История Тамани ч. 3

Кафедральный собор Св. Иоанна Предтечи в городе-герое Керчи самый древний каменный византийский храм России и вост. Европы. Уникальный и единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутараканского княжества (X-XI вв.). В храме раннего средневекового зодчества, как бы соединены две архитектурные системы – базиликальная и крестово-купольная византийской планировки, как и Собор Св. Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле, как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX вв. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX в., их использовали в качестве голосников. В те далекие времена храм стоял у самого берега моря и по преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил его возведение на берегу тогдашнего г. Боспора в 65 г. н.э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, впервые прибыл для проповеди в эту местность. Удостоверением служила и почитаемая святыня – камень с отпечатком его стопы - возлежал у самого храма вплоть до гос. переворота 1917 г. В лихие годы камень безвестно исчез и о нём нет никаких сведений. Из древних предметов, найденных в соборе, достойны внимания – деревянная чаша, относимая к VI в., с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши – одна XVI-XVII века, а другая – конца XVIII.


Несмотря на процветавшее рабовладельческое Боспорское царство в пределах Керченского и Таманского полуостровов (от совр. Таганрога до Геленджика), могущественный Рим в 63 г. до н.э. разгромил его и подчинил своему влиянию. Это произошло под предлогом борьбы с варварской экспансией. Царям Боспора приходится вести изнурительные войны со скифами, таврами, сарматами. Такую войну вели Савромат I в 93 г., Котис II в 123 г., Савромат II в 193 г. (он окончательно разбил и вынудил к уходу с Кубани сираков). На протяжении ряда лет посягательствам римлян противостоял умный, выносливый и красноречивый царь Митридат VI. Однако уже в конце II-III вв. н.э. Римская империя, под натиском соседних варварских племён и выступления рабов, быстро слабела и фактически распалась. Боспорское государство вновь становится самостоятельным и вступает в новую полосу расцвета. В начале III в. н. э. можно отметить аланское влияние на Боспорское царство, которое в это время вступает в полосу длительного кризиса. В основе кризиса было разложение рабовладельческой системы во всём античном мире. Кроме того, на границах царства появляются всё новые волны враждебных варваров. В 230-е гг. варвары, шедшие с востока, разгромили Горгиппию, далее племена готского союза разрушили Танаис. В 252 г. или 253 г. готы, бораны, герулы и другие племена готского союза захватили Боспор и на судах боспорского флота начали опустошать черноморское и средиземноморское побережья пиратскими набегами. Власть в царстве перешла к узурпаторам, не принадлежавшим к предыдущей династии (Савроматидам). Экономика Боспора была подорвана. В 340-е гг. прекращается чеканка монет, продолжавшаяся до этого около 900 лет. Окончательно Боспорское царство было уничтожено гуннским нашествием в 370-е гг. Христианство на Причерноморье существовало задолго до прихода русских.

На берегах Боспорского (Керченского) пролива, в 40-е гг. начала нового летоисчисления проводил предназначенную ему миссию апостол Андрей Первозванный, первый ученик Иисуса Христа, названный в народе «самовидец Христа». Жизнь и деятельность учеников Христа являются показательным нравственным примером уникальной способности анализировать ситуацию, ладить с окружающим миром даже в стране полудиких народностей Причерноморья. Мученическая смерть проповедника, его духовные накопления вошли Божественными, духоносными знаками в народную память, которая и через 2 тыс. лет выражается в глубокой любви, почитании и поклонении. В эти благодатные места, где в I-II вв. после Рождества Христова проживали греки и иное иранское население хлынул поток беженцев после разрушения римлянами Иерусалима в 69 г. I века. Среди «осевших» евреев, безусловно, были последователи учения Христа. Они создавали христианские поселения, просвещая коренное население о Вечности Божьего мира и бренности человеческого бытия, отметая напрочь суетные цели. В тот же период времени на Таманском многоострии появляются в большей массе и евреи-иудеи. Они оставили много памятников, найденных в окрестностях древней Фанагории, в виде камней с их надписями и изображениями семисвечника. В Пантикапее же в 81 г. по Р. Х. была уже синагога, собиравшая крупную иудейскую общину. Христианство проникло в многоликие племена Сев. Кавказа и Причерноморья, просачиваясь через барьеры и препятствия, разливаясь очищающими, животворными ручьями далеко вглубь. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтырь, холодная Скифия проникается пламенем Истинной Веры, рать гетов (готов) носит с собой походные церкви...». Святой подвижник, архиепископ Иоанн Златоуст словоизъявитель Богодуховной речи, угодивший Богу, говорил об исповедании Слова Божия у скифов, сарматов, синдов на их собственном языке. Учение Христа пускало могучие корни на нынешнем Таманском п-ове почти до конца VIII в.

