Тайны Урсыгурта

     В селе, откуда родом мои родители, есть свои тайны. Их можно услышать от родственников или на похоронах, когда ночью люди сидят с покойником.  Они рассказывают не только весёлые истории, в которых участвовал при своей жизни покойник, но и некоторые интересные вещи которые происходили с ним, с покойником, о которых он рассказывал.

Можно услышать былинки, в которых присутствовали так или иначе разные необъяснимые и редкие явления. Рассказчики – обычные люди, те, кто жил с покойником, дружил, работал. Так уж получилось, что у меня был такой период, когда я часто сидел ночью вот так и слушал эти истории. Просто родственников у меня в этом и соседних сёлах много, и в какой то момент много их ушло из жизни. Кто по старости, кто по болезни.
-------------------------- ---------------- --------------------------------
                Большой человек.

Начну я с маминого рассказа. Мама моя не склонна что то такое придумывать. Всё о чём она говорит, видела своими глазами. Рассказывала она мне часто о том случае, который произошёл с ней и её сестрёнкой, моей тётушкой, в детстве.

 Ей было тогда лет пять. Пригласили её с сестрёнкой как то родственники кушать мясо. Раньше, в былые времена, было так принято, что, когда в каком-нибудь дворе резали скотину на мясо, то обязательно приглашали родственников кушать скоропортящееся. Ну, пока свежее. Взрослые могли не придти, а дети приходили обязательно. Вот и моя мама, будучи ребёнком, вместе со своей младшей сестрёнкой пошла по такому приглашению.

Засиделись долго. Ну, другие дети, может быть, были, играли и пошли домой уже в сумерках. Раньше то не боялись в деревнях лихих людей, а дикий зверь и не захаживал, собак было много.

Вот идут они вот вдоль заборов и дошли до переулка. Рядом с этим переулком росла старая ива, а ведёт этот переулочек на мост через речку и дальше на Заречную улицу. Огромное было, толстое дерево эта ива. Когда я был уже взрослым, она ещё росла. И вот, только приблизились девочки к этой самой иве, как вдруг слышат грузные шаги и из переулка в темноте вышла огромная фигура человека в сапогах. Девочки мигом спрятались за дерево.

       Незнакомый человек был очень высокого роста. Мама говорит, что сапог незнакомца был величиной с её рост. Девочки замерли и с испугом наблюдали как великан этот вышагивает через улицу. Перейдя улицу, человек это подошёл к дереву, к такой же старой иве, которая росла у забора рядом с воротами других моих родственников, уже по отцу. Это старое дерево я тоже хорошо помню. Так вот, этот человек пропал у того дерева. Мама говорит, что к её ужасу, не скрипнула калитка, не было никакого другого шума. Незнакомец пропал, будто его и не было. Мама схватила за руку сестрёнку и девочки быстро побежали домой.

Этот рассказ заинтересовал меня, я частенько переспрашивал маму о подробностях, но она с испугу ничего толком не запомнила. Говорит, что был одет, вроде бы, в пальто. На голове что то. Человека такого в деревне она никогда ни до, ни после этого не видела. Сейчас звонила мамина сестрёнка, моя тётушка. Я спросил у неё об этом случае. Она всё подтвердила. Детское впечатление от увиденного оказалось настолько сильным, что хорошо помнится и через семьдесят лет.

Ну ладно, мало ли кто там забрёл в деревню, может быть, мама с тётей не видели просто, как он перемахнул через забор, но у истории оказалось продолжение. Выяснилось, что, однажды, такого человека видел и дед Семён, братишка моей прабабушки. Было так. Дедушка Сёма спустился к бане, что на этой самой речке. Баня у него стоит на извилине речки. Если от бани смотреть, то виден один мост, а чтобы увидеть тот, что у того самого переулка, то нужно заглянуть за угол.

Ну, дед зачем то к речке потяпал и тут глянь – по речке бредёт огромный человек. Дед за угол забора и наблюдает потихоньку. Человек в огромных галошах. Галоши большие и он идёт в них по речке, а вода в них не затекает, такие они большие. А тогда речка то полноводнее была, чем сейчас. Вот брёл он брёл, этот великан, добрёл, рассказывал дед, до моста и там пропал. Куда пропал? Как в воздухе исчез. Дед то всех уж в округе то знал, а это – незнакомец какой то. Фуфайка, говорит на нём старого покроя. Кто уж это? Неизвестно.

