Отдел. Обычный понедельник

                Отдел. Обычный понедельник         
                ( из советской действительности)


     Понедельник...  Почему он считается тяжёлым днём? По-моему, как все остальные... Даже приятнее некоторых...  В нашей конторе ( проектно-конструкторском институте) понедельник прежде всего день совещаний...

    О! Совещание – это святое!  Именно оно определяет успех ( неуспех) карандашных линий, наносимых на ватманскую бумагу... Без него Мераб не составит схему агрегата, Сандро никак не сможет рассчитать передачу и шестерёнки, а Лексо – скомпановать узел.

Гурам  Георгиевич в своём амлуа... Он не любит ходить на совещания. В силу своей мягкотелости и робости перед начальством,  безропотно принимает все замечания, упрёки и разносы, которые сыпятся на наш отдел.

Был случай, когда главный инженер в течение десяти минут размазывал его по ... Неважно, по чему.... Гурам десять минут молчал, не издал ни звука. В конце обескураженный безмолвной покорностью главный попросил:
- Хоть слово скажи...  Или “да”, или “нет”... .  Хоть матом меня выругай, только не молчи...
Гурам  Геогиевич  продолжал молчать....
- Ладно, иди... , - разрешил обессиленный главный, поняв, что реакции не будет...
 
     Вот и сегодня.  За четверть часа до начала совещания, начальник позвал меня к себе.
- Бобо, ты спустись к директору.  Если спросит, скажи, что  я  в министерстве, срочное дело ...  Уезжаю, буду после перерыва.
      В отличие от Гурама, я на совещания ходить любил. Во-первых, там получаешь максимум информации,  что полезно для будущего. Во-вторых – при случае, там можно  неплохо повеселиться...

- Начнём с выполнения квартального плана, неделя осталось, - сказал директор, когда все расселись. Про Гурама он не спросил. Привык, что обычно присутствую я.
- Строители.  Выполняют план на 92 процента... Значит, не выполняют на восемь процентов, - начал докладывать главный инженер в своей излюбленной манере, используя слово “значит”.
- Электрики. Выполняют на 97 процентов. Значит...

     Дальше я слушал не очень внимательно.  Моё внимание больше занимала Наталья Перадзе, начальница технического отдела. Она появилась у нас полгода назад. Перевели из министерства.  Наши институтские сплетницы знали всё! Перадзе она  по фамилии мужа, с которым развелась год назад. А  в девичестве была Соломина. Года на три  старше меня, значит ( как сказал бы наш главный) ей было 32. Красивая молодая женщина. Как выяснили наши сплетницы, у неё была связь (понятно какая) с замминистра. Потом об этом узнала его жена. Был жуткий скандал и её  сплавили к нам. Но вроде связь прекратилась, она сама дала заму отставку. У нас она была предметом грёз всех мужчин, кроме Гурама Георгиевича и меня.
С  Гурамом  ясно, при его нерешительности ... Что касается меня ...

- Механики, - донеслось до меня из уст главного. – Выполняют план на 108 процентов, значит перевыполняют на восемь...

     Директор нашёл меня удивлённым взглядом.
- У нас одни внеплановые рода нарисовались, - пояснил я. – Вот и приняли через кесарево сечение. Нестандартное оборудование  для чайников. Не подводить же их. Чай – наше богатство! – выдал я лозунгом.
- Если бы ты ещё нормально докладывал... – одобрительно улыбнулся директор.
- Карло Давыдович, главное, что мы нормально работаем, - скромно заметил я.
-  Знаю, как работаете. Пьянку устроили на той неделе после работы в пятницу.
- Давыдович, так после работы же! Был день рождения Тиграна Хайковича. Заслуженный человек, 62 года исполнилось! Как не отметить, не по - людски это. – Восхищённый взгляд Натальи был наградой за моё понимание человечности...

     Тигран  Хайкович Ованесян был главным специалистом нашего отдела и всеми уважаемым человеком. Много лет проработал в системе пищевой промышленности, знал про неё всё. Нас опекал по-отечески и давал верные советы, когда возникали проблемы. Выйдя на пенсию, ушёл с производства и попросил перевести к нам в институт.

- Знаю всё! Тигран через полчаса ушёл. А вы до одиннадцати пили...
- Ушёл потому, что к семи дома гостей ожидал. А мы... Для точности, после десяти пили  только  я и Сандро. Остальные уже готовые были. А что делать, несколько обязательных тостов оставалось... Нельзя же вековые традиции нарушать...

- Возвращаемся к выполнению планов...  