250. О благодати

Как нечто божественное, данное со стороны (Богом, Абсолютом, высшей силой ("благо дать") - такой тип благодати лично я отрицаю (здесь я на стороне Н.Бердяева). Представьте себе человека,который не раскрывает истину своим трудом, а получает её со стороны, готовой, как плату за веру или потому,что именно он Богу "понравился". Человек не изменяется сам, а лишь получает некое "спасающее" его знания. Подчас благодать даётся лишь в качестве платы за веру. В качестве знания, книжного откровения, благодать уже не нуждается в корректировке, изменениях и дополнениях. Творческий дух, образование ничего этого уже не нужно. Бердяев же утверждает, что человек через страдания, испытания,творчество должен дорасти до своих самых сокровенных истин, до Бога, стать сверхчеловеком.
Благодать часто мыслят как веру,даденную Богом человеку. Но здесь противоречие: чтобы получить благодать, уже нужно верить - и в то же время сама вера как благодать даётся Богом.
Далее часто "благодать" соединяют с идеей коллективного спасения человечества от сатанинского Зла и Греха. На отдельного человека в таком случае благодать как "святость", "бог в душе" и т.п. изливается ввиду статуса его и заслуг. Например,фараоны и цари изначально мыслились как божественные существа или "сыновья Бога" (статус). Церковным чинам благодать полагалась по чину и вере, и разным верующим "по трудам их". Если благодать даётся всем, то это полное избавление человечества от греха,рай на земле. Если части или избранным - это уже моральная тема и возникает вопрос о произволе Бога в выборе "праведников". Но Авраам,например, стал праведником,так как был готов принести в жертву собственного сына. Богу это понравилось. а с позиции этики этот поступок аморален.
Природа "благодати" истолковывается по разному: дикари верили,что благая энергия передаётся от тела к телу и представляли её материально, как косточку в теле, как энергию тела съеденного врага и пр. В христианстве часто это дух святой, божий в душе человека. Но прежде всего это мыслится религиозно,как избавление от грехов или спасение. Наука,искусства, мудрость и прочие мирские ценности не даёт благодать. Благодать может быть и ритуальной (поедание тела Господа в церкви прихожанами). В общем же благодать связана с религиозной верой таким образом, что вера здесь на первом месте, а мораль на втором.
Существуют разные смыслы и контексты "благодати", если Вы зададите мне более конкретный вопрос по этой теме, я и отвечу конкретнее.
Чаще всего благодать мыслится как дар Бога,награда за веру,приобщение к святости, гарантия рая после смерти, приобщение к Абсолютным Религиозным Истинам. Атеисты не могут получить благодать, сколь бы морально они не жили,они попадут после своей смерти в ад. Для меня само понятие "благодати" аморально.

ДОБАВЛЕНИЕ.

Я в основном изложил религиозную версию благодати и именно с ней я не согласен. Ваша версия для меня более предпочтительна. Н. Бердяев говорит о творчестве человека,т.е. о делах и подготовленности человека для свершения чего-то важного.
Но нуждается ли Абсолют в "перепроверке человека"? И почему подготовленный уже развитием своего ума и души к свершению важного дела человек сам не может,без особой помощи Абсолюта,сделать должное? И,наконец, имеются в виду ключевые события жизни: если бы помогал Бог-Абсолют,подобные дела ВСЕГДА были бы успешны, но это не так. Сколько великих людей так и не добились чего хотели!
Всё существует в Абсолюте. Это логическая аксиома.Но насколько сам Абсолют активен в отношении мира, направляет и т.п. - этого мы не знаем. И здесь каждый волен верить во что пожелает: что желается нами,что кажется нам разумным, то для нас и истина.
Но интуицию,творчество, действия в ключевых событиях жизни можно объяснить и в рамках человеческой природы,человеческого подсознания и сознания,человеческой деятельности, когда помощь Абсолюта,особая благодать и не нужна. Обычная деятельность человека качественно зависит от развития человека, его душевной и духовной подготовленности к делам определённого рода. И обычная деятельность и деятельность в ключевых ситуациях жизни могут быть глупыми и мудрыми, ошибочными и правильными, вести к успеху и поражению. И чем развитее человек, тем самостоятельнее и тем менее нуждается в некой особой благодати. Не является ли здесь благодатью то, что называют "богом в душе"? Сама душа становится представительницей светлого начала на земле и её дела соответствуют её развитию. Представьте себе дурака в действии - в ключевом событии жизни - поможет ли ему Благодать-от-Абсолюта-Бога? Если да, то человеку вообще незачем развиваться. Любой бездарь в ключевых ситуаций жизни может действовать по указке Абсолюта ("благодать"), так будто он гений. И тогда возникает вопрос - почему одним людям Абсолют помогает, а другим нет?
Далее.Если говорить о творчестве (а это отражается на поступках жизни вообще), то есть закономерный процесс: получение информации - её духовная обработка - озарение - действие.То есть человек здесь сам,без особой помощи Абсолюта, приходит к искомому.


Рецензии