структура ранней Церкви

Введение
Господь Иисус Христос основал Христианскую церковь и учредил в ней церковную иерархию. После Вознесения Господня и сошествия Св.Духа (является праздником рождения Церкви Христовой) апостолы стали проповедовать по всему миру, распространяя учение Христианства. Они основывали местные локальные Церкви и поставляли туда своих преемников епископов, пресвитеров и диаконов. Епископ становился главой локальной Церкви. После смерти апостолов епископы стали их преемниками, продолжив дело учеников Христовых. Они управляли общинами, распоряжались церковным имуществом, рукополагали пресвитеров и диаконов, решали ряд церковных и догматических вопросов, издавали церковные законы, правила. Многие из них были прославлены как святые отцы, оставившие ряд своих трудов, такие как священномученики Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Ипполит Римский и т.д.
Целью моей работы является выяснение истории структуры ранней христианской церкви. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Устройство христианской церкви с 1 по 3 века.
2. Положение клира в первые века.
3. Епископское управление и кафедры епископов.
Актуальность данной темы состоит в том, что современная Церковь берет свое начало с апостольских времен и сохраняются традиции почитания важных праздников, церковных законов, епархиального управления, избрание клира, приходской общины и изначально Церковь едина, что очень важно сохранять данное качество в наши дни.
Работа состоит из 3 глав.
При написании были использованы источники: Священное писание Ветхого и Нового Завета, Творения святых отцов и исторические.
Апостольские правила - важнейший памятник церковного законодательства. По мнению исследователей авторство не принадлежит непосредственно апостолам, но православная, католическая церкви и некоторые протестантские церкви признают за ним апостольский авторитет. Источник относится к раннему Преданию Церкви. С первых веков христианства источник имеет высокий авторитет. На апостольские правила ссылались Вселенские соборы. В этих правилах говорится о хиротонии клириков, о наказаниях клира и мирян и о канонических препятствиях к служению в клире.
Священномученик Ипполит Римский в Апостольском предании писал о правилах избрания и посвящениях лиц церковной иерархии и о лиц неиерахических церковных должностях, это иподиаконы, чтецы, экзорцисты и т.д.
Священномученик Дионисий Ареопагит в труде «О церковной иерархии» писал о том как учреждалась церковная иерархия и какая цель ее и о посвящении лиц церковных.
Церковный историк Евсевий Кесарийский писал о взаимоотношениях между поместными церквями и их предстоятелями.
Дополнительной литературой послужил учебник Е.И. Смирнова «История христианской церкви». Е.И.Смирнов писал, что при изучении структуры ранней христианской Церкви обращает на себя внимание - разграничение ее членов на 2 разряда, на клир и мирян. Кроме этого он пишет о чрезвычайных проповедниках Слова Божия в апостольский век, о степенях постоянной иерархии, о неиерархических церковных должностях, положение клира в первые века истории христианской церкви, о избрании и посвящении духовных лиц, о епископском управлении. Протоиерей Владислав Цыпин в своем труде «Церковное право» пишет о иерархических и неиерархических чинах ранней Церкви и какие функции у них были.
Объектом исследования в данной работе являются исследования исторических материалов и труды церковных историков по структуре христианской Церкви в 1-3 века.
 

  Глава 1. Структура христианской церкви 1-3 века
1.1. Клир и миряне
Первое, на что обращает внимание устройство ранней христианской Церкви – это разделение ее членов на два разряда клир и мирян. Такое разграничение начал Сам Основатель Церкви – Господь Иисус Христос. Когда Христос принес себя в жертву, то Он совершил спасение людей и для того, чтобы они могли участвовать в деле спасения, учредил в Своей Церкви иерархию. Лица, составляющие ее, являющиеся посредниками между Богом и людьми, предназначены спасать души людей.
Апостолы и их преемники предназначены были Господом в продолжение совершенного Им дела - спасения людей. Спаситель отличал апостолов от верующих в Него лиц и ясно показал, что они и их преемники должны занимать в Церкви особое положение. Приготовляя своих учеников к служению, Христос учил их отдельно от других верующих, открывал им тайны Царствия Божия, сообщил им благодатную силу
и власть, когда сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому
простятся; на ком оставите, на том остануться» (Ин. 20, 22-23), дал им право учить и священнодействовать и управлять Церковью: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас; идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19), «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф.18,18), «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» (Лк.10.16).
После вознесения Господа на небо, Церковь устроилась согласно Его замыслу: Мы видим в ней категории членов, обличенных правом учительства, священнодействия и управления. Это апостолы, пророки, евангелисты, пресвитеры и учители. Апостол Павел в своих посланиях дает  четкое определения этих лиц в Церкви, называя их «соработниками у Бога, служителями Христовыми и домостроителями Божиих Таин, назначенными для созидания Церкви Христовой (Еф. 4,12), (1 Кор.3,9 4,1)».
