Дневник и фото - 1985
На общередакционной топтушке неосторожно сказал, что ни в одной литературе мира в год не пишутся 150 хороших рассказов. После чего главред сделал свой вывод: «Хотите предложить, чтобы наш еженедельник печатал не полтораста, а сто рассказов в год?». Боюсь, меня заподозрили в том, что хочу облегчить свою жизнь.
10 января 1985 г.
Сказал Гуковой, что завтра уезжаю в Ленинград к Конецкому, а Юля посетовала, что в прошлый раз мы с ней не выбрались к Сёмочкину. Ну так в чём проблема? – я же всегда выкупаю СВ за сутки. При этом даже не подумал, что вообще-то я женат, и кто что скажет...
11 января 1985 г.
Дети у Рудика и Тани совсем большие – насели на Юлю, чтобы рисовала им котов и собачек. Так их и оставил за уроком рисования, а сам убежал к Конецкому.
Разговор с Виктором Викторовичем замечательный! –
– Юмор – свойство молодости. До тридцати лет из меня потоки острословия фонтаном били. И флот, конечно, сильно повлиял – он ведь одной ногой стоит в воде, а другой в юморе. Но с возрастом чувство юмора неизбежно трансформируется, это и по гениальным людям видно. Посмотри на Чехова, Зощенко, даже на Шоу. Как они любили смеяться в юности, и куда это к зрелым годам делось? Чехов в последние годы вовсе перестал быть смешным, Зощенко стал трагическим... Если верить Киплингу, когда смеются слоны, они вообще не издают звуков. Стоят в тени пальмы и просто трясутся от хохота. А я и пальмой для смеха не обзавёлся.
17 января 1985 г.
Утром в субботу добрались до Выры – начали с дома станционного смотрителя, залезли на доделанную Ксан Ксанычем пожарную каланчу (двор обретает вполне завершённый вид). Половину ночи говорили с Сёмочкиным о том безобразии, которое творится в стране: ощущение исторического тупика, в который попали благодаря родной КПСС, и выхода из него не видно.
В воскресенье – прогулка с Ксан Ксанычем в Рождествено, вечером отметили Старый Новый год.
Понедельник и вторник – служебные дела в Питере: встречи с вдовой Фёдора Абрамова (Людмилой В. Крутиковой) и со Стеллой Лазаревной Абрамович (её книжка «Пушкин в 1836 году: Предыстория последней дуэли» – замечательная). Заглянули в мастерскую к Валере Мишину. В Доме книги выкупил у Люси сорок книжек Чернова «Оттиск», которых ему недостаёт (в Москве она уже разошлась).
Прощальный ужин дома у Ясновых.
-----
Вернувшись, только дома спохватился, что бухгалтерия «ЛГ» мой билет СВ для отчётности за командировку не примет, пришлось тащиться на Ленинградский вокзал, с рук покупать купейный у проводницы.
28 января 1985 г.
Два года носит мне рассказы симпатичный молодой прозаик Митя Верещагин, а пока дать ему дебют в «ЛитРоссии» не получается. Проза у него вполне годна – умеет подмечать детали, диалоги выдают отличную «магнитофонную» память. И наконец принёс рассказ на пять с плюсом, но... Но этот рассказ уже читали в «Смене», «Сельской молодёжи» и в «Студенческом меридиане» – везде отказы, и у нас тоже.
Митя трудится в ГАБТе рабочим сцены и однажды холодным зимним вечером поручили ему отвезти народной артистке СССР на дачу ценный пакет. Добирался несчастный порученец до загородного посёлка своим ходом, заблудился и вконец замёрз, когда дошёл до искомого порога.
Прима была одна на заснеженной даче: отборным матом покрыла тупую бухгалтерию, с живым человеком приславшую ей зарплату, в чём она не нуждалась; отогрела чаем с коньяком продрогшего курьера и уложила его на своих перинах. Сама, сказала, нынче спать не будет – ей нужно статью для журнала «Театр» дописать...
