Герой? Кто такой?

Дорогой читатель!
 Из эссе ты узнаешь: кто такой герой;
прочитаешь  мифы и  легенды о  героях мировой художественной литературы,
поразмыслишь о модерне и  постмодерне в русской литературе,
о героях  постмодерна

У героев всех
 времен,
 много имен.
Храбрость и смелость их
вдохновляет живых!

Герой – образ в мечте народа о спасителе

    В образах героев легенд воплощается мечта народов о спасении от гибели в трагические моменты истории. В работах литературоведов легенда рассматривается как жанр художественной литературы, в котором есть морально-нравственное наставление. В легенде показана «другая реальность», иной «духовный мир».  Автор создает параллельный мир художественного произведения, в котором действуют его герои. Однако образец поведения героев читатели могут переносить в реальный мир.

    В каждом отрезке исторического времени  живут соответствующие  герои.  Из мифов древней Греции известны герои Ахилл, Геркулес, Геракл. Они человеческие существа и одновременно полубоги, наделенные необычными способностями.

    Мифический герой борется с чудовищами, монстрами, воплощением мрака, зла. Герой совершает подвиг во имя блага людей. Подвиг есть героический поступок. Мотив поступка выражает стремление избавить людей от власти тьмы.

     С точки зрения психологии герой – образ коллективного бессознательного, архетип. Ему присущи положительные качества: мужество, благородство, трудолюбие, самопожертвование, упорство в достижении цели.

Мифы и легенды о героях
 
     Героями считаются персонажи художественных литературных произведений,  кинофильмов, театральных спектаклей. Положительные герои выступают в роли защитников интересов народа, отрицательные герои – заботятся только о своем личном благе. С этой точки зрения в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»  положительный герой  Остап. Андрей – отрицательный герой, так как  ради  любви к женщине переходит на сторону врагов.

   В русской литературе XIX века легенда входит в сюжет художественного произведения, как вымысел, миф созвучный с реальностью.
Пример легенды о герое-спасителе людей дан в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». Рассказ напечатан в «Самарской газете», 1895 год.

     Сюжет  легенды  о Данко прост и понятен читателю. В старину жили на земле люди. Место проживания  с трех сторон было окружено болотистыми  лесами, с четвертой стороны  - степью.  Это были сильные и смелые люди, но в какое-то время для них наступили трудные времена. Пришли  сильные, жестокие  завоеватели и  загнали свободных людей в леса и болота.

     «Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед,  но там стояли великаны – деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.
 И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а он  привыкли к степному простору».
Эти люди могли пойти в бой на врагов: победить или погибнуть. Но они не могли умереть, так как с их гибелью пропали бы заветы, которые хранил этот народ. Тоскливые думы «изнуряли тела и души людей». Дух людей  ослабел. Они готовы были идти на поклон врагам и стать рабами.

Данко спас всех.  Молодой, смелый красавец сказал товарищам:
-Не своротить, камня с пути думою. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец!»
Люди видели, что он лучший из всех, так как  в его глазах  «светилось много силы и живого огня.
-Веди ты нас!- сказали они».
Люди пощли за  Данко, так как верили в него.  Путь был трудным! «Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жидкую гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи протянулись всюду корни, и каждый шаг стоил много пота и крови тем людям. Долго шли они… . Все гуще становился лес, все меньше было сил!»

Усталые люди пали духом. Бессилие людей обратилось в злобу и гнев против Данко.
«-Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
-Вы сказали:  «Веди!» - и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью.
-Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что вы сделали в помощь себе? Вы только шли  и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли как стадо овец! Но эти слова разъярили их еще более.
-Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они».

Данко смотрел на людей: на их лицах не было благородства, они озверели, хотели убить своего предводителя.  В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям погасло. Он любил своих людей, понимал, что  они без него погибнут. Его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их.  В  его очах засверкали лучи того могучего огня…

Люди насторожились как волки. Они ожидали, что Данко будет бороться с ними,  стали окружать его, чтобы схватить и убить своего героя.
«А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
-Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
 Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
-Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

Очарованные светом сердца, они бросились за ним. Лес снова зашумел, удивленно качая вершинами. На его шум бегущие люди не обращали внимания.  Их увлекало чудесное  зрелище горящего сердца. Они гибли без жалоб и слез.
 «А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! »
Вдруг лес расступился перед ними и остался позади.  Данко и его люди окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза осталась на пройденном пути.  Здесь  сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в каплях дождя, струилась река…
От  лучей  солнца река казалась  красной, как кровь, что била горячей струей из  разорванной груди Данко.
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце…»
 Смелость, мужество, воля к победе, самопожертвование во имя блага народа,  качества личности легендарного героя,  являются примером в реальной жизни.
«Безумству храбрых поем мы песню!». (М.Горький)

Обратимся к  европейской литературе в поисках легендарного героя. Шарль де Костер, великий писатель Бельгии, основоположник бельгийской литературы, во второй половине XIX  века написал свой знаменитый роман «Легенда о Тиле Уленшпигеле». В романе автор создал яркие картины жизни своего народа в средние века. Показал  борьбу фламандцев за право на самоуправление  в XYI веке.

Испано-католические палачи, тюремщики, грабители во имя денег сеют нищету, страдания, смерть. Общая черта угнетателей – корыстолюбие, стремление нажить как можно больше денег в этой стране. Главный герой романа Тиль Уленшпигель и его товарищи начинают бороться против угнетателей. В истории это движение получило название «восстание гёзов».
Отца Тиля слуги инквизиции сожгли на костре за то, что он не отдавал им деньги семьи. Тиль Уленшпигель носит мешочек  с пеплом от костра на груди как крест: «Пепел Клааса бьется о мою грудь, я хочу спасти землю Фландрскую». Он становится искусным воином. «Дух Фландрии – любовь Фландрии. Мы никогда не умрем» - боевой клич гезов. После победы  Уленшпигель становится национальным героем. Заснувшего Тиля Уленшпигеля хоронят католический священник и бургомистр, тайные противники независимости народа:
- Слава Богу! Великий Гез умер!

