О цыганах в пособии для польской полиции 1923 г

ВТОРАЯ РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ (1923 Г.)


Sluzba sledcza : podrecznik dla uzytku policji panstwowej. Warszawa: skl. gl. w ksiegarni F. Hoesicka, 1923 (Drukarnia Wspolczesna).

http://www.polona.pl/item/867335/3/

(Следственные действия: Учебное пособие для государственной полиции. Варшава, 1923 г.)


ЧАСТЬ I.
Подготовительная работа в целях предупреждения и раскрытия преступлений, выявления и поимки преступников.
…..

s. 14-15

РАЗДЕЛ VI.
Дактилоскопия.

Случаи применения дактилоскопии самые различные. Она применяется в отношении следующих лиц:
1. Задержанных преступников или лиц, представляющих опасность для общества, в первую очередь – лиц, состоящих под надзором полиции.
2. Задержанных, в отношение которых имеется подозрение, принимая во внимание их прежний образ жизни, род и способ совершения противоправных действий, что они являются профессиональными преступниками.
3. Лиц, задержанных с поличным при совершении противоправного деяния, за которое предусмотрено наказание в виде строгого тюремного заключения или исправительных работ, а также лиц, совершение подобного деяния которыми удалось доказать в результате следственных мероприятий.
4. Задержанных, не известных в данной местности, не предоставивших никаких удостоверений личности.
5. Задержанных, подозреваемых в том, что они указали чужие или несуществующие имена и фамилии.
6. Цыган обоего пола, безразлично от наличия виновности и возраста, для которого законом предусмотрена правовая ответственность.
7. Преступников, разыскиваемых международным розыском и всех прочих категорий преступников.
8. Лиц, задержанных и подозреваемых в совершении шпионских действий.
9. Лиц, идентификация которых иными способами не представляется возможной (глухонемые, сумасшедшие, неопознанные трупы и т. п.).



ЧАСТЬ II.
Характеристика преступников.
.....

s. 23-27

РАЗДЕЛ III.
Цыгане.

Особой разновидностью являются цыгане. В юридической практике от цыгана лишь тогда можно получить какую-либо информацию, если следователь досконально представляет с кем он имеет дело. Цыган, с точки зрения воспитания, является самой что ни на есть пропащей персоной – ему чужды даже элементарные понятия о культуре, присущие всем оседлым народам.

Не стоит, тем не менее, забывать, что к цыганам относят и прочие бродячие элементы, которые, перемещаясь вместе с ними, занимаются кражами и перенимают их фокусы и приёмы мошенничества.

О ситуации в доме, который цыган наметил в качестве объекта для воровства, он заведомо собирает потребную ему информацию.

Чтобы понять – совершено ли конкретное преступление цыганами, следует внимательно разобраться – наличествуют ли на месте преступления признаки, свойственные собственно для цыган.

Цыгане обожают свинину; если после забоя свиньи было украдено её мясо, следует немедленно разобраться – не проходили ли мимо этого дома и не были ли в нём в момент забоя цыгане? Если – да, то можно с уверенностью судить, что именно они были виновниками кражи.

Проверено опытом, что цыгане крадут лошадей в той местности, где в скором времени намечается конный базар, также известно по опыту, что потерпевший отправляется именно туда в поисках пропажи, тем временем как цыган угоняет лошадей как можно дальше.

Нередко можно услышать, что цыгане крадут детей, но это версии несправедливые, ибо у цыган и своих детей девать некуда. В похищениях детей их можно заподозрить лишь в исключительных случаях – когда, например, речь идёт о рыжеволосых детях. Дело в том, что цыгане, будучи людьми суеверными, верят в то, что рыжий ребёнок приносит счастье.

Между отдельными родами цыганского племени – такими как французский, венгерский, да и любой другой, разница фактически не наблюдается. По мнению криминального эксперта Либиха, цыгане принадлежат к новоиндийской расе и говорят на языке соответствующего происхождения.

Вистоцкий, который общался и бродяжничал вместе с цыганами, утверждает, что цыгане воплощают в себе своеобразную мешанину из простоты и праздности, тщеславия, высокомерия и легкомыслия, отличаются хитростью и подлостью, и почти совершенным отсутствием мужской основательности и рассудительности.

Прочими характеризующими их чертами являются наивность и глупость, а также презренное низкопоклонство (угодничество), рассчитанное на то, чтобы своей лестью использовать кого-нибудь в собственных целях.

Цыгане отвратительно пахнут, их своеобразное зловоние всегда обнаруживается в местах, где они недавно пребывали. Таким образом, просто входя в какое-либо помещение, нетрудно догадаться были ли там перед этим цыгане.

Цыгане обычно совершают воровство группой, включающей их товарищей, жен и детей. В то время как вор проникает в помещение, его товарищи и жены помогают ему красть и выносить вещи. Дети стоят «на стрёме».

Во время кражи цыган привязывает дверную ручку проволокой. И, следует признать, делает это исключительно ловко.

Религия, в нашем понимании, для цыган «пустое место». В качестве примера следует привести факт, что когда англичанин Г. Борзов (?) перевёл Евангелие от Луки на цыганский язык и преподнёс им эту книгу как учебник жизни, цыгане, отправляясь на кражу, стали брать её с собой вместо воровского талисмана.

Полиция, как орган безопасности, должна стремиться предотвращать любые действия цыган, угрожающие личности и имуществу прочих граждан.

На допросе цыган всегда лжёт. Желая добиться от него правды, следует дать ему выговориться, при этом внимательно слушая и фиксируя в протоколе всё, им сказанное. Такое поведение сбивает цыгана с толку, заставляет его волноваться и когда ему велят повторить всё сказанное, он теряется, что даёт возможность уличить его во лжи и разных противоречиях. Иногда цыган, осознав, что следователь имеет доказательства его лжи, устрашается дурных для себя последствий и начинает говорить правду.

Всякие обращения к совести цыгана, как и угрозы ареста за лживые показания, ещё никогда не давали положительного эффекта.

Что касается их имён и фамилий, они никогда не сообщают употребляемых ими в своей среде, но обычно выбирают название какой-нибудь известной им банды – например, Лукачи, и таковое объявляют в случае надобности чиновникам. Сами же, между собой, называют себя «бидангеро», что значит «беззубый», «биканскеро» – «безухий», «матакердо» – «пьяный», «гали минш» – «чёрная девчонка» и т. п.

Если спросить цыгана, как зовут его товарища, которого он только несколько часов назад впервые встретил, тот назовёт лишь фамилию, записанную в официальных документах. Но если его попросить перевести это на цыганский, тогда он сообщит как это лицо именуется среди цыган.

Последнее имя обязательно должно быть указано в официальных бумагах.

Кроме того, следует помнить, у цыган случаются такие вещи, которые кажутся абсолютно немыслимыми среди нормальных людей – например, очень быстрое выздоровление, способность к разнообразным действиям в состоянии тяжёлого недомогания, способность преодолевать огромные пространства в крайне незначительный отрезок времени и т. д.


(перевод с польского)


Рецензии