История Тамани часть 10
То, что Мстиславская церковь была каменной, склонны считать многие исследователи (возможно, основания именно этой церкви были открыты экспедицией археологов во главе с академиком Б.А. Рыбаковым на таманском городище). Это косвенно подтверждают доводы Б.Е. Тумасова. В книге 1986 г. - «Земля незнаемая» он пишет, что в Тмутаракани, Мстиславом была построена «вторая по Руси» каменная церковь. Первой считался Киевский Софийский Собор. Церковь стояла до дней летописца Нестора, который писал в начале ХII в., что она «... стоит и поныне». Некоторые историки считают, что церковь Мстислава стояла и до дней летописца Лаврентия (ХIV в.). Существование её до ХII в. вполне допустимо, так как Тмутаракань до конца данного столетия управлялась русскими князьями. Даже после их ухода, в Тмутаракани долгое время оставалась кафедра архиепископа, а затем и митрополита. Существуют разные мнения относительно места расположения Мстиславского храма Пресвятой Богородицы, но достоверных данных нет. Автор склонен полагать, основываясь на неофициальных сведениях археологов, что церковь была обнаружена в период раскопок Тмутаракани в самом конце XX в. - первом десятилетии XXI в. и её сразу же законсервировали до «лучших» времен. Вероятно, что Тмутараканское княжество в первой половине и середине XI в. действительно процветало. Из описаний действий Мстислава можно увидеть, как он вначале расширил пределы княжества, покорив касогов, и вероятно земли Прикубанья и Предкавказья.
Под 1023–1024 гг. в летописи говорится о том, что, собрав войско из уже подвластных ему хазар и касогов Мстислав пошёл войной на своего старшего брата Ярослава Мудрого, и разбил его войско близ Чернигова. В 1026 г. братья съехались для перемирия, «разделиста по Днепр Русскую землю; Ярослав приясю сторону, а Мстислав ону», то есть, по свидетельству летописца, Тмутараканский князь присвоил себе Левобережье Днепровский Руси со столицей своих владений в Чернигове. Всего же Тмутаракань находилась под властью могучего князя Мстислава без малого 50 лет, и это был период подлинного расцвета, отдалённого от Руси, приморского княжества. Историк Мавродин в своей статье о мореходстве того периода в Русском (Чёрном) море выдвинул предположение о том, что Мстислав шёл на Ярослава не степью, а морем, поднялся по Днепру, к Киеву. С получением отказа от киевлян, он пошёл в Чернигов. Именно такой маршрут - сначала Киев, затем Чернигов говорит в пользу морского пути. Если бы князь шёл степью, то сначала бы оказался в Чернигове, а уже потом в Киеве. Это подтверждает тот факт, что мореходство в Русском море продолжалось и после того, как кочевники отрезали Русь от Черноморского «Поморья» (о котором упоминает "Слово о полку Игореве") и имело весьма важный фактор. Тмутаракань оставалась одним из центров славянского мореходства на Русском море того периода и являлась частью «удела» Мстислава. Вероятно, с его деятельностью и связанны походы русов на Ширван в 1030-1033 гг. Эти военные предприятия были совершены совместно с народами Северного Кавказа - аланами и сарирцами.
Так же русы и аланы совершили совместный поход в сторону Дербента (на Карах), хотя он и был не совсем удачным. Можно предположить, что в это время территория княжества охватывала такие земли как: Восточный Крым (об этом подробнее ниже), Таманский п-ов и, возможно Нижнее Прикубанье. В это время связи с народами Сев. Кавказа были очень тесны. Да и в самой Тмутаракани проживали помимо русского населения: греки, готы, касоги, хазары, аланы и многие другие народы. Вероятно, в это время вышеуказанные народы были данниками и союзниками Руси. За это говорит тот факт, что в дружинах Мстислава не редко упоминаются и касоги и хазары, а военные предприятия против Ширвана совершались совместно с аланами, это говорит в пользу очень крепких контактов русов с народами Северного Кавказа. Они носили и вполне союзнический характер. Тмутаракань служила и крупным торговым центром на Сев. Кавказе. Внешняя торговля многих народов шла, скорее всего через неё. Сам по себе город находился в удобном для транзитной торговли месте, здесь же была крупная и удобная гавань для торговых судов. Спустя несколько лет после единоборства, в котором погиб Идар, касоги собрали большое войско и решили отомстить за смерть своего могучего князя. Осы прислали им на подмогу до шести тысяч отборных воинов. Много было сражений и происходили они с величайшим упорством с обеих сторон. Высоки были безвозвратные потери, разрушена масса жилищ. В конечном итоге, адыги победили и разграбили всю Тамтаракайскую обл. (Тмутараканский удел). Они возвратились в свои земли с богатой добычей и множеством пленных.