Однако Тиль просыпается,  встает из могилы, произносит слова:
«Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей Фландрии. Фландрия может уснуть, но она никогда не умрёт». Легендарный герой  романа Шарля де Костера посвятил жизнь борьбе за независимость своей родины от испанских завоевателей. К нему присоединись  знатные и простые люди, богатые и бедные. Источник  национальной победы  фламандцев  - объединение и упорный героизм всего народа страны.

Миф  становится кошмарной реальностью

Миф может стать кошмарной реальностью информационного общества двадцать первого века. В антикризисном романе Сергея Минаева «Р.А.Б.» главный герой Саша Исаев, менеджер, представитель офисного планктона. Менеджер становится участником борьбы против международной корпорации, поглотившей фирму, в которой он работал и делал карьеру. Случайно Исаев обнаружил подземный цех своей корпорации, в котором работают мигранты. Опытный глаз менеджера отметил ручной рабский труд и его  примитивную организацию, построенную на принуждении.

«По проходу между крайними рядами охрана под руки поволокла двух провинившихся, должно быть, не поделивших еду.  Их протащили мимо моего окна, и прежде чем отпрянуть я разглядел лицо первого таджика. Оно не выражало ни страха, ни агрессии, ни борьбы. Опущенные вниз глаза, ввалившиеся щеки, спутанные волосы. Понурое, безучастное лицо раба, воспринимающее происходящее как данность. Именно так изображали рабов в учебниках по истории рабовладельческого периода».

Здесь и сейчас  воплощается в жизнь корпоративный девиз Крахт  Энтерпрайзис Солнцево: «Производить лучшее. Для человека. Для природы…».
Цинизм корпорации потрясает менеджера, который давно не считает себя даже порядочным человеком. Просто такое понятие  вытеснено из его сознания реалиями карьерной борьбы.
«Все, что здесь происходило, било наотмашь. Сколько существовал этот цех?
Сколько еще таких цехов было по всей стране? Пространства, описанные в  фантастических романах и памфлетах «гринписовцев», оживали у меня перед глазами. Из Таиланда или Индонезии эти люди переместились сюда, в Солнцево.
В довольно благополучный район столицы. Сегодня этот классический антикорпоративный миф стал для меня реальностью».

Неприятие сущности рабства как системы отношений в обществе приводит менеджера к участию в «бунте обреченных», восстанию клерков против корпорации, где они работают. Смысл восстания: против роли винтика в механизме. У офисного планктона как бы есть все блага цивилизации, но ничего им не принадлежит. Выброшенный на свалку, специалист-винтик лишается квартиры, машины и прочих благ.

 В процессе восстания герой романа осознает, что корпорация – часть системы. Бороться нужно с системой, но для борьбы у него нет ни знаний, ни сил на преодоление себя.  Осознание своей серости, причины проигрыша восстания, выражается в восприятии будущего собственного бытия, как потерянного смысла жизни.
 «Я знаю, какими будут эти дни. Я вижу их мертвое небо, их блеклую листву или серый снег. Вижу темные лужи на широких улицах. Я ощущаю их безотрадность каждой порой своего тела».

Саша Исаев предпринимает последнюю попытку изменить свою жизнь. Следуя совету товарищей по борьбе с корпорациями, он уезжает из Москвы в Казань участвовать в вооруженном восстании против системы. Но и в Татарстане система победила не без помощи предателей и провокаторов.

После кровопролитных боев заново создают систему управления государством, в котором реальная власть будет у корпораций. Исаева, опытного менеджера, вызывают к высокопоставленному деятелю вновь созданного правительства. Это один из руководителей московского восстания, с которым Саша работал сначала в компании, затем в штабе повстанцев. Бывший друг предлагает Исаеву должность в правительстве, солидную зарплату и прочие блага чиновника высокого ранга. Предательство товарища, который играл роль засланного казачка, действует как красная тряпка на разъяренного быка. Выручает профессиональная привычка менеджера держать себя в руках при любых ситуациях и обстоятельствах.

     Он соглашается занять должность, подписывает контракт, сдерживая желание плюнуть в лицо провокатору, хочет выяснить мотивы двуличного поведения. По московской традиции вечером отмечают назначение Исаева за столом, уставленным дорогими закусками  и напитками. Алкоголь развязывает язык провокатора, он хвалится своими победами. Из его речей следует: деньги и власть – сущность его натуры. Ради удовлетворения личных корыстных интересов он предал товарищей, сделал их пешками в своей игре. Высокая должность в новом правительстве республики награда по заслугам.

Бывший друг, оказавшийся оборотнем, воспринимается  менеджером как чудище тьмы. Ведь Исаев не искал прибыли в неравной борьбе против рабства в социальной жизни людей. Знал, что в случае поражения потеряет все: обеспеченную жизнь и  любовь женщины.
Алкоголь снял нравственный тормоз. В состоянии помрачения сознания яростью Исаев жестоко расправляется с предателем. Хладнокровно заметает следы преступления. В номере гостиницы инсценирует самоубийство, переодевается в одежду простого рабочего и пешком уходит из города, от дымящихся развалин домов, разбитых  баррикад. Днем отдыхает в лесу, с наступлением темноты продолжает свой бесцельный путь. Его задерживает отряд омоновцев. Солдаты отряда татары, хорошо знают русский язык. Им уже известно: кто этот человек, что его нужно задержать, в случае сопротивления расстрелять.

Исаев не сопротивляется, солдаты не торопятся выполнять приказ. Они предлагают переночевать в их сторожке, пьют с ним водку, но утром он должен уйти. Простые солдаты прекрасно понимали, что поражение восстания обернулось для них прежним рабством. Русского, командира одного из отрядов повстанцев, они не выдадут новым властям.  В прошлом веке их предки шли в бой против немецких фашистов по призыву русских взводных и политруков: «Вперед, за мной братья-славяне!». В той жестокой борьбе они были братьями и победили.
В новом веке у врагов информационные технологии, тактика внедрения агентов в ряды сражающихся и другие средства для победы любой ценой. Оружие ушедшего в реку времени прошлого против них бессильно.

Для системы человек типа Исаева опасен и должен исчезнуть. Умереть. Молчаливый и осторожный, пожилой татарин из рядовых солдат как брат понимает состояние русского, знает, как спасти беглеца.  Наедине он советует Исаеву пробираться пешком в глухую деревню староверов.  Это место для тех, кому идти некуда и незачем. Точного пути татарин не указал, только направление и название железнодорожной станции. Следую инстинкту самосохранения, Исаев принимает решение найти этот забытый людьми, но не Богом мир.