Другой случай. Другое время. Ближе к нашему уже. Тётка моя двоюродная шла в другой переулок, он рядом с тем же, что я рассказывал, к себе домой. На Подгорной улице она жила, рядом с моим нынешним домиком их дом. Там у моста, через который она шла, две бани старые. Одна до сих пор стоит, только крыша теперь не соломенная. Прямо у моста расположена. Другая на горке за забором в хозяйстве. Так идёт она, а у бани, что за забором человек стоит высокий. Косматый весь. Выше карниза бани ростом. Стоит и что то там на крыше высматривает. Ну тётка то обратно из переулка и сиганула. Пошла потом другим путём. В обход.

        Другой случай. Рядом с этим местом жила баба Катя с дедом Емельяном. Баба Катя как то рассказала моей тётушке, что на неё скакали какие то всадники прямо по речке. Причём всадники были огромные. Она говорит, что крестила на них и в какой то момент они пропали. Просто исчезли в воздухе. Тётушка поведала мне об этом прямо сейчас по телефону, разговорившись об этих случаях. Да я и сам вспомнил, как баба Катя рассказывала мне про тот случай. Только я тогда не придал этому никакого значения. Думал, что на старости чуть головой тронулась баба Катя. Однако тётушка то с бабой Катей давно общалась. Лет тридцать назад. Тётушка то уж давно далече проживает. Стало быть баба Катя то не старая ещё была.

       По всей видимости, люди довольно часто видят что то необычное, но не рассказывают никому об этом. Или рассказывают только избранным, дабы не посчитали за сумасшедшего.

Были ещё два рассказа других людей о встрече с большим человеком. Первый такой. Ехали отец с сыном из леса с возом сена на лошади из леса. Путь лежал через ту же самую речку, древнее башкирское название которой, кстати, Урсы. Ехали они гораздо выше места, о котором я уже здесь написал, у другой деревни с названием Ваешур.

Есть там дамба с мостиком, запружено в общем. Путь к дамбе из леса – это спуск с горы. Когда воз спускался с горы, что то там случилось. То ли неправильно повернула лошадь, то ли телега сама пошла наперекосяк, но одна оглобля выскочила из гнезда. Не совсем, но, когда отец попытался что то сделать, чтобы вставить её на место, то ничего у него не получилось.

– Ну что, сынок, слазь, – говорит, – Придётся воз разгрузить сначала.
Только сказал, как вдруг телега сзади так подпёрла, что у лошади аж зад приподнялся и оглобля то и скользнула куда надо! Заглянул отец за воз, а там косматое чудище огромное. Увидело его, за телегу с сеном спряталось и исчезло. Отец то, со страхом в сердце, телегу обошёл – а нет никого, будто и не было!


        Другой рассказ про Лёню. Сам Лёня плохой рассказчик, но кому то видать переживания то поведал. Придумать он ничего не может, если вы его увидите, поймёте о чём я. Хотя на всякие странные случаи он везучий. Нашёл, например, перекапывая огород, золотую царскую монету. Об этом все у нас знают. Потому как монету ту сдали.
 
Ну вот, шёл он как то по Молодёжной улице к тракторному парку. У нас его табором почему то называют. Ну вот, идёт вечерком и, вдруг, откуда ни возьмись, перед ним фигура возникла огромная. Великан такой. И смотрит не на него, а вдаль куда то. Прямо перед Лёней стоит и вдаль вглядывается.
Я,–  говорит Лёня, –  что делать думаю, пока не видит? Сиганул прямо между ног. Сиганул, оборачиваюсь, –  говорит, – а нет никого. Смотрю по сторонам и вижу, –  говорит, – что и сам стал огромным. Вижу то, что во дворах за забором находится. Трактор на соседней улице едет, так я, – говорит, –  вижу, что в телеге у него лежит! Немного погодя стал, – говорит, – снова маленьким, обычным.

Вот такие дела. Сам я большого человека или кто он там, не видал, но был у меня один случай. Я тогда ещё в школе  учился. Бабушка тогда и тётка были живы и жили в домике, который сейчас мой. Ну, приехал я в гости и ночью меня приспичило по большому. Часа три было. Летом, ближе к осени. Ну вышел я на двор. Безлуние. Темно, от неба проку мало, а спички я искать не стал, думаю так вдоль забора дойду. И тут чувство меня всего охватило странное. Будто кто то наблюдает за мной.

