Иордания. Записки иностранки. Карак

Часть 3
Карак

В воскресенье 18-го декабря этого года в городе Карак в Иордании в окрестностях средневековой крепости крестоносцев было совершено террористическое нападение, в результате которого  несколько человек погибло и несколько десятков были тяжело ранены, в их числе охрана замка, несколько местных жителей и иностранные туристы.

Ответственность за совершенное злодеяние пока никто на себя не взял, однако случившееся несчастье сильно пошатнуло репутацию Иордании, как ‘оазиса стабильности посреди бушующих стихий региона’. Вне сомнения, это отразится и на туристическом бизнесе страны.

Нельзя сказать, что крупные масс-медиа проигнорировали это событие, однако и надлежащей реакции со стороны мирового сообщества не последовало. Воскресный теракт в Карак прозвучал, как легкий отголосок хаоса, царящего сейчас на Ближнем Востоке, и как далекое напоминание о минувших веках.

Карак - это небольшой городок на пути от Мертвого моря к заливу Акаба. Городок, построенный из желтого камня, как и большинство населенных пунктов в Иордании, с низкими двух-трехэтажными домами, узкими улочками, круто уходящими вверх, маленькими овощными и сувенирными лавками, пряными запахами специй, бесчисленными кафетериями с ароматным арабским кофе и наргиле, пассажами со свежевыжатым соком, непритязательный вид которых вполне компенсируется незабываемым вкусом благодатной жидкости, утоляющей жажду и ублажающей вкусовые рецепторы утомленных знойным солнцем путников. Ярко разодетые молодые девушки контрастируют со старшим поколением женщин, предпочитающих простую черную чадру. Этот городок так гармонично сливается с окружающим пустынным пейзажем, что в зыбкой дымке раскаленного воздуха и бурой пыли вполне может показаться призрачным миражом для измученных солнцем глаз. И над этим маленьким чудом человеческой цивилизации возвышается старинная крепость двенадцатого века, построенная здесь крестоносцами для утверждения своих позиций на Ближнем Востоке.

Прошло несколько лет с тех пор, как мы посетили эти места. Дорога на Карак, хотя и проходит через типичную среднеазиатскую пустошь с горячим сухим воздухом, каменистыми холмами и крутыми бурыми откосами, на которых, как пчелиные ульи, прилепились дома и мечети; облагороженная редкими кустарниками и пальмами, покрытыми пылью, эта дорога все же не лишена романтики.

Если свернуть со скоростной трассы, не доезжая каких-нибудь тридцать километров до Карака и всего в получасе езды от Мертвого моря, то можно смело снять запыленные ботинки и освежить разгоряченные ступни ног в прохладных водах водопада, впадающего в небольшую горную реку. Это Вади бин Хаммад - сказочная долина, расположившаяся между двух отвесных скал, затерявшаяся среди гористой пустоши.

Прозрачная, отливающая бирюзой вода обдает лицо долгожданной свежестью и прохладой, сквозь нее легко просматривается каменистое дно. Скалистые откосы покрыты густой зеленью и напоминают тропические джунгли. Низкие, уходящие под воду своды пещер темными отверстиями зияют на гладких, причудливых формах скал, как будто вылизанных временем, водой и ветром. Если повезет, то на скользких камнях можно увидеть небольшого розового краба, неуклюже карабкающегося куда-то по своим делам. Этот маленький кусочек рая среди пустыни позволяет не только освежиться и набраться сил перед тем как преодолеть последний отрезок пути к средневековой крепости, но также дает некоторое представление о том пути, который когда-то проделали крестоносцы в тщетной попытке подчинить себе Левант.
Этот мир, совсем чужой и непонятный для западного созерцателя, полный тайн и неожиданных сюрпризов, открывается не сразу. Каждая пядь земли здесь насыщена историей, переполненной героизмом и вероломством, самопожертвованием во имя веры и жаждой славы и власти. Честь и предательство здесь сплелись в один клубок, отражаясь в местном фольклоре - сказках и легендах бедуинов, и древних руинах того, что когда-то служило символом силы и неограниченной власти.

