Школьник Просиков. Глава 19
Выбор профессии
Сегодня утром Нина Федоровна разбирала наши сочинения на тему: "Кем я хочу стать". Когда учительница вошла в класс, вид у нее был недовольный. Она вынула из сумки стопку тетрадей и положила их перед собой на стол.
- Признаюсь, дети, я огорчилась, прочитав ваши сочинения. Исключение - Майя Борисова, - так начала урок учительница. - С Майей мне все ясно: она хочет стать артисткой-пианисткой и дарить людям наслаждение своей виртуозной игрой. Остальные же никому ничего дарить не собираются. Так, Коля Сестренкин желает служить матросом дальнего плавания и заработать - гм! - кучу денег.
Учительница сделала паузу и внимательно посмотрела на Сушкину.
- А вот Аня хочет стать женой матроса дальнего плавания и тоже получить кучу денег.
Сушкина густо покраснела и немного смутилась.
- Послушайте теперь, что написал Гена Тарлович: "Я стану, наверное, или банкиром, или боксером-тяжеловесом, и заработаю кучу денег". - И я вас спрашиваю - не слишком ли вы меркантильны?.. Я хочу сказать, что денежные интересы у вас на первом месте. Вот Сережа Томилин пишет, что хочет быть пенсионером государственного значения и одновременно получать пособие по безработице.
Нина Федоровна тяжело вздохнула и продолжила:
- Даша и Маша хотят стать манекенщицей и фотомоделью, ну и соответственно зарабатывать кучу денег. Саша Скоков - модным парикмахером: у него тоже без кучи не обошлось. Так... Сабельников - футболист, Рита Сурикова - артистка кино... Саша Прохоров написал, что став знаменитым рок-музыкантом, отстегнет немного и друзьям, но только в том случае, если заработает кучу денег... А вот Лисицкий меня порадовал. Объясни Женя, почему ты решил стать водопроводчиком?
- Но я еще точно не решил. Возможно, стану учителем.
Нина Федоровна зарделась от удовольствия.
- Ну, а почему же ты все-таки так решил?
- А чего мне еще делать? Мой папа уже заработал кучу денег.
Только что учительница была как маков цвет, а вдруг сделалась бледной. Интересно, как это у нее получается?
- Я тут поначалу не совсем поняла, - сказала учительница, с трудом овладев собой, - почему Слава Гречнев хочет стать таким, как древний римлянин Лукулл, а теперь, кажется, догадываюсь...
- Ну да! Какие пиры он задавал!
- На какие же шиши ты собираешься задавать пиры?
- Я уже все продумал: поймаю снежного человека и буду его в цирке на Цветном ученым показывать... за деньги.
- Ясно, - упавшим голосом сказала Нина Федоровна. - Только один в классе не писал сочинение - это Боря Просиков. Он болел. Ну, скажи нам Боря, как ты собираешься заработать свою кучу денег?
- Не вижу проблем, - бодро ответил я. - Стану политиком, и они... - я с чувством превосходства окинул взглядом ребят - они сами со мной поделятся своими кучами.
Учительница. (с блуждающим взором и тоскливо). Мне что-то не по себе, дети. Я немного погуляю по коридору... Проветрюсь... Может быть, найду там кучу денег.
Мы. (ласково и возбужденно). Да чего там, Нина Федоровна, конечно... Сходите в буфет, - там сегодня замечательные блинчики! А мы вас подождем! Не волнуйтесь!
Учительница. (немного неуверенно). Ну, я пошла?..
Мы. (уверенно и заботливо). Идите, идите, Нина Федоровна! А насчет кучи, это вы зря надумали. Если бы она там была, мы бы ее давно подобрали.
А перед последним уроком к нам в школу пришли деятели кино и литературы. Деятели кино отправились к старшеклассникам, а к нам в класс пришел деятель литературы.
- Вот, ребята, перед вами писатель Подсоленов, - представила его учительница. - Он же - инженер душ человечески.
- Ну, какой я инженер! - заскромничал писатель Подсоленов.
- Хорошо, пусть не инженер, но уж прораб точно. Прораб духа!
- Ну, пожалуй, на прораба я потяну, - дал слабину Подсоленов. - Подмастерье я! - вдруг брякнул он. - Каменщик! По кирпичику дом строю, сперва закладываю фундамент, а до этого рою яму...
- Так кто же он все-таки? - поделился со мной сомнениями Сережка. - Инженер, прораб, каменщик или разнорабочий?
- Учительница говорит, что он писатель, а Нина Федоровна обманывать не станет.
Писатель пришел не с пустыми руками, а приволок с собой целый чемодан с книгами. Как только донес!
- Подрастете, - сказал он нам, - прочитаете. А пока пусть ваши родители читают.
- Мои читать не станут, они очень заняты!
