Задачка

- Нет. Это невозможно. - Она отодвинула мое заявление, даже не взглянув на согласование деканата. - Курс сложный, читается два семестра, и специально для вас ставить лабораторные работы никто не будет - даже если вам и удастся выучить теорию.

Я сидел в форме (родители уверяли, что мне очень идет) - третий день "на гражданке", но, кажется, ее нисколько не трогала ни моя "армейская" история, ни настойчивое желание восстановиться на третий курс, чтобы не терять еще один год - к тем потерянным двум.

На беду, учебные планы сдвинулись, пока меня тут не было. Как ненужные современному инженеру были ликвидированы некоторые дисциплины - химия, например, и в освободившиеся в расписании часы "съехали" со старших курсов другие. "Электрические измерения", в том числе. Сильно прибавилось часов по экономике - уличные стенды уверяли, что она "должна быть экономной", заметно перекроили математику, почти отменили английский - на кой он, советскому человеку, остался только какой-то "освежающий" курс перед дипломом, изрядно "перетряхнули" спецпредметы. В итоге, разница в часах набежала немаленькая, но только "измерения" выглядели серьезной проблемой.

В деканате во всем шли навстречу - видно, я был не худшим студентом. Собеседование по ТОЭ - бери направление. Тервер - договаривайся с кафедрой. "Электрические измерения" - мы только за, но...

"Но" звали Алла Васильевна. Это было "что-то" даже на приборостроительном, где сопромат не считался за предмет, а ужастиком было ТОЭ. По пятнадцать двоек в экзамен. После сессии две группы сливали в одну, но зато уцелевшие почти всегда доживали до диплома - шли уже спецкурсы, студенческие научные общества, преподаватели начинали узнавать в лицо и здороваться, требовалось особое умение, чтобы "вылететь".

Я постарался придать максимальную убедительность своему голосу. Разумеется, я выучу теорию: у меня превосходная память, быстро все схватываю и уже взял у ребят конспекты. Лабораторные сделаю с другой группой в течение учебного года - деканат согласен отложить экзамен.

Все три дня - в крайней спешке, пока не начались отпуска, прямо в дембельском "прикиде" мотался я по всем корпусам института, согласовывая разрешения и пересдачи. Немыслимым образом - неделю назад еще топтал полы в казарме - все почти удалось: кто-то (обольстившись, может быть, формой), поставил зачет "авансом", обычно жесткая и несговорчивая в сроках кафедра ТОЭ согласилась отложить собеседование на конец августа (подчеркнув - "до начала учебного года"), по терверу нашелся репетитор... Может быть это было компенсацией за все?

Кажется, я сумел быть убедительным: она немного смягчилась. - Хорошо. У вас есть десять дней, пока я еще на кафедре. После первого семестра я всегда даю на зачет две задачи. Если сумеете их решить, я подпишу заявление. Записывайте...

Сгоряча, задачки не показались мне сложными. Что-то про логарифмические шкалы - оказывается, есть и такие, и про измерение реактивной мощности. Подумаешь, электросчетчик. Окрыленный, я побежал в общагу.

- Нет, ты чувак, конкретно, влип - сказал мне Серж. - Ну да, она их каждый год дает. Только до сих пор никто не решил. - Нет, и в прошлом выпуске тоже, можешь не спрашивать - я сам к дипломникам бегал: ни разу, никто. - А как же зачет? - Ну, зачет-то она ставила - все равно во втором семестре экзамен.

На кафедру я пришел через два дня с исписанными листочками. Дома в книжках не нашлось, на удивление, ничего по теме. С открытия и до закрытия, не выходя даже поесть, просидел в "публичке". Узнал много нового. Про логарифмические шкалы и историю логарифмов. Закон Вебера-Фехнера и звезды первой величины. Форму магнитных полюсов и "самоход" электросчетчиков. Временные зоны, ночной тариф и способы кражи электроэнергии. Я поднял книжки всех наших "электрических" корифеев и стаскал к себе на стол, кажется, всю полку по измерению электроэнергии - от электроскопов до электрометров на лампах в обращенном режиме. Уверен, в те дни я знал об этом больше любого другого парня из нашего города. Но вот как выводится та проклятая формула для реактивной энергии в методе двух ваттметров, я так и не нашел. Она была во всех книжках - и во всех без вывода.

- Ладно, с кислым видом проговорила она. Первую задачу я вам зачту. У вас еще неделя.

Я снова отправился в библиотеку. Еще на три дня. Несимметричные режимы трехфазных цепей. Косинус фи. Компенсация реактивной мощности. Скольжение якоря. Качания ротора синхронного генератора. Господи, в этих книжках было абсолютно все о мощности - кроме того, что мне требовалось. Исписав еще несколько тетрадей, я снова поперся на кафедру в надежде усышать хоть какой-то намек на решение этой, простой с виду, задачи.

- Нет, это не годится. - Она вернула мне мои записки. То, что вы сделали - это вывод для активной мощности. Он есть в любом учебнике. А спрашивается про реактивную мощность. Идите, думайте.

Я понял, что следующая встреча станет последней. И не только из-за отпусков.

В библиотеку итти смысла не было - там уже просмотрено все. И я до ночи просидел за кухонным столом - все уже спали - и разглядывал разложенные на нем диаграммы. Понятно, что этот пазл имеет решение. Но как его увидеть?

Три фазы. Два тока. Два напряжения. Сдвинуты на 120 градусов. Десятки исписанных тригонометрическими формулами страниц. Проклятый синус никак не выводился.

Эх, поблазнилось мне, - а вот был бы сдвиг не 120 градусов, а 90. И синус был бы либо единица, либо нуль. И как бы все враз упростилось.

Машинально, просто как передышку от неразрешимой задачи, я принялся рисовать диаграмму какой-то несуществующей цепи с 90-градусным сдвигом. И как замечательно все в ней выходило - вот тут один, а тут нуль...

Вздохнув, я отложил бесполезный рисунок и вернулся к прежним занятиям. Но что-то меня беспокоило. Какое-то смутное воспоминание. Какая-то важная мысль ускользала, не поддаваясь формулировке. Углы, синусы... И, вдруг, удалось ее поймать: углы, синусы и координаты. Да, да - координаты. Система координат...

Первый курс. Нелюбимая мной начертательная геометрия. Метод замены плоскостей проекций. - Студентам он, обычно, нравится - улыбается лекторша. Она права. Пожалуй, это была единственная понравившаяся мне вещь во всей "начерталке": выбираем удобную систему координат, решаем все в ней, а потом просто делаем переход к исходной. Красивая идея. Красивая... И что мешает мне сейчас же ей воспользоваться? Решить задачу в удобной мне системе координат, а потом просто перейти к исходной?

Исписанные листки один за другим отлетали в сторону - за неделю я здорово наловчился во всех этих тригонометрических формулах. Впрочем, переписанный начисто вывод занял менее трех страничек. Я проверил его дважды.

Наутро помчался на кафедру. К листочкам, для наглядности, приложил миллиметровку с диаграммой.

Сначала она читала не слишком внимательно, но вдруг остановилась, взяла уже отложенный листок с формулами и стала перечитывать его вновь. Я понял, что проделанный мной вывод не был ей знаком и сейчас она ищет изъяны в рассуждениях. Медленно, очень внимательно, она дочитала все до конца.

- Давайте ваше заявление.

Я жалею иногда, что не сохранил того доказательства - не оставил себе ни записок, ни копии. Как-то я пытался сделать этот вывод заново, но так и не смог его вспомнить.


Рецензии