252. Знание. Ряд аспектов

(Из писем,2016 г.)

...Много знания вредит,главное,как мы с ним оперируем,насколько мы можем привести хаос сведений в гармонию и систему. И главное,что помогает этому - собственное творчество. Если техническое знание, специальное, экономическое или политическое, наиболее связанное с практикой, может ещё с уроном для качества деятельности, обходиться без творчества индивидуальности, то гуманитарное знание существует ради творчества субъекта и требует его. А творчество есть тренировка, оперирование знанием, выход из формального в сущностное измерение жизни и прежде всего жизни духовной.
Творчество есть сочетание личного и общезначимого - никакое из этих начал не должно главенствовать даже в смысле самопознания. Я творю наилучшим образом, если отхожу от собственной личности в область общезначимого, в область знания, данного прошлыми поколениями, книгами и т.д. При этом отречение от Я нет, просто отсутствует зацикленность на собственной особе, на нашей личной жизни. Чтобы приблизить объект знания, надо от него сперва отстраниться. Так же в определённой мере требуется отстраниться и от себя, не теряя способности чувствовать, мыслить, сопереживать, переоформлять данное в своё, в плод собственных усилий понять и прочувствовать.
К окончательному и абсолютному знанию, пониманию, когда всё-всё ясно, не следует стремиться, так как оно иллюзорно. Вместе с тем познавать всегда предполагать, подразумевать такое окончательное знание, ясно сознавая, что это всего лишь психологический стимул творчества. Обычно же "всёпонятность" выражает или предельную банальность, или кажимость истины. Ответы блекнут, становятся скучны, если кончаются вопросы. Не знать мы всегда будем больше, чем знать...

АССОЦИАЛЬНОСТЬ И ЗНАНИЕ.

(Из письма. От 23 июня 2016 г.)
Порою люди ассоциальные это люди творческие. Но, тяготея к одиночеству, они скучают, чувствуя свою "инаковость" по сравнению со многими современными им людьми, они начинают проявлять интерес к самопознанию, лишённые психологии общения, они приходят к психологии отдельного Я. Нежелание видеть в себе патологию, они используют как психологическую свою защиту от себя же критикуя мир, социум. Побуждают их к знанию и чисто меркантильные цели (не все из них аморальны - желание выполнить заказ, освоить профессию, стать умным в жизни - это и меркантильно и морально сразу). Наконец, они просто развлекают себя впечатлениями и размышлениями. Если общезначимое в них становится сильнее эгоистично-убогого, они становятся и моральными людьми. Им остаётся или раствориться в ночи, или преодолеть её. Единственное, что может заменить им мораль в жизни - это их большой талант, способность к творчеству. И аморальный Шекспир был бы значим как Шекспир и мир без него был бы беднее на одну гениальную голову.
Итак, таковы следствия ассоциальности, тяги к уединённости, неспособности войти с миром и людьми в отношения гармонии, хотя многим индивидуалистам не чужда общительность.
Гуманитарное знание - и не только для ассоциальных людей, часто лишь суррогат, заменитель общения. Вместо людей, человек общается с книгами, что-то коллекционирует и пр.


...


Рецензии