Рижский бальзам

               
     В течение многих лет рижский бальзам являлся визитной карточкой Латвии. Купить его в Москве всегда было не просто, а когда его дарили, то этот подарок высоко ценился. В красивых керамический бутылочках находился бальзам, приготовленный из смеси трав, ягод, фруктов, цветов, масел, соков и кореньев. Этот крепкий напиток обычно добавляли в чай или кофе, но иногда просто пили маленькими рюмочками, наслаждаясь ароматом и необыкновенным вкусом.
     Я работал врачом, и  в наше отделение иногда поступали дети из Прибалтики. Бывали случаи, когда благодарные родители дарили мне рижский бальзам в бутылках разного объема. При этом они всегда подчеркивали необычайные качества этого продукта.
     В 80-е годы после потепления дипломатических отношений с США в наш институт нередко стали приезжать делегации американских специалистов для обмена опытом. Совместные встречи и совещание проходили в различных городах нашей страны. Однажды было решено провести совместную встречу в Таллинне – столице Эстонии. Эта идея встретила всеобщее одобрение. Вскоре программа визита была согласована во всех инстанциях.
    Я был включен в состав нашей делегации и стал готовиться к поездке. Зная, как обычно проходят поездки в поезде, я положил в чемодан бутылку рижского бальзама. Мне казалось, что американцам будет интересно попробовать этот чудесный напиток за беседой и едой в поезде. В четырехместном купе оказались три американца и я. После длительных бесед участники поездки решили подкрепиться. Было слышно, что в других  купе нашего поезда звучали тосты и раздавались звуки бокалов. Я вынул из чемодана приготовленную бутылку рижского бальзама, похвалил содержимое и предложил испробовать напиток на вкус. К моему глубокому сожалению, все трое американцев не употребляли крепкие спиртные напитки. Все мои попытки уговорить их составить мне компании. не увенчались успехом. Единственное, что мне удалось, так это заставить их пригубить бальзам. Оценив его аромат  и необычный вкус, допить рюмки они наотрез отказались. Вместо этого они попросили чай и минеральную воду.
     Расхваливая  бальзам и давая красочное описание входящих в него ингредиентов, я постепенно допил содержимое. После этого мы улеглись спать, пожелав друг другу спокойной ночи. Я проснулся первым, когда за окном было еще темно. Во рту я ощутил вкус как будто свеже выпитого  бальзама. Голова гудела. Подташнивало. Причина всему была очевидна: почти пол литра выпитой настойки лечебных трав, ягод и корней, которой должно было хватить на неделю. Однако жалеть было поздно. Нужно было приводить  себя в порядок, так как поезд приближался к Таллиннскому вокзалу. Взглянув в зеркало, я ужаснулся: на меня смотрело чужое опухшее лицо серого цвета. Когда я умылся и вошел в купе, мои компаньоны уже оделись и мирно беседовали, поглядывая в окно.
     Встречавшие нас на вокзале хозяева, посадили нас в автобус и привезли в ресторан. Небольшие уютные круглые столы были прекрасно сервированы. На них были расставлены закуски, бутылки с пепси-колой и минеральной водой. Все члены нашей и американской делегаций охотно принялись за еду, параллельно обсуждая научную и культурную программы на предстоящие несколько дней. Я же сидел за столом и с отвращением смотрел на еду. Голова у меня кружилась, сохранялась тошнота. Русские коллеги, увидев меня, сразу же все поняли  и лишь улыбались. Они тоже немало выпили, но это был не бальзам.
     Лишь к вечеру, просидев в затуманенном состоянии на совещании несколько часов, я постепенно пришел в себя. А выпитый на ужин большой бокал  холодного вина окончательно вернул меня к жизни. Остальные дни в Таллинне прошли без приключений.
С той злосчастной поездки даже одно упоминание о рижском бальзаме вновь и вновь  возвращает меня в Таллиннский поезд.               


Рецензии
Рижский бальзам, действительно, хорош, но все хорошо в меру.
Рассказ понравился. Уже не верится, что запросто можно было поехать в зимние каникулы в Прибалтику и устроиться в каком-нибудь студенческом общежитии.

Спасибо, Александр. Успеха и удачи!

Татьяна Борисовна Смирнова   29.05.2023 22:01     Заявить о нарушении
Хорошо тогда было, Татьяна, а сейчас Прибалтика уже далеко от нас. А бальзам, действительно, хорош, но в малой дозе. Благодарю за очередную положительную рецензию Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   31.05.2023 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.