Вижу мир первозданно...

   Друзья, на днях произошло еще одно желанное событие в кишиневской библиотеке имени Ломоносова: состоялась презентация книги стихов "Знаки Огня" / избранное / интересной и многообещающей поэтессы Новеллы Киселевой.
   "... Как же не порадоваться явлению истинного поэта, поэта божьей милостью, доселе тебе незнакомого?" - пишет о Новелле Киселевой член Союза писателей СССР и России, Олег Максимов, во вступительной статье к ее книге.
С радостью могу добавить, что Новелла - человек удивительно красивый, тонкий, порядочный, с душою нежной и чистой, возвышенной, она сумела покорить многих творческих людей и заинтересовать их своим поэтическим даром.

                ... Опять я вижу небо голубое,
                Опять с собой, как прежде, я в ладу.
                Но если позовешь, то за тобою
                Я снова, как незрячая, пойду...

   Есть некая грань между просто стихами и поэзией. Творчество Новеллы Киселевой удивительно поэтично. Мир ее души красочен и хрупок. Глубокая внутренняя созерцательность подпитывает его изнутри.

                ... Какие роли мне пришлось сыграть?
                Да не была же куклой я безвольной!
                Но где же та невидимая грань
                Между свободной ролью и невольной?
                А слаще слова не было и дел.
                Любимой ролью стало материнство.
                Я радуюсь, что дан мне сей удел.
                И жизненный благословляю принцип.

   Однако поэзии свойственна не только красота, изящество, гармоническое единство, но и взрывы контрастов, столкновение противоречий, языковые и художественные парадоксы, которые оживляют ткань поэтического слова. Думаю, автору в дальнейшем надо работать именно в этом направлении.
   " Мысль - священный дар божий " - считал Пушкин. Писание стихов без творческого заряда, без тяги к идеалу, вещь опасная и, к сожалению, достаточно распространенная среди около литературных ремесленников. Особенно серость прекрасно уживается там, где либо дремлют, либо напрочь отсутствуют "души прекрасные порывы".Обилие посредственных стихов на книжных рынках более всего плодят, так называемые фактографы. Владение стихотворной техникой позволяет им изобретательно манипулировать рифмой, выводя на свет божий груды бездарных опусов, при этом ни сколько не озабочиваясь ни замыслом, ни смыслом написанного.
   Напротив, поэзия Новеллы Киселевой чутка, эмоциональна и озарена своеобразным имманентным таинством, что делает ее по-своему загадочной и особенной. Ее стихи на редкость музыкальны, интеллигентны, насыщены философским лиризмом и тонким вкусом. Не случайно на презентации книги так задушевно звучали музыкальные композиции Гарри Мукомилова, Татьяны Орловой и др. исполнителей, вдохновленных творчеством поэтессы.

                ...Мой дом - Земля. И горы в синеве,
                Умытые холодной быстрой речкой,
                Пастух в горах с приплодом и овечкой,
                И утренней зари небесный свет.

                Мой дом - и океаны и моря,
                И храмы Индии, и церковки России...
                Я сохранить мой дом тебя просила,
                А это значит, будет жить Земля!

   Если говорить о сборнике стихов в целом, то наиболее сильной, убедительной и творчески зрелой считаю главу " Любовь, как капелька росы." Стихи - " Любимая ",    " Ожидание ", " У меня ностальгия по рекам...", " Вечное ", " Давно стихов я не читала..." и др. уводят за грань изощренной декоративной надуманности, либо нарочитой репродуктивности. Усиливая действие мысли автора, они держат читателя в напряжении, транслируя ту особую выразительность и прозрачность, единство и цельность, которые так дороги поэтически воспитанному читателю.
   " По большому счету, - писал известный поэт, критик и публицист Евгений Винокуров - суть поэзии - есть противоядие против цинизма."
В своей книге "Арфа жизни" в одном из стихотворений Новелла пишет:

                Раскаянье от Каина пришло,
                Который погубил родного брата.
                От зависти затмение нашло,
                Но не восполнить сделанной утраты.

Казалось бы убедительно звучащая и предельно современная тема: убить того, кто более достоин, кто более одарен уж если не оружием, то ядом клеветы или подлога. В стихотворении автор размышляет о том, что перехитрить природу человека не мудрено, но нет ничего более тщетного и опасного, чем состязаться в хитрости с Богом:

                А эта вот покаяться пришла
                К священнику на исповедь за плату.
                Отпустит он грехи, но Божества
                Нельзя купить и скрыться от расплаты.