С другой стороны, мы видим простых верующих, как называет их апостол Павел – нива Божия (1.Кор. 3,9). Они «внимают учению пастырей, принимают от них Таинства и повинуются им».
Такое разграничение членов Церкви на два разряда никак не вело за собой разрыва между ними. Клир и миряне составляли одну Церковь, «имели одного главу – Иисуса Христа и действовали согласно между собой».  Клир – руководители и пастыри, а миряне – руководимые и пасомые. Клир был далек на начальственное отношение к мирянам и проводил свое служение в духе братской любви, равно и миряне были далеки от того, чтобы давать приказания своим пастырям. Общение между клиром и мирянами было полное: клир управлял, учил и священнодействовал, а миряне принимали участие в избрании членов клира и управления церковными делами.
1.2. Чрезвычайные дарования и служения в апостольский век
«В первое время существования Христовой Церкви» на земле мы видим в ней особенные иерархические служения, не повторяемы в другие времена, «так как оно составляло принадлежность одного времени – основания его» . Это были служения апостолов, пророков и евангелистов.
Апостолы – ученики и последователи Иисуса Христа. Они были свидетелями жизни и деятельности Спасителя, слушали от Него Самого Его учение и удостоились быть не только Его учениками, но и друзьями. И как друзьям своим Христос поручил им продолжить, после Его вознесения на небо, совершенное Им дело – распространить христианство и окончательно устроить Церковь. Об этом в Евангелие говорится: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28,19-20) «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». (Мк.16,15) «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». (Ин 20, 21). Для такого служения апостолы получили благодатные дары Святого Духа – дар непогрешимого разумения учения Христа, дар языков, пророчеств, чудес и прочее. По воле Спасителя апостолы должны были стать «во главе Его Церкви и сделаться руководителями ее во всех отношениях».  Такими мы их видим по сошествии Святого Духа на них, они выступили на свое служение. В первую очередь они являются распространителями христианства и не в одной местности, но и в других странах. Также апостолы являются основателями локальных Церквей и, основывая какую-нибудь локальную Церковь, они передают ей истинное учение Спасителя, устраивают иерархию, богослужение и дают правила. Власть апостолов простиралась на все локальные Церкви. Они везде пользовались непререкаемым авторитетом. Апостолы учили истинам христианства не только членов Церкви, но и ее поставленных предстоятелей Церкви. Например, послания апостола Павла к Тимофею, Титу, Филимону. Учение и порядки церковной жизни, установленными апостолами, должны были остаться неприкосновенными, так как они учили и действовали при руководстве Святого Духа. Поэтому ученики Христовы являются непогрешимыми устроителями Церкви и непогрешимость составляет отличительную черту их служения. Их писания и их предание на все времена остаются «источниками христианского учения – догматического, нравственного, канонического и обрядового».
Пророки проходили свое служение подобно апостолам. Они появлялись везде, куда приводил их Святой Дух. Служение пророков заключалось не только в предсказывании будущего, но и также они увещевали, утешали и возбуждали христиан к вере и жизни по учению Христа. Содержанием их пророчеств служило предсказывание будущих событий, находившихся в посредственной или непосредственной связи с Церковью. Например, пророк Агав, пришедший из Иудеи в Антиохию, предсказал голод в Палестине и призвал христиан Антиохию к пожертвованию христиан живущих в Иудее. Пророками были те же апостолы, которым благодатью Святого Духа были открыты тайны Царства Божия. Например, книга апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Апокалипсис», в которой говорилось о будущих судьбах Церкви и пришествии антихриста.
Евангелисты – апостолы, просвещенные Духом Святым, глубоко понимая сущность и ход домостроительства спасения, раскрывали перед верующими и неверующими обстоятельства жизни, деятельности и учение Иисуса Христа. Евангелисты являются действующими сотрудниками и помощниками апостолов. Такими были апостол и евангелист Марк, ученик апостола Петра и апостол и евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. В древней церкви это была особая должность специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.
Назначение апостолов, пророков и евангелистов было всемирное, «они не принадлежали какой-либо локальной Церкви, а служили для всей Вселенской Церкви».
1.3. Степени церковной иерархии
В «иерархическом служении апостолов заключалось служение постоянных степеней иерархии», появившихся в «первое время существования Церкви Христовой».  Имея в себе всю полноту иерархической власти, апостолы, смотря по обстоятельствам и нуждам Церкви, « в известной мере сообщали эту власть избранным из среды верующим лицам, которые входя в состав церковной иерархии, по различию данной им от апостолов власти, образовали различные ее степени».  Лица, избираемые для иерархического служения в Церкви, вместе с полномочием от апостолов на служение, по преемству через них, получали полномочие и от Самого Господа в силу иерархической власти апостолов, данной им от Спасителя и Святого Духа.
