Олег Видов Часть 2 Глава 13 Театр Киноактера 1966

              ГЛАВА  13 –  1966 год - ТЕАТР-СТУДИЯ КИНОАКТЕРА
 
  В 1966 г. Олег Видов окончил учебу на актерском факультете ВГИКа (мастерская 
 Бориса Бабочкина), получил диплом, и в результате  был принят в Театр-студию Киноактера.

  Театр-студия киноактера был создан в Москве распоряжением Совета Народных   
  Комиссаров СCCР в декабре 1943 года. Он явился очень интересным явлением в   
  советском, как кино, так и театральном искусстве.  Это постоянно действующее 
  театральное учреждение, состоящее из киноактеров, которые не обязаны каждый 
  день являться в театр, как на работу.. История этого театра - это особая глава   
  в летописи отечественного кинематографа и в истории отечественного театра.

  Сегодня трудно сказать, что послужило причиной, толчком к его созданию в годы 
 войны. Одно точно известно, что вся система кинопроизводства в СССР в то время с 
 каждым годом испытывала разные организационные и производственные проблемы.
 Проблемы были не технические, а в первую очередь творческие и организационные.
 Советский кинематограф в условиях той действительности совершено не имел всей 
 экспериментально – творческой, репетиционной базы, которые имели место в любом          
 театре.   
              В СССР в то время снималось очень мало фильмов.   

 Любое действие в кинематографе носило публичный характер, не всегда         
 соответствовавший задачам и целям, как режиссеров, так и других участников.
 Появление этого Театра способствовало решению многих разных вопросов в работе
 киноиндустрии. И что еще не маловажное, что как любая театральная организация,
 тем более создаваемая государством, как государственное учреждение, становилось
 полностью на финансирование государством и в том числе и ее главные сотрудники - 
 киноактеры, для которых получение постоянной зарплаты имело большое значение.   
 Этот Театр  стал своеобразной лабораторией по работе режиссеров с киноактерами, 
 а постановка спектаклей  в нем  была способом предварительной работы по созданию 
 кинофильмов. А для самих актеров он давал возможность получать своеобразный
 тренинг во время репетиционного процесса.

 Хотя в реальной действительности такое воздействие, такая связь носили частичный   
 характер, и со временем Театр Киноактера все больше и больше выполнял функцию 
 работодателя для многих актеров. При этом не требующего от своих работников 
 почти никакой деятельности.  Или  минимальной.

 В спектаклях были заняты далеко не все числившиеся в штате.  И нагрузка для
 многих была очень не обременительной.  Интерес у зрителей к  спектаклям этого 
 театра был вызван частично тем, что там можно было увидеть популярных киноактеров.   

 Здание  в котором разместился этот театр на ул. Воровского (ныне - Поварская, 
 33) было построено в 1931-1935 годах по проекту архитекторов братьев Л.А. и В.А.
 Весниных для центра культуры общества бывших политкаторжан.

 Первым директором театра был назначен Григорий Васильевич Александров, а первым
 художественным руководителем - Сергей Иосифович Юткевич.

 Труппа  театра  состояла в основном из киноактеров  киностудии «Мосфильм», 
 которая    до этого, еще  с 1940 года  осуществляла   небольшие представления      
                под руководством Григория Рошаль.

 Однажды, когда Олег рассказал ему, что в детстве жил в Алма-Ата, то   
 семидесятилетний режиссер вспомнил, как он во время войны в эвакуации жил тоже в 
 Алма-Ата и даже  немного подрабатывал, когда   была необходимость, пошивом
              обуви, вспомнив свою  былую профессию. 

 Свой первый театральный сезон Театр открыл в 1946 году спектаклем по пьесе 
 Михаила Светлова «Бранденбургские ворота» в постановке Бориса Бабочкина. А 
 спектакль «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева, поставленный Сергеем 
 Герасимовым в 1947 году,  стал  основой будущего кинофильма.