- А мои - ничего и никогда не читают. У них есть телевизор.
- Надо сдать книги в комиссионный магазин.
- Не в комиссионный, а в букинистический!
- Мой папа говорит, что никак от книг не избавится, и в буке сейчас не все берут.
- И Подсоленова тоже не возьмут?
- Я не знаю. Могут и не взять.
Писатель недоуменно посмотрел на нас, а затем, прокашлявшись, спросил:
- Вы, ребята, конечно, слышала о моих произведениях, или, возможно, ваши родители рассказывали... Что?
- Нет, не слышали! - дружно закричали мы. - О Пушкине слышали, о Некрасове. А о вас наши родители ничего нам не рассказывали.
- А я еще слышал о Федоре Тютчеве, - сказал задавака Меднис.
Вид у писателя Посоленова стал немного растерянный, а наша учительница - в который уже раз за сегодняшний день! - покраснела.
- Я им обязательно расскажу и о вас, и о вашем творчестве!
- Раз уж я здесь, - надул губы писатель, - сам и расскажу... Ну как же, ребята, разве вы не слышали о моем знаменитом романе "Огнедышащий агрегат"?
- Это научная фантастика? Мы очень любим фантастику!
- Это про космический корабль?
- Нет, про драконоида!
- Про какого еще драконоида?
- Это, когда половина робота, а половина - настоящего дракона!
- А я знаю, это про извержение вулкана!
Писатель Подсоленов был неприятно удивлен.
- Какая еще фантастика! Какие драконоиды! - раздраженно проговорил он, нервно расхаживая по классной комнате. - Это про славную династию обрусевших арапов. Главный герой - арап - варит сталь. Отец его - арап - варил сталь. Дед его - тоже арап - варил сталь. Прадед... Суть же состоит в том, что герой, получив бесплатное образование, становится директором банка. Банк через некоторое время накрылся медным тазом, то есть я хотел сказать - лопнул. И лопнули нервы у разоренных вкладчиков. Сперва они, вкладчики, хотели сделать из директора шашлык, а потом, передумав, решили бросить его за решетку на многие годы. Но из уважения к династии сталеваров и по личной просьбе прадеда-сталевара, его, директора,отпускают, и он возвращается на родной завод - варить сталь.
- Здорово, - неуверенно сказал Вовка Брусникин.
- Замечательный роман! - пожирая Подсоленова глазами, воскликнула Майка.
- А еще я написал роман "Человек - амфибия?" Он имел большой резонанс.
- Что он имел?
- Это - фантастика! Фантастика - это здорово!
- По-моему, я уже читал этот роман, - промямлил Юрка Баларев.
- Да никакая это не фантастика! - насупился Подсоленов. - Главный герой бьет тунца. Он потомственный рыбак. Из поколения в поколение вся семья била тунца. И отец его бил...
- Они тоже арапы?
- Каких мало!
Что-то я совсем запутался, кто кого бил... Отец ли бил героя, отец ли тунца бил своего сына; может, отцы тунца и героя колошматили друг друга, или сам герой, став отцом, начал бить отца тунца... И причем здесь амфибия? Короче - ничего не понял! У меня даже голова заболела
- Понятно, понятно! - не совсем вежливо перебил писателя Сережка. - Прадед его бил тунца, прапрадед...
- Ты очень наблюдателен и прозорлив, мой мальчик, - одобрительно сказал писатель.
- А потом герой стал директором консервного завода, проворовался и...
- Нет, технологическая погрешность... и консервы протухли.
- Ага! Значит, его хватают, - вдохновенно продолжал Сережка, и тащат в тюрьму...
- Почти так... И еще пинают ногами.
- А затем, отсидев положенное, он возвращается в рыбацкий поселок и снова начинает бить тунца!
- Совершенно верно. От тебя ничего не утаишь. Полагаю, что при надлежащей сноровке, ты станешь писателем. У тебя очень развитое воображение. Что вам еще рассказать? У меня есть интереснейшая повесть про братьев-кочегаров. Бывало, испив квасу, раскочегарятся братья, раздухарятся...
- А у вас есть что-нибудь приключенческое: про погони там всякие, о пиратах, может, про таинственный остров сокровищ?
- А как же! А как же! - с удовольствием сказал писатель. - Непременно есть! Про двух боксеров. Жизнь заставила их выйти на ринг. Один бросил работу, другой - учебу. И у того, кто бросил родной металлургический завод была рассечена бровь, накануне его матча за мировую корону с бывшим бедным студентом Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Он спас, рабочий этот, девушку от бандитов, на которой, кстати, впоследствии и женился. Ну вот, бандюки и повредили ему бровь в жестокой схватке. Студент же тайно об этом узнал, и когда начался поединок, то стал стучать рабочего по репе - тьфу ты! - я хотел сказать - по голове, норовя попасть в ту самую разбитую бровь. И стала бровь кровенить, и много крови утекло у рабочего. А студент все долбит его и долбит, долбит и долбит, долбит и... А ведь кровь людская не водица! И стало тому студенту стыдно. Обнялись они с рабочим, пошли выпили пива, и возвратились обратно - кто на работу, кто на учебу.