Так появились три степени священной иерархии епископ, пресвитер и диакон.
Епископ – священнослужитель высшей степени священства. В ранней Церкви термин «епископ» употреблялся как старший наставник отдельной общины христиан. Обязанностью епископа было надзор за Церковью, хиротонии диаконские и пресвитерские, решение недоумений и споров между верующими и распоряжение церковным имуществом.
Авторитет епископскому сану придает апостольское преемство. Священномученик Ириней Лионский в книге «Против ересей» писал: «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире, и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (т.е. еретики) бредят».  Ириней Лионский подразумевает, что епископы – это преемники апостолов, они являются теми звеньями, которые обеспечивают непрерывность Священного Предания во времени.
Первые епископы были ученики апостолов, испытанные ими. Например, апостол Павел рукоположил в епископы Ефесской Церкви  своего ученика Тимофея, Тита в епископа Критской Церкви, апостол Андрей рукоположил своего ученика Стахия во епископа Византийского, апостол и евангелист Иоанн Богослов рукоположил своего ученика Игнатия Богоносца в епископа Антиохийского. При жизни самих апостолов епископы, «естественно не занимали еще того положения в Церкви, какое должно принадлежать им после их смерти, как преемникам их власти, вследствие чего в апостольское время они мало возвышались над пресвитерами и были в среде их как первые между равными».  После смерти апостолов, значение их как преемников установилось определенно: высшие права учительства в Церкви, священнодействия и управления общинами, рукоположение диаконов и пресвитеров.
Согласно Апостольским правилам во епископа поставляют 2 или 3 епископа. Священномученик Ипполит Римский в Апостольском предании пишет: « Во епископа да поставляется избранный всем народом.»  Апостол Павел о нравственном состоянии епископа пишет: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией ? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим. 2-7). Согласно канонам во епископа рукополагали от 35 лет.
Разновидностью епископата в ранней Церкви составляли хорепископы или так называемые сельские епископы. Они получали «епископский сан на общих основаниях, однако окормляли не городские, а сельские приходы».  Впервые эта должность упоминается в 4 веке, она упоминается в 13-м правиле Анкирского собора в 314 году, в 14-м правиле Неокесарийского собора в 315-319 годах и в 8-м правиле Первого Вселенского собора. Есть версия, что хорепископы существовали и раньше. Об этом есть свидетельство в Церковной истории Евсевия Кесарийского, где говорится об Антиохийском соборе, который проходил в 269 году, осудившем Павла Самосатского, которого обвинили в ереси монархианства. В актах этого собора упоминаются епископы ближайших мест и городов и пресвитеры. Под епископами ближайших мест и подразумеваются хорепископы. В 14-м правиле. Неокесарийского собора о хорепископе сказано: «Но хорепископы, поставленные во образ семидесяти апостолов, яко сослужители епископа, священнодействуют и в градской церкви, приемля честь ради попечения о нищих».  В 341 году, решением Антиохийского собора права хорепископов были ограничены. Им разрешено было поставлять заклинателей, чтецов, певцов и иподиаконов, а диаконов и пресвитеров хорепископы не могли поставлять без городского епископа. Согласно 10-му правилу Антиохийского собора, хорепископа должен поставлять епископ города. Постепенно эта должность стала исчезать. В настоящее время институт хорепископов сохранился только в Кипрской и Грузинской православных церквях и в некоторых Древневосточных церквях.
Пресвитер – вторая степень церковной иерархии. В церкви появилась также в апостольские времена. Дионисий Ареопагит о пресвитерстве пишет: «Пресвитер есть совершитель, потому что он совершает священнодействия: причащение, крещение и молитвословия, хотя и не имеет дара сообщать благодать священства и не может поставить другого священника».  В апостольские времена пресвитерами часто называли епископов и наоборот епископами – пресвитеры, «не в смысле обозначения иерархической степени тех и других», а в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» (переводится как «блюститель») и «пресвитер» (переводится как «старейшина» или «старейший) «для указания на личные качества, обозначаемыми этими словами в буквальном смысле».  Термин «пресвитер» встречается в Ветхом Завете, в книге Исход, где соответствует зикнеям – еврейским старейшинам.
Апостолы, основывая христианскую общину в одном месте и переходя с проповедью  в другую общину, должны были заботиться о том, чтобы после их смерти община содержала  учение Спасителя, постоянно совершала достойных лиц, заявивших себя перед апостолами и обществом усердием в вере, мудростью и опытом управления. Если апостолы постоянно пребывали в одном, то и в таком случае они поставляли пресвитеров, так как при увеличении числа верующих одному апостолу трудно было управлять общиной, совершать богослужения и учить. Пресвитеры имели право священнодействовать, совершать таинства, (кроме рукоположения) учить верующих, наблюдать за жизнью общины, председательствовать в собраниях верующих и исполнять обязанности главы общины в отсутствие епископа, а также по его смерти или удалении с кафедры до назначения ему преемника. Они получали наставления от апостолов, потом от епископов и выполняли их распоряжения. Каноны определяли возраст пресвитера не моложе 30 лет, так как сам Господь наш Иисус Христос начал проповедовать в 30 лет.
