Зимний лосось

         Постижение морской рыбалки в Балтийском море мне далось не просто. Воображение очень будоражили рассказы бывалых рыбаков о силе, с которой лосось оказывает сопротивление при вываживании. Ловил каждое слово, расспрашивал о блёснах, снастях, экипировке, о местах лова. Для меня это было, что-то совершенно фантастическое, если ещё учесть тот фактор, что я только-только начал осваивать серьёзно спиннинговую рыбалку.

   Нельзя сказать, что спиннинг мне был совершенно незнаком. Ещё пацаном отец давал мне свой старенький - из клеёного бамбука — спиннинг и, пока они с матушкой рыбачили на донки, я бродил по берегу и отрабатывал заброс с инерционной катушкой.

    Тоже наука ещё та: сколько «бород» пришлось распутать и не счесть, пока более или менее не постиг основы мастерства. Однажды, во время очередной рыбалки с родителями на карьерных озёрах, не усидел долго на месте, взял спиннинг и решил прогуляться.

     У отца была небольшая металлическая коробка из под конфет монпансье, с откидной крышкой на петлях. В ней он хранил, обёрнутые шерстяной тряпицей, блёсны, привезённые из Германии, и там же лежал маленький зелёный кусочек шлифовальной пасты ГОИ.

    Чудесный, необычный запах, который исходил из этой коробки, не был похож ни на какой другой. Иногда, когда никого не было дома, я тайком от родителей брал её и с благоговением открывал, любуясь этими металлическими рыбками, с очень изящно вырисованными чешуйками, глазами и жабрами.

  Среди больших, широких блёсен была пара совершенно непохожих — маленькие блестящие лепестки одетые на тонкую проволоку, украшенные яркими красными бусинами, которые производили на меня впечатление, как, наверное, красные бусы на папуаса. Тройник также был украшен метёлочкой ярких блестящих ниток.

   Но как ими ловить я тогда не знал, ведь они такие лёгкие. Вот эту коробку мне и вручил отец. Радости моей не было предела. Тогда я для себя сделал вывод о том, что если отец мне доверил такую вещь, значит я уже совсем взрослый.

  Я выбрал самую любимую — широкую у тройника и сужающуюся к вертлюгу «золотую» с чешуйчатыми насечками, красными жабрами и отчеканенным глазом.

  Как рыба клюнула, и как я с ней боролся - этого я не помню, помню только, что когда щука оказалась на берегу, меня окружила толпа отдыхающих и все восторгались огромным размером рыбы. Это была первая моя щука, да и вообще первая рыба, пойманная на спиннинг. Мне тогда лет двенадцать было.

   Позже, когда довелось после академии проходить службу в дальнем гарнизоне на берегу Иртыша, я, в осенний период, часто ходил на рыбалку со спиннингом и весьма успешно.

   Снасть была, конечно, допотопная — металлический двухколенный с соединительной гайкой спиннинг с "невской" катушкой и леской - ноль шесть.
 На тот момент, когда я решил переключиться только на спиннинг мои старые снасти совсем не годились.

  Я приобрёл для морской рыбалки спиннинг Гари Лумис, длиной три двадцать с тестом от двенадцати до сорока двух грамм, катушку Шимано Твин Повер 3000, несколько лососевых блёсен, неопреновый забродный костюм, четыре миллиметра толщиной, забродную куртку с капюшоном и неопреновые перчатки. С этим арсеналом я приступил штурмовать берега Балтийского моря с целью поймать лосося.
   
   С первого декабря заканчивается запрет на лов этой рыбы и если погода позволяет, то можно рыбачить всю зиму. Икромёт балтийского лосося, как впрочем, и большинство лососевых, проходит осенью в октябре, ноябре.

  При этом он собирается у устьев речушек, впадающих в море и, как только позволяет уровень воды вместе с прибойной волной заскакивает в речку. Однажды наблюдал это действо. Завораживающая картина.

   А если лосось не успел заскочить в ручей, тогда из отхлынувшей волны на прибрежном песке вдруг оказываются большие красивые, сильные рыбы, стремящиеся вернуться по уходящей воде в родную стихию, мощно при этом работая хвостом.

  Отметав икру, он не погибает, как некоторые его дальневосточные сородичи, а благополучно возвращается в море и начинает восстанавливать форму, частично утраченную во время икромёта, при этом активно питаясь. В прибрежных водах лосось остаётся до начала мая. С прогревом воды уходит на глубину, уступая место саргану.

  Тот первый год — год освоения нового, для меня, вида рыбалки проходил методом проб и ошибок. Хорошо, что хоть с погодой повезло — зима была почти без морозов и я при первой же возможности, один или с женой, ехали на море.
 
  Береговая рыбалка в море сама по себе очень непредсказуема: далеко не всегда погода балует рыбака, тем более - зимой. При южном ветре, волна значительно меньше, и блесна летит дальше, и ветер в спину, - значительно комфортнее, - но как показал опыт — клёв хуже.