Ночью Митя проснулся, обнаружил на софе в гостиной спящую хозяйку, а на кухонном столе статью, которую сразу же прочёл. Прочитав – привычно принялся править текст, прямо поверх рукописных строчек. За этим занятием его и застала утром Прима: как ты, говнюк, вообще посмел мою писанину исчеркать?! Тут не сдержался Митя: ты на сцене Прима – царствуй, а на чужой делянке слушай, что понимающие в своём ремесле люди говорят. Умеешь ты быть своей – за кулисами и с рабочим поговоришь, и матом пошлёшь, если по делу. А эта статья твоя – для кого? Ты пиши – как говоришь, а говори проще – чтобы любому олуху понятно было. И с текстом в руках стал объяснять ей, почему нужно так, а не иначе. Прима пробовала поспорить, но скоро махнула рукой: наверно, ты по-своему прав. В конце концов, за статьёй приехал из журнала на машине нарочный, заодно и Митю в город увёз.
До этого места – рассказ как рассказ, вполне хорошо написанный, и незатейливое повествование Верещагина здесь вполне нормально заканчивается. Подлинной литературой его делает катарсис – через месяц на вахте ГАБТа рабочего сцены окликнул дежурный и передал записочку от Примы: «Говнюк, зайди в редакцию журнала и получи свой гонорар – я к этой статье никакого отношения не имею».
Рискнул, конечно, – приклеил к рассказу «собаку» и сдал Лейкину. На что Наум Борисович ожидаемо ответил: «Майя Михайловна здесь так узнаваема, что этот рассказ при её жизни никто печатать не станет». Увы.
За пять лет работы в «ЛитРоссии» – это только третий рассказ, который мне жалко возвращать.
2 февраля 1985 г.
Два дня в Питере – доделываю с Конецким наш диалог (по-моему, отличный!), снимаю его портреты (в прошлый приезд не до того было).
За шкафом в кабинете Конецкого торчком стоит рулон корабельных карт. Когда этажом ниже жил Олег Даль и наведывался к Виктору Викторовичу выпить, а его жена прибегала искать исчезнувшего мужа (далеко ведь в домашних тапочках не ушёл), артист прятался от благоверной в этом рулоне. Сегодня я попробовал сделать то же самое – не вышло: там и мальчик-с-пальчик не уместится. Как удавалось Далю – уму непостижимо.
Конецкий мытарит, как я понимаю теорию Шкловского о сходстве несходного и его термин «энергия заблуждения». Уже почти поссорились, когда Виктор Викторович примиряюще сказал:
– Я сам половины того, что Шкловский написал, вообще не понимаю.
16 февраля 1985 г.
Утром – за книжками к Ефимычу на завод «Калибр» (Герман Гессе, Эйдельман), потом – субботние домашние хозяйственный хлопоты. Тоска и мерихлюндия. Только и отдушина – играть с Вероникой.
21 – 23 февраля 1985 г. / Рязань
Три дня в Рязани на приработках. По пять выступлений в день – постарался Толя Овчинников: все аудитории институтские или в библиотеках, слушают хорошо.
Поскольку в этот раз я один и ненадолго, Толя мне гостиницу снимать не стал – поселил у себя. Дом у него обкомовский, один подъезд отдали местной «элите», и в соседях у Овчинникова – прозаик Боря Шишаев и поэтесса Нина Краснова. Которые, понятно, в последний вечер заявились с бутылками. Большого труда стоило сдержаться и не нахамить обоим (не стал ссорить их с Толиком): мнения Бори и Нины обо всём, что происходит в стране, равно и суждения о литературе, столь убоги и убойны, что даже спорить бесполезно. Что оба антисемиты – это само собой: можно подумать, евреи оккупировали Рязань и строят козни всем местным патриотам... Господи, как же тут можно жить?!
25 февраля 1985 г.
Выборы в Верховный Совет РСФСР. Смотреть на это действо страшно: Кучера держат под руки, и репортаж вглядит так, будто его Травкин снимал в павильоне «Мосфильма»: ей-ей комбинированная съёмка.
26 февраля 1985 г.
Толя Кобенков прилетел на юбилей «Сельской молодёжи» и сразу ушёл в запой. Идиотия в том, что если я могу терпеть Толика в любом состоянии, то моя жена к этому никак не готова – забрала Веронику и уехала к родителям. Кобенков понимает, что причиняет нам неудобства, но сделать с собой ничего не может.