Диакон - низшая степень священства. Переводится с греческого, как слуга или служитель. В раннем христианстве, впервые слово «диакон» встречается в Посланиях апостола Павла к Филиппийцам (1:1) и 1-е к Тимофею (3: 8-13), где пишет о том, какими качествами должен обладать диакон.
Обязанностью диаконов было только контроль за церковным имуществом и контролирование за правильным употреблением его, занятие. Об этом описывается в Книге Деяний святых апостолов, когда часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Апостолы, проповедуя Евангелие, не могли «печься о столах» и они решили рукоположить для этого дела семь избранных общиной почтенных лиц. Первыми диаконами были, святой первомученик и архидиакон Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец.
Позже в обязанность диаконов вошло наблюдение за порядком в богослужебных собраниях верующих, попечение о бедных, разнос Евхаристии больным и тем христианам, которые не смогли прийти на богослужение, служение при совершении богослужения и они могли также проповедовать слово Божие, например, так поступали будучи диаконами святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Григорий Великий. По обстоятельствам Церкви того времени совершать крещение, но низводить благодатных даров на новокрещенных не имели права.
Священномученик Ипполит Римский в Апостольском предании о диаконах пишет: «Действительно он не участвует в совете клира, но заботится и сообщает епископу, что нужно делать: он не получает общего для пресвитеров духа, участниками которого они являются, но получают тот дух, который вверяется ему под властью епископа». Можно, сказать, что диакон был ближайшим помощником епископа. После смерти архиерея, диакон мог занять его должность.
Начиная с 4 века, «прежнее служение диаконов отходит на дальний план, в связи с выдвижением их богослужебной функции».  Согласно определению Трулльского собора, служение диакона должно оставаться образцом человеколюбия и попечением о нуждающихся». Канонический возраст для принятия сана диакона был от 25 лет.
1.4. Неиерархиеческие церковные должности
Во 2 и 3 веках в Церкви появились новые должности, которые не принадлежали к иерархии, считались принадлежащими к клиру, составляя его низший разряд. Эти должности вызваны общей потребностью в надлежащем благоустройстве Церкви, ввиду соблюдения благочиния в богослужении при увеличении числа верующих.
Иподиакон – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя. Иподиакон является низшим клириком наиболее высокой степени. Должность  учреждена в 3 веке. Так как число верующих увеличивалось, обязанности диаконов усложнились, поэтому в облегчение им и были назначены иподиаконы. В Апостольском предании говорится, что на иподиакона не возлагается рука, но он нарекается, потому что помогает диакону. В обязанность иподиаконов входило наблюдение за тем, чтобы входящие в молитвенное собрание на богослужение верующие занимали определенные места, приготовление умовение для рук священнодействующего и изведение оглашенных из храма после возгласа: «Оглашенные изыдите».
Чтец – высшая степень низшего клирика. Должность появилась во 2 веке и предназначалась для чтения священных книг в богослужебных собраниях. Возведение в чтеца проходило так, епископ вручал ему книгу, рука на него не возлагалась. Основной задачей чтеца было чтение текстов Священного писания и молитв. Кроме этого, они еще и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, обучали неофитов и занимались благотворительностью.
Певец – должность, появившаяся в 3 веке в некоторых Церквах. Обязанностью их было петь при богослужении.
Экзорцист или Заклинатель – особая должность в ранней христианской церкви. Данная степень восходит к древним верованиям в возможность заклинания злых духов. В эпоху древней Церкви эта способность, как считали христиане, была распространена среди них. Мученик Иустин Философ в Диалоге с Трифоном иудеем пишет: «Мы, верующие в распятого при Понтии Пилате Иисуса Христа Господа нашего, заклинаем всех демонов и нечистых духов, и держим их в нашей власти».  В обязанность экзорцистов входило изгнание злых духов молитвами, крестным знамением. Эта должность существовала в тот период, когда дар чудотворения принадлежал многим из верующих, которые жили благочестиво.
Аколуф – проводники или служители епископские. Первоначально аколуфы, как низшие служители, помогали принимать жертвенные дары – «хлеб и вино, наблюдали за чистотою священных сосудов, исполняли обязанности, подобные тем, которые несут ныне алтарники».  У аколуфов также в обязанность входило выносить свечи в определенные моменты богослужения. Некоторые ученые считают, что аколуфы составляли почетный караул епископа. Подобно нашим алтарникам, «они в первые века христианства не поставлялись в особую степень и не причислялись к клиру».