   При северных направлениях, когда скорость ветра не превышает четырёх метров в секунду, и высота волн позволяет зайти в воду рыбачить, конечно, ни так комфортно: частенько приходиться подпрыгивать на волне, чтобы не черпануть за шиворот ледяной водички.

 Или завидев высокую волну вдруг неожиданно выросшую перед тобой, (наверное - девятый вал)разворачиваешься, подставляя спину и она перекатывается через тебя, накрывая с головой. И только непромокаемая куртка с капюшоном спасает от неприятности- получить холодный душ. Как пошутил один знакомый — это какой-то фишсёрфинг, а не рыбалка.

 В то время, когда я начинал осваивать морскую рыбалку, таких как я было совсем немного, да и сайтов рыболовных ещё не было, поэтому обмен информацией происходил в рыболовных магазинах. Создавались своеобразные клубы по интересам.

   Был и у меня любимый магазин, в котором собирались лососятники, и где можно было почерпнуть интересную информацию о местах лова, спиннингах, катушках, наиболее уловистых блёснах и так далее.

   Сбор и накопление информации ощутимых результатов для достижения моей цели не приносил. Иногда попадалась мелочь до полу килограмма, а я мечтал побороться с большой сильной рыбой, но мне катастрофически не везло.
   
  Несмотря на все неудачи, меня всё равно тянуло на берег Балтики. И каждый раз, с упорством носорога, я продолжал лезть в ледяную воду, невзирая на погоду.

   Порой направление ветра резко менялось и, только что спокойное море начинало раскачиваться, бурлить, создавая совершенно невозможные условия для рыбалки, или вдруг опускался холод, пропускные кольца начинали обмерзать, шнур становился жёстким, как проволока, несмотря на силиконовый спрей, которым я его обрабатывал накануне, и не укладывался на шпулю катушки, руки не слушались.

   Приходилось спасаться бегством. При этом, спасительная кружка горячего чая была на вес золота. Я являл собой образчик стойкости и несгибаемости рыбацкого духа. Друзья подшучивали надо мной, но ставили меня в пример таким же начинающим рыбакам, слабакам, которые «ломались» после нескольких неудач.

 Рельеф дна, в тех местах, где мы рыбачим обычно такой — от берега идёт углубление, иногда резкое, иногда пологое, а затем значительное уменьшение глубины, иногда до колен. И только потом дно плавно уходит в глубину.

   В некоторых местах зайти можно очень далеко, оглянешься - и как-то не совсем уютно становится: стоишь, а вокруг море.  Но при этом ощущение единения с такой грозной стихией вызывает какой-то первобытный, дикий, ни с чем несравнимый восторг.

  Как-то раз во время очередной рыбалки, я стоял в воде, у кромки берегового припоя, и решал очень сложную, непосильную задачу: какую выбрать блесну. В это время ко мне подошёл мужчина с фотоаппаратом и попросил разрешения меня сфотографировать. Я был не против. А через какое–то время я обнаружил свою фотографию на обложке журнала Спортивное рыболовство №1 за 2005 год.

 Ещё один очень важный аксессуар — совсем забыл - это поляризационные очки, особенно в ясную погоду: иногда на дне встречаются валуны, о которые можно споткнуться и занырнуть. Тогда рыбалка может быть испорчена, так как вода в это время года не совсем пригодна для купания — три-четыре градуса по Цельсию.

   Это во-первых, а во-вторых, — пока идёшь по воде к месту лова постоянно встречаешь морских обитателей прибрежных вод — мелкую камбалу, которая выскакивает из-под ног и проплыв пару метров, почти брюшком царапая дно, у тебя на глазах опять зарывается в песок так, что только две маленькие черные пуговки виднеются на песке.

   Ещё одна интересная рыбка, которая часто встречается — это песчанка, по форме тела напоминающая вьюна. Она тоже имеет привычку зарываться в песок, только длинненькая головка на пару сантиметров высовывается из укрытия. За что, наверное, и получила своё название.

    То, вдруг испуганная, креветка выскочит перед тобой из песка и часто перебирая лапками и хвостовой частью пытается скрыться, но потом зависает своим полупрозрачным тельцем в толще воды, будто мотылёк машет крылышками.

   Но для рыбака наибольший интерес представляют песчанки и стаи мелкого саргана с игольчатыми носиками: давно замечено — там, где много песчанки и мелкого саргана, там обязательно крутится и лосось.

   И в третьих — поляризационные очки помогают увидеть рыбу, часто сопровождающую блесну, порой до самых ног. Поэтому блесну необходимо вести до конца: случались поимки совсем накоротке, в метре от рыбака.