Причём даже чувствую что из-за забора. Забор этот огораживал кустики смородины от двора, а за ними ещё забор и дальше уже огород. Так не видно ничего, а чувство такое, что будто давит меня аж с той стороны. Душу как бы выдавливает. Я остановился, стою. Думаю: «Что же это такое? Вроде тихо же? Что это мне чудится?» Постоял немного и осторожно сделал шаг дальше.

И в этот момент раздался очень низкий утробный звук, причём с явственной угрозой. Ну у меня всё прошло и хотелки, и желания, и я быстренько ретировался в избу. Когда вошёл в избу, то продолжал чувствовать, но в меньшей степени вот это присутствие чего то страшного.

Прошёл час. Мне стало спокойно. Я спокойно встал с кровати, вышел из дома. Ничего не чувствую. Думаю, что, если бы то же самое было рядом, то я же его бы почувствовал. Вроде нет ничего. Я спокойно нашёл сортир, тем более уже со спичками и сделал свои дела.

Я думал позже об этом случае. Что это могло быть? Тогда в юности я думал, что это, может быть был волк, потому что в деревне, находящейся в десяти километрах отсюда, тогда  загрызли жеребёнка. Сейчас не могу так сказать, потому что волков я позже видел, но никакого такого чувства не испытывал.

Да и голос был очень уж низкий. Для него должно быть ну очень толстое горло. Хотя, как знать, может быть, это был ну очень матёрый хищник? А, может быть, это был тот самый великан? Ведь мой домик расположен как раз рядом с теми местами, где его видели. Жаль, что у меня под рукой не было фонарика. С другой стороны, хорошо, что остался цел и невредим.
---------------------- ------------------------ ----------------
                Бесовщина.
 
Есть у меня дядя, у которого на теле были по молодости следы на боку, будто его схватил кто пятью пальцами. Видел я эти следы в бане, но не придавал им большого значения. Однако у следов этих была, оказывается, загадочная история. Мама мне рассказала эту тайну. Я переспрашивал потом у бабушки, она мне подтвердила. Дело было так:

Когда этот дядя был младенцем, бабушка, его  мать, спала с ним на полу на перине. И вот, однажды, проснулась она ночью, а младенца рядом нет. Бабушка в ужасе вскочила, побежала к выключателю и обнаружила, включив свет, что младенец лежит у двери из комнаты и на боку у него вот эти самые следы. Причём он не плачет. Мальчик оказался здоров и с ним ничего страшного, кроме вот этих отметин не приключилось.

Все окна и двери были закрыты. Бабушка была молодая ничего такого до этого не слыхивала, что может такое приключиться. Стала пытать старух. Те ей сказали, что, мол, есть здесь какие то то ли черти, то ли бесы. Они, мол, младенца могут подменить. Себе берут людского, а людям подкидывают своего с какой то поганой целью. Чтобы больше не было такого, нужно все окна и двери перед сном с молитвой простой крестить, а над дверью нож ещё воткнуть старый.

 Так она и сделала. Кстати, если походите по домам, то увидите, что у многих нож воткнут над дверью, а у некоторых просто лежит в пазу над дверным косяком.

Про другую штуковину рассказала племянница. Ночевала она как то со своей двоюродной сестрой у бабушки, матери отца. В школе ещё училась, маленькая была. Ну ночь. Лежат, не спят, разговаривают и хихикают. Слышат вдруг стук палкой. Думают – бабушка ночью ходит. Смотреть даже не стали, дальше шушукаются. Но стук не прекращается и какой то странный. Если бабушка ходит, то стук должен быть равномерный, она же идёт и палкой на каждый шаг опирается. А этот стук другой. Тук-тук, тук-тук,тук-тук-тук и молчание, и, потом, снова.

Стало страшно, закрылись одеялом. Обе прислушиваются. Сестра вообще боязливая, аж дрожать стала от страха, а сама хихикает. Стук прекращается и потом снова, уже вроде как в комнате. Открыли одеяло и посмотрели сёстры – что же там такое? Глядят, а там палка посреди комнаты стоит в лунном сумраке. Одна, без никого. Махом закрылись снова одеялом и молчат сёстры. Стук прекратился, но понятное дело еле уснули. Только с первыми петухами вроде.