   Обозревая творчество Новеллы Киселевой, можно обнаружить, что она практически не касается каких-то глобальных, эпохальных событий. Тема гражданственности, боли за свою родину и народ, почти не встречается на страницах ее книги. Можно поставить ей в минус подобную отстраненность и уход в откровенный лиризм и "прелесть", которой кстати, так боятся некоторые педанты от поэзии.
 Однако, прав и Пастернак, написавший, что основа хорошей книги - " кубический кусок горячей дымящейся совести." Драматическое, а порой и трагическое восприятие окружающего мира ни в коей мере, например, не испортило лирику Есенина и Рубцова. Напротив, говоря словами Виктора Коротаева, оно придало ей " ту степень серьезности и подлинности,"  которая насытила их поэзию зрелостью, глубинным целомудрием и неотразимым очарованием. Однако, памятуя о древней издательской заповеди: "телеграфный столб - это хорошо отредактированная сосна", я лишь ограничусь добрым пожеланием поэту: не подсекать лучи страсти там, где они просятся наружу и смело выводить их на первый план, дабы они могли напитать молнию мысли величием грома. Оплодотворенные волей, они будут вонзаться в кровь и плоть нашего сознания гораздо глубже и острее, нежели,  когда они просто грамотно и изящно излагают суть поэтической мысли. В связи с этим примечательно стихотворение" Знаки Огня." Глубокая мысль, облаченная в рифму:

                ... Иду одна... Но почему? Куда?
                Изгнанница? Яд клеветы исправен.
                И приговор неправедный суда
                На беззащитность, как всегда, направлен.

   Творчество Новеллы Киселевой обладает духоподъемной силой, заражает радостью и оптимизмом. Поэтесса не так наивна, как может показаться непосвященному оку. Чтобы ее понять, нужно обладать продвинутым и благородным сознанием. Она мудра и решительна, но эта мудрость не мудреность и напыщенность, а верх красоты и безыскусности. Я и сама не раз ловила себя на мысли взять и перечитать сборники ее стихов, чтобы укрепиться в том или ином действии, чтобы получить совет умного и чуткого человека. Вот совершенно удивительное четверостишие из стихотворения "Сестричка", посвященного Юлии Друниной:

                И пред святым ее лицом
                Бойцу не спасовать.
                Трус становился храбрецом
                И рвался в бой опять.

   В общих чертах нынешнее состояние литературы напоминает все больше неутешительную формулу: " Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что." Отсюда ее бесфундаментность и неопределенность. И это при такой то мощной традиции! Мне думается, прежде всего, литература не имеет права на лояльно сдержанное отношение к пороку, а так же к изъянам жизни. Поэзия обязана быть бесстрашной. Если, например, поэт постоянно оглядывается по сторонам, пытаясь всем угодить или - вот парадокс! - понравиться, он проигрывает себя. Без многогранного правдивого исследования жизни поэзия утрачивает остроту и становится условной, размытой, беспомощной. Сейчас почему-то стало очень модным захваливать ничтожное, обольщаясь сладкими возгласами профанов. И не мудрено, ведь главное орудие тьмы - заразить народ летаргией, погрузить его в сытый пещерный сон, чтобы огонь духа еле тлел и не мог возмутить вялого обывательского благодушия. Бдительная сплоченная посредственность всегда стоит на страже поиска, чести, долга. А ведь именно на этих китах основана вся великая русская литература. Постоянное смирение братьев по перу со злом и жестокостью по сути оправдывает и то и другое. Когда некоторые современные поэты в погоне за изощренными виражами рифм, за которыми подчас лишь пустота и эклектичность общих фраз и скудных дум забывают об этом, литература вянет и тускнеет. Не может родиться ничего высокого там, где царствует усредненность. Пушкин высмеивал таких стихотворцев, у которых " чешется рука по пустякам." А безверие, как проклятие, служит достойным наказанием лишь себе самому, ибо, цитируя Белинского, "...в душе благодатной должен жить идеал."
   Но вернемся к поэзии Новеллы Киселевой. Отнюдь не техничная и не чувственная книга ее все же обладает удивительной магией женственности, притягательности, грустного раздумья... Ее стихи безыскусны, просты, по - детски наивны и трогательны. Они не запутаны излишним метафоризмом, мелодия их предельно ясна, выразительна, задушевна. Ощущение безвременья и разлома времени, в котором мы все сейчас оказались, словно бы не коснулось ее. Хорошо это или нет - судить читателю, но она осталась где-то там, в дорогих ей 60-х, теплых, красочных, овеянных романтикой и идеалами гуманизма.
   Подлинная литература всегда должна опираться на духовную основу. Мир Новеллы Киселевой неизменно светел и жизнеутверждающ. В лучших своих стихах которые жемчужинами рассыпаны по сборнику, поэтесса вполне следует этим классическим традициям.

  Член АРПРМ, Наталия Мария

2004г.
   
               


Рецензии