В потрепанной одежде, стоптанных ботинках, с последней мятой пачкой сигарет, бутылкой водки в рюкзаке упорно, почти наугад, продвигается Исаев к своей цели. С виду почти бродяга, только руки, не знавшие физического труда, и облик  выдают бывшую принадлежность к офисной элите.

Наконец,  герой романа достигает цели: выходит на чистую поляну, на которой видит заросший ряской пруд. Здесь можно согреться под ярким солнцем. Не надеялся на чудо, но оно произошло. Около пруда  стоит его  любимая женщина.  В мире, откуда он пришел, ему солгали об ее гибели. Очевидно, что теперь и навсегда, любящим никто не помешает быть вместе.
Они будут жить без рекламных щитов, буклетов, страховых агентов, почтовых ящиков, смогут осуществить естественное желание семьи иметь детей. Но  скорее всего призрачная надежда, несбыточная мечта, так как человек не может прожить вне общества.

Исаев Саша не подходит на роль  легендарного героя. Он принадлежит не всему народу, а отдельной социальной группе граждан общества. К тому же в реальной действительности эффективный менеджер – большая редкость. Нужно зажечь фонарь и искать такового очень долго. Менеджер – порождение системы. Вне системы менеджеров нет. Есть просто люди. А система как любое творение мыслей и рук человеческих может работать на благо людей либо во вред. Системы, направленные  на разрушение духовности в человеке, в науке получили название антисистем. 

Роман Сергея Минаева «Р.А.Б.» можно отнести к литературе постмодерна. Постмодерн, как направление литературы конца XX начала XXI века, проигрывает романтизму и реализму по социальной значимости.

      Доказательство. В условиях информационного общества  ставка делается на развитие науки и техники. Граждане государства распределены по критерию потребления благ цивилизации. Общая трудовая деятельность, направленная на получение прибылей корпораций, разъединяет людей. Государство не защищает людей от произвола корпораций, так как получает свою часть денег.

Человек превращается в средство достижения корпоративных целей. Знать смысл целей ему не положено по социальному статусу. Литература как вид искусства в условиях жизни отражает реальность, но мифического  героя – нравственного ориентира не создает.
  Смятение одинокого человека постиндустриального (информационного) общества, который  пытается  понять смысл собственной  жизни, отражено  в  небольшом тексте С. Кьеркегора:
       «Где я?   Что, значит, сказать – мир? Каково значение этого слова? Кто заманил меня и покинул меня здесь? Кто я? Как я оказался в мире? Прочему меня не спросили, почему не познакомили с правилами и обычаями, а просто всунули в него, как будто я куплен у продавца душ?
Как  я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, называющееся действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться? Вина – что она значит? Или это неизвестно, как получается, что человек виноват?» ;   
   
 С. Кьеркегор, представитель философского течения экзистенциализма, в своих работах предлагал  решение проблемы бытия конкретного индивидуума. 
По мнению философа С. Кьеркегора:
ощущение подлинного бытия человеку дает вера в Бога.
 Сознание верующего ориентировано на смирение перед волей Всевышнего. Принятие обстоятельств как проявления Божьей воли способствует стойкости, умению держать удары судьбы, верить в будущее.  Классическая философия рассматривает это течение экзистенциализма как «философию жизни», одну из ипостасей модерна.
 Вот и герой романа Исаев Саша надеется, что вера предков поможет ему найти реальное, достойное человека  бытие.

Из краткого анализа романа «Р.А.Б.» талантливого писателя Сергея Минаева следует:  образ легендарного национального героя, защитника Отечества, в  художественном литературном произведении не просматривается. Проект постмодерн в соответствии с принципом иррациональности не включает в себя образ национального героя, легендарной личности.

Модерн и постмодерн в современной художественной литературе

Предположим, что изучение модерна и постмодерна поможет найти образ героя  в литературе России двадцать первого века.
Модерн – стилевое направление в искусстве (moderne, новейший, - в переводе с французского языка). Представители нового направления стремились к обновлению жанров, содержания, стиля, языка своих произведений. Идеологической основой модерна является фрейдизм, одна из теорий современной европейской философии. Сущность фрейдизма: природное инстинктивное начало в человеке Ид (Оно) знает только «хочу».  Это «принцип удовольствия». Ид не признает «надо» и «нельзя».
Социализация человека в процессе воспитания  заключается в освоении им «принципа реальности», нужно трудиться, выполнять свои обязанности, проявлять волю и благоразумие в обуздании инстинктов. Процесс социализации осуществляется авторитетом отца, патриархальной семьи. Следовательно, цивилизация подавляет природное человеческое начало. В этом противоречии заключена основная драма цивилизованного человека.
Трудоемкий вариант воспитания и самовоспитания ведет к  победе разума над инстинктом, цивилизации над природой. Щадящие технологии помогают найти равновесие между социальным и  инстинктивным началом  человеческой личности.
    Легкий путь, уход от традиционного воспитания, в том числе религиозного, в мир грез и неосуществимых мечтаний, дорога никуда.
В работах А.Панарина дан анализ проекта «модерн», разработанного западными социологами и запущенного по всему миру  в средства массовой информации. По суждению ученого модерн сочетает два начала: «рациональный проект, положительных свобод, необходимых личности для общественного созидания; иррациональный проект отрицательной свободы – свободы иммигрировать из общества со всеми его нормами и обязанностями во имя «гедонического принципа удовольствия», которому больше всего подходит название «принцип безответственности».
 В литературных произведениях герой рационального проекта представлен в образе Прометея, похитившего для людей огонь у богов. Герой иррационального проекта Орфей, беззаботный певец, не способный мобилизовать себя на подвиг даже во имя любимой женщины (хромой Орфей).