Наутро палка, говорит племянница, была как обычно на том же месте у бабушки в другой комнате. Бабушка поклялась, что никуда не ходила. А про палку сказала просто, что это домовой пугает, чтоб не хихикали ночью. Если бы племянница была одна, то подумали бы, что приснилось. А тут вот какое дело.
--------------------- -------------------------------------
                Шар.

Видят в селе и рядом иногда светящийся шар. Я сам видел, однажды у поля на Крестовой горе. Не такая уж она и гора, просто холм с площадкой наверху. Крест там воткнут. Говорят давно уж воткнули. В войну на этот крест женщины молились, чтоб мужика не убили.
        Ну вот. Шар этот круглый, прозрачный, крутится и быстро по земле перемещается. Я так понимаю с ветром.

       Мать моя видела такой на дороге в верхнем конце села. Шар появляется в ясную погоду. Люди говорят, что это хранитель клада приходит. То что клады в Урсыгурте есть, люди говорят, а вот найти не находят. Монетку, правда, на поле золотую нашли. Думаю, что найти то, наверное что-либо трудно, так как прятали, видимо, глубоко, да так глубоко, что и прозвонить приборами нельзя. А так то богатыми были основатели села. За золото было место куплено у башкирского рода.

Шаровая молния ли этот шар? Не знаю. Тот шар, который я видел, быстро улетел за гору. Если бы это была шаровая молния, то почему туч не было? Странно как то. Насчёт шаров, я знаю одну вещь. Есть фотографии, на которых присутствуют светлые шары. У меня и сейчас такие есть. Можно было бы объяснить это какими то дефектами аппаратуры, если бы понять можно было – что это за дефект.

Но вот делаешь фотографии одним и тем же фотоаппаратом, а прозрачные шары только на одном фото, а на других нет. Я бы подумал, что это блики в объективе, да вот есть фото, на которых этих шаров много очень, но нет источника света для бликования. Да и не бликуют сейчас так объективы.

Кто то говорит, что это души. У меня вот у самого случай был, когда душа выходила из тела и гуляла. Я описал это в рассказе «Выход души». В какой она была форме? Может быть в форме шара? Почему бы и нет. Идеальная форма.
 
Так вот. Может быть души некоторые настолько плотные, что видимы и невооружённым глазом? Днём. Может быть такое? Я не знаю.

Думаю, что тот, кто спрятал большой клад, очень переживал. Клад, может быть, состоит из средств, которые долго собирались и это было делом всей жизни, может быть трудной. И вот он,  вероятно, так и остался притянутым к земле своим вожделением, жалостью к собственности.

А, может быть, это искусственная мыслеформа, созданная молитвой или заклинанием для оберега? Как знать? Но, наверное, лучше не стоять у него на пути и не нужно искать эти сокровища. Поэтому, наверное, люди некоторые, вроде бы зная по легендам, где искать, не ищут. Ибо чревато...
---------------------- ---------------------  --------------------

                Свастика.

Видел я как то с двоюродным братом, находясь на высокой горе, что возвышается над Урсыгуртом интересное явление. Далеко, в двух километрах на юг от села, зеленеет лес. Так вот, над этим лесом  опускалось с неба медленно интересное такое образование. Это образование напоминало свастику.

Изогнутые лучи этого видения располагались по часовой стрелке. В центре было тёмное ядро, а каждый изогнутый луч к своему концу расширялся метёлкой. Вся эта конструкция вращалась по часовой же стрелке. И вращение и падение было медленным и даже очень медленным. Что это такое, даже предположить не могу. Упало или приземлилось это чудо в стороне лесопосадки, на которой моей бабке и моей тётке давали участки для сбора сена. Так что я там был после этого довольно часто, но найти, ничего не нашёл.

Вполне возможно, что на самом деле до этого странного образования было дальше, чем я предположил, потому что линейные его размеры, сами понимаете, мне не известны. Поэтому расстояние до него определить было невозможно. Больше никогда и нигде я такого явления не видел. Что это – ума не приложу.
------------------- ----------------- -----------------------------------
                Чёртова голова.