Карак расположен на стратегически важном участке земли - всего полчаса езды на восток от Мертвого моря. Через него проходил путь караванов и пилигримов из Сирии в Египет и Мекку. Отсюда крестоносцы могли контролировать как торговлю, так и кочующие в округе бедуинские племена. Построенная в 1140-м году, твердыня до сих пор поражает воображение своей внушительностью и неприступностью. Это массивное сооружение с толстыми наружными стенами и рядом внутренних укреплений, в лабиринтах которого можно запросто потеряться. Крепость возвышается на вершине крутого холма, в который как будто вросли корнями тяжелые гладкие стены, и остается только восхищаться стратегическим гением Саладина, которому удалось ее взять в 1188-м году. Многие части крепости не дожили до наших дней, однако заметны и следы более поздних укреплений мамлюков.

Крепость Карак, хотя и является одной из множества подобных укреплений крестоносцев 11-12 веков на территории тогдашнего Леванта, все же  отличилась историей, достойной отдельного упоминания. С широких дворов цитадели открывается отличный вид на город и окрестности. Замок был построен в типичном для крестоносцев стиле - сочетании западно-европейской, византийской и арабской архитектуры. Массивные стены укреплены башнями и сводчатыми пассажами с узкими бойницами. Верхний двор гораздо больше пострадал от атак и стихий, в нижнем же дворе расположился Археологический Музей Карак, открытый здесь в 2004-м году и собравший в себе удивительные экспонаты с доисторических времен вплоть до Исламской эры. В подробностях представлена здесь история военных действий между крестоносцами и мусульманами. И можно просто пройтись по длинным каменным коридорам, отдающим прохладой и временем, и вдохнуть историю. И гулкое эхо шагов еще долго останется висеть в воздухе, где так причудливо переплелись прошлое и настоящее.

В 1176 году, после 17 лет заключения, из тюрьмы Алеппо был выпущен на свободу Рено де Шатильон. Современники описывают его как: “худший из крестоносцев”, “принеприятный тип”, “самый вероломный из франков и опаснейший из них” (Аль Атир), брутальный, циничный, бесстыдный, “способный восславлять своего мастера сейчас и вонзить ему нож в спину завтра”. Ничто не было для него помехой на пути к достижению поставленной цели. Он не только добился немилости Византийского императора и вынужден был идти с повинной, но и посрамил патриарха Кипра в погоне за наживой для финансирования своих предстоящих воен.

Узнав, что жена его умерла, а дети были отправлены в Константинополь для приготовления к браку с византийскими аристократами, не теряя времени даром, Рено женился на Стефании, вдове погибшего в 1174-м от рук Асассинов Миля де Планси, став таким образом законным и полноправным правителем крепости Карак. Эта мощная крепость имела для него первостепенное значение - связующее звено между Меккой и Дамаском, она предоставляла ему отличную возможность грабить проходящие мимо караваны и нападать на пилигримов, тем самым не только обогащаясь, но и вымещая на них накопившуюся за годы заключения ненависть к мусульманам, а также нанося ущебр авторитету своего главного врага Саладина, лидера объединенных территорий Исламской империи (Египет, Сирия, Хиджаз).

По характеру полный антипод Саладина, прославившегося щедростью, великодушием и благородством не только среди мусульман, но и среди своих врагов христиан, Рено был отправлен в заточение еще Нур ед-Дином Зенки, предшественником Саладина, и выпущен погрязшими в междуусобице правителями Алеппо в обмен на военную поддержку Иерусалима.

В то время как Саладин (он же Салах эд Дин, он же Юсуф бин Айюб) посвятил свою жизнь объединению мусульман, Рено де Шатильон был одержим - нет, вовсе не единением христиан, а самой банальной жаждой наживы и власти.