С того времени ведется пословица: Тамтаракай-ух! «Будь ты Тмутараканью»! Также говорят и татары: «Тамтарахай-бал»! Современники в песнях прославили Редедю (Идара): «Ой, Ридада Маха ореда» т. е. «Редедя, воин орды». Эту песню поют во время свадьбы, жатвы... Данное событие не отражено русскими бытописателями, но хорошо описано в «Истории Черкесии» кабардинским князем Шора Бекмурзином Ногмовым. В 1036 г. Ярославом Мудрым под Киевом были наголову разбиты печенеги, которые пришли из Средней Азии в 915 г. и из-за них, русские лишились свободного доступа к Чёрному морю. Затяжная борьба с печенегами велась с 920 г. После смерти, не имеющего прямого наследника, Мечислава Удалого, он же Мстислав, Тмутараканское княжество вместе с завоёванными землями отошло к Ярославу, который завещал его вкупе с Черниговской землёй и «всей страной восточной» своему 4-му сыну, Святославу. Со слов летописца, именно Святослав II Тщеславный положил начало заговоров и убийств на Руси.
ОТ ЧЕРНИГОВСКОГО «УДЕЛА» К ФОРПОСТУ МЯТЕЖНЫХ ИЗГНАННИКОВ.
Тмутаракань постепенно становится убежищем для опальных князей-братьев, которых свергают с престола. При этом она всячески пыталась освободиться из-под черниговской опеки и обособиться. В 1073 г. Святослав в союзе с младшим братом Всеволодом, князем Переяславским, сгонит с киевского престола своего старшего брата Изяслава Ярославича. Позже Святослав передал тмутараканский престол в удельное княжение своему сыну Глебу. В 1061 г., спасаясь от преследования великого князя Киевского Изяслава Ярославича, в Тмутаракань бежит инок Печерского монастыря Никон, впоследствии ставший известным летописцем. Летопись Патерика красноречиво повествует о деяниях преподобного Никона, игумена Киево-Печерской обители, угодника Тмутараканского, который подвизался на полуострове дважды (тогда острове) до 1065 г. и затем ещё раз с 1073-1077 гг. по Р.Х. По мере умножения братии в киевской пещере становилось тесно, и тогда восхотел блаженный Никон уединиться, чтобы безмолствовать.
Посоветовавшись с Антонием, он отправился в путь. Один из первых великих летописцев, сподвижник святого Феодосия Печерского, Никон пришёл на остров Тмутараканский и, обретя вблизи города (около 10 км) чистое место, поселился там и стал служить Богу. Слава о нём распространялась повсюду. Многие стали приходить к святому старцу, и он поучал их и постригал. Там же он соорудил церковь в честь Пресвятой Богородицы. Так возник монастырь, во всём подобный монастырю Печерскому. Проповеди в устах Божьего угодника Никона приобретали большую власть. Полукочевые и осевшие племена Тмутараканского княжества наяву видели: «Всякому, избравшему Благое, Бог содействует во Благое» и считали Никона святым, называя не иначе, как «Апостолом», «Ангелом Господним». Управив славный монастырь, Никон возвратился в киевскую Лавру, где игуменом был преподобный Феодосий, который и уговорил его на это. После смерти Феодосия и следующего за ним игумена Стефана, братия, почитая Никона за старейшего, ибо от него принял иноческий образ и преподобный Феодосий, избрала его для себя игуменом. Вознеся в величие монастырь Печерский и, украсившись сам многими добродетелями духовными и трудами, препод. Никон скончался в лето 1088 от Р. Х., при великом князе Киевском Всеволоде Ярославовиче. Его погребли в Печерской обители, где и до сих пор почивают нетленные мощи. Автору удалось побывать (до гос. переворота 2014 г.) в подземных киевских лабиринтах и удивляться скопищу там всевозможных святых.
Ряд научных данных предположительно указывает на то, что первый русский монастырь был посвящён святым Борису и Глебу и располагался в античном кургане - Зеленском. Во время раскопок в Тамани новороссийские археологи обнаружили один из первых русских монастырей, сообщала интернет-газета «Новороссийский рабочий». Такую гипотезу высказали Александр Шилов - заведующий архотделом городского музея-заповедника и его заместитель, научный сотрудник Н. Федоренко. Полагают, что это тот самый монастырь, который в XI в. основал преподобный Никон. «Среди учёных были разговоры о том, что этот монастырь сейчас смыт морем, а находился он в районе мыса Панагия, – рассказал А. Шишлов. – Примерно в этом месте мы начали раскапывать античный курган на горе Зеленской и наткнулись на культурный слой XI-XIII веков». Сначала были найдены остатки помещения апсидной (овальной) формы. В нём находилось возвышение, вероятно, амвон, откуда читали Евангелие. Там же обнаружили фрагменты стекла (возможно, от лампадок), крючок для лампадок, много кусков византийской черепицы (ею в то время крыли общ. здания). Маленький крестик из серебряной фольги, найденный там же, скорее всего, был элементом отделки на одежде священника. Но самой удивительной находкой стала землянка, которая располагалась под культовым помещением, отмечают краеведы. Она и натолкнула археологов на аналогию с Киево-Печерской Лаврой, где монахи жили в пещерах. Видимо и тмутараканские иноки вырыли себе кельи в кургане, предполагают ученые.
Продолжение следует в части 11 http://www.proza.ru/2016/12/25/2186
Свидетельство о публикации №216122001610