Есть в двух километрах о Урсыгурта интересное место. Оно называется Чёртова голова. В этом месте река Ик делает большую извилину. Внутри этого полуострова много стариц, причём на некоторых из них есть течение, потом оно уходит куда то под землю, а дальше идёт русло со стоячей водой. Видимо в земле известковые породы и, как следствие, есть подземные русла. Весь полуостров цветёт растительностью. Лес, состоящий из орешника, черёмухи, рябины, ив и кустарников шиповника, акации, ежевики, других колючих и не колючих, весь в паутине и довольно тёмен.

Люди, попавшие в это место, часто не могут найти выход. Плутают, плутают, выйдут на какую то поляну, видят даже холм на котором дорога, а выйти не могут. Потому и название такое – Чёртова голова. Есть легенды, что якобы встречается здесь людям какой то белый старик. Что за старик не понятно, да вроде как люди от встречи с ним могут и рассудком тронуться. Почему? Не известно. Может со страху?

Про само это место говорят, что здесь может быть вход куда то в другой мир. Войдя туда, человек может пропасть насовсем.  Хотя я думаю, что тут дело в том, что в этих местах, наверное, можно так утонуть, что никто потом не найдёт.
 
Я сам был в этом месте по глупости совсем ещё маленьким. С двоюродным братом пошли на рыбалку. Я был после первого класса, он после второго. Ну мы то считали себя уже большими.

Встали в четыре утра, как положено, взяли червей, снасти и пошли. Дело было в июне, ещё вода с разлива не ушла. Так что мы, прыгая по кочкам среди воды, пробрались в этот самый лес. Потому что дорога была только сюда. Господи, жутко же нам было! Вроде дорога в лесу, потом тропинка до воды. Вода стоячая, рыбы не видать. Червяки наши оказались никому не нужны. Переходили с места на место и никакого толку. Паутина кругом. Ветки в глаза лезут.

 Гусеницы на плечи сползают. Коряги из тёмных кустов выглядывают, как живые. Мы кругом озираемся, но идём.  Мужички такие. Ничего, конечно, не поймали. Порвали, зацепив, снасти. Решили домой пойти. Ну вроде обратно идём, а снова натыкаемся на реку. Вода то в одном случае течёт, то в другом стоячая.

Видел я тогда как раз то место, где течение куда то девается, и начинается стоячая вода. Всю дорогу не покидало ощущение, что кто то наблюдает за нами. Короче кошмар. Долго мы шли. Каким то чудом вышли. Вышли совсем в другом месте. Слава Богу что там, где не нужно было скакать по кочкам, и было близко к шоссейной дороге и солнце ещё краснело на закате.

Бабуся, узнав о наших приключениях  и, главное, где мы пропадали, сразу сильно взъерепенилась и долго ругала моего брата. Меня она никогда не ругала. Я же младше.

Сейчас местность там изменилась, старицы многие совсем сгинули, да и река по другому немного течёт. Остались ли там волшебные, путающие голову, свойства? Не знаю, но ежевика там, я думаю, по прежнему есть. А плутать в искривлённом пространстве, чтобы встретить белого старика, наверное, можно, но скорее всего нужно в какое то определённое время. Ибо у всего на свете есть свой час.
----------------------------- ----------------- --------------------------
                Колдовство

Колдовство – это такая штука, которая пришла к нам из древних времён и Урсыгурт не остался в стороне в этом деле. Здесь весьма распространено такое явление. Делают разные нехорошие вещи. Например, суют заколдованные иголки в подушки и перины, подкидывают скорлупу от яиц в  сарай. бросают на пороге монетки, похлопывают тыльной стороной руки по спине. Ну я всего то не знаю, но как бы, вроде бы, по слухам, даже школа есть где то колдовства. Передают друг другу. Ездят даже на курсы повышения мастерства куда-нибудь. Может быть врут, конечно.
 
Как это всё работает? Не знаю. Но люди этим занимаются. Не многие, конечно, но есть. Идёт целая война простых людей со сглазом и с колдовством.

Случаи разные рассказывают. Вот сестрёнкина свекровь недавно, например, вышла ночью на двор. Глядит, а по двору в свете полной луны свинья огромная бегает. Ну она её выгонять. Насилу выгнала. А наутро пошла к соседке и рассказала. А соседка ей и говорит: «Так сейчас таких огромных свиней ни у кого и нет. Да и не выгуливают свиней ночью. Колдушка, говорит к тебе приходила, а, может, ты во сне всё видала?» Ну да, как же, во сне. Свекровь то сестрёнкина потом как раз уснуть то толком и не смогла. Наяву всё.