 В связи с этим хочется рассказать, как шла работа над этим спектаклем – 
 кинофильмом. Хотя это одновременно будет и рассказ о творческом процессе  самого
                Герасимова и его педагогической деятельности.

 Во ВГИКе существовала тогда практика набирать двойные курсы – актерско-
 режиссерские.  Часть курса была чисто актерской, а часть чисто режиссерской.
 Притом что в режиссерские группы принимали, как правило, студентов уже имевших
 до этого какое-то образование. Точно таким был и курс Сергея Герасимова в то
                время.  Что давала такая практика?               
 
        Обе группы прослушивали большинство лекций и занятий совместно.               
    Будущие режиссеры хорошо себе представляли, что такое мастерство актера.               
 А когда режиссеры создавали свои этюды, сцены, то у них всегда рядом были 
             актеры, которые эти замыслы тут же и воплощали.         
   Режиссеры имели постоянный тренинг работы с актерами, а актеры привыкали               
        к специфике и пониманию действий режиссеров во время съемок.
      Такой подход был полезен как для актеров, так и для режиссеров. 
 Среди студентов режиссерской группы во время работы над спектаклем и фильмом 
 « Молодая гвардия » была Татьяна Лиознова, будущий режиссер культового фильма               
 « 17 мгновений весны ». Именно ей и поручил Сергей Герасимов полностью 
 заниматься с юной Ноной Мордюковой, исполнительницей одной из главных ролей в
 фильме. Татьяна Лиознова успешно с этой задачей справилась. И Герасимов в ее
 работу не вмешивался. Таким образом заканчивая ВГИК режиссеры уже были готовы к
 тому, с чем им придется столкнуться на съемочной площадке. А актеры понимали,
                что от них требует режиссер.

 История самой Татьяны Лиозновой в этой связи тоже очень интересная, как            
                иллюстрация к моему повествованию.
 
 Она  родилась в Москве  20 июля 1924 года в год смерти В.И. Ленина. Ее отец 
 погиб в 1941году в начале войны, пойдя добровольцем в народное ополчение, как и
 отец Олега Видова. После школы она поступила в Московский авиационный институт, 
 но проучившись там один семестр, поняла, что это не  ее призвание и ушла. В 1943 
 году она поступила во ВГИК  на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой..   
 Интересно, что после пробного семестра они хотели ее отчислить, решив что в 19 
 лет она  еще не имеет того жизненного опыта, который, по их мнению, необходим 
 кинорежиссеру. Такое мнение и было причиной, что на свой режиссерский курс  они
 принимали студентов с высшим образованием и с жизненным опытом.

 Но Таня Лиознова сумела доказать свою состоятельность, как будущего режиссера, 
 показав педагогам свой учебный спектакль.  В качестве своей  курсовой работы она               
               поставила  Кармен по новелле Проспера Мериме .

 Так вот в связи с моим рассказом о театре-студии, поставленный ею танец Кармен 
 был включен Сергеем Герасимовым в спектакль и  фильм «Молодая гвардия», как   
 танец Любы. Она тогда была на третьем курсе ВГИКа и уже стала помощницей 
 Герасимова при постановке в театре-студии этого спектакля, а за  ним и фильма.по 
 роману Фадеева. Закончив в 1949 году ВГИК,  она продолжает заниматься
                постановкой спектаклей для театра.
   В 1952 году совместно с Герасимовым она поставила спектакль « Седая девушка »
 по пьесе китайских драматургов. Но шел он не в театре-студии киноактера, а в
                Театре имени Вахтангова.

 Ее судьба в кино еще один пример отношения в советском  киноискусстве к женщинам 
 режиссерам. После окончания ВГИКа ее распределили на работу в Студию имени
 Горького. Ее приняли, но сразу же и уволили. Ведь это был 1949  год – время 
         когда шла компания борьбы с еврейским космополитизмом. 
 
