Исповедь вегетарианца

                Животные — мои друзья. Я не ем своих друзей. /Бернард Шоу/*



        Если бы мне задали вопрос: «Оглядываясь назад, что Вы хотели бы изменить в своей жизни?», сейчас я уже не стала бы отвечать, как раньше, что оставила бы всё как есть, какой бы жизнь моя ни была. Сейчас я уже точно знаю, от чего отказалась бы в ней навсегда и бесповоротно. Я не стала бы есть ничего из того, что готовится из мяса животных, из рыбы. Собственно, много мяса я никогда и не ела, а если и ела, всегда с чувством вины. Были и периоды полного отказа от него. Первый раз это случилось лет в тринадцать. Я гостила в деревне у бабушки, и на моих глазах был зарезана курица — «на суп». Моя реакция в виде полуобморока городской кисейной барышни очень насмешила мою троюродную сестру, одних со мной лет, которая живность помогала ловить, а потом держать. Для деревенских жителей это обычное дело. Из курицы был сварен жирный наваристый суп, кстати, в честь нашего с мамой приезда. Полдеревни приглашённых ели его, нахваливая. Я сидела за столом подавленная, всё ещё под впечатлением сцены казни ни в чём не повинной птицы, и от похлёбки отказалась. «Жалко курочку?» — понимающе улыбнулась моя троюродная сестра. Кто-то рассмеялся, кто-то принялся подшучивать надо мной. Я встала из-за стола и поспешила покинуть комнату, чтобы никто не увидел предательских слёз.

        Так я в первый раз стала вегетарианцем. Несколько лет не ела мясного, в школьной столовой котлеты и сосиски отдавала одноклассникам. К счастью, в моей семье в отношении еды никогда не было диктата со стороны взрослых, мой выбор восприняли достаточно спокойно, к тому же много мяса у нас и не принято было есть. Позже, начитавшись о страшных последствиях недостатка белковой пищи животного происхождения, я, смирившись с «необходимостью», вернула мясо и рыбу в свой рацион, но, повторюсь, в очень небольших количествах. Чувство вины при этом не покидало меня никогда.

        А потом был Поль Брэгг. Помните повальное увлечение его проповедями, зовущими к здоровому образу жизни? Меня они вновь вдохновили на вегетерианство, на этот раз с отказом от всех продуктов не растительного происхождения. Правда, на фруктах, овощах и злаковых я продержалась недолго, и вскоре вернула себе право на кисломолочные продукты, иногда яйца. Кстати, и Поль Брэгг не был вегетарианцем в чистом виде, но крайне редко употреблял в пищу мясо, рыбу или яйца. Я же от мясного тогда снова полностью отошла, на несколько лет — вплоть до замужества.

        По иронии судьбы, человек, с которым я отважилась известными узами связать свою жизнь, оказался безнадёжнейшим из мясоедов. Мог съесть целую курицу за один присест. Он вырос в семье, где царил культ мясной пищи. Всё, что готовилось не из мяса, едой не считалось. Его мама обожала рассказывать о том, как любимый сын с полугодовалого возраста пристрастился к сосискам. Я слушала эти рассказы с ужасом, ещё не вполне осознавая, что мне предстоит жить годы в атмосфере непонимания моего отношения к мясоедению. В семье, где мясное было принято есть на завтрак, на обед и на ужин, на меня, отказывающуюся от всех этих «вкусностей», смотрели как на сумасшедшую. Впрочем, в душе всех, конечно, устраивали мои странности — ведь им доставался «лучший кусок».

        И ещё одна ирония судьбы. Печальная. По выходным у нас с мужем была обязанность выезжать на садово-огородные работы, на дачу его мамы. Начало 90-х, добирались электричкой. К станции от дома шли пешком мимо каких-то производственных строений, до того страшных в своей серости, что даже не было желания поинтересоваться, что там находилось и происходило внутри. Однажды я услышала со стороны тех строений жуткие звуки. Это было похоже одновременно на крик и на стон, глухим протяжным гулом отдающийся в каком-то невидимом огромном и замкнутом пространстве, словно из другого мира. Я, ещё плохо тогда знающая район, спросила у мужа, что это за звуки. «Мясокомбинат, бойня», — ответил он.
 