Привратник – должность, вызванная необходимостью иметь попечение о внешности места богослужебных собраниях, особенно в богослужебное время, чтобы не впускать еретиков, иудеев, язычников и отлученных от Церкви и во время нападений со стороны правительства или язычников извещать общине об угрожающей ей опасности.
Параномарь   обязанности у него были такие же как и у привратника, то есть поддержание порядка в храмах и неотлучное пребывание при священных местах.
Диаконисса – должность, появившаяся еще в апостольские времена. Диакониссами избирали пожилых девственниц или вдовиц. Впервые это слово упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). Развитие институт диаконисс получил в период гонений на христиан. В Апостольских постановлениях говорится, «что в некоторые дома к женщинам нельзя посылать диакона-мужчину из-за неверных, поэтому для успокоения помыслов нечестивых посылали туда женщину – диакониссу».  Над диаконисами совершалась архиерейская хиротония  в присутствии пресвитеров, диаконов и диаконисс. Обряд посвящения содержится в канонах Первого и Четвертого Вселенских Соборов. Институт диаконисс существовал до Средневековья.
Функции диаконисс были разнообразными, это подготовка женщин к принятию Святого крещения, наблюдение за порядком в «женской части храма во время богослужения, распределение пожертвований среди нуждающихся женщин, посещение больных и беременных женщин в их дома со Святыми Дарами для причащения».
Апостольские постановления указывают, что диаконисса «без диакона ничего пусть не делает и не говорит», но при этом «никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диакониссы».    Согласно канонам, к рукоположению допускались незамужние и овдовевшие женщины, достигшие 40 летнего возраста и после тщательного испытания. Если после рукоположения диаконисса вступала в брак, то она вместе с мужем подвергалась анафеме.
По постановлениям Первого и Четвертого Вселенских Соборов диакониссы делились на два разряда: рукоположенные диакониссы, прислуживающие в храмах при богослужении и диакониссы по одеянию, которые занимались делами милосердия.
Многие диакониссы были причислены к лику святых: это Фива Кенхрейская, упоминающаяся в Послании апостола Павла к Римлянам. Мученица Татиана Римская, принявшая мученическое страдание за исповедание Иисуса Христа. Святая Нонна Назианзская, мать святителя Григория Богослова. Святая Олимпиада Константинопольская, которую высоко ценил святитель Иоанн Златоуст, за преданность которому она пострадала и умерла в заточении. Преподобная Ксения Миласская, известная своей аскетическим образом жизни. Блаженная Феозва, родная сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского.
Вдовицы церковные – церковнослужители, состоящие из вдов и существовавшие наряду с диакониссами Впервые эта должность упоминается в Послании апостола Павла к Тимофею: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников умывала ноги святым помогала едствующим и была усердна
ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.» (1 Тим. 5:9-11).
Вдовицам отведена низшая ступень иерархии. Они, согласно Апостольскому постановлению должны были, не только подчинятся епископам, пресвитерам и диаконам, но и также диакониссам. Вдовиц не рукополагали, а просто выбирались епископами и содержались за счет христианских общин. Вдовицы носили мирские одежды.
Святитель Иоанн Златоуст в 30-й беседе на 1-е Послание к Коринфянам пишет так о служении вдовиц: «они постоянно находились в храмах, воспевая псалмы, занимались украшением церквей».  Также вдовицы посещали больных, утешали страждующих, делая акцент, что это касается в первую очередь христианок. В правилах Карфагенского собора 419 года указывалось, что клирикам без благословения епископа запрещалось ходить к вдовицам.
Последний раз о вдовицах упоминается в правилах Трулльского собора (691- 692 гг.). Когда стал развиваться институт монашества, их функции перешли к монахиням.
Глава 2. Положение клира в первые века
В отличие от ветхозаветной Церкви клир раннехристианской Церкви первых веков не составлял  наследственного сословия, напротив, в его состав мог войти каждый из верующих, имевший призвание к священному служению и удовлетворявший условия для вступления в клир. Школьного приготовления для вступления в клир не было. Тогда самой лучшей школой для подготовки клириков считалось служение в том же клире, начиная с низших должностей, под руководством епископа и на глазах всей общины. Потом стали появляться христианские училища, например в Александрии, в которых готовили служителей Церкви. Так как «Церковь в первые века не имела разрешения правительства на свое существование, то и члены клира, вступая в состав его, не пользовались никакими общественными правами и преимуществами по своим церковным должностям».  С другой стороны, члены клира, исполняя церковные обязанности, нередко не оставляли обязанностей, возложенных на них языческим государством или обществом, вследствие чего они пользовались теми или другими государственными преимуществами. Вскоре Церковь нашла, что мирские занятия не совместимы с иерархическим служением и они были воспрещены духовным лицам. Например, 81 правило святых Апостолов: «Мы сказали, что не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народное управление, а следует неотлучно быть при делах церковных. И никто не должен этого делать под угрозой извержения. Ибо никто не может служить двум господам, по Господней заповеди.» 