 Свой первый самостоятельный фильм она сняла в 1958 году – через 9 лет, во   
 времена уже Хрущева. Именно ей, своей ученице и помощнице, доверил  Сергей
 Герасимов снимать фильм « Память сердца » по сценарию, который написал он
 совместно с женой - Тамарой Макаровой. Главную женскую роль в  этом фильме 
 сыграла сама Тамара Макарова. И дальше, почти каждые два года будут выходить на 
 экран фильмы Татьяны Лиозновой, вплоть до «Три тополя на Плющихе» и 12 серийный 
                ТВ фильма « 17 мгновений весны »..
 
 А среди киноактеров студии Мосфильм были  и такие, которые с удовольствием 
 играли, в театре-студии киноактера и были задействован во многих спектаклях репертуара.               
                *   *   *
   К ним можно отнести и Нину Магер, которая, до   возвращения в Москву,  играла
  в Одесском драматическом   театре и на теаральной сцене чувствовала себя так же
                комфортно, как и на съемочной площаке.. .
 
 А были и такие, которые к этому не стремились, театральная сцена их не
 привлекала, или потому, что их много и часто снимали в кино.

  К таким как раз и относился Олег Видов.  Еще во время учебы во ВГИКе его               
                постоянно снимали в фильмах.
    
  Кроме этого театр-студия  выполнял еще одну задачу. Он помогал понять, какой          
 репертуар будет интересен зрителю, какие произведения могут быть интересны для
         переноса на большой экран для массового советского зрителя.
 
  В репертуар театра входили произведения классической русской и зарубежной драматургии.

 Следует помнить, что в основе  многих популярных советских кинофильмов была обычная театральная драматургия. 

 Это относиться и к фильму «Обыкновенное чудо», «Служебный роман», «Собака на 
 сене», «Благочестивая Марта», «Бег», не говоря уже о таких экранизациях, как 
 « Летучая мышь » и другие оперетты. Я назвал только несколько таких известных 
                фильмов, а их было сотни.
 
 Спектакли в театре-студии ставили Сергей Юткевич, Илья Судаков, Рубен Симонов,
 Михаил Ромм, Эраст Гарин, Алексей Дикий, Андрей Гончаров и другие режиссеры.
 Целый ряд выдающихся фильмов вышли на экраны после репетиционного периода на         
 сцене театра. Это был неповторимый и уникальный опыт не только в нашем кино, но   
                и в мировом кино-процессе.

 В  начале 60-х годов в театре-студии Киноактера насчитывалось более 100 актеров. 
 Существовала такая практика, когда после окончания учебы на актерском факультете               
 ВГИКа лучших студентов принимали в труппу театра-студии, то из нее увольняли
 примерно такое же количество актеров, которые считались неперспективными, и были 
 совершенно не заняты в его репертуаре, или в подготовке новых спектаклей.

 Все числившиеся в штате театра-студии киноактера получали постоянную минимальную
 зарплату. Если актер был задействован в спектаклях театра-студии, то он получал
 больше. Когда же его привлекали к съемкам в фильмах, то он получал уже только от 
 киностудии согласно смете съемок фильма и своей актерской ставке. Стандартная
 ставка в 1970 – 1980-е годы была 13 рублей 50 копеек за съемочный день.
   У артистов со званиями "Заслуженного артиста", или "Народного артиста" ставка  была больше...

 Также в помещении Театра-студии Киноактера проводились показы как советских
          фильмов, так и зарубежных, недели кино разных стран.