Проект модерн заменяется проектом постмодерн в конце двадцатого, начале двадцать первого века. Постмодерн не включает в себя принцип реальности. В этом факторе и есть его основное отличие от модерна:
В литературоведческих работах исследователи признают трудности в определении  термина постмодерн.
 Филолог Богданова О.В. исследовала появление и распространение термина постмодерн: «Распространению и утверждению термина в значительной мере способствовали работы Лесли Фидлера (США) середины 1960-х годов, в частности его статья «Пересекайте границы, засыпайте рвы!» (1969), в которой автор отмечает: «Практически все сегодняшние читатели и писатели осознали (в полной мере с 1955 г.) тот факт, что мы присутствуем при агонии литературного модерна и родовых схватках пост-модерна.
Литература, претендовавшая на эпитет „modern", „современная", „новая" ... победоносное шествие которой началось незадолго до первой мировой войны и завершилось вскоре после окончания второй, — эта литература мертва, иными словами, она принадлежит истории, а не реальности» (Современная западная культурология, 1993: 217). 1

Всякое явление социальной жизни не возникает само по себе. Идеология такое же творение представителей рода людского, как и другие вещи. Энгельс Ф. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал  о том, что объявить философию Гегеля ошибочной, не значит покончить с ней. Нельзя посредством игнорирования устранить великое творение, гегелевскую философию, которая имела огромное  влияние на духовное развитие нации. Необходимо уничтожить дух нации.   

Ницше Ф (1844-1900), «один из опорных столпов современной западной мысли», вел борьбу с классической немецкой философией, определявшей дух немецкой нации.

Идеология Ницше востребована в двадцатом веке, является краеугольным камнем постмодерна. В трудах Ницше невозможно выявить составляющие научного аппарата традиционной теории познания, разработанной в рамках философии  позитивизма: понятия, категории, законы, закономерности, методы и др.  Работы Ницше исследователи относят к философско-художественной литературе, философии жизни.

Содержание и смысл произведений  Ницше заключается в доказательстве несостоятельности всех социальных институтов западного христианского общества (церковь, семья, школа, государство, наука, мораль, право и т.д.) В социальную жизнь общества Ницше ввел понятия:
 «переоценка ценностей»,
«Бог умер»,
«сверхчеловек»,
«воля к власти»,
«вечное возвращение к себе» и др. 
 В книге «Так говорил Заратустра (книга для всех и не для кого)»   (годы создания книги1883-1885) автор четко изложил свои взгляды на мораль, как препятствие к вседозволенности для сверхчеловека.  Повествование в книге о проблемах жизни западного (христианского) общества автор ведет от лица Заратустры.
С точки зрения читателя двадцать первого века книга Ницше, высший пилотаж черного пиара. Цель произведения: уничтожить мораль руками создателя морали давно ушедшего в прошлое национального лидера персов, разорвать связь христианства с древней арийской культурой.
 Автором использован прием парадокса: герой становится антигероем, свет - тьмой.
  Немецкий философ двадцатого века Мартин Хайдеггер, экзистенциалист материалистического направления, задал вопрос себе и читателям книги:
-Кто такой Заратустра у Ницше? 
Ответ на свой вопрос Хайдеггер искал в текстах книги « Так говорил Заратустра»:
-Я учу вас о сверхчеловеке. Он заступник Диониса. Это значит: любой учитель, который в своем учении учит о сверхчеловеке и для этого учит о вечном возвращении того же самого.
Хайдеггер спрашивает себя и читателей:
-Дает ли это предложение ответ на наш вопрос?
-Нет! – утверждает он.
 
 Хайдеггер Мартин не смог понять  дьявольского замысла книги, ее разрушительной силы для культуры запада. «Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстояньи ….»

Сверхчеловеки по имени фашисты (национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером) ненавидели философов от идеалистов до марксистов, христиан, представителей национальной культуры, социалистов и коммунистов. Они уничтожили классическую немецкую философию и ее носителей, немецкую педагогику, на которую ориентировался христианский мир. Сломили дух немецкой нации.


 В истории своей жизни «ESSE HOMO» Ницше обосновал выбор главного героя книги, Заратустры:
-перс Заратустра занимает исключительное положение в истории культуры человечества, так как первым увидел в борьбе добра и зла «рычаг, управляющий движением вещей»,
- он осуществил  переработку моральных понятий  в метафизические определения: цель морали, причина, сила, добродетель др.
- его учение провозглашает правдивость высшей добродетелью.
 
 Ницше называет себя первым имморалистом (аморальным человеком), испытывает при  этом чувство удовлетворения. Таково мировоззрение автора - система взглядов и убеждений.

Ницше в своей книге создал образ Заратустры, как аморального героя, противоположный истинному образу исторической личности. Расчет пиарщика на отсутствие у публики информации об исторической персоне оправдался. С точки зрения имморалиста «мертвые сраму не имут». Особо рьяным гробокопателям следует знать о том,  что не стоит беспокоить дух умершего человека. Дух может отомстить. В 45 лет Ницше Ф. официально признан невменяемым, помещен в специальную больницу. Воистину потеря разума наказание божье человеку за его грехи.

Зададим вопросы от лица современного читателя книги:
-Для кого старался Ницше?
Ответ в текстах книги:
-Для великих людей, избранных.
Все остальные люди – толпа, чернь, которая говорит:
-Нет никаких высших, мы все равны, человек есть человек, и перед Богом мы все равны!
Ответ:
-Перед Богом! Но теперь этот Бог умер! О высшие люди, этот Бог был вашей величайшей опасностью. Только с тех пор, как он лег в могилу, вы воскресли. Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином!

-Кто может владеть землей и иметь власть?
Ответ:
-Самые чистые должны господствовать над землей, никому неведомые, непризнанные и сильные, души полуночи – полуночи, что светлее и глубже всякого дня. Я,   закон только для своих,  но не для всех.

По мнению Ницше,  все блага принадлежат сверхчеловекам, истинным властелинам на планете Земля.   Они забирают для себя у простых людей лучшую пищу, сильные мысли, красивых женщин и даже само ясное небо.
Стиль и форма изложения помогают читателю через восприятие текста  раскрыть его смысл. Тексты книги, отдельные главы по определенной проблеме общества, например, «о войне и воинах».

Некоторые главы изложены в форме подражания   библейским текстам. Автор обращается ко всем людям анонимно (к кому не знаю):
-Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет:
-Да будет  Сверхчеловек смыслом земли!