        Страшнее звуков я не слышала в своей жизни. Я никогда не видела ничьей смерти, если не считать той курицы из детства... справедливости ради, замечу, что в момент, когда ей отрубали голову, я всё-таки отвернулась, чтобы не видеть. Но, идя к станции на электричку мимо скотобойни, я слышала смерть. И помню это неосознанное тогда ощущение жути и несправедливости бытия, когда так рядом два мира: в одном — солнце, лето, ласковый тёплый ветер и мы, молодые, живые и полные надежд; в другом — глухая замкнутось бездны из ненужной никому вселенной страха, боли и отчаяния.

        Можем ли мы, люди, называть себя разумными существами, если не видим ничего дурного в том, что уподобляемся «неразумным» в мясоедении? Оправдывая его тем, что следуем закону природы, закону выживания?
 
        Могу ли я назвать себя существом разумным, если, услышав потрясшие меня жуткие стоны предсмертной тоски несчастных животных со скотобойни, вскоре вернулась к употреблению мясного? Вернулась, когда узнала, что стану мамой. В те времена вегетарианство воспринималось иначе, нежели сегодня. Ради нормального развития плода, убеждала меня медицина, я обязана иметь в рационе белок животного происхождения.
 
        Снова мясо, но понемногу. И всё то же чувство вины.

    Но сегодня меня уже ничто не заставит есть убитых животных. Я знаю это абсолютно точно. Я знаю это с того самого момента, когда в октябре 2016 года две никому неизвестные доселе хабаровчанки наутро проснулись знаменитыми. Все, конечно, понимают, о чём, о ком речь. Да, о тех самых «живодёрках», которые своим садистким обращением с несчастными домашними животными вызвали волну негодования по всей стране. И в море всенародного возмущения для меня не утонул лишь один, непохожий на все остальные, крик души. На одном из форумов в интернете, где народ требовал справедливого возмездия для «живодёрок», кто-то задал вопрос: «Почему мы любим и жалеем одних, но убиваем и едим других?»
 
        Послушайте, если мы требуем для кого-то наказания за жестокое обращение с животными, то наказаны должны быть мы все. Те, кто вешает животных ради забавы, что не прощается законом. Те, кто ради забавы стреляет в птиц, когда это разрешено законом. Те, кто ловит рыбу и варит из неё уху. Те, кто убивает для нас животных на скотобойне. Те, кто готовит из них еду для нас. И мы — те, кто ест её, с любовью приготовленную, красиво поданную на стол. Если наказывать, то всех нас, вместе взятых. Поймите, я не пытаюсь оправдать неразумные и не поддающиеся никакому пониманию действия хабаровчанок, но я прошу задуматься, а чем мы лучше их, наказанных, если «наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные». Об этом еще более ста лет назад (!) писал великий вегетарианец Лев Николаевич Толстой. И мы ещё смеем после этого говорить о своей высокой духовности, о цивилизации, культуре, о том, что мы Homo Sapiens и что человек есть царь природы? Если человек и царь природы, то пока ещё он её кровавый царь, и здесь воистину лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

        Мы живём, обманывая себя оправданиями. Мы говорим, что нам необходимо есть мясо, чтобы быть здоровыми и выживать. Как будто кто-то умер через месяц, через год или через десять лет после отказа от употребления в пищу убитых животных. Есть целые племена, в которых люди не едят животной пищи, живут долго и на здоровье не жалуются. И нам всем прекрасно известны примеры долгожительства вегетарианцев. Тот же Лев Толстой. Великие, кстати, и ведут нас к отказу от употребления животных в пищу. Ведут уже столетиями, доказывая на своём примере, что это не смертельно, напротив — это здорово! А мы всё никак не хотим услышать их. Но если будущее начинается с великих, то, глядя на них, мы можем говорить о том, что будущее — за вегетарианством, за гуманным отношением ко всем животным без исключения.