Брачная и безбрачная жизнь членов клира одинаково допускалась для всех иерархических степеней, так что епископы ранней Церкви могли состоять в браке. Из вступивших в лоно христианской Церкви было много лиц, которые были уже в браке и «признавались достойными занять какую-нибудь иерархическую ступень».  Апостол Павел, не делая брак препятствием к священнослужению, сделал ограничение брачному состоянию духовенства, сказав что епископ, пресвитер и диакон должен быть «мужем одной жены»(1.Тим. 2). Но тогда Церковь не понимала буквально апостольского наставления так, что духовенство должны были состоять в браке, и апостол Павел в своей речи не придавал своим словам такого безусловного значения, имея в виду положить предел стремлениям духовных лиц к брачной жизни. Лица, не состоящие в браке, если они удовлетворяли другим условиям для вступления в клир, всегда принимались в его состав, и даже отдавалось им преимущество, так как неженатый епископ мог всецело посвятить себя на служение Церкви. Главное требование Церкви было, чтобы все было благообразно и по чину, Например в 5 и 26-м Апостольских правилах говорится, что клирикам, состоящим в браке, запрещалось «изгонять своих жен под видом благоговения», а безбрачным – после рукоположения вступать в брак.
В ранней Церкви для содержания клира не было определенных средств и источников. Каждый член клира сам заботился о своем содержании. В истории ранней Церкви мы видим, что клирики, вступая в его состав, продолжали заниматься теми ремеслами, которыми они занимались до принятия духовного сана и были совместимы с лежащими на них обязанностями по Церкви. Бывали случаи, что в клир вступал какой-нибудь богатый землевладелец и, продолжая получать от своей земли доходы, доставлял не только себе, но и другим членам клира. Примером является священномученик Киприан Карфагенский, сын богатого сенатора. Бывало, что в клир вступали люди, имеющие средства и на эти средства они себя содержали. Об этом гласит 40-е Апостольское правило: «Ясно известно да будет собственное имение  епископа (если он имеет собственное); и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственность, кому хочет и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или родственников, или рабов. Ибо праведно это перед Богом и людьми, чтобы и церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского, и епископ или его родственники не подвергались отобранию имения за церковь, или же дабы близкие его не впали в тяжбу, и кончина его не была сопровождаема бесславием».   Также клир получал содержание и от той общины, к которой принадлежал. В какой мере производились эти средства, сложно было определить, но они были достаточны для удовлетворения всех необходимых потребностей членов клира. Средства распределялись между клиром при посредстве и усмотрению епископа. Помимо денежных пожертвований были и вещественные приношения – это хлеб, вино, плоды и разного рода припасы. Часть хлеба и вина отделалась для богослужений, а остальное шло клиру и бедным. 41 правило святых Апостолов гласит: «Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то насколько важнее заповедать о деньгах, чтобы он всем распоряжался по своей власти и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением; также (если необходимо) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братьев, чтобы они не терпели недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, чтобы служащие алтарю от алтаря питались; так же как и воин никогда не поднимет оружие на врага для своего пропитания».
Также следует заметить то, что избираемое в клир лицо известной церкви должно принадлежать к этой церкви, так и после вступления в клир оно должно было оставаться в нем и не переходить без нужды в клир другой церкви.  Особенно перемещения не дозволялись архиереям, так как в то время каждая частная церковь нуждалась в постоянном и неуклонном руководстве в одном направлении, а это достигалось тем, что архиерей был на одной кафедре. Перемещались епископы из одной кафедры в другую только в редких случаях. Об этом гласит 14-е правило святых апостолов: «Непозволительно епископу оставлять свою епархию, и в иную переходить, даже если бы и был убеждаем многими, разве когда будет и некоторая вина благословная (за исключением уважительной причины), заставляющая его так поступить, как могущая большую пользу обитающим там принести словом благочестия. И [поступать] так не по своему произволу, но по суду [решению] многих епископов и по сильнейшему убеждению». 
Глава 3. Епископское управление и кафедры епископов
Христианские общины, основанные апостолами и их преемниками в разных городах и селах, постепенно стали группироваться в церковно-правительственные округа, центром которых были городские общины. Основанием было гражданско-правительственное объединение населенных пунктов в особые правительственные округи и распространение христианской веры из одной местности в другую. Известному городу были подчинены ближайшие села и деревни. И такой порядок устанавливался и в церковном отношении. Христианские общины в селах и деревнях стали подчиняться городским общинам и это было удобно, то что христианство по большей части получали от городских общин. Во главе данного, образовавшегося церковного округа стоял епископ, имевший свое местопребывание и свою кафедру в городе, как центральный церковно-правительственный пункт. Сначала церковный округ назывался парикией, а потом епархией. С образованием округов стали образовываться приходы. Сельские общины образовали собою сельские приходы. В городах приходы образовались из-за увеличения числа верующих, так как невозможно было собирать всех членов городской  общины в одно место для совершения богослужений и таинств по причине их многочисленности. Архиерей стал делить паству на группы, в которые назначал пресвитеров и диаконов из состоящих при его кафедре сначала на время, а потом и навсегда. Эти группы и образовали городские приходы. Городские и сельские приходы, входившие в церковный округ, составляли одну местную Церковь. Местные Церкви получали названия от городов, в которых были архиерейские кафедры (Александрийская Церковь, Иерусалимская Церковь), местные Церкви также назывались кафедрами, так как в каждой Церкви была одна епископская кафедра, и без нее не могло быть Церкви.