Обычные люди (граждане, обыватели, трудящиеся за хлеб насущный) охарактеризованы автором как «грязный поток, который надо отмыть в море». Счастье простых людей в час великого презрения сверхчеловеков становится таким же отвратительным «как ваш разум и ваша добродетель».
В  то же время простой человек «мост, а не цель и любви достойно лишь то, что он  - переход и уничтожение»,

«Я люблю того, кто работает и изобретает, чтобы выстроить жилище
для сверхчеловека и для него приготовить землю, животных и растения: ибо так он хочет гибели своей».

 Автор книги «Так говорил Заратустра», Ницше Фридрих, великий мастер мистификаций, созданных с помощью афоризмов, изречений, выражающих  в лаконичной обобщенной форме законченную мысль.   Стремится убедить читателя в реальной привлекательности героя.

 Однако традиционный культ красоты  пропитан аморализмом в духе упадничества (декаденса). Факт настораживает читателя. Заставляет  работать с текстом по принципу: внимание – осмысление – понимание, сопоставление,  размышление, результат. Что новое усвоено мною после чтения?….

В результате размышления приходит понимание того, что дискурс (рассуждения, доводы) алогичен, не опосредован практикой жизни, обращается на инстинкты человека, отрицательные черты его личности.

 Философия жизни скорее похожа на раскрашенного, разодетого в мишуру слов дикаря. Факты приводят к выводу,  что под мишурой скрыты нерешенные проблемы вековой давности. Какие? Да все те же: проблема социальных отношений  вида «господин – раб».
 Высшие люди убеждены в своем превосходстве. Для них простые люди - это чернь, подонки, зверье, рабы, быдло и т.д. .
 Они обязаны трудиться, чтобы обеспечить безбедное существование сверхчеловекам.  «Справедливость, правда – это всё библейские понятия. Их нет, и не будет». (В.Шумейко,  бывший Председатель Совета Федераций России).

Следовательно,  в информационном обществе относительно морали имеет место параллельная жизнь морали рабов и аморализма сверхчеловеков.

 В структуре личности сверхчеловека стержневым качеством является «воля к власти». Власть для сверхчеловека - основной  инструмент, чтобы отобрать у низших людей все скромные средства жизнеобеспечения и даже жизнь. Переоценка ценностей состоит в замене лозунга просвещения «Знание - сила» на лозунг  «Власть – сила».

С объективной точки зрения, по мнению исследователей,  книга Ницше «Так говорил Заратустра» - выдающееся произведение философско-художественной прозы.
 Современники Ницше считали его талантливым литератором, безукоризненно владеющего словом, как инструментом выражения мыслей. Словосочетания из книги Ницше стали крылатыми фразами «падающее  подтолкни!», «переоценка ценностей», «последний человек», «среднее между безумцем и трусом» и др. .

 Ницше имел смелость описать сверхчеловека как властелина земли, возможно пришедшего на землю из других миров.  Перефразируя Горького М.  о нем можно сказать:
- Храбрости безумца  поем мы песню!

В проекте постмодерн, неофрейдизм реализуется как политический спектакль театральной постановки, нереального бытия. «Все будет хорошо»! Каждый разбогатеет и будет жить безбедно, не прилагая к добыванию хлеба насущного трудовых усилий. Американская мечта.

 Граждане умирайте от болезней, голода, непосильного труда в нечеловеческих условиях, рукотворных катастроф, постоянных войн всех против всех за презренный металл. В Багдаде все спокойно. Большой брат, вождь, и избранное меньшинство, заботятся о вас, молчаливое большинство.

Постмодерн провозглашает свободу как освобождение от социального долга, дисциплины, власти, авторитета старших. «Оценивая эту  тенденцию «десоциализации» современной личности, склонной дезертировать из общества со всеми его тяготами и обязанностями, нам важно не поддаваться иллюзии  анонимности этого процесса».   

Авторы проекта известны по их трудам. Нет смысла перечислять трудящихся поп культуры достаточно  включить телевизор. В библиотеке «Альдебарана» на сегодняшний день авторов 16482, книг 68221.
Произведения писателей созданы в стиле постмодерна, направлены на создание образа сверхчеловека.  Например, герои книг писателя Гуревича Г.И. наделены способностями бесконечно трансформировать тело человека, изменять облик, вселяться в другие тела, манипулировать сознанием обычных людей, питаться кровью и телами жертв, совершать изощренные жестокие убийства. Секс заменяет любовь. Сексуальность, совокупность психологических реакций, направленных на возбуждение и удовлетворения  полового влечения пропагандируется как основное качество личности.

Постмодерн не признает традиционных понятий литературоведения.  Термины и понятия  постмодерна собрал Эпштейн:
„означающие без означаемых",
„симулакр" (подобие без подлинника),
„интертекстуальность",
„цитатность",
„деконструкция",
„игра следов",
 „исчезновение реальности",
 „смерть автора",
„эпистемиологическая неуверенность",
„критика метафизики присутствия",
„гибель сверхповествований" (обобщающих моделей мироздания),
„антиутопизм и постутопизм",
„крах рационализма и универсализма",
„крах логоцентризма и фаллоцентризма" (мужской шовинизм), „фрагментарность",
„эклектика",
„плюрализм",
„релятивизм",
„рассеивание значений",
„крах двоичных оппозиций",
„различение",
„другое",
„многокультурность",
„скептицизм", „ирония",
„пародия", „пастиш" (или „центон", художественная композиция, составленная из цитат, часто с целью пародии)...» .   

  Определение смысла понятий постмодерна для рядового читателя, представителя толпы, не дано. По ироничным замечаниям читателей понятия, симулякры, используются для «затемнения мозгов».
 Фидлер Л. главной характеристикой новой литературы называет полиструктурность, как плюрализм (множественность истин). Плюрализм (полиструктурность) проявляется в смешении элитарной и массовой культуры, стирании границы между реальностью и нереальностью, в отсутствии определенной позиции автора, в отрицании национальных традиций, государства как формы организации народа страны.
Действительность постмодерна - управляемый хаос, разрушение и уничтожение. Персонажи произведений - представители деклассированных слоев населения. Авторы автоматически наделяют людей, проживающих на периферии  (удаленность от центра) отрицательными чертами характера, подчеркивают их «нравственное одичание».  Проектировщики постмодерна имеют склонность к неуёмной фантазии, характерной для героиновой наркомании, провокационной лжи.
    Однако фантазии проектировщиков ограничены законами диалектики (развития) природы и человеческого общества, которые разработал и сформулировал Гегель Г..Один из них закон «отрицания отрицания». «Снятие», философская категория, введена Гегелем в рамках закона. Означает: уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития.   
Следовательно, отрицание традиций не дает перспективы развития постмодерна. Предположение о том, что постмодерн не может создать образ положительного героя, защитника народа от  злых сил тьмы, подтверждается.
Действительность вносит коррективы в проект постмодерн. В начале двадцать первого века в России произошло разделение литературы на русскоязычную и русскую. Русскоязычные писатели  объединились в «Союз российских писателей», русские в «Союз писателей России».

