Встречи с музыкой. Кшиштоф Пендерецкий

1. Авангардизм

Кшиштоф Пендерецкий – Иоанн Богослов в музыке XX века. Его звуковой апокалипсис не менее страшен, чем библейский. Композитор с потрясающей выразительной силой передаёт муки и страдания грешников перед концом света.

Какие бы темы ни затрагивались в авангардной музыке Пендерецкого, она всегда – апокалипсическая. В ней показывается ужас людей перед угрозой всемирной катастрофы. Ими владеет отчаяние, страх, безысходность и полная беспомощность, Другие из них, каясь в содеянных грехах и преступлениях, падают на колени перед лицом Всевышнего с мольбой о прощении. Великий польский композитор предсказывает конец света, если люди не одумаются и не начнут жить по Божьим законам.

В авангардной музыке Пендерецкого космос находится во власти хаоса, и кажется, что хаос хочет раздавить космос. Это похоже на каюту корабля, за иллюминатором которой бушует океан.

Трагедийные композиции Пендерецкого – это музыка разорванного сознания и оголённых нервов.

Пендерецкий заключает душу человека в плен скорби, делая её заложницей мирового страдания.

2. Неоромантизм

Пендерецкий истязает разум в авангардизме и ублажает слух в неоромантизме.

Пендерецкий – дерзкий новатор, но, в конце концов, он находит покой в неоромантической музыке.

Период катастрофического экспрессионизма сменяется у Пендерецкого возвышенным неоромантизмом. В момент общественной бури композитор-страус прячет голову в песок!

Эмоционально насыщенная музыка Пендерецкого ставит его рядом с лауреатом Нобелевской премии Генриком Сенкевичем.


Рецензии