        Впрочем, иллюзий у меня нет. Думаю, что ещё достаточно пройдёт времени, прежде чем человек вернётся к своему изначальному облику вегетарианца. Нас ещё долго будут убеждать в необходимости есть мясные продукты — ведь на вере в эту необходимость держится целая индустрия. Если завтра все перестанут есть мясо, это, естественно, обернётся разорением фермеров, да и тем, кто занят в кулинарии, придётся несладко. А потому и медицина в ближайшее время вряд ли примется развенчивать миф о пользе мяса.

        Что до меня, то мне уже совершенно всё равно, насколько полезно мясо. Даже если мне предоставят тысячу доказательств его ценности для здоровья и назовут тысячу болезней, которые грозят мне из-за отказа от употребления мяса в пищу — я не вернусь к этому. Во-первых, потому что сейчас я уже знаю, что есть другие пути восполнения в организме запасов энергии, белка, витаминов. А во-вторых, если это и было бы правдой, то я предпочла бы заболеть и умереть, чем заставить уйти из жизни животное ради того, чтобы я жила здоровой — счастливо и долго.

        И кстати, мне не хочется никого осуждать. Сейчас, когда приверженцев вегетарианства становится всё больше и больше, зазвучали, как набат, призывы «бороться» с мясоедением. Но что значит «бороться»? Осудить за мясоедение и запретить? Но мы не боги, не можем никого осуждать, и запретить что-то мы можем только себе. Начать с себя, перестать есть животных и жить, являя собой пример для тех, кто думает, что это невозможно.

        Мне ещё рано задумываться, о чём я буду жалеть в конце жизни. Но одно я знаю совершенно точно. Я буду жалеть о том, что не прислушалась к голосу внутреннего разума, попросившего меня ещё в детстве не есть животных. Точнее, прислушалась, но потом почему-то забыла о нём.

        И сейчас я думаю — как жестока цена моего возвращения к вегетарианству. Это цена растерзанных подростками из Хабаровска беззащитных, ни в чём не виновных существ. Это цена услышанного мною крика души: «Почему мы любим и жалеем одних, но убиваем и едим других?» Это была та последняя капля в чашу моего примирения с якобы необходимостью есть мясо, которая положила конец самообману. Больше ничто не заставит меня есть мясо убитых животных.

        Почему-то мне думается, что не одна я, шокированная упомянутой здесь историей, задумалась о нашем отношении не только к кошкам и собакам, а и к животным вообще, неважно каким. Но неужели нам нужны будут ещё наглядные примеры жестокого обращения с ними, чтобы не только задуматься, но и снова спросить себя: «Почему мы любим и жалеем одних, но убиваем и едим других?»

        Чтобы ответить себе наконец словами Бернарда Шоу: «Животные — мои друзья. Я не ем своих друзей».




*Примечание: "Исповедь вегетарианца" написана с целью не осуждения мясоедения, но отстаивания права каждого вегетарианца следовать избранному пути отказа от него; с надеждой на то, что это право будет признано обществом, как всякое право человека на самоопределение.