     За все годы существования театра киноактера в его труппе  состояло               
                более 700 киноактеров, и среди них :

        Нина Алисова (1918 - 1996);               
        Борис Андреев (1915 - 1982);               
        Марк Бернес (1911-1969);               
        Сергей Бондарчук (1920 - 1994,               
        Георгий Вицин (1917 – 2001);               
        Михаил Глузский(1918 – 2001);                            
        Янина Жеймо (1909 – 1987);               
        Владимир Ивашов (1939 – 1995);               
        Савелий Крамаров (1934 – 1995);               
        Афанасий Кочетков (1930 – 2004)               
        Николай Крючков  (1911- 1994);               
        Марина Ладынина (1908 - 2003);                               
        Иван Лапиков  (1922 - 1993);               
        Клара Лучко (1925 -2005);                               
        Сергей Мартинсон (1899 - 1994);               
        Евгений Моргунов  (1927 - 1999);               
        Нонна Мордюкова  (1925 - 2008);               
        Руфина Нифонтова (1931 - 1994);               
        Любовь Орлова  (1902 - 1975 );               
        Николай Рыбников (1930 - 1990);               
        Всеволод Санаев (1912 - 1996);               
        Татьяна Самойлова (1934 - 2014);               
        Иннокентий Смоктуновский  (1925 - 1994);                               
        Вячеслав Тихонов   (1928 - 2009);               
        Валентина Телегина  (1915 - 1979);               
        Всеволод Сафонов  (1926 - 1992);               
        Валентина Серова (1917 - 1975);               
        Лидия Смирнова  (1915 - 2007);               
        Борис Чирков   (1901- 1982);               
        Георгий Юматов (1926 - 1997);   
               в том числе и  Олег Видов.

        В художественный совет театра входили режиссеры:                .
        Сергей Герасимов,   Михаил Ромм,  Юлий Райзман,               
             Иван Пырьев,  Григорий Александров
               
  В 1990 году Постановлением Совета Министров СССР Театр - студия киноактера               
                был переименован в Театр киноактера,
           в 1992 году в Государственный театр киноактера.

     Работа в этом театре для Олега Видова имела определенное значение.               
  Он имел постоянное место работы, что само по себе в советское время имело
 важное значение и определенную, хотя и небольшую, но регулярную зарплату, тогда,
        когда не снимался в фильмах, что всегда имело значение...
             
                * * * * *
                КАЛЕНДАРЬ 1966 ГОДА
              Одна тысяча девятьсот шестьдесят шестой год
              - невысокосный год, начинающийся в субботу

            ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОКАТА:
  - « 451 градус по Фаренгейту » Великобритания (реж. Франсуа Трюффо)
  - « Библия » реж. Джон Хьюстон (Италия-США)
  - « Большая прогулка »  реж.Жерар Ури   (Ф ранция-Великобритания)
  - « Большие каникулы » реж. Жан Жиро   (Франция-Италия)               
  - « Великолепное трио » реж. Чанг Че (Гонконг)
  - « Война окончена » Франция-Швеция  (реж. Ален Рене)
  - « Второе дыхание » Франция (реж. Жан-Пьер Мельвиль)
  - « Дракула: Князь Тьмы » реж.Теренс Фишер  (Великобритания)
  - « Звёздный путь » США, Выпущен пилотный выпуск телесериала
  - « Как украсть миллион » США (реж. Уильям Уайлер)
  - « Кто боится Вирджинии Вулф? » США   (реж. Майк Николс)
  - « Маргаритки » ЧССР (реж. Вера Хитилова)
  - « Мужское — женское» Франция-Швеция (реж. Жан-Люк Годар)
  - « Мужчина и женщина » Франция (реж. Клод Лелуш)
  - « Нежный проходимец » Франция-Италия (реж. Жан Беккер)
  - « Операция «Святой Януарий »  Франция- Италия-ФРГ (реж. Дино Ризи)
  - « Операция «Страх »  Италия (реж. Марио Бава)
  - « Охота » Испания (реж. Карлос Саура)
  - « В погоне за «Лисом» »  Великобритания-США-Италия (реж. Витторио Де Сика)
  - « Персона » Швеция (реж. Ингмар Бергман)
  - « Постель для брата и сестры, 1782 »  Швеция   (реж. Вильгот Шёман)
  - « Птицы большие и малые » Италия (реж. Пьер Паоло Пазолини)
  - « Разорванный занавес » США (реж. Альфред Хичкок)
  - « Сделано в Париже » США (реж. Борис Сагал)
  - « Тупик » Великобритания (реж. Роман Полански)
  - « Фантомас против Скотланд-Ярда » Франция-Италия (реж. Андре Юнебель)
  - « Фараон » Польша (реж. Ежи Кавалерович)
  - « Фотоувеличение » Италия-Великобритания (реж. Микеланджело Антониони)
  - « Франкенштейн создал женщину » Великобритания (реж. Теренс Фишер)
  - « Харпер » США (реж. Джек Смайт)
  - « Хороший, плохой, злой » Италия-Испания (реж. Серджо Леоне)
  - « Человек на все времена » Великобритания (реж. Фред Циннеман)
  - « Чужое лицо » Япония (реж. Хироси Тэсигахара)

                СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ  1966 ГОДА:

  —  « Айболит-66 », (реж. Ролан Быков)               
  —  « Андрей Рублёв », (реж. Андрей Тарковский)               
  —  « Берегись автомобиля», (реж. Эльдар Рязанов)               
  —  « Бэла», (реж. Станислав Ростоцкий)               
  —  « В городе С.», (реж. Иосиф Хейфиц)               
  —  « Волшебная лампа Аладдина», (реж. Борис Рыцарев)               
  —  « Выстрел», (реж. Наум Трахтенберг)               
  —  « Два билета на дневной сеанс», (реж. Герберт Раппапорт)               
  —  « Дневные звёзды», (реж. Игорь Таланкин)               
  —  « Долгая счастливая жизнь», (реж. Геннадий Шпаликов)               
  —  « Вертикаль» (реж. Станислав Говорухин)               
  —  « Дядюшкин сон», (реж. Константин Воинов)               
  —  « Женщины», (реж. Павел Любимов)               
  —  « Июльский дождь», (реж. Марлен Хуциев)           164 копии               
  —  « Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», (реж. Леонид Гайдай)               
  —  « Крылья», (реж. Лариса Шепитько)               
  —  « Начальник Чукотки», (реж. Виталий Мельников)               
  —  « Неуловимые мстители», (реж. Эдмонд Кеосаян)               
  —  « Республика ШКИД», (реж. Геннадий Полока)               
  —  « Сегодня — новый аттракцион», (реж. Надежда Кошеверова)               
  —  « Сказка о царе Салтане», (реж. Александр Птушко)               
  —  « Снежная королева», (реж. Геннадий Казанский)               
  —  « Старшая сестра», (реж. Георгий Натансон)               
  —  « Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова - второклассника
             и второгодника », (реж. Константин Березовский)               
  —  « Три толстяка», (реж. Алексей Баталов и Иосиф Шапиро)               
  —  « Удивительная история, похожая на сказку », (реж. Борис Долин)               
  —  « Восточный коридор », (реж. Валентин Виноградов)               
  —  « Западня », (реж. Леонид Мартынюк)               
  —  « Иду искать », (реж. Игорь Добролюбов)               
  —  « Саша-Сашенька », (реж. Виталий Четвериков)               
  —  « Я родом из детства », (реж. Виктор Туров)               
  —  « Встреча в горах » (реж. Николай Санишвили)               
  —  « Игра без ничьей » (реж. Юрий Кавтарадзе)               
  —  « Листопад » (реж. Отар Иоселиани)               
  —  « Он убивать не хотел » (реж. Георгий Шенгелая)               
  —  « Хевсурская баллада » (реж. Шота Манагадзе)               
  —  « Маленький принц » (реж. Арунас Жебрюнас)               
  —  « Встреча с прошлым » (Грузия-фильм ст имени Горького, реж. Семён Долидзе)
   
                ЛИДЕРЫ  ПРОКАТА
   « Женщины»  реж. Павел Любимов -  -36,6 млн. зрителей.               
   « Чрезвычайное поручение » реж. Степан Кеворков –  30,8 млн. зрителей
   « Берегись автомобиля »  реж. Эльдар Рязанов —  29 млн.зрителей
   « Три толстяка »  реж. Алексей Баталов  23 миллиона человек.
               