Все долго молчали.
- Да... - сказала учительница. - Да...
- Потрясающе! Вы, наверное, получили за этот роман Нобелевскую премию? - восхищенно всплеснула руками Майка.
- Повесть, - поправил ее писатель. - Нет, еще не получил, но надеюсь... жду... со временем... Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! - пошутил он и засмеялся.
Отсмеявшись, Подсоленов сказал, что он и детективом не брезгует, и недавно в издательстве "Три дуба", детективчик-то и вышел. Называется "Бутерброд".
Мы немного оживились, особенно Славка.
- Детектив, это отлично! - сказал Генка. - Я люблю детективы!
- Да сама детективная линия не очень-то и важна. Важна та борьба, которую герой ведет сам с собой.
- Как же он сам с собой борется! Я такую борьбу не знаю, - удивился Колька Сестренкин. - Знаю джиу-джитсу, дзюдо, каратэ, самбо. А вот сам с собой...
- Я вам объясню, ребята. Борьба, которую сам с собой ведет майор Трускавец, борьба внутренняя, психологическая... Борьба за обретение самого себя... Понятно?
- Нет, непонятно.
- Поясняю. У него, у майора Трускавца, высокое процентное содержание холестерина в крови, а последний вызывает атеросклероз - раз...
- Что вызывает?
- Что у него в крови?
- ...который в свою очередь приводит к старческому слабоумию. Но майор Трускавец не хочет быть рамоликом...
- Кем не хочет быть?
- ...Да, не желает он находиться в расслабленном состоянии...
- А мой папа говорит, что иногда расслабиться приятно, - заметил Сабельников.
- ...Он любит свою работу, наш майор Трускавец, и хочет раскрывать преступления и допрашивать бандитов. Поэтому он тренирует свою волю: готовит с утра пораньше любимый бутерброд с салом и репчатым луком, заворачивает в тряпочку, кладет его в карман мундира, и носит его весь ненормированный рабочий день. Слюни текут у майора...
- Фи! -выдавила из себя Ритка Сурикова. А у Наташки Клещевой появились позывы к тошноте.
Я посмотрел на Славку. К него тоже текли слюни.
- ...зубы клацают...
Славка громко лязгнул зубами.
- ...но Трускавец тверд и непреклонен в своем желании победить недуг. А сало он отдает ночью бродячим животным и случайным прохожим.
Да чего же отличная история! Мы были очень, очень довольны.
- Когда я вырасту, то стану таким как майор Трускавец! - сказал Славка, льстиво заглядывая в очки писателю.
"Врет он все, - подумал я про Славку. - Никогда и никому не отдаст он свой кусок сала".
- Ну, а теперь, когда близится конец урока, - засуетилась наша учительница, - хочется задать традиционный вопрос: над чем вы сейчас работаете?
- Сейчас я отдыхаю. Гонорар видите ли... Еще кое что осталось. Правда, с моим другом, поэтом Собакиным, мы пишем одну халтурку... - то есть - тьфу! - статью для одного журнальчика: о взаимном вливании - о черт! - влиянии, конечно, друг на друга в нашем творчестве... М-да! Интересная будет статейка. - Подсоленов пожевал губами. - Но в самое ближайшее время начну работать над двумя произведениями сразу. Первое - это эпико-мистический роман о педагогах, так сказать... - и он приятно посмотрел на нашу учительницу, - с последующей многосерийной экранизацией...
- Какой вы... многосторонний, - сказала робко учительница, слегка задыхаясь.
- Да, я такой, - благосклонно кивнул Подсоленов. - Ну, а в конце этого своего произведения я прикоснусь к корням...
- Мандрагоры или гигантской секвойи?
- Гм! Я, собственно, имел в виду...
Что он имел в виду мы так и не успели узнать, потому что прозвенел звонок. Но мы окружили писателя и не отпускали его. Учительница была счастлива, что мы так активно общаемся с популярным писателем и проявляем повышенный интерес к литературе.
- А стихи вы писать не пробовали?
- Пробовал... но не понравилось...
- Почему?
- Не почему, а кому! - с оттенком горечи произнес писатель. - "У нас, - сказали мне в редакции, - уже есть поэт Плясунов. Вот пусть он и пишет стихи!" Пришлось бросить. Но я свое наверстал в прозе!
- А как вы работаете, как вы пишите? - в смелом порыве спросила Ленка Семочкина.