11 марта 1985 г.
Новым Генеральным секретарём избран Михаил Горбачёв.
12 марта 1985 г.
За год своего царения Кучер успел наделать много: вернул семье Брежнева всё, что у них отобрали (в т.ч. Гале – коллекцию бриллиантов), восстановил в партии Молотова, придумал город Устинов, начал выпускать из тюрем посаженных туда Андроповым. Спасибо хоть Сталина не реабилитировал...
Завтра его зароют – и всё. (Всё ли?)
5 апреля 1985 г.
Вышла моя беседа с Виктором Конецким («Пятьдесят на пятьдесят»).
-----
В редакцию пришёл симпатичный парень Денис Новиков: оставил подборку стихов – замечательную, но это никак не для «ЛитРоссии». Вечером у меня с хорошей компанией: смотрели на видео «Репетицию оркестра» и «Город женщин».
-----
Умерла Динара Асанова. Которую запомнил после картины «Не болит голова у дятла», показанной нам на совещании молодых писателей в Софрино в 1975-м. Во ВГИКе училась у Ромма, свою дипломную короткометражку сняла по рассказу Вал. Распутина, распределилась на «Ленфильм». Сняла десять художественных фильмов, не считая документальных, и после «Пацанов» ей вдруг стали нервы трепать, что, видимо, и определило внезапную кончину (похоже, теперь 42 года становятся трагическим рубежом не только для мужчин).
7 апреля 1985 г.
В редакцию позвонил странный человек с вопросом: как «Литературная Россия» отмечает 50-летие Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», по которому высшую меру наказания разрешили применять к детям, начиная с 12-летнего возраста. Никак не отмечаем – «не наша тема», как говорит Наум Борисович. (А чья?)
9 апреля 1985 г.
Пленум Правлений творческих союзов (к 40-летию Победы). Ждали выступления Михаила Горбачёва, но он только присутствовал – сидел во втором ряду, светясь своим родимым пятном («Меченый» – прозвище ему уже прилепили).
Вечером звонил Конецкий – он в Москве на пленуме, но повидаться и выпить за отличную публикацию нам не удастся – возбуждённый, забегавшийся: сейчас все в ожидании скорых перемен.
14 апреля 1985 г.
Пасхальную службу отстоял в Храме у Рижского вокзала с Володей и Олесей. Утром пошли к ним разговляться с друзьями, всего человек десять. По пути разговаривал с 13-летним мальчиком Сашей, мама которого Наташа вышла замуж за американского слависта и уехала в Штаты. Спросил, собираю ли я до сих пор модели железных дорог. Похвастался: отчим ему тоже подарил железную дорогу. Нет, не на 12 или 16 мм – «настоящую» (акции жел. дор. компании). Вот таков он – ИХ образ жизни.
25 апрель 1985 г.
Заглянул Берестов – за газетами и гонораром. Сидеть в редакции не хотелось, пошли на Цветной бульвар. Спросил, ждёт ли он от очередного генсека чего-то путного. «Не только жду, но и уже дождался», – довольно сказал Валентин Дмитриевич.
Этим летом истекает срок аренды переделкинского дома Чуковского, а это значит, что писательская братия снова возобновит борьбу с семейством дедушки Корнея, намереваясь отдать мемориальную дачу очередному нуждающемуся литгенералу. Воспользовавшись приходом Горбачёва, Берестов написал на его имя письмо, надеясь на участливый ответ (одновременно с Михаилом Сергеичем учился в МГУ, и хоть с комсомольским функционером университета знаком тогда не был, тот мог поэта помнить – имя Берестова в те годы уже пользовалось в стенах ликбеза достаточной известностью). Через неделю после отправки письма Берестову поздним вечером позвонил референт генсека – сказал, что его послание получено и прочитано, нужно уточнить некоторые детали. Например, представляет ли детский писатель все трудности, связанные с созданием музея, особенно в столь щекотливом случае, когда в экспозицию явно напрашивается дружба Корнея Ивановича с Солженицыным, да и прецедент создавать опасно – родственники Пастернака на очереди с такой же многострадальной музейной идеей... И тут Берестов подарил референту эпохальную фразу:
– А вы скажите Михаилу Сергеевичу, что если Пастернака ценят в основном люди культурные, то Чуковского в нашей стране знают все неграмотные!
