Лик войны

О,том,что,началась война мы узнали не скоро.Нам с сестрой было по семь лет,только,что,пошли в первый класс.Школа находилась в двух метрах от дома,часто,глядя
с окна,я,смотрел на прохожих людей,и,думал:,что,им,не надо посещать уроки,и,ходить в школу,как мне.
 Родители говорили,что,учиться,нужно,всегда,но, мне семилетнему юнцу,было не понятно,тогда,что может дать мне школа.Сестра в отличии от меня  в школу ходила с удовольствием.
Когда,за нами приехали родители,мы с сестрой сидели за одной партой,как сейчас помню,был урок математики.Отец лейтенант артиллерийского полка приехал на служебной  машине,с мамой.
   Мы жили в Ленинграде в маленькой однокомнатной квартире,удобств,таких,больших не было.Но,родители не жаловались,да,и,мы,тоже.На кухне стояло старое радио,по которому отец,часто,слушал новости.
Как,только,началась война,нас сразу отправили к тете в Ярославль.Она была мамина сестра,своих детей у нее не было,поэтому,все внимания уделяла нам.Мама осталась в Ленинграде,устроилась в лазарет.
   Трудно представить,кто,и,чем пожертвовал,чтобы дети жили в дали от проклятой бомбежки,от которой разрывалась на части земля.
Мы не хотели уезжать с сестрой,но,мать настояла на этом,позже,она писала,что,скоро,обязательно,нас заберет.Мы верили,и,ждали каждый день взглядывая в окна.Сейчас я думаю,если,бы,не война,жизнь сложилась иначе.
От отца долго не было вестей,но,вскоре он отправил нам письмо.В нем он писал,что,гордится нами,и,любит.Что,как только закончится война,мы,все,снова,будем вместе.
Время шло.Война ,никак,не думала прекращаться.День изо дня я слушал новости,прямо,как,мой отец.Каждый раз я пытался услышать:когда,же,обьявятоб конце войны; может ,на следующий день,но,этого не происходило.
В семь лет дети смотрят мультики,им читают сказки,я,же,слушал новости по радио;сказка для меня обернулась кошмаром.
В них всегда пишут про счастливый конец,учат детей  добру.В них нет потерь,ни боли.В жизни все по другому,и,конец не всегда счастливый- понял,уже,когда я стал взрослым.
Разве может человек стать добрым,когда в нем сколько зла,ненависти.История нас учит наглядно,что,побеждает не всегда добро,и,приходится приносить большие жертвы.Но,почему
нельзя,без них? Обязательно,ли,надо приносить жертвы,чтобы люди продолжали жить счастливо.
-Стол накрыт,дети идите есть,-позвала нас тетя;но,еда ,никак,не хотела лезть мне в горло.Я сидел в отчаянии.Я не знал чем закончится война,и,когда прекратится.
Шел ,все,тот,же 1941 год.На дворе стояло лето.Но,настроение выходить на улицу не было ни малейшего.Но,я,вышел.В школу идти не надо было,были каникулы.
Сестра,видя,что я расстроен,каждый раз меня подбадривала:-Не унывай,мама с папой за нами вернуться.Она,как,и,продолжала верить,хотя я понимал,что,она,так,же,как,и,обеспокоена.
Друзей у меня было не много,в школе я мало с кем общался.
Тетя была доброй души человек,все делала для нас с сестрой.Игрушек было много,всегда забирала со школы.Мы с сестрой в ней души не чаяли,как,и,она в нас.
Квартира в которой мы жили,была не большая,но,больше,чем в Ленинграде.Было уютно.Но,я,тосковал по,той,маленькой квартирке,в котором ,мы жили с родителями.Пусть,она была маленькая,но,счастья в ней помещалось больше.
Отец был с мамой рядом,и,не приходилось о чем-то печалиться,и,переживать.
-Я,знаю,Андрюша,ты скучаешь,по маме с папой,-сказала мне тетя.-Они вернутся скоро.
-Ведь,война не всю жизнь продлится.
Она успокаивала меня,как могла.Единственный ,добрый,и,нежный человек на тот момент для меня была моя тетя.С ней было и тепло,и,хорошо всегда.Позже я с сестрой начал на
зывать ее мамой,хотя,не забывал ни на час о своей,родной маме,которая подарила мне жизнь.
Я,каждый день ссестрой ждал от нее с папой письма,сначала,они шли,и,много,потом,вдруг прекратились.Почему?-я,задавал,и,задаю,сейчас,вопрос.
Позже,я получил письмо,что,отца поймали в плен.
Мать отправилась к Сталину,чтобы,вытащить его оттуда,но,он четко отдал приказ:
              "ПЛЕННЫХ СЧИТАТЬ ПРЕДАТЕЛЯМИ,А,ИХ СЕМЬИ ССЫЛАТЬ"
 Мама,позже,написала в письме,что,Сталин запретил ей искать отца,и,писать куда-либо по этому поводу.Разве люди,которые попали в плен.виноваты,в этом.Почему Сталин запретил маме искать отца.Что,отец мог рассказать фашистам?
