Психологические технологии просвещения

Тренды развития общества, влияющие на просвещение
* Информационная / когнитивная революция
* Кросс-культурная интеграция (транскультурализм) 
* Информационная избыточность (С.П. Капица)
* * постмодерн   (Ж.-Ф. Лиотар)
* * блазированность (Г. Зиммель) 
* * инфантилизация общества 
* * симплификация и иррационализация VUCA
* * атомизация, включая кризис института семьи.
* * ликвидная модерность (З.Бауман)
* * Информационный психоморфоз

Социальный антисциентизм
Девальвация человеческого капитала
…падение уровня культуры
…снижение престижа образования
…нормативная некомпетентность
…вытеснение семейной и личной истории («жить без истории», сегодняшним днем)
Демотивация запоминания вследствие перманентной псевдодоступности знаний (энтропийная информационная девальвация, викиальность)
Адаптивная амнезия (защита от информационной избыточности и информационного стресса)

Негативное влияние ИКТ в образовании - исчезновение непосредственной групповой коммуникации, играющей роль "катализатора" обучения (как мотивации, так и научения)

Образовательные технологии
Социальные: создание поддерживающе-обучающей среды
Нейротехнологии, популяризация /нейропластичность
Социальная реклама, конкурсы
Организационный ресурс (школы, вузы)
Краудсорсинг и социомедийные технологии
Интеллектуальные клубы
Тренинговый коммуникативно-групповой формат обучения
Интеллектуальное импортозамещение

Психолого-педагогические
Искусственная сенситивность (регрессия), нейропластичность
Миссия (сверхзадача, Станиславский)  смысл как связь с более общим
Метанавык обучения  (надситуативная активность, Кашапов)
Функциональное состояние ("потоковое" состояние, Чиксентмихайи)
Ролевой обмен ученика и учителя (Эйнштейн)
Интерактивность - Вопросы и дискуссия
Контрадикционная креативность
Геймификация (edutainment) и соревновательность


Рецензии