                ПРИЗЫ И НАГРАДЫ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ
      
   – « Берегись автомобиля » -.  Диплом на МКФ в Сиднее 1966 г               
                – Диплом на МКФ в Эдинбурге 1966г.

   – « Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен » - Приз конкурса
                « Молодежная встреча » Канны 1966 г.
               
                ЛИСТКИ  КАЛЕНДАРЯ:

  6 января  -  новым кораблям Северного Флота присвоены имена Александра   
          Довженко, Всеволода Пудовкина и Сергея Эйзенштейна.
 
  6 - 7  января -  На заседании Президиума Правления СК было решено  обсуждать         
  новые фильмы на Президиуме. В качестве  первого Президиум обсуждал фильм               
                А. Алова и В.Наумова «Скверный анекдот»”

  10 января — в Ташкенте подписана Ташкентская декларация.

  11 января - Совет Министров СССР принял постановление о пенсионном обеспечении 
   членов Союза Кинематографистов, работающих «надомниками» и не состоящих в
   штате той или иной организации ( киностудии, журналов, газет, издательств, и др.)

  14 января – Ушел из жизни  Королёв, Сергей Павлович, советский конструктор 
  ракетно-космических систем, академик, дважды Герой Социалистического Труда, 
          основоположник практической космонавтики (род в 1907).
 
      В феврале  Суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в СССР.

  1 февраля – Ушел из жизни Бастер Китон (Buster Keaton),  американский   
    киноактёр и режиссёр, классик немой кинокомедии (родился 1895 года).

  14 февраля - Группа деятелей науки и искусства подписала письмо-обращение к
  Брежневу с протестом против попыток реабилитировать Сталина:

  «Глубокоуважаемый Леонид Ильич, в последнее время (в некоторых выступлениях и в   
  статьях) в нашей печати проявляются тенденции, направленные, по сути дела, на
  частичную или косвенную реабилитацию Сталина. Мы не знаем, насколько такие
  тенденции, учащающиеся по мере приближения XXIII съезда, имеют под собой   
  твердую почву. Но даже если речь идет только о частичном пересмотре решений XX
  и XXII съездов, это вызывает глубокое беспокойство. Мы считаем своим долгом
  довести до Вашего сведения наше мнение по этому вопросу. Нам до сего времени не
  стало известно ни одного факта, ни одного аргумента, позволяющих думать, что
  осуждение культа личности было в чем-то неправильным. Напротив. Дело в другом.
  Мы считаем, что любая попытка обелить Сталина таит в себе опасность серьезных
  расхождений внутри советского общества. На Сталине лежит ответственность не
  только за гибель бесчисленных невинных людей, за нашу неподготовленность к
  войне, за отход от ленинских норм партийной и государственной жизни. Своими
  преступлениями и неправыми делами он так извратил идею коммунизма, что народ
  это никогда не простит. Наш народ не поймет и не примет отхода -хотя бы
  частичного - от решений о культе личности. Вычеркнуть эти решения из его
  сознания не может никто. Любая попытка сделать это поведет только к
             замешательству и разброду в самых широких кругах.

  Мы убеждены, например, что реабилитация Сталина вызвала бы большое волнение
  среди интеллигенции и серьезно осложнила бы настроения среди нашей молодежи. /
  Не менее серьезной представляется нам и другая опасность. Вопрос о реабилитации
  Сталина - не только внутриполитический, но и международный вопрос. Какой-либо
  шаг в направлении к его реабилитации, безусловно, создал бы угрозу нового
  раскола в рядах мирового коммунистического движения, на этот раз между нами и
  компартиями Запада./../ Чтобы не задерживать Вашего внимания, мы ограничиваемся
  одним лишь упоминанием о наиболее существенных аргументах, говорящих против
  какой-либо реабилитации Сталина, прежде всего об опасности двух расколов.Мы не
  могли не написать о том, что думаем ».