Население островов активно вело сношения со своими соседями и в особенности с аланами. В 258 г. в Крыму и на Тамани появляются суровые бородатые люди, закутанные в звериные шкуры и готовые в любой момент пустить в ход свои мечи. Это были готы - выходцы с таинственного острова Сканза, (Скандинавский п-ов). Со слов летописца VI в. Иордана, часть этих германских племён, достигнув южных территорий, сменили кочевой образ жизни на оседлый. Некоторые исследователи отмечают, что вплоть до конца XVIII в. в тех пределах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира. В 375 г. на Тамань с востока вторглись воинственные племена древних тюрков (греки их называли гуннами). Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, их бесчисленные орды поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Недаром гуннов называли не иначе, как «бич Божий». В результате нашествий готов, гуннов, народы, населявшие Таманский п-ов были частично уничтожены, а оставшиеся смешались с пришельцами или отошли в Закубанье. Царство Боспорское было разграблено, разрушено и прекратило своё существование. После смерти вождя кочевых племён гуннов - Аттилы (453 г.) их союз прекратил своё существование. Воинственные степняки рассеялись по разным территориям от Дакии до Ирана. С V в. Таманское многоострие, Боспор оказались как бы отрезаны от Византии и их самостоятельность продолжалась в течение всего столетия, но духовная связь, благодаря преобладанию греческого населения, его языку, религии, обычаям, всё же сохранялась и, следовательно, присутствовало тяготение к империи. Отметим, что немалой долей населения Приазовья являлись и гуннские кочевые племена, которые всё чаще начинают называться булгарами. В VI в., при Юстиниане Великом духовная связь населения уже перешла в полную зависимость. Император назначает на далекую окраину своё гражданское и военное управление.

Таманский остров наравне с другими частями империи был обложен податями, причём жители острова несли повинности натурой, поставляя боевые суда и морское снаряжение. О церковной организации на Тамани первых веков христианства в источниках практически ничего не отмечено. Однако, известна с 20-х гг. IV в., самая древняя епархия региона - Боспорская, на крымском берегу Керченского пролива. Вполне вероятно, что она распространяла свою власть и на Таманский берег. К VI в. относится единичное упоминание епископской кафедры в соседней с Гермонассой Фанагории: среди подписей участников собора 518 г. в Константинополе есть подпись и Фанагорийского епископа Иоанна. В 519 г. в столице Великой Булгарии - Фанагории существовала епископская кафедра, которая, возможно, в это время была центром епархии, и в неё могла входить Гермонасса. Найденные остатки части рельефа с изображением ангела и капитель мраморной ранневизантийской колонны позволяют предположить существование в Гермонассе христианской базилики в V в. В Тамани найдена надпись, свидетельство о сооружении какого-то здания при участии чиновника византийской империи Юстиниана (1). Таманские города принимают активное участие в жизни Хазарии и Византии. В VII веке в Фанагории живёт свергнутый с престола император Юстиниан II. Хазарский каган выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой. Крупным городом Хазарского каганата на Таманском п-ове становится Таматарха - бывшая Гермонесса. С V по VIII вв. крестились многие северокавказские народности. Хазары проявляли большую веротерпимость, о чём свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией. В этот же период Византия и Хазария ведут борьбу с агрессивными арабами-мусульманами.