Я не знал,что,с моим отцом:жив он или нет.Поиски отца никто не проводил.Никому,кроме нас с матерью,не была безразлична его судьба.
Судьбы пленных никому были не известны;так,что,если,они умрут,там,никто из вышестоящих органов не будет переживать за них.Неужели,такая,учесть,ждала,и,моего отца.
-Твой отец сильный человек.Он обязательно,освободится,- говорила мне тетя.
Ну,почему,человек должен приносить,большие,жертвы,чтобы,жить спокойно.Миллион людей по чей-то,словно,прихоти умирают,не у видя,как,их дети растут.Да,мой отец попал в плен,но,это,не значит,что,его,
надо,хоронить раньше времени.
Время шло.От отца,никаких,вестей,больше не было.Нам с сестрой стало,по десять лет.Мама,так,и,не смогла приехать за нами.Позже,только,стало,известно,что,она,умерла.
Мы с сестрой продолжали жить у тетки.Долгие ночи я видел во сне,мать с отцом,и,нашу,маленькую квартирку,в которой,не было,ни печали,ни,слез,пока не пришла война.
В 1945 году война закончилась.Я ждал,что,вот-вот,отец вернется,и,скажет:
-Я приехал за вами дети.Мы уезжаем домой.
Но,отца не было.Потом,может,через,или,два,стало известно,что,он умер.
Умер ни в чем неповинный человек, умер ни от своей смерти,а,от пули фашиста,умер,оттого,что,судьба пленного не имеет ни для кого смысла.Если,человек пленный,он ,уже,никто.Его не надо искать,не надо спасать.Пускай он
умирает в плену,не видя ни жены,ни детей.По чей-прихоти распорядились нашими судьбами? По чей прихоти судьба пленного человека не значит ровным счетом ничто?
По чей прихоти началась война? Можно задавать столько вопросов,но,ответов,никогда,не будет.
Тетка моя узнав о гибели сестры несколько дней ходила вся не своя.Теперь,ее;как,когда-то она меня,я успокаивал.
-Ничего Андрюша.Ничего Светочка,-говорила она нам в слезах с сестрой.-Я не буду плакать.
-Мне надо быть сильной.Сильной,ради вас,двоих.
Но,разве,можно,быть сильной,или,сильным,когда узнаешь,что,твои родственники мертвы.
МЕРТВЫ,ПОТОМУ,ЧТО,ТАК,ЗАХОТЕЛ КТО-ТО.НЕУЖЕЛИ,НАДО КОМУ-ТО УМЕРЕТЬ,ЧТОБЫ,ИХ ДЕТИ ЖИЛИ СПОКОЙНО.МИЛЛИОН ЛЮДЕЙ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ГИБНУТ,И,БОЛЬШИНСТВО ОТ
УЖАСОВ ВОЙНЫ.
    После конца войны прошло пять лет. лет ..Мы с сестрой по взрослолели.Но,память о,тех,военных лет до сих пор в нашей памяти...
Сестра,окончив школу,позже,устроилась учителем .Теперь она учит детей.
Я,же,как,и,отец выбрал военную службу.И,неся ее,я вижу до сих пор лик войны.
Часто,мы,сидим на кухне,и,вспоминаем,родителей,и,те,военные годы.
- Война,не может длится всю жизнь,- говорила нам с сестрой тетка.-Но,оглядеться,если,она идет везде.
И,каждый раз кто-то гибнет,приносит жертвы,чтобы их дети могли спокойно жить.
Раньше я не задумывался над этим.Теперь,я,знаю,какой у Войны лик.
Не смотря,где ты,бы,жил,война будет идти всегда,вне зависимости от твоего место нахождения.
На протяжении военных лет  мамина сестра,всегда,была с нами.Ее тепло,согревало нас с сестрой,мы слушались ее во всем,так, как,кроме нее у нас никого не было.
Помнится,как,она,часто,брала нас с сестрой на работу,так,же,как,и,мама,по ночам читала сказки.
Только одно:счастливый конец ,только,в сказках.Они нас учат добру,но,не могут научить жизни.Жизни мы учимся сами.Сказки не объясняют и,не отвечают на многие вопросы.Писатели
писавшие их,вряд ли,видели настоящий лик зла,а,у него их много.И,каждый раз,когда оно смотрит неизбежная чья-то,гибель.
Разве,сказка объясняет нам:о жертвах,которые люди приносят,чтоб спокойно,жить.
Зло никогда не возможно победить.Оно преследует нас,и,всегда с нами.В каждом сердце человека.Оно ждет,когда наступит момент.И,у него,не один облик.


Рецензии