От любви до ненависти один шаг

      Так ли это?
      Если так, то почему?

      Эти первые два вопроса могут возникнуть у каждого из нас независимо от переосмысленного опыта. Ведь мы не можем знать все сценарии отношений других людей между собой. Мы можем утверждать только то, что испытали сами. Плюс наблюдения, попавшие в поле зрения. Плюс художественные образы, созданные классиками и  не утратившие актуальности.
      Давайте вспомним самые яркие.

      Отелло и Дездемона. Алеко и Земфира. Кармен и Хосе. Муж-ревнивец в «Крейцеровой сонате» Льва Толстого. Наконец, Тарас Бульба, убивающий своего сына. Вот краткий перечень классических персонажей, образы которых позволяют ответить на первый вопрос: «Да, это так».
      Хроника правонарушений, без которой сегодня обходятся единичные телеканалы, так же позволяет убедиться, что большинство преступлений происходят на бытовой почве. Они  вызваны ревностью, ссорами, семейными дрязгами.
    
      За убийства, совершённые в состоянии аффекта, уголовный кодекс предусматривает наказание: исправительные работы до двух лет либо лишение свободы до трёх лет.
      Аффект отражает бессознательную субъективную оценку ситуации. Иными словами в состоянии аффекта человеком управляют инстинкты, а не сознание. Юристы вместе с психологами учли эту печальную для человека истину в соответствующей статье уголовного кодекса. Аффект – очень смягчающее обстоятельство при рассмотрении преступления.

      Вот и ответ на вопрос «почему». Почему от любви до ненависти действительно один шаг.
      Человеком в большей мере управляют врождённые и приобретённые инстинкты, а не трезвый ум.
      
      Но, помилуйте, тогда собака должна кусать своего хозяина всякий раз, когда он запоздал с её кормлением? Однако она почему-то радостно виляет хвостом при его появлении.
      У животных за много лет действия естественного отбора выработался так называемый «парламент инстинктов» – это когда между различными побуждениями возникают любые мыслимые взаимодействия. Они могут суммироваться в одном и том же поведенческом акте, могут взаимно затормаживать друг друга. Одно из них может односторонне поддерживать и усиливать другое.
      Для собаки её хозяин – это «вожак». Собаку отличает строго иерархическое мышление, чтобы чувствовать себя уверенно и защищено ей необходимо знать, какое место в иерархии стаи она занимает.
      
      Понятно. Получается, раз человек способен убить себе подобного, то он отстаивает своё место в «стае», когда инстинкт агрессии подавляет все остальные. Бессильный разум при этом даже не имеет права голоса в этом «парламенте»!
     Ну, и дела… Социум спокойно даёт оценку действиям человека-зверя: лишение свободы до трёх лет.

      Можно исследовать головной мозг человека, находить там соответствующие центры, которые «отвечают» за то или иное поведение. Можно писать философские труды на тему духовности людей и взаимодействия их «сознательного» с «бессознательным». Можно исследовать генетическую природу агрессии человека. Но сначала нужно констатировать простую истину:

Человек не принадлежит самому себе, и тем более не принадлежит так называемому «разуму». Решения его «парламента инстинктов» менее предсказуемы, чем у «неразумного» животного.

      Если эти выводы кажутся слишком категоричными, то, как найти ответы на следующие вопросы.

      Какой Бог разрешил человеку убивать себе подобного? Этот вопрос зададим людям верующим. Ах, да, есть же дьявол. Но тогда получается, что он и управляет нами? Раз уничтожение людей на Земле не прекращаются ни на один день.   

      Животные себе подобных не убивают, зачем это делают люди? Этот вопрос зададим сторонникам эволюционного происхождения человека. Ответа нет?…

      Мы настолько свыклись с немотивированной (по большому счёту) агрессией человека, что за убийство предусматриваем даже символическое наказание – исправительные работы до двух  лет!
      
      В любой деятельности у людей вырабатывается своеобразный профессионализм, и часто в парламенте его инстинктов исчезает один из основных инстинктов – страх. Человек перестаёт бояться высоты, скорости, резкого звука, неизвестности и, наконец – собственной смерти.
      И если когда-то инстинкт выживания – страх – активно поддерживался религией (не убий), которая стояла на страже сохранения этноса от самоуничтожения, то сегодня виртуальное пространство, управляющее социумом, размыло этот инстинкт. Более того, некоторые религиозные течения умудряются штамповать террористов-смертников. А средства массовой информации  не устают зомбировать людей с одной целью – отключить мозг от осознания уникальной ценности их личности и превратить Человека-Бога в человека-зверя. Это своего рода повторение армейской муштры, которая нужна для закрепления навыков в исполнении любой команды, что называется, «на автомате». Видимо, Высший Разум таким образом заботится об угрозе перенаселённости нашей планеты, одновременно поднимая планку естественного отбора.   
    