При раскопках таманских городищ найдено огромное количество надгробий с иудейской символикой. Это говорит о широком распространении иудаизма на таманское население. Однако, христианство ещё не сдавало своих позиций. В конце VI в. гунны, утригуры и кутригуры вступают в затяжную войну с аварами. Её итогом становится вхождение в 576 г. кубанских степей в Западно-Тюркский каганат. После его распада в 630 г., булгары освободились от аварской зависимости и создали Великую Булгарию во главе с ханом Кубратом. Держава просуществовала чуть более 20 лет и распалась со смертью её создателя. Его наследники предпочли кочевать отдельно друг от друга. Часть их позднее ушла за Дунай, другая часть – на Волгу, положив начало Волжской Болгарии, а те, что остались - «чёрные болгары», подпали под власть Хазарского каганата, который к середине VII в. образовался на Сев. Кавказе. В его составе также оказался Крым, земли Северного Причерноморья и Таманский п-ов. После гибели Боспорского государства правобережье Кубани надолго становится безлюдным. Потомки меотов - касоги предпочитали жить в предгорной и горной части левобережной Кубани. По правому степному берегу, сменяя друг друга, кочуют со своими стадами и табунами хазары, авары, аланы. Хазары овладели Боспором в 575 г., а уже в 580 г. его взяли турки, но утвердиться не смогли из-за междоусобиц в своей державе. Хазары по-прежнему оставались фактическими хозяевами Боспора. Они назначили своих тудунов в Фанагорию и другие города и этим ограничились, показав достойную удивления терпимость. Не являясь религиозными фанатиками, хазары допускали свободную проповедь христианства. В этой связи точно неизвестно, когда готская епархия превратилась в митрополию с епископской от себя кафедрой в Таматархе (Тамань). Интересное предположение о возникновении епархии в Гермонассе-Таматархе высказал В.Г. Васильевский.

Когда в 548 г. готы-тетракситы просили императора Юстиниана о поставлении им епископа, они имели в виду именно Таматарху, так как Фанагория в это время, как пишет Прокопий, была разрушена. Иными словами, по мнению Васильевского, началом Таматархской епархии мог стать перенос епархиального центра из пострадавшей Фанагории в середине VI в. Однако в начале VII в. среди кафедр Сев. Причерноморья не встречается ни Фаногорийской, ни Таматархской. Обозначены только три епархии: Херсонская, Боспорская и Никопская (2). Древняя православная епархия Константинопольского Патриархата на Таманском п-ове с центром в г. Таматарха известна с конца VIII в. до конца XIV в. Со второй половины IX в. – на территорию мощного Хазарского каганата хлынули восточные соседи – печенеги. Это часть племенного объединения тюрков - огузов, которых летописи называют «торки». «Их набег - удар молнии. Они опустошают чужую страну, а своей не имеют». Из верховий рек Кубани и Терека начали совершать набеги аланы. Хазары - один из загадочных народов юга России. Они исчезли (в IX в.) во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий. В середине IХ в. для благовествования Евангелия, императором Византии Михаилом III были посланы святые первоучителя славянские Кирилл и Мефодий. Трепетно сознавать, что основоположники славянской письменности прошли по земле Таманского п-ова, оставляя после себя величайшее учение Евангелия у многих чужеземцев, уверовавших в Иисуса Христа. Бого-вдохновлённые новоначальники, провозвестники утверждения величия Божия подготовили благодатную почву для движения народов к христианской вере. С севера появились новые завоеватели - русы. Они всё чаще тревожили своими набегами Византию, проходя к ней путями через Киммерийский Боспор. В конечном итоге его берега оказались в руках Руси, сначала левый, а затем и правый.