В постмодерн как направление художественной литературы двадцать первого века вовлечены и русские и русскоязычные писатели. Критерий разделения культурного пространства между ними (канава, ров) - «принцип реальности». Реальность в иррациональном проекте постмодерна заменяется мифом.

Пример. Миф о «русских фашистах», которых никто не видел, странствуя по городам и весям России. Русские фашисты – порождение виртуальной реальности, проживают в образах СМИ. Фашистом могут назвать русского, немца, норвежца  и т.д., коренного жителя, отстаивающего свои права человека.
 Кстати, в романах Ремарка Эриха Марии, созданных в соответствии с принципом реальности, коренные жители в «Третьем рейхе» только за молчаливое несогласие с политикой Гитлера подвергались перевоспитанию в концлагерях. Многие из воспитуемых погибли от голода и непосильного труда на благо богатых землевладельцев.

Сто пятьдесят тысяч коммунистов  были расстреляны без суда и следствия гестаповцами. Безжалостным бомбежкам союзников во время второй мировой войны подвергались города Германии. Смерть с неба костлявой рукой настигала не только солдат вермахта, но и простых горожан, любивших и ненавидящих Адольфа Гитлера.
 Сам Гитлер «истинный ариец» был австрийцем неизвестного происхождения, мифом спасителя немецкой нации. Хорош спаситель! После его спасения половина Европы превратилась в развалины.

   Фантазеры раскручивают очередной миф о священнослужителях русской православной церкви нетрадиционной сексуальной ориентации.  В православной церкви нет целибата.   Следовательно, вероятность отклонений в сексуальной жизни невелика. Творцы мифа не называют конкретных преступлений, имен людей церкви, совершающих преступные действия. Цель мифа – создать отрицательный образ церкви, социального института.  С какой целью? Современные мифы можно перечислять до бесконечности.
На основании принципа реальности по аналогии с модерном исследователи предлагают русскоязычный постмодерн считать - иррациональным проектом (иррациональный постмодерн),  русский постмодерн – рациональным проектом (рациональный постмодерн).






Против чёрного пиара

Произведения русской художественной литературы воплощают рациональный проект постмодерна. Читателю представлены герои, наделенные традиционными чертами защитников народа, борцы с мороками, орками.

Юмористическую повесть Гурьянова С.И. «Черный пиар»   можно отнести к направлению современной художественной литературы «рациональный постмодерн». 

Тема произведения выборы городского мэра, отражает реальность современной повседневной жизни граждан независимо от места жительства.
Основная идея повести: противодействие нечестным приемам в борьбе за место мэра небольшого городка на выборах. Название повести «Черный пиар» привлекает внимание читателя, так как пиар - основной инструмент любой избирательной компании, направлен на формирование общественного мнения о кандидатах в депутаты.

С помощью черного пиара специалист создает образ  политического деятеля, радетеля за интересы трудящихся. Смысл: выбери меня и прилетит к вам «птица счастья завтрашнего дня». Реальность для жителей-избирателей: выборы проходят – счастье не приходит. Горе и беда, неприятности как будто только и поджидали окончания выборов. Плодятся и множатся с помощью «злых законов», которые сочиняют депутаты. Прямо-таки  «Рог изобилия» несчастий.

Сюжет повести, Гурьянова С., описание вереницы событий в процессе выборов, прост и доступен пониманию читателей. Описание места действия по тексту от лица главного героя:
«Городок наш небольшой, богатенький, Усть Солье. Ну, нефть есть, промышленность зашевелилась, жителей тысяч сто», - рассказывает предприниматель Михаил Якимов, кандидат на должность мэра.

 В повествовании можно выделить сюжетные линии, последовательность динамически развивающихся событий. Главная линия: противостояние действующего мэра и предпринимателя.

 Положительный герой повести, олицетворение добра, Михаил Якимов честный предприниматель, производитель нужного жителям продукта, валенок, «симпатяга, крупный плотный роста среднего с небольшой бородкой». Начальник местного ФСБ считает его серьезным человеком, олигархом местного значения. Он успешный  хозяйственник. Производство организовал на достижениях науки. Результаты его работы произвели сильное впечатление на видавшего виды пиарщика Семена. 

«Перед ним стояло выкрашенное в сочный голубой цвет четырехэтажное здание из стекла и бетона. Периметр фабрики был огорожен высокой кирпичной стеной, по верхнему краю которой спиралью бежала колючая проволока. Вдоль стен виднелись вышки с охранниками. Видео камеры внимательно озирали окрестности. На площади у здания медленно и солидно крутилась огромная рекламная конструкция в виде рыжего полосатого валенка.

   Прошли в огромный цех, где громко гудели машины. В помещении было много солнца,   цветов в горшках, кадушек с пальмами. Длинные сборочные линии пересекали цех. Рабочих трудилось мало – сплошная автоматика ».

Мотивы Якимова Михаила на участие в выборах понятны: в случае победы хочет создать комфортную среду обитания для жителей городка, защитить свой бизнес.
Противостоит Михаилу действующий мэр, который не желает уходить с должности фактического хозяина города.

 Писатель красочно описывает явление мэра народу на вокзальной площади: «А чуть в стороне от центра события стоял новенький черный мерседес с российским флажком на капоте. По углам машины застыли четверо здоровущих охранников. Возле мерседеса прогуливался мэр, валить которого и привезли Семена. Он был высок, строен, номенклатурно причесан, и, вообще, весь такой холеный и ухоженный. Мэр не пьет, не курит, не женат и вообще по бабам не ходок, работает с утра до вечера, а дороги разбиты, трубы текут, жить не весело».