Другой уже давний рассказ был от бабушки моей про женщину одну. Как то, говорит, выхожу из избы в  переднюю и на крыльцо, а там эта женщина стоит. Вот, говорит женщина, решила к тебе зайти, соль кончилась, может, говорит, дашь? Так дождь проливной уж полчаса как идёт,  а женшина сухая вся, ни капли не намочена. А бабушка то минут десять назад уж выходила и на крыльцо выглядывала и в чулан заходила! Откуда ж было ей на крыльце сухой взяться? Разве что сидела где то под лавкой в образе не людском.

А сколько уж рассказов о том, как люди чахнут, а врачи болезнь найти не могут – не счесть. Люди от сглаза, да порчи к бабкам разным ездят, да те не всегда могут помочь. Сильные, говорят, у вас колдушки. Но вот, если такая же сильная знахарка всё же поможет, то люди сразу знают по тому, как приступ хватит какую-нибудь известную местную колдушку. А знают их, колдушек этих потому, что хвастают, бывает, они сами, что какая-нибудь болезнь – это их рук дело.

Говорят, что колдовство, это помощь от тех же бесов, с которыми колдушки заключают договор, продавая свою душу. Сначала в мелком помогут, потом в крупном, а потом теребить их начинают бесы, чтоб делали эти самые колдушки гадости беспрестанно. И помереть не дают, пока не найдёт колдушка бесам за место себя замену.  Вот так говорят.

Уже долгие годы дождь обходит стороной Урсыгурт. Поговаривают, что это из-за того, что много тёмного накопилось.  Правда была и другая версия. Есть поверье, что если кто то сделал заранее себе гроб, то тогда дождь будет обходить стороной. Был у нас такой гроб. Случайно алкаши обнаружили у деда Емельяна на чердаке. Видели, как он на чердак лазил, подумали, что он там самогонку держит.

Ну, ночью полезли втроём. Тихонько чирк спичкой, смотрят: веники висят.
Отодвинули веники, спичками светят. Глянь, а там крышка гроба стоит и лежит сам гроб лакированный с атласной начинкой, красивый очень и кошка чёрная сидит в гробу и глазами светит. По чердаку свет от спички тенями  шевелится, а у мужиков волосы со страху поднимаются.

        Что то, говорят, хрустнуло. Кошка шарахнулась и с возгласом "Мау! Ми-ия-ак!" как сиганёт в ноги мужикам!  Ну, трухнули малёха. Кто то, говорят, даже в штаны немного чукнул. Ну народ то любит приукрасить. Спичка погасла, конечно. Шум какой то. Выход искали споро. Да как быстро найдёшь? По стуку головами тяжеловато, темно же совсем, а там же балки да поперечины кругом. Лезли с чердака на лестницу молча,  руками вперёд и как то все вместе. Ну, говорят, один из попы звук издал негромкий и ступенька в этот момент и подломилась. 
Врут, конечно. Мужики опровергают: не может, мол, попа так повлиять.

На следующее утро алкаши с фингалами, ссадинами, и свежими дырками на штанах, размахивая руками, мыча и заикаясь, рассказали у магазина, что, мол, у деда Емельяна гроб не закопанный и он, вроде как, сам иногда в этом гробу отлёживается, но, возможно, не в своём обычном виде.

        Кто-то из слушавших, иронично заключил: "Привыкает."
Народ - кто хихикнул, кто мрачно о чём то подумал, а кто-кто категорически не согласился с необычным видом. Дед то – фронтовик всё-таки.
 
Ну вот, умные люди тогда то сразу и сказали, что, мол, из-за этого гроба дождя то и нет. Стороной обходит. Нельзя гроб заранее держать.

Но вот давно уже деда Емельяна нет и гроб ушёл с ним, а дождь всё так же и сторонится Урсыгурта. Привык сторониться что ли? Всё-таки шестнадцать лет дед к лёжке привыкал.

       Да... Такое дело... Или, может быть, всё-таки ведьмы виноваты?..
Не знаете, часом?..Мм?


Рецензии