Очевидно, последовала томительная мхатовская пауза, пока референт переварил услышанное и переспросил:
– Разве в нашей стране есть неграмотные?
– Конечно, и очень много. Все дети!
Можно вообразить, с каким шиком назавтра же референт ввернул эту фразу генеральному секретарю – естественно, от себя, находчивого, заранее просчитав изумлённый вопрос Горбачёва и красиво подав «свой» ответ.
26 апреля 1985 г.
Умер Сергей Юткевич. Автор ленинских мифологий, одну из которых я просто люблю, хоть и знаю всю её лживость – «Рассказы о Ленине», где солдат Мухин спасает Ильича в Разливе, и третья новелла про девушку Сашенцию, которая ухаживает за раненым Лениным и содействует проникновению к нему механика, который чинит вождю «вражеское» радио…
7 мая 1985 г.
За Берлинскую операцию быть бы Павловскому Героем Советского Союза, но при штурме вокзала проворонил фаустпатронника в своём тылу и потерял весь орудийный расчёт, так что удостоился лишь пятого ордена. Накануне 40-летия Победы получил из ГДР открытку-поздравление от пионеров-эфдеёдлеровцев, с прелестными грамматическими ошибками:
«Дорогой Пиня Исаакович. Поздровляем Вас! Мы знаем, что Ваша пушка
обеспечила подход совеских танков к Рейхстагу врезультате чего был целиком
разрушан Берлинский вокзал. Такие солдаты, как Вы, обеспечили Победу над
гитлерисмом. Желаем Вам крепкого здоровья и успехов в труде!
Берлинский вокзал досих пор не восстановлен».
Ай да Павел Исаевич!
27 апреля – 25 мая 1985 г. / Гульрипш
Приехал с рукописью своей книжки – редакционные замечания не то чтобы серьёзные, но всё-таки требуют доработки. Вообще есть желание переписать всю свою книжку от начала до конца – то, что неплохо выглядело в двадцать, в тридцать пять лет совсем бедновато, но тут уже ничего не поделаешь.
5 мая 1985 г.
Утром рядом с берегом появились дельфины – за их играми можно наблюдать часами: кажется, что они сбежали из дельфинария – режиссура великолепная! Обитатели Дома творчества любуются дельфинами из своих лоджий, то и дело награждая ...(чуть не написал «рыб») животных аплодисментами.
9 мая 1985 г.
Не работается – поехал в Новый Афон. Потрясающая экскурсия в пещеру, где за миллион лет разве что сталактиты стали длиннее и красивее. Невероятное ощущение, когда в абсолютной темноте ступаешь по шаткому железному мосту, вдруг зажигается свет, и ты обнаруживаешь себя парящим над пропастью...
15 мая 1985 г.
В этот заезд в Доме творчества «ЛГ» никаких интересных персонажей нет – все путёвки администрация отдала подшефному молдавскому колхозу. Правда, ненадолго появились «одинокий скрипач с дочерью» – статный седовласый старец с очень красивой девушкой лет 18-20-ти и с десятком чемоданов. На завтрак девушка пришла в столовую в лазурной кофточке с блёстками – после обеда в таких кофточках красовались пятеро молдаванок. Вечером в кинозале «дочь скрипача» щеголяла в брючной джинсовой паре – поутру три молдаванки форсили в таких же. А на третий день «скрипач» с дочерью и с чемоданами уехали (Автандил сказал, что отбыли в Поти: здесь им совсем скучно). Глядя, как «скрипач» укладывает свой спекулянтский товар в поданную ему машину, я вдруг подумал, что он очень похож на Георгия Гулиа, и в тот же момент кто-то спросил: «Это, случайно, не писатель Нагибин?» (этакий собирательный образ стареющего плейбоя).
18 мая 1985 г.
Горбачёв начал, как Наполеон, зная, что драконовские меры нужно применять на заре правления – потом будет не до них. И вчерашнее Постановление об ужесточении борьбы с пьянством ничего хорошего не сулит.