 Единственное достижение мэра, строительство грандиозного морга:
«Мэр освещал своим присутствием торжественное открытие нового морга. В наличии были общественность, народ, строители. Много телекамер.

Седой, всегда образцово благообразный предводитель местной интеллигенции, директор центральной городской гимназии Игнат Григорьевич с достоинством выступал с трибуны:

- Спасибо нашему уважаемому мэру за заботу о нас, самых простых жителей Усть Солья. Теперь у нас есть то, что необходимо для творческой жизни. Не в каждом городе Урала, а может и в России, есть такой вот великолепный морг. Ах, какое красивое время наступает! Только и жить! Даже сауна и бассейн предусмотрены.  Молодежь, запомните, это ведь все для вас, мы такого великолепия не видели. Ну, милости просим».

Автор повести равноудален от своих главных героев. Выбор читатель сделает сам из результатов деятельности каждого из них. Что нужнее живому человеку: валенки или первоклассный морг-люкс?
В валенках по снегу можно гулять, из морга только в могиле пропадать. 
Основная интрига повести: выяснение, кто из представленных героев выборной битвы истинный защитника интересов народа,  свой, а кто образ зверя в маске, есть чужой.
 
Вторая линия сюжета - сражение Федула и Семена, мастеров черного пиара. Средствами живой речи автор создает образ пиарщика Федула «невысокий толстенький лысый мужичок с постоянно небритым лицом и очень хитрыми глазами». В умении создавать кратко и выразительно художественный образ, по мнению Спилберга, заключается мастерство писателя.

Федула пригласил мэр для ведения своей избирательной компании. Пиарщик работает традиционными методами: прослушивание телефонов конкурентов, подслушивание, страшилки про мафию, объявление противника вором, мафиози, организация специальных спектаклей (флэшмобов) силами нанятых молодых людей  и т.д.

Средствами черного пиара Михаил превращен в вора, который «лезет во власть».  По результатам первого тура у него одиннадцать процентов голосов, а у Бориса сорок девять.

Михаил решил, что без помощи грамотного пиарщика выборы не выиграть. За большие деньги секретная контора назначила ему в помощники Семена. Этот специалист за десять дней агитации до начала выборов должен добыть победу Михаилу.

 При первом знакомстве: «Мужчина не произвел впечатления на Михаила. Лет сорока, суетливый, обыкновенный». Автор подчеркивает обыкновенность внешности гениального пиарщика. Как и разведчик для избирателей и кандидатов в депутаты пиарщик  остается в тени, как неизвестное лицо. Узнают – прибьют!
«Семен протянул Михаилу фотографию. На фото некто, весь перевязанный бинтами, лежал в кровати. Чернела только щелочка для глаз. Рука и нога висели, подвязанные на специальных приспособлениях».

 Такие награды получил Семен за свои труды от кандидата, проигравшего выборы. Михаилу пиарщик  заявил, что времени мало, его дела плохи, привычный черный пиар не сработает. Надо найти идею, которая всколыхнет застойное болото избирателей, заставит их сделать выбор в пользу Михаила.  Далее цепь событий-приключений предвыборной команды Михаила под руководством  Семена стремительно развертывается во времени:

-Мне необходим день. Я прогоню по извилинам информацию и предложу идею. Потом каждому поставлю задачу и, если все будут стараться, мы выиграем.

 Для обеспечения информационной безопасности Семен нашел и устранил приборы прослушивания, дал задание установить прослушку и видеонаблюдение за противником, командой мэра.

Окончательно идея стратегии и тактики агитации стала ясна пиарщику после избиения  их команды крутыми ребятами по заданию мэра во время митинга.

Дадим возможность читателю вообразить и смоделировать ситуацию после прочтения текста:
«Семен огляделся  и, конечно, вон он Федул, за подмостками что-то быстро говорит крепким ребятам уголовного вида.
-Миша, сейчас будут бить. Поехали отсюда. Не успели. Подскочили человек пять решительных парней.
-Ты что ли тут самый крутой!?

Первый самый больной удар достался Семену. Далее началась такая кутерьма, в которой оказались задействованными все и даже часть повеселевшего народа, которая тоже с радостью ввязалась в потасовку».

Дальнейшие события повести, воплощение в практику агитации идеи Семена.  Конкретное задание по возможности  быстро и четко выполнял каждый  участник команды. Общий план знал только сам Семен.

На теледебатах кандидатов в депутаты мэр с воодушевлением рассказывает о криминальном происхождении капитала олигарха, показывает избирателям оружие, которое у Михаила якобы изъяли органы милиции. Ведущий просит кандидата Якимова дать ответ.

Михаил приступил к «воплощению Идеи с большой буквы». Он заявил, что страну хотят завоевать инопланетяне, которые давно следят за жителями со своих тарелок.
«Они собирают информацию, а многие под видом людей ходят, работают среди нас, готовят плацдарм для вторжения. И неумолимые факты говорят  - здесь в Усть Солье будет главный удар. Нас и наших детей будут захватывать в первую очередь! Страшно, граждане. Есть косвенные признаки, пока предположения, что наш Борька Нямов пасет сейчас овец на Альдебаране. А это существо – Михаил, сам больше испуганный от такой ахинеи, что приходится нести во исполнение гениальных замыслов Семена, указал дрожащим пальцем на Мэра – Инопланетянин! Разведчик и агент влияния. И есть признаки, есть. Мы докажем, Собаки. Они пришельца учуют, вспомните терминатора! Позвольте эксперимент».

Семен науськивает  на мэра дворняжку, которую тот ударил ногой на привокзальной площади. Собачка с лаем кидается на мэра. Народ начинает относиться к мэру с интересом.
 На следующем митинге Михаил продолжает уверять толпу избирателей в том, что мэр инопланетянин. Соратники подкрепляют его заявления трюками с летающими тарелками, кругами на полях.

 Падкие до сенсаций журналисты разносят весть об инопланетянах, которые захватят маленький городок, по всей планете.

Кульминацией повести является эпизод заседания избирательной комиссии по жалобе мэра Бориса и его подельника, пиарщика Федула. Жалобщики обвиняли Михаила в  применении черного пиара.
Объяснение Семена - демонстрация искусства автора составлять юмористический диалог от лица героя.