3.1.Взаимоотношения между Церквами и их предстоятелями- епископами

Все апостолы получили от Господа равные права – управлять, учить и священнодействовать в Церкви Христовой. Не было между ними ни одного начальствующего над другими. По поводу просьбы матери сынов Зеведеевых о первенстве их в Царствии Божием, Христос сказал всем ученикам: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет всем рабом» (Мф.20, 25-27). Апостолы, когда поставляли епископов разных Церквей, сообщали им всем одинаковые права. И все христианские церкви были равны между собою. При таком равенстве церквей соборная форма управления всей христианской Церковью была единственно возможной, законной и соответствующей заповеди Спасителя о равенстве и братстве как всех верующих в Него, так и лиц, назначенных на церковное служение. Поэтому апостолы сами положили начало соборной форме управления по делам, касающимся всех Церквей. Примером является Апостольский собор в Иерусалиме. Ученики Христовы положили, чтобы и в будущем подобно составленному ими собору, епископы составляли соборы 2 раза в год. Об этом говориться в Апостольских правилах: «дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия. В первый раз в четвертую неделю Пятидесятницы, а во второй- октября во вторый-надесятый день».
На таких основаниях и установились в послеапостольские времена взаимные отношения между церквами и епископами. Все поместные церкви и их предстоятели были равны между собою и каждый архиерей в управлении внутренними делами своей церкви был независим от другого. По делам, касавшимся всех церквей, архиереи собирались на соборы, где и решали их общим голосом. Со второй половины 2-го века, когда начинаются исторические свидетельства, соборы входят в большое употребление и в 3-м веке становятся повсеместным явлением. На них разбирались дела о еретиках, составлялись общие правила для всех церквей, разбирались недоумения и несогласиями между епископами по управлению епархиями. Равенство и независимость церквей не вели за собою их разъединения. Наоборот, постоянное и полное общение составляет характеристическую черту в отношениях между церквами и их епископами в первые века. На соборах епископы входили в теснейшее единение друг с другом, раскрывая свои недоумения по управлению церковными делами и разрешая после совещания. Общение поддерживалось посланиями и грамотами. Например Евсевий Кесарийский
пишет: «Есть Послание от лица Церкви, которой он управлял к местным церквам, так излагающее тогдашнее событие: «Церковь Божия, нашедшая пристанище в Смирне, Церкви Божией в Филомелии и всем местам, где нашла пристанище святая вселенная Церковь, — милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа да умножатся. Мы написали вам, братья, о мучениках и блаженном Поликарпе, который словно запечатал и прекратил гонение своим мученичеством».  В большем употреблении грамоты были представительные. Они давались архиереями всем клирикам и мирянам, отправлявшимся в пределы других Церквей, в них заключалось свидетельство об их Православии, честности, общении с Церковью и в особенности о незапрещении клирикам священнослужения, а мирянам причащения Святых Тайн. Без этих грамот не дозволялось никого принимать.
Постоянное общение между церквами было то, что все поместные церкви составляли в совокупности единую Христову Церковь.
3.2. Церковное законодательство
Первыми законодателями Церкви является сам Господь Иисус Христос и святые апостолы. В Евангелиях, апостольских посланий изложены все законы, данные ими Церкви, относительно веры, совершения таинств, иерархического устройства, церковного суда. Большая часть церковных правил была передана апостолами устно в разные церкви. Этими правилами, заключающимися в Священном Писании, и сохранившимися по Преданию в Церквах и руководствовалась Церковь в своем управлении.
Если в какой-либо Церкви возникали спорные вопросы, на которых не находилось ответа в Священном Писании, обращались к основанным апостолами церквям, главы которых хранили, по преемству, правила, преподанные апостолами устно. Доказательством возможности сохранять эти правила и руководствоваться ими служит то, что во второй половине 2 века были живы ученики апостолов, например Поликарп Смирнский, Игнатий Богоносец и т.д.
В первые века, предстоятели Церквей заботились о том, чтобы сохранить апостольские постановления касательно устройство Церковного управления. В конце 2-го, начала 3-го века появляются «Апостольские правила», послужившие основаниям для канона Вселенских соборов.