Славяне основали в Приазовье феодальное княжество с центром в Тмутаракани (Тамань). И всё же точная дата образования Тмутараканского княжества не установлена. Исследователи Киммерии сообщают: в хазарском документе, хранящемся в Кембридже (США), имеется известие о взятии князем Хальгу г. Самборен (та же Таматарха, будущая Тмутаракань) (3). Ряд учёных считают, что речь идёт о киевском князе Олеге. Так вот около 940 г. император Роман I, узурпировавший власть у юного Константина VII, натравил русов на хазар. Русы во главе с Хальгу (так хазары называли князя Олега?) напали на хазарскую Таматарху и разорили город-порт. В отместку хазарский полководец Песах пошёл с карательным походом против городов и селений Керченского п-ова и даже осадил Херсон. Город взять не удалось, но в полевом сражении Песах одержал верх и заставил Хальгу пойти войной на Константинополь. По мнению целого ряда историков, это и был поход, предпринятый в 941 г. киевским князем Игорем. Купцы из Херсона регулярно посещали Киев и другие древнерусские города. Но судя по всему, торговля была лишь прикрытием для их основной деятельности - шпионажа. Византийские воинские наставления X в. предписывали непрерывно вести все виды разведки на территории Руси, дабы упредить возможное нападение. В 965-966 гг., приемник Олега, киевский князь Святослав Игоревич разбил хазар на р. Оке и двинулся в их владения на Сев. Кавказе. Известна протяжённость Хазарского похода Святослава - около 6 тыс. км. На его осуществление понадобилось почти 3 года с зимовками на Волге и Сев. Кавказе. Покорив ясов и касогов, дружины Святослава разгромили Хазарский каганат. В 968 г. он навсегда исчез с политической карты Европы, а в составе Киевской Руси появилось княжество, столицей которого стала хазаро-византийская Таматарха, зазвучавшая по-русски как Тмутаракань, населённая хазарами, адыгами, осетинами и др.

Учёные теперь точно знают, что самый таинственный город Древней Руси - Тмутаракань (Матарха) стоял на месте современной кубанской ст-цы Тамань на Таманском п-ове. Русское название города сформировалось благодаря фонетической трансформации старинного греческого названия. Тмутаракань как русский город-крепость возникла около 965 г. на месте древнего поселения. После походов Святослава Игоревича на Хазарию и её разгрома, русские хозяйничали в южных степях. Тогда же появилась возможность основать здесь и русскую факторию. Прежде на Тамани обитали различные народы: северные иранцы – касоги и ясы, тюрки - хазары, германцы - готы. Название города, как считают лингвисты, было взято из тюркских языков. В первый раз это название упоминается в «Повести временных лет под 988 г., когда Владимир Святославич образовал там княжество и посадил в нём на правление своего сына Мстислава. Матерью Мстислава, по мнению большинства исследователей, была Рогнеда, следовательно, Мстислав приходился родным братом Ярославу Мудрому. Однако не совсем ясно, был он младше его или старше. Впервые Мстислав упомянут в «Повести временных лет» в перечне детей Владимира и Рогнеды в 980 г., и его имя стоит перед Ярославом. Позже из контекста вытекает, что вроде бы старше Ярослав. Дабы отвлечь от Византии Святослава Храброго император-полководец Никифор Фока решил втянуть его в войну с Болгарией на Дунае. Князь начал войну в 968 г., но затем всё равно повернул оружие против Византии. После упорной борьбы новый император Иоанн Цимисхий одержал верх. Согласно заключенному в 971 г. мирному договору Русь обязалась не нападать ни на Болгарию, ни на Византию, ни на её крымский анклав - «Корсунскую страну». Через крымские порты с IX века шёл важный торговый транзит - нефтяной. Крупнейшие месторождения нефти находились тогда на Кубани, которую контролировали хазары, а её основным потребителем была Византия, Константинополь.

Продолжение следует в части  4             http://www.proza.ru/2016/12/20/676


Рецензии