 Письмо было подписано: академиками Л. Арцимовичем и А. Сахаровым, писателями          
 В.Некрасовым, К.Паустовским, В.Тендряковым и другими. А также кинематографистами   
 М.Роммом, М.Хуциевым,  И.Смоктуновским

  23 - 26 феврвля - В СК СССР прошел симпозиум советских и итальянских 
 кинематографистов. В рамкахс симпозиуму состоялась Неделя итальянских фильмов. 
 Были показаны фильмы:  «Джульетту и духи» Феллини, «Мерцающие звезды Большой 
 Медведицы» Висконти, «Евангелие от Матфея» Пазолини, «Красную пустыню» Антониони и др.

 5 марта – Ушла из жизни Ахматова, Анна Андреевна, русская поэтесса (род.в 1889).

 14 марта – В кинотеатре «Россия» состоялась премьера фильма С.Бондарчука «Война и мир»(1-ая серия).

 - Руководство Союза кинематографистов обсуждало вопрос о попадании назакрытые 
 просмотры фильмов в Доме Кино лиц не имеющих отношение к Союзу киноматографистов 
 А также утверждено положение о Фонде содействия творческой деятельности и
 материально-бытовой помощи членам Союза Кинематографистов. Из средств Фонда оплачивать:
   - оплачиваются творческие командировки;
   ~ выдаются пособия на путевки в дома творчества;
   - предоставляются возвратные ссуды;
   - выдаются пособия на куротно-санаторное лечение;
   - обеспечивается медицинское обслуживание;
   - выдаются пособия при заболеваниях, несчастных случаях, материальной нуждаемости и смерти;
   - выдаются пособия на приобретение путевок детям членов СК в детские учреждения;
   - выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности»... и .д

  15 марта - Утвержден состав комиссии по госпремиям РСФСР в области литературы,   
  искусства и исполнительского мастерства. В секцию кино вошли: Б.Бабочкин, А.
  Головня, Р. Кармен, Г. Козинцев, Т. Макарова, Р.Юренев, С. Юткевич и др.

  16-25 марта – В Москве прошел ретроспективный показ фильмов польского режиссера Анджея Вайды.

  18 марта - В Москве на Котельнической набережной, в помещении бывшего кинотеатра «Знамя» открылся фирменный кинотеатр Госфильмофонда – «Иллюзион».

  7 мая – Ушел из жизни Ежи Станислав Лец, польский  сатирик,  поэт,  автор известных во всем мире афоризмов (род. в 1909 ).

  8 апреля -   XXIII съезд КПСС упразднил Президиум ЦК КПСС и восстановил 
 Политбюро ЦК КПСС. Одновременно восстановлен пост Генерального секретаря ЦК 
 КПСС. Его занял бывший Первый секретарь  ЦК КПСС  Л. И. Брежнев.

  22 апреля - Комитет по Ленинским премиям назвал имена лауреатов.  В области 
 кино премии получили С. Закариадзе за роль в фильме  «Отец олдата» и М. Ульянову 
 за роль Егора Трубникова в «Председателе». Лауреаты Ленинской  премии получали 10 тысяч рулей.

  26 апреля — в Ташкенте произошло сильное землетрясение, в результате которого
 была значительно разрушена центральная часть города. В Ташкенте произошло
 сильное землетрясение. В городе быдо разрушено большинство домов,
 общественных зданий. Вся страна оказывала помощь Узбекистану с строительстве 
 города, его востановлении.  Президиум Правления СК  на экстренном заседании
 принял специальное постановление о мерах неотложной помощи кинематографистам
 Узбекистана. Было выделено 450 тысяч рублей на строительство нового здания Дома
 кино и деньги на строительство трех жилых домов для кинематографистов оставшихся без жилья.