- Да так и пишу... ручкой. Я неприхотлив. Скажу больше ручка - это мое продолжение! Так лучше навевает мысли. Они так и нанизываются, одна за другой, одна за другой... И никаких компьютеров! Это засасывает.
- Куда? В компьютер? - спросил Сабельников.
И обязательно, чтобы ноги были в горячей воде, - продолжал писатель, лукаво пригрозив пальцем Сабельникову. А Нина Федоровна грозно посмотрела на Игоряху и нахмурилась.
- А когда она остынет?
- Кто?
- Да вода в тазике. Что вы тогда делаете?
- Ничего. Сижу за столом. Не скрою, испытываю неудобство. Жду.
- Чего?
- Когда поможет жена.
- Писать романы и приключенческие повести?
- Нет, она меняет мне тазики. Приносит новые с горячей водой.
- И уносит с холодной.
- Точно так, - смерив взглядом Сережку, сказал прораб духа или штукатур-маляр, шут их там разберет. - Ты обязательно станешь писателем.
- Большим? - не унимался Сережка.
- Огромным! - ответил писатель и засмеялся. За ним засмеялась учительница, а за ней с удовольствием засмеялись и мы.
- Так на чем я остановился? - Подсоленов мотнул головой.
- На жене...
- Да, именно, на жене! Она у меня молодец, справляется. И хочу отметить, что моя жена - изумительная женщина, отличный работник и хороший товарищ!
- Как это так? - уставился на писателя Славка. - Разве жена может быть товарищем? Вот Вовка Брусникин, он действительно отличный товарищ...
- А что, жена бывает и плохим товарищем? - перебила его Ленка Цветочкина.
- Может! -утвердительно сказал Подсоленов. - Еще как! У моей пятой жены был отвратительный характер! Можно сказать, сволочной! И об этом мой другой роман.
"Да, - подумал я, - по этой части даже Ганнибалу Ильичу далеко до писателя".
- Расскажите! Расскажите! - настойчиво закричали мы.
Но тут решительно вмешалась учительница:
- Рано им еще про жен!
- И совсем не рано! - мы протестующе возвысили голоса. - Санки надо летом готовить.
Писатель опять засмеялся. "Замечательные дети!" - воскликнул он восторженно. Все остальные тоже засмеялись, правда, учительница немного принужденно.
- Вы меня извините, - умоляюще сказала Семочкина, - но, задавая вопрос о том, как вы пишите, я имела в виду... озаряет ли вас? Или как?
- Никаких "или как"! - веско произнес писатель-подмастерье. - Конечно, озаряет! С первым утренним озаряющим лучом, я сажусь за письменный стол - он у меня между прочим из красного дерева! - тазик под ноги, и пошел строчить..
- А если за окном пасмурно? - с замиранием спросила Светка Панина.
- Электричество озаряет. С утра до вечера. И никаких свечей! Баловство это!
Запомнилась мне эта встреча. И хотя злые языки утверждали потом, что Подсоленов писать не умеет, это неправда! Я сам был свидетелем, как он надписывал нам автографы. Лично мне он написал следующее: "От маститого - будущему писателю." Правда, я не знаю, что такое "маститый". Может, это у него кличка такая, или так его зовут друзья и домашние? Надо спросить у папы.
Домой я пришел под глубоким впечатлением от встречи с Подсоленовым.
- Папа! Папа! - закричал я, как только за мной захлопнулась входная дверь. - Я буду писателем! А вот артистом не буду, - они скверные, - прибавил я. - Они к нам в класс не пришли!
- Писателем? Гм! Флобером, что ли?
- Каким Флобером! Я же сказал - писателем.
- Ну, хорошо, хорошо... И о чем же ты собираешься писать?
- Обо всем! О тебе, о маме, о друзьях, о школе, о Дикой Гавриле!
- Что же, отличная идея. А теперь раздевайся, иди мой руки, ешь, и не мешай мне слушать радио. Кстати, что-то говорят о писателях...
Радиоголос сообщил:
- А через час, мы снова приглашаем вас в студию, дорогие радиослушатели, где вы сможете встретиться с писателем, современным так сказать... кхм, классиком, Аполлоном Козлятниковым! Мы обсудим его новый, сорок второй уже по счету роман за неполных три года - ну и толстущий же! - "Крутая заморочка - 4", в котором автор заморочил... тьфу ты! - простите, показал э-э...
Папа выключил радио и вздохнул с облегчением.
- Вот что, Боря, - сказал он мне, вставая с кресла. - Ты все-таки хорошо подумай э-э... нужно ли тебе быть писателем? Таким как Козлятников стать нелегко!
- А как Подсоленов?
- Еще не легче! - Он опять сел в кресло, вдруг снова поднялся и сказал с надеждой: - А может быть, ты пойдешь по торговой части? Глядишь - повезет, и кучу денег заработаешь... А, сынок?
Свидетельство о публикации №216122001289