      Неспроста выражение «потерял страх» мы считаем синонимом более распространённого выражения «потерял совесть». В данных словосочетаниях  соединены наши представления о личности, лишённой тормозов, о личности, способной на любой поступок, о личности, пренебрегающей общепринятыми нормами.
      А как часто человек теряет этот страх?
      И как много этих «человеков», потерявших страх?
      А не живём ли мы в мире иллюзий, мечтая о всеобщей гармонии? 
      
      При попытке прогнозирования своего будущего мы не задумываемся над простыми вопросами, продолжая выдавать желаемое за действительное.
      Владимир Познер недавно привёл любопытные статистические цифры жизнедеятельности народонаселения на планете Земля:
• 70% людей не умеют читать
• 50% людей голодают или не доедают
• 1% имеют компьютер
• 6% американцев сосредоточили у себя 59% всех богатств
• 8% людей имеют хоть какие-то деньги «на чёрный день» или счёт в банке
    
       Может быть, поэтому люди и истребляют друг друга, продолжая битву за ресурсы?
 
      На протяжении тысячелетий мы настолько свыклись с фактами убийства людей друг другом, что даже сами невольно потеряли тот страх-совесть в оценке деяний человека.
    
      Фактически человеком управляют и не разум, и не инстинкты. Создать парламент инстинктов, подобно животным, нам мешает разум, но этот же разум не может обуздать звериные инстинкты.
      Человек давно задумывался над беспомощностью своего разума в понимании мироустройства и, самое главное, – себя самого.
      И эта метаморфоза заставила человека интуитивно  создавать себе богов, которые неоднократно трансформировались по мере развития знаний человека о внешнем мире. Бог огня оказался ненужным, как только человек научился управлять огнём, бог солнца померк вместе с представлением человека о гелиоцентрическом устройстве солнечной системы. Все прочие боги растворились по мере развития в социуме информационного начала. Вполне естественно, что все этносы пришли к единобожию, создав Бога по своему образу и подобию. И, как это свойственно природе человека, представили рождение нового бога точностью до наоборот: «Человек создан Богом по своему образу и подобию». При этом разглядев частичку Бога в своей душе.

      Так же естественно следующим шагом следовал  атеизм. Но бог атеизма – материя – оказался ещё более ущербным. Ф. Ницше провозгласив, что Бог умер, поставил под сомнение существование всех нравственных критериев, которые выработаны человечеством методом проб и ошибок. И как результат разгула материалистической доктрины люди начали уничтожать друг друга с новым остервенением в последующих социальных революциях и двух мировых войнах. Церковь при этом устранилась даже от своевременного осуждения фашизма, показав как неспособность созданных богов влиять на действия человека, так и неспособность человека понять своих же богов.

      Из всего вышесказанного следует вывод: «Боги, которые управляют каждым из нас – это виртуальная информационная среда, совместно созданная индивидом и социумом».   

      Как применить все эти «философствования» для практики обыденной жизни?

      Очень просто. Хотим влиять на события своей жизни – нужно научиться управлять этой виртуальной средой.
      Собственно, мы это всегда и делаем, только интуитивно. Осталось выполнять это осознанно.
      Например. Человек отправился молиться в церковь с уверенностью получить  духовную пищу. Он её обязательно получит, если вера его истова и праведна. Если человек идёт в церковь, потому что так делают все, а ещё хуже не разглядев в себе лицемерия, то эффект будет обратный – Бог в трудную минуту не поможет, отвернётся.

      Другой пример. Ревность.
      Ревность – это искусство причинять себе больше зла, чем другим.
      Рассматривая человека в единой системе выживания живых организмов, совершенно понятно: природа для того «выдумала» чувства, чтобы родители были вместе во время воспитания потомства. С точки зрения мужчины, измена жены таит в себе опасность – кто будет воспитывать чужого ребенка?!
      Ведь жалкий образ «рогоносца» был предметом насмешек с незапамятных времен. С этим словом почти у каждого мужчины связана потеря его мужской чести. Можно сказать, что ревность – ахиллесова пята мужчины.
      Не всякого, конечно. Если включить разум, то вполне можно согласиться с мнением O. Бальзака: «Ревновать женщину, по меньшей мере, нелогично. Что-нибудь одно из двух: вас любят или не любят. В обеих этих крайностях ревность совершенно бессмысленна». 

      Не составляет труда нам теперь разобраться, когда складывается эта ситуация – от люби до ненависти один шаг.
      Если мы подвержены потоку неконтролируемых страстей и урагану эмоций, то звериное начало в нас не угасло. Если в большей степени нашей душе свойственна любовь, то внутри нас живёт бог-философ.

      В возрасте 24-х лет М.Ю. Лермонтов уже знал о плохо управляемой сфере эмоций человека:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви…

      Нам с вами, спустя 178 лет после написания этих строк, пора уже понять, что чем-то жертвовать надо.
      Лучше делать более осознанный и менее инстинктивный выбор. Тогда будут повышаться шансы на выживание.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.