В 1183-м году, через два с небольшим года после подписания мира между Саладином и королем Иерусалима, из своего замка Карак Рено организовал вопиющий и неслыханный прежде акт вандализма, захватив сначала портовой город Еилат, на юге современного Израиля, и оттуда организовал поход на Медину, который, впрочем, закончился в окрестностях Джедды, где крестоносцев настигла армия одного из генералов Саладина. Захватчики были обезоружены, награбленное добро возвращено владельцам, однако самому Рено удалось бежать. Заплатив местным бедуинам, крестоносцы пытались укрыться в пустыне, но мусульмане, следовавшие за ними по пятам, заплатили бедуинам вдвое больше, и те быстро выдали им места укрытий крестоносцев. Правда, самого Рено с ними не оказалось. Подобное отсутствие привязанности к чему-либо, кроме собственного клана, существует у бедуинов и сегодня.

После этого события среди мусульман поползли слухи, будто Рено организовал свой поход на Медину с единственной целью - эксгумировать могилу Пророка и выставить его мощи для всеобщего обозрения в своем замке Карак. Более сдержанные источники предполагают, что своей заранее обреченной на провал операцией Рено хотел продемонстрировать собственную силу и независимость от Иерусалима, а также тот факт, что исламские святыни были для него не более, чем географическими объектами. Так или иначе, у Рено был достаточный запас безумства, чтобы затеять подобное предприятие, какова бы ни была его истинная цель.

После этого случая Саладин поклялся самолично отправить Рено на тот свет. Эту клятву он повторит в 1187-м году, когда Рено, снова игнорируя мирный договор между мусульманами и христианами, организует набег на пилигримов в период “запрещенных месяцев” (с середины марта по середину апреля - месяцы, когда в исламе запрещены военные действия). Это стало кульминацией взаимоотношений двух лидеров, а также наложило некий личностный отпечаток на их дальнейшие противостояния.

Первая попытка Саладина взять Карак в 1183-м закончилась неудачей. Однако любопытен тот факт, что в то время, когда мусульмане окружили крепость, Рено принимал важных гостей по случаю намеченной свадьбы сына Стефании и византийской принцессы. Узнав, в каком крыле замка находятся молодожены, Саладин приказал своим солдатам развернуть баллисты, нацеливаясь на противоположное крыло.

Позже, в 1184-м году, с новой стратегией, выстроив крытые коридоры для прикрытия саперов, которым удалось частично подорвать укрепленные стены, и уравняв с землей окружающий крепость ров, Саладин снова попытался взять Карак, однако на подмогу Рено поспешила армия из Иерусалима.

В июле 1187-го года, после битвы при Хаттин, которая закончилась победой мусульман, Рено, этот “Каракский тиран” (из письма Саладина к халифу), был обезглавлен. Готовясь преподнести ему чашу с водой (знак помилования), Саладин упрекнул Рено в нарушении мирного договора, на что последовал грубый и высокомерный ответ правителя Карака: “Короли всегда поступали так!” Этот ответ решил его судьбу. Передав чашу Ги де Лузиньяну, королю Иерусалимскому в знак того, что ему сохраняется жизнь, Саладин приказал казнить Рено. От усталости или незнания обычаев, напившись, Ги передает чашу Рено, на что Саладин замечает: “Это ты дал ему воду, не я”.

Карак перешел в руки мусульман только в 1188-м году, через год после взятия Иерусалима. Интересен тот факт, что в 1187-м году вдова Рено Стефания находилась в Иерусалиме во время его взятия мусульманами. В обмен на свою свободу, а также освобождение из тюрьмы своего сына Хемфри, взятого в плен ранее во время битвы при Хаттин, Стефания обещала отдать Саладину крепость Карак. Однако, вернувшись домой, она встретила сильное сопротивление среди военной элиты Карака и, не в состоянии выполнить своего обещания, отправила сына обратно к Саладину. Тронут ее верностью уговору, Саладин освободил Хемфри без дальнейших обязательств.

История замка Карак и его обитателей, одновременно интригующая и поучительная, оставляет широкий простор для фантазии. И если попытаться вернуться во времени на несколько столетий назад, то можно представить себе весь накал страстей, царивших в средние века вокруг этой крепости. Остается только желать, чтобы эти страсти не повторились, чтобы мир вернулся на Святую Землю, а все остальное стало историей.


Рецензии
среднеазиатскую?????

Есть отклонения от норм языка.

Как крестоносцы называли Карак?

Зус Вайман   08.07.2022 18:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.