P.S. Следующая статья по этой теме: "Зачем спасать животных, когда надо спасать людей?": http://www.proza.ru/2016/12/25/533


Рецензии
Марина, прочитал обе ваши «вегетарианские» статьи. По большому счёту, с вами согласен. Мы, люди, вообще в неоплатном долгу перед животными. Эти все мясокомбинаты… Короленко называл их «Фабрики смерти». Хотя, конечно, сам по себе отказ человека от мясной пищи вовсе ещё не говорит о какой-то его тонкой душевной организации, особых моральных и духовных качествах. Гитлер был тоже вегетарианцем. Не считаю также, что, к отказавшимся от животной пищи, в нашем обществе относятся как к изгоям. Сам я вегетарианец, есть у меня знакомые вегетарианцы… Никто из них вроде пока на злую долю свою не жаловался:). Могут, конечно, на работе подшутить, съязвить капельку. Но оцениваются всегда всё же человеческие качества, профессионализм, умение ладить с людьми, а не то, что ты ешь или не ешь. Существуют в городе и вегетарианские кафе, и магазины… Среди молодёжи не редкость сейчас встретить даже строгого вегана… Очень бы хотелось, разумеется, (очень многого хотелось бы), чтоб наша цивилизация была иной – увы, это пока нереально. А в некоторых случаях… Ну вот народы крайнего севера – там кроме нерпы и оленей и есть больше нечего:)… Я вообще считаю, что нельзя насильно отказываться от мяса. Если хочет есть – пусть ест. А так будет злиться, дёргать родных, ходить голодным (ну вот не наедается он без мяса!) и только и мечтать, как бы ему проглотить шмоток колбасы. Не выдержит, проглотит наконец, бедолага, успокоится – по новой голодает(да-да, знал таких). Это разве лучше для него, для окружающих?.. Всё должно идти гармонично, нужно чтоб внутри что-то изменилось, что-то щёлкнуло… Читал, как это происходило у вас, и вспоминал мемуары художника Константина Коровина. Есть у него главка об известном актёре конца 19 начале 20 вв. Михаиле Садовском. Рассказ довольно большой, перескажу его вкратце.

Садовский был заядлым охотником. И как-то раз подстрелил утку. Сидит довольный, покуривает… И вдруг из осоки вылезает утёнок, идёт к убитой птице и прижимается к ней. И Садовский вдруг понимает, что убил его мать. И так ему делается горько, так он становится омерзителен сам себе. Оставляет утку, возвращается домой, плачет. Идёт к леснику. Тот: «Смешной ты, право, барин. Ну я тебе помогу. У меня есть дикие утки, ловлю их, чтоб селезней на охоте приманивать. Ты мне место покажи, мы её вместо мёртвой подменим, она утёнка примет, вырастит как своего». Пошли в лес. Утёнок так и сидит, прижавшись к матери. И опять плачет Садовский, сделать с собой ничего не может. А лесник осторожно подползает, ловко выдёргивает убитую утку и сажает на её место свою, живую. Та радостно крякает и стремглав в осоку, в воду, а утёнок за ней. Садовский лесника обнимает, целует…
Больше он никогда не охотился, и мяса не ел.

Вот такая история.

Всего вам доброго.

С уважением,

Андрей Харламов   12.11.2020 12:12     Заявить о нарушении
История трогательная, спасибо.

А Гитлер вегетарианцем не был. Это миф. Факты, опровергающие его, можно найти в сети.

С тем, что "отказ человека от мясной пищи вовсе ещё не говорит о какой-то его тонкой душевной организации, особых моральных и духовных качествах", согласна. К вегетарианству приходят по разным причинам, не только из гуманных чувств. А сколько ещё нюансов в природе человека... Мы ведь не роботы и не трафареты.

Насильно заставлять себя отказываться от мяса я никого не призываю своими статьями, в чём можно убедиться, если почитать внимательно.

Теперь к изгоям. Нам обоим, похоже, повезло с окружением. Но как вам, например, история парня, который в армии постоянно был под угрозой строжайшего наказания со стороны командования, требовавшего от бедолаги, чтобы он ел мясо? Приказ командира! Спасибо, в его части служили ребята, которые как могли покрывали его, помогали. Съедали за него мясное, а ему отдавали свою порцию каши или носили украдкой из кухни добавку, чтобы спасти от недоедания.