Поскольку я сейчас в Доме творчества «ЛГ» единственный журналист, ко мне с утра явилась депутация Верхнего Гульрипша – принесли замусоленную газету в карандашных вопросах и попросили объяснить всё, чего не понимают:
– Тут написано, что запрещено производство и хранение в больших количествах домашнего вина и чачи. А большое количество – это сколько? Вот у меня дома сейчас восемьсот литров вина и двести бутылок чачи, на всякий случай, – разве это много?
И ни только не разобрались, но вообще запутались. Старый грузин сказал:
– Мы не о вине беспокоимся. Мы боимся, что виноградники вырубать начнут.
После ухода депутации, в углу комнаты остались две канистры с вином и пять закатанных «под боржоми» бутылок с ртутно блестящей жидкостью, которые увезти в Москву теперь наверняка не получится.
21 мая 1985 г.
Женя Бирина (второкурсница журфака МГУ), её рассказ про семью Рыбникова и Ларионовой (она дружит с их младшей дочерью Ариной, которую я сам помню первоклашкой – в нашей 606-й школе звонила мне «последний звонок», а теперь ей уже 24). В Марьиной Роще эта актёрская семья по звёздности превосходила чету Лиз Тейлор и Ричарда Бартона, и по рассказам Жени получается, что жизнь советских кинозвёзд полна драматизма (вот с кем с удовольствием поговорил бы под диктофон, так с Николаем Рыбниковым – отличный актёр).
25 мая 1985 г.
Когда улетал в Москву, в Сухумском аэропорту на посадке висело совсем свежее объявление: «За провоз самодельного вина и чачи – штраф 50 рублей». Вино у меня было в красивом пятилитровом бочоночке, и таможенник сделал вид, что его не заметил, а едва моя сумка выехала из рентгена (на экране высветились пять бутылок – с ткемали, сацебели и две прозрачные), чиновник точно выудил «боржомные», качнул их (чача медленно стекала по стеклу), поставил обе в сетку под столом, а из соседней достал замену – натуральный газированный «Боржом».
– И какая разница? – спросил я.
– Хотите, чтобы мы открыли ваши? – переспросил чиновник, косясь на плакат.
– Нет, конечно.
– Так счастливого пути! И с бочонком в Москве поаккуратнее.
Во Внукове такого досмотра пока нет.
5 июня 1985 г.
На широкий экран выпустили «Агонию» Элема Климова, с которой сняли наконец цензурный запрет. Алексей Петренко гениальный актёр: сцена, где он выковывает на коленке елдак, – золотой фонд мирового кинематографа.
27 июня 1985 г.
С Поздняевым навестили Чухонцева. Увидев Олега Григорьевича в домашнем халате с кистями, Миша не сдержался: «Ну вылитый гоголевский старосветский помещик!» и Чухонцев в долгу не остался: «То-то гляжу, Добчинский с Бобчинским пожаловали!».
Был в хорошем настроении – без всяких уговоров прочитал новые (пицундские) стихи. Когда говорили о литературе, предложил своё определение советского метода: «Социалистический реализм – это попытка создать реальность на основе второй реальности» (теоретиков вряд ли устроит, но по сути абсолютно верно).
1 июля 1985 г.
Пленум ЦК КПСС выпроводил на пенсию питерского градоначальника Г. В. Романова, который в Ленинграде почти десять лет правил без всякого удержу: Горбачёв начал убирать самых одиозных чиновников.
9 августа 1985 г.
Сегодня заседала шахматная федерация – обсуждали поведение Каспарова и его «выпады» в западной печати. Похоже, из парня всеми силами хотят сделать невозвращенца, как Корчного.
19 сентября 1985 г.
Самомнение Вениамина Смехова не знает границ – уверен, что название его рассказа «СУПРУГОВОРОТ» замечательное, и разубедить в этом невозможно. Понимая, что все мои аргументы Вене мимо ушей, я попробовал науськать на него Лейкина, который только плечами пожал: «Сами этого актёра зачем-то привели, сами с ним и работайте! Он и актёр-то никудышный!»...
13 октября 1985 г.