«Семен уверенно отвечал на обвинения:
- Уважаемая комиссия. В чем вы обвиняете нашего кандидата?
- В чем мы перешли букву закона и встали, так сказать, на скользкий путь?
-Да, наш кандидат заявил, что он подозревает, что он думает, что наш уважаемый Мэр – инопланетянин.
- И что? Разве это расизм? Или, упаси господи, ксенофобия?
-В чем здесь ущемление национального достоинства?
-Разве быть инопланетянином стыдно? Или позорно?

И где в законе сказано, что нельзя ущемлять права инопланетян? Закон говорит о разжигании межнациональной розни, о … сами знаете ком. Их права нельзя ущемлять. Об инопланетянах наш мудрый законодатель не написал! Ибо имеет доступ к государственной информации и знает, что делает.

- Ну не нам же здесь с вами выяснять, прореха это в законодательстве или провидение будущего! И что в таком случае мы с вами нарушили? А подозревать, имея столько доказательств?  И молчать? Это не для нашего кандидата».
Убедительно и вдохновенно Семен приводит косвенные доказательства о принадлежности мэра к представителям неземной цивилизации. У членов избирательной  комиссии нет оснований для отстранения Михаила от участия в компании.

Постепенно Михаил вошел в роль борца с инопланетянами, стал задумываться над странным с точки зрения нормального мужика поведением Бори Нямова, бывшего комсомольского работника.

«Если рядом с Борькой встать, страх охватывает непонятный. Жутко становиться,  мурашки по коже вот такие. И объяснить это невозможно, словно не человек рядом», - уверенно обличает мэра на митингах Михаил, проповедует ложь во спасение.

 Некоторые горожане экспериментально норовят проверить наблюдение Михаила, встают рядом с Борисом. Охране мэра прибавилась работа - отгонять любознательных граждан от вип-персоны.

Михаил на очередном митинге продолжает гнуть свою линию.
«Мы не дадим утвердиться насекомым на нашей священной Уральской Земле! Да вы осмотритесь, здесь все же кричит о присутствии чуждого разума!

Михаил широко повел рукой. Задумавшиеся земляне огляделись окрест. Городок, как городок. Ну, фасады облупились, ну, асфальт потрескался, траншей раскопанных много. Кстати большая стая голубей летает в опасной близости от проводов электросетей. Нет, что-то в этом конечно есть. Только что?»

Вопрос задан читателю автором книги, как призыв внимательно относиться к окружающему миру, в котором каждому следствию есть причина.
Находчивый Семен лозунг черного пиара «Вор идет во власть»  заменил  лозунгом «Монстры лезут во власть».  Призадумались земляне и решили, что иностранные монстры во много раз страшнее доморощенных воров. Воры  после кражи хоть стены оставят, а монстры разрушат все до основания.

В результате бурной деятельности команд кандидатов в мэры на выборах тихий обывательский городок с застойной вялотекущей обыденностью преобразовался в жужжащий улей.

Цирк, устроенный кандидатами в депутаты,  не оставил равнодушными к выборам всех жителей от детсадовцев до  пенсионеров. Горожане дружно пришли на избирательные участки и выбрали Михаила. Он набрал 72% голосов. Факт результатов голосования – завершение основных сюжетных линий.

  Кульминационная развязка повести в событии после выборов. Михаил со своей командой приходит к мэру, извиняется за вынужденную ложь, предлагает  помириться и «зла друг на друга не держать».

 Федул признает идею Семена классной. Борис снимает маску. Под маской «большая зеленая с острыми зубами, морда гигантской лягушки».

Гениальное противодействие черному пиару заставило зло сбросить маску и предстать в истинном свете. Сопряжение мифа и реальности превратилось в кошмар, парализующий волю людей, пришедших с миром.

Тексты повести «Черный пиар» занимательны и одновременно познавательные, обладают воспитывающим воздействием на читателя. Автор задает вопрос читателю, который заставляет размышлять, сопоставляя мифы и реальность.

Повесть именно юмористическая, похожа немного на кино доброго времени прошлого века.  В содержании текстов нет злобы. Автор подтрунивает над персонажами повести. Средствами живой речи он умеет создавать художественные образы жителей современного маленького города в российской глубинке: рабочие,  интеллигенция, предприниматели, торговцы, пенсионеры, крутые парни, студенты, школьники и т.д.   

 Положительные герои никого не убивают, не причиняют людям зла. Оружие, как символ власти и принуждения,  им не нужно. Их оружие трудолюбие и знание, способность анализировать, работать с информацией, принимать решения, действовать здесь и сейчас.

Сергей Гурьянов в повести «Черный пиар» показал нам героя, который не «тварь дрожащая».  Герой не надеется на «авось», либо на то «куда кривая вывезет». Нет, он живет по своей железной воле к победе в борьбе со злом.

Миф, включенный в сюжет  художественного произведения, параллелен  реальности современного бытия.  Следовательно, юмористическую повесть Сергея Гурьянова «Черный пиар» можно отнести к направлению «рациональный модерн» в  современной русской литературе двадцать первого века.


Справка для читателя. Заратустра Азсакра - представитель древней культуры персов. Жил в первой половине YI века до н.э.. Основоположник религии зароостризма (огнепоклонников).

В настоящее время зароостризм распространен в Иране, Индии и прилегающих к этим странам регионах. Основная идея религии – борьба между светом и тьмой. Заратустра Азсакра составил свод законов, правил мирного сосуществования людей, известный под названием «Асвета». Религиозные и юридические законы и предписания регулировали социальную жизнь общества. Законы должны были соблюдать все граждане государства. За невыполнение законов подданные подвергались наказанию независимо от положения в обществе.

Заратустра проповедовал  учение о конце мира, загробной жизни, воскресении мертвых, грядущем спасителе, рожденном от непорочной девы; божьем суде для каждого человека. Учение Заратустры оказало влияние на создание монотеистической религии (христианства).   

© Герой?  Кто такой? Автор  Екатерина  Ершова-Киреева (псевдоним),
Ершова Екатерина Алексеевна

2014-10-30 
Санкт-Петербург

Знаков без пробелов – 52187


Рецензии