Да, сейчас что-то меняется к лучшему. Но посмотрите на наши больницы. Кому там какое дело, что ты вегетарианец? И если нет у тебя родственников, которые приносили бы тебе еду без мяса, но богатую белком и витаминами, то в нашей больнице ты просто протянешь ноги. Пишу, опираясь на собственный опыт. Уже после полного отказа от мясной пищи, в результате несчастного случая, с серьёзнейшей травмой, попала в отделение на операционный стол. Умерла бы там, наверное, от истощения, если бы некому было носить мне передачи с едой вегетарианца.

И, наконец, про "оценивать людей". Конкретно о "профессионализме", например, как о критерии. Вот откуда в нас это стремление постоянно оценивать друг друга? И неужели мы приходим в этот мир за оценками? Нет. Мы хотим, чтобы нас просто любили. Профессионально работающими или начинающими. Учёными или не очень. Вегетарианцами или мясоедами. Верующими или неверующими. Русскими или американцами. Наше отношение к людям, наше желание любить и принимать их пусть определяется общечеловеческими вещами, такими, например, как честность, милосердие, чуткость. Или чувство юмора, когда оно здоровое...

А профессионализм... за этой вывеской у человека иногда может такое нутро беспросветное скрываться...

Радости Вам.

С уважением.

Марина Йончен   03.12.2020 14:05   Заявить о нарушении
Вы тоже невнимательно читали мой отзыв:) Полностью фраза звучит так: "оцениваются всегда всё же человеческие качества, профессионализм, умение ладить с людьми, а не то, что ты ешь или не ешь". "Честность, милосердие, чуткость" ( можно перечислять дальше) - это всё в вышеприведённой строчке подразумевается:)
Если же говорить о выдернутом вами чистом - профессионализме - да, специалист должен быть профессионален. Ты можешь быть хорошим человеком, но если от твоей некомпетентности, нежеланию учиться и т.д. страдают сослуживцы и просто люди, которым ты оказываешь помощь, сильной любви можешь, конечно, не ждать. И это в любой области. Если ты "не совсем" учёный, ты не учёный, если ты "не совсем" врач, ты не врач.Речь не идёт о начинающих. Это другой вопрос...
И оценивают тебя в жизни всегда. И ты всегда оцениваешь. Без оценок, без анализа невозможно вообще ничего. Речь не идёт о навешивании ярлыков. Речь идёт об оценке.

Для чего мы приходим в этот мир... Философский вопрос. Да,наверное,все мы хотим, чтоб нас любили. Но, вероятно, для этого и нам самим надо научиться любить. Мы разные, "мы ведь не роботы и не трафареты".У всех свои характеры, взгляды, привычки... Опять анализ. Оценка. Способность учиться уважать другое мнение, умение прощать, умение критично относится к себе... Много всего... И это тоже своего рода профессионализм, как бы нелепо сие утверждение не прозвучало. Школа. Школа души, но тоже - школа.

Гитлер не был вегетарианцем... Вы случайно доказательства не из опуса "Книга всеобщих заблуждений" Ллойда Джона цитируете?:) Я к ней отношусь, как вы и советуете - со здоровым чувством юмора:). Есть, разумеется, и более серьёзные книги. Некоторые из них читал (не все, разумеется). Но читал и не менее солидных авторов, утверждающих совсем обратное.С 30-х годов он всё больше и больше ограничивал себя в мясе. Последние лет пять-шесть жизни не ел мяса вовсе. Это моё мнение, основанное на анализе разных источников. У вас мнение - своё.Но однозначных, окончательных доказательств той или иной точки зрения
- нет.
И ещё раз о профессионализме. Конечно, бывает и такое - отличный специалист, но как человек редкая сволочь... Но кто ж с этим спорит? :)
Всего вам доброго.
С уважением,

Андрей Харламов   04.12.2020 00:07   Заявить о нарушении
И Вам добра. Удачи. С уважением.

Марина Йончен   04.12.2020 05:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.