героя, о котором сказано выше. Своей жестокостью к подчинённым, нетерпимостью к ошибкам, упоением от собственной власти похож… И юный Эрик, видя эту модель поведения отца, копирует её не задумываясь, ибо другая схема жизни, ему известная – ненавистная нищета, в которой живут он и его мать остальные одиннадцать месяцев в году… Впрочем, по сравнению с шиком, размахом и апломбом жизни Ромбаля-Коше любая другая жизнь покажется нищей и убогой. Внешне, так точно.
          И «вдруг», по прихоти самого Эрика, в его жизни появляется новый человек. Странный, не похожий ни на кого… Кажется, этот неуклюжий ротозей уже должен бы сбежать, проклиная маленького монстра… А капризный отрок получает отпор. От «игрушки». Такого ещё не бывало… И любознательная, живая натура мальчика берёт верх над капризами и обидами. Эрик постигает мир Франсуа Перрена с настойчивостью фокстерьера и бульдожьей хваткой…
          Опытный и мудрый Перрен увидел главное – мальчику нужен свой интерес, своя игра, менее опасная, чем то, во что играют взрослые. Зная и любя свою профессию, Франсуа предлагает Эрику сделать собственную газету и обучает юного журналиста основам мастерства.
          Именно благодаря этой «игре» мальчик впервые встречается с реальной жизнью – с людьми, которые знают и уважают Франсуа Перрена и ненавидят и презирают Ромбаля-Коше. Эта реальность подобна кривому зеркалу? Вряд ли. Мальчик хотел увидеть настоящую жизнь, услышать правду об «игрушках Ромбаля-Коше». Эрик видит других, похожих на него, и ненависть отпускает сердце и душу ребёнка, переплавляясь в сопереживание и сочувствие.
         Финал логичен и правдоподобен. Правда, мало кто из зрителей верит, что Эрик останется у Перрена. Видимо, выбор мальчика кажется лишь внезапным сердечным порывом…
         Впрочем, что же есть наша жизнь, как не внезапные сердечные порывы и искреннее желание обрести любовь, доверие, близких по духу людей?! Это всё невидимо и неощутимо, не покупаемо и не продаваемо. Золото (т.е., материальное обеспечение) в виде денег можно ещё и взвесить, и даже на зуб попробовать… А чем и в чём измерить нежность и заботу, взаимное уважение и гордость за близких, тонкую нить доверительного разговора и умение почувствовать настроение друга без слов?! Чем объяснить себе и другим, что в разговоре с близким человеком ты можешь продолжить многие его фразы именно так, как он и хотел сказать?! … И надо ли разъяснять всё это расчётливому самодуру, способному лишь понять, что он проиграл?!
        Ромбаль-Коше играет в жизнь и уступает в этой игре. Он теряет сына, которого никогда не имел, не знал, не понимал. Перрен же остаётся собой. И именно благодаря этой настоящей жизни в нём самом, обретает сына. Ведь именно рядом с Перреном Эрик обретает Дом и Семью.

18 декабря 2016 года.


Рецензии
Прочёл с удовольствием! Все верно!

С уважением

Джейк Нооле   19.12.2016 18:48     Заявить о нарушении