Хотел Кир Булычёв получить гонорар (с февраля лежит – за рассказ «Любимый ученик чародея»), а деньги не выдают – выписали не на паспортную фамилию, а на псевдоним. Пошли к ответственному секретарю. Лейкин пожал плечами:
– Можейко так Можейко.
– Это еще не всё, – говорит Булычёв. – По документам я не Кир, а Игорь Всеволодович.
– А Кир откуда взялся?
– Мою жену зовут Кира.
Тут ответсек не сдержался:
– Превратили литературу чёрт знает во что!
20 октября 1985 г.
Во Внуково у Георгия Семёнова. Замечательный прозаик и собеседник отличный! И тема у нас богатая: «Пишу свою Москву».
22 октября 1985 г.
4-го октября Чернов пошёл в ДК им. Горбунова на литературный вечер «Москва, я думал о тебе!», а попал на сборище общества «Память», где едва не был бит за длинный язык. Шум поднялся большой, и сегодня с Андреем встретился человек с площади Дзержинского – поблагодарил за информацию (будто бы ничего они не знали) и предложил... сотрудничать. Кода.
9 ноября 1985 г.
Гарик Каспаров – ЧЕМПИОН МИРА.
12 ноября 1985 г.
Проездом Толя Кобенков. С воспоминаниями, как забирали его из сумасшедшего дома, куда увезли прямо с лекций в Литинституте: ворвался в класс и принялся закрывать окна – будто по всему Тверскому бульвару понавешали динамиков, из всех орут: «Кобенков графоман!». На перемене появились два санитара в белых халатах – говорят: поедем с нами, поищем, откуда крик... Спохватились мы, что нет Кобенкова, только на следующей сессии: позвонили в Иркутск, а там сказали, что он домой ещё и с прошлой сессии не вернулся. Еле-еле нашли Толика через медицинское справочное бюро. Взяли машину, погрузили в неё проректора Женю
Сидорова, поехали на Соловьёвку, кое-как забрали Кобенка с собой. Он тогда молчал целый день, пока сказал: «Я думал, что вы все про меня забыли. Соседи по палате говорили: ты тут остался с концами!..»
26 ноября 1985 г.
Марина Дюжева – с рассказом, как её уговорили выступить на киношном пленуме молодых кинематографистов. Забавная тенденция: сегодня начинают выдвигать на первый план людей, которые сами прежде никуда не лезли и никакой грязью себя не замазали. Так и узнаёшь, кто есть кто.
7 декабря 1985 г.
В понедельник прилетел Марсель Марсо, сегодня я должен был делать с ним беседу, а он позавчера угодил в больницу с прободением язвы желудка (Погожева в роли толмача с Марсо в Боткинской днюет и ночует). Не везёт великому миму в СССР: восемь лет назад за балаган на Красной площади его отсюда буквально выперли, а теперь не знают, как живым во Францию отправить.
10 декабря 1985 г.
Подписал договор с «Советским писателем» – ура, книжка тронулась!
12 декабря 1985 г.
Писательский съезд. Одно из лучших выступлений – Евтушенко: умеет Евгений Александрович возмутить протухшее болото. Распутин и Белов по-прежнему о своём сокровенном, которое как бы на другой стороне Луны – в Москве их провинциальные проблемы кажутся несущественными: столица, как всегда, живёт полной жизнью в пределах окружной автодороги.
Писатели постепенно просыпаются – согнали аплодисментами с трибуны Егора Исаева, Расула Гамзатова, Михаила Алексеева (даже Михалков взорвался: это чёрт знает что!). Да, забавно съезд проходит: «инженеры человеческих душ» снова ощутили себя «колёсиками и винтиками» хоть какого-то дела.
24 декабря 1985 г.
В редакцию привезли фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах». Отличное кино! И какой смысл в том, что он 14 лет пролежал на полке в спецхране?
ФОТО: «ЛитРоссия», редактор отдела по борьбе с молодыми авторами / Москва, зима 1985 г.
© Georgi Yelin / Съёмка Жоры Бове
ФОТОАЛЬБОМ к дневнику этого года – все 24 снимка привязаны к датам:
https://yadi.sk/a/BDFHoxVVIfuiOQ
–––––
Свидетельство о публикации №216122000993