 Однажды, я стоял на камне в море довольно далеко от берега и, не спеша, выбирая шнур, общался с таким же рыбаком, который, также как и я, стоял на камне, метрах в десяти от меня. Когда же я обернулся к своему спиннингу, то опешил от увиденного: блесна была в дух, максимум - в трёх метрах от меня, а за ней шёл крупный лосось.

   От неожиданности, инстинктивно сделал резкое движение спиннингом на себя, рыба испуганно резко развернулась и быстро ушла. Горячая волна прошла по всему телу и испариной осела на спине. Я поделился произошедшим с соседом и он сказал, что вчера у него была подобная ситуация и он в конце концов, всё-таки его поймал и посоветовал мне не сдаваться и, поменяв блесну, продолжить ловлю.

    Два часа я, не сходя с места, периодически меняя блёсны, тщетно «кипятил» воду. Фортуна не улыбнулась. Всю зиму я регулярно возобновлял попытки поймать рыбу своей мечты, но тщетно.

  Только вначале весны, мне всё-таки удалось победить проклятую тётку-неудачу. Была уже середина марта. С прогревом воды оживилась прибрежная мелочь. Чаще стали попадаться стаи мелкого саргана, выскакивала на поверхность песчанка.

   Лосось стал активнее гулять в прибрежной зоне, иногда выдавая себя бурунами, а порой и показываясь на поверхности. Часто посещая одно и то же, полюбившееся мне, место я обратил внимание на одну очень интересную и полезную особенность.

   Поимки рыбы происходили, примерно, в одно и то же время, на одних и тех же местах. Зная эту особенность, я старался подгадать время и место. И в конце концов это сработало.

  Я зашёл метров на семьдесят и стоял по пояс в воде. По моим наблюдениям с шести до семи на этом месте обычно случались поклёвки. Конечно, я был далёк от мысли, что это произойдёт со сто процентной вероятностью, но рыбак надеждой жив, надеялся и я.

   Три месяца приходил сюда, как на работу, ведомый всё той же надеждой, но пока впустую. Одна из самых уловистых блёсен считалась Тоби 20 грамм от шведской фирмы "Абу Гарсия"  . С неё я и начал. Вечер был на редкость тёплый и тихий. Иногда на поверхности появлялись буруны.

   Это очень будоражило воображение и придавало уверенность, тем более, что сосед слева только что поймал рыбку килограмма под два.Я продолжал веером обкидывать «свою территорию», меняя темп проводки, делая паузы, подыгрывая кончиком, и вдруг какая-то сила дёрнула за шнур с такой силой, что неслабый Лумис согнулся пополам, и подсечку делать уже было невозможно, чтобы не сломать удилище.

   Через мгновенье из воды вылетел серебряный слиток и с шумом плюхнулся в воду, первые несколько секунд я не смог сдвинуть рыбу с места, На мои попытки она отвечала мощными рывками. Хорошо со своими обязанностями справлялась катушка: фрикцион, который я уже успел ослабить, жалобно попискивая понемногу отдавал шнур.

   Спиннинг гасил резкие рывки лосося. Опыта борьбы с лососем у меня не было совсем. Я стал не спеша пятиться назад. Рыба упиралась сильно, но потихоньку поддавалась, перемещаясь то влево, то вправо и делая свечи. Сердце то замирает, то колотится где-то у горла и готово было выскочить.

  Со стороны слышу - кричат, чтобы не поднимал высоко конец спиннинга. Совет принимаю и держу снасть почти параллельно воде. Свечи прекратились. Как только лосось стал приближаться к отмели, силы у него удвоились и он, развернувшись, рванулся в спасительную глубину.

   Фрикцион жалобно запел, а я напрягся от испуга, ожидая схода. Но вот смот прекратился, рыба попыталась опять сделать свечку, но смогла только выйти на поверхность и шлёпнуть хвостом. И опять я сокращаю дистанцию между нами, и опять, как только её живот чувствует под собой дно, рыба с новой силой устремляется от берега.

   И опять я выслушиваю жалобы фрикциона. Не помню, сколько времени продолжалась борьба, сколько раз рыба делала смоты, но только они становились всё короче и короче. Да, вот это боец! Не утомим.

  Этот сгусток мышц бьётся за свою свободу до конца, пока, в конце концов, не сдался, и не завалился на бок. Когда же я его все-таки вытащил на берег, то оказалось, что блесны у него во рту не было, она выскочила, а рыба держалась на шнуре, которым всю себя обмотала.

    Я долго не мог справиться с рыбой и со своим волнением, и дрожью в руках. Счастье было безмерным. Рыба потянула на два килограмма и двести граммов. Я как ребёнок, сидя на песке, любовался красивым, мощным, совершенной формы, веретенообразным телом с красивыми чёрными метками по серебру и принимал поздравления друзей, совершенно обалдев от счастья. Много ли человеку надо?
04.12.2016 Калининград.


Рецензии