Отцы церкви сами составляли правила церковного благочиния и христианской жизни. Эти правила были подробным раскрытием того, что передал Церкви Христос и апостолы. Таковы принятые в канон правила святых отцов, это 4 правила Дионисия Александрийского, 12 правил Григория Неокесарийского, 15 правил Петра Александрийского. Правила Григория Неокесарийского и Дионисия Александрийского касаются нравственной христианской жизни. Окончательное определение церковных законов принадлежат последующим векам – эпохе Вселенских и поместных соборов.





















Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что структура христианской Церкви в 1-3 века первоначально ведет истоки с апостольских времен и представляет совокупность литургических, канонических, богословских вопросов в Истории Древней Церкви. Она имеет иерархичность, различные чины церковные, а также развивается в приходской жизни в связи с изменениями, происходившие в церковной жизни. Иерархическая структура ранней Церкви стала появляться с момента рождения христианской Церкви. Апостолы, проповедуя, основывали локальные Церкви и поставляли для каждой общины епископов, пресвитеров и диаконов, тем самым положив начало апостольского преемства.
Епископы ранней Церкви играли большую роль. После смерти учеников Христовых к ним перешло их преемство. Они не только управляли общиной, рукополагали священников и диаконов, но и составляли церковные законодательства, созывали соборы, положившее дальнейшее развитие жизни и структуры христианской церкви. Диаконы раньше заведовали церковным имуществом и контролировали его распоряжением, были ближайшими помощниками архиереев и могли потом сразу, минуя священническую хиротонию стать епископами. Также мы знаем, что женщины играли роль в структуре ранней Церкви. Существовал институт диаконисс. Они помогали иерархам, разносили Св.Дары, занимались милосердием. Церковная община играла большую роль в структуре ранней Церкви. Она избирала архиерея, пресвитеров. В наше время не существует институт диаконис, отличаются  обязанности диакона.
Церковная община составляла и составляет поныне одно целое, только в наше время священнослужителей переводят, а раньше служили пожизненно и это говорится в Церковных правилах.
Данная тема может послужить к изучению не только исторических моментов, но и дисциплинарных, богослужебных, что в наше время очень важно. Именно поэтому сохраняется тот ориентир в жизни Церковной, который пошел из первых веков Христианской Церкви.
Самое главное, что было как в ранней Церкви, так и в современной – это единство, о котором Господи Наш Иисус Христос говорит в Первосвященнической молитве: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). Также единство всегда могла сплотить людей, помочь в трудных случаях жизни и поэтому Церковь является Богочеловеческим организмом. Вы – Тело Христово, а порознь члены, как говорит Ап. Павел (1 Кор. 12,27).





















Список использованных источников и литературы.
I) Источники:
1) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 1369 с.
2) Дионисий Ареопагит, сщмч. О церковной иерархии. [Электронный ресурс].
(дата обращения 08.03.2015). – загл. с экр.
3) Ипполит Римский, сщмч. Апостольское предание. [Электронный ресурс]. (дата обращения 08.03.2015). – загл. с экр.
4) Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. [Электронный ресурс].
http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/vs_eres/
(дата обращения 07.03.2015). – загл. с экр.
5) Евсевий Кесарийский, Церковная история. [Электронный ресурс].
(дата обращения 08.03.2015). – загл. с экр.
6) Правила Неокесарийского собора. [Электронный ресурс]:
http://nravbogoslovie.orthodoxy.ru/kanon2.html (дата обращения 07.03.2015). – загл. с экр.
7) Апостольские постановления. [Электронный ресурс]:
http://krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm (дата обращения 09.03.2015). – загл. с экр.
8) Иоанн Златоуст, свт. 30-я беседа на 1-е послание к Коринфянам апостола Павла. [Электронный ресурс]: http://predanie.ru/ioann-zlatoust svyatitel/book/68220-tolkovanie-na-1-e-poslanie-k-korinfyanam/ (дата обращения 09.03.2015). – загл. с экр.
9) Апостольские правила. [Электронный ресурс] : (дата обращения 02.04.2016). – загл. с экр.
10) Иустин Философ, мч. Разговор с Трифоном Иудеем. Электронный ресурс: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/ (Дата обращения 01.06.2016)

II) Литература:
11) Смирнов Е. И. История христианской церкви / Е. И. Смирнов. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 758с.
12) Максимович К. А. История Древней Церкви: Ч. 1. 33-843 гг.: учебное пособие / К. А. Максимович. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 592с.
13) Цыпин В.А, прот. Церковное право / В. А. Цыпин. – М.: Изд-во МФТИ, 1994. – 440с.
14) Бахтин М. В. История Христианской Церкви (до 1054 года). – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – 195 с.



 


Рецензии