  11 мая - Бюро московского горкома ВЛКСМ обсудило вопрос о состоянии и мерах по   
 усилению воспитательной работы в комсомольских организациях киностудий Москвы и
 ВГИКа. КГБ неоднократно обращалось в ЦК с рапортами, характеризуя ВГИК как
 гнездо антисоветчиков, что, в общемто, вполне соответствовало действительности..

  21-31 мая – в Киеве проходил Всесоюзный кинофестиваль. 

  13 июня – Родился Перельман, Григорий Яковлевич, российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре.

  30 июня - Жене трагического погибшего на съемках фильма «Директор» Евгения   
 Урбанского Д. Ритенбергс с дочерью предоставили  деухкомнатную квартиру.

  7 августа – Родился Джимми Уэйлс, основатель Википедии, президент Фонда Викимедиа.

  29 ноября – Родился  Евгений Миронов — советский актёр театра и кино, народный
                артист Советского Союза.

  15 августа - Завершилась долгая и упорная борьба с партийными органами Киргиэии   
 за фильм А.Михалкова-Кончаловского «Первый учитель». Фильм принят и вышел в прокат.

  29 августа – Ушел из жизни  Кэрол Галлахер (англ. Carole Gallagher) — американская актриса (род. 1923).

  4 сентября – Ушел из жизни  Мартин Штернер (швед. Martin Sterner) (род. 1887), шведский актёр и режиссёр.

  5 сентября – В Москве в кинотеатре Художественный состоялась премьера фильма «   
         Никто не хотел умирать – режиссера Витаутаса Жалакявичуса. 

  6 сентября – В Италии закончился 27-ой  Венецианский Международный
 кинофестиваль. «Кубок Вольпи» присужден советской киноактрисе Н. Аринбасаровой
 за лучшее исполнение  женской роли в фильме «Первый учитель».
 В фестивале принимала участие советская делегация: Л. Кулиджанов, В. Санаев, Л. 
 Кулешов, А. Кончаловский, Н. Аринбасарова, Э. Маркова, А. Хохлова и другие..

  14 сентября – Ушел из жизни  Черкасов, Николай Константинович, советский актёр (род. в 1903).

  18 сентября – В Бергамо состоялось награждение лауреатов  1-го Международного 
      кинофестиваляь авторского кино.   Первым премию «Золотой щит» получил
      Генадий Шпаликов за свой фильм «Долгая, счастливая жизнь» Это была               
                его первая  режиссерская  работа.

  24 сентября -  композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, был  удостоен звания Героя Социалистического труда.

  26 сентября – в Доме Кино проходила встреча с кинематографистами Греции в рамказ Недели греческого кино.

  28 сентября – Состоялась всреча советских кинематографистов с шведской 
     делегацией: режиссер Б. Видерберг, актриса  И. Тоб,  оператор С. Нюквист.

  11 октября - Совет Министров РСФСР опубликовал постановление о присуждении 
    Государственных премий 1966 г. В области киноискусства премии имени братьев
    Васильевых присуждены: Г. Фрадкину, Ф. Тяпкину, А. Консовскому — за фильмы
    «Знамя партии», «Рукописи В. И. Ленина», «Ленин. Последние страницы»; А.
    Столперу, Н. Олоновекому, А. Папанову — за художественный фильм «Живые
    и мертвые»; М. Ромму, Д. Храбровицкому, Г. Лаврову, Г. Колганову, А. Баталову
                — за художественный фильм «9 дней одного года».
 
  22 октября – Родилась Татьяна Овсиенко, певица.

  24 октября – Родился Роман Абрамович, российский предприниматель.

  10 ноября – состоялась премьера фильма «Крылья » Ларисы Шепитько. 

   5 декабря – Родилась Патрисия Каас, французская певица и актриса.

  15 декабря – Ушел из жизни  Уолт Дисней, американский художник-мультипликатор, 
       кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер (род. в1901).
   
                *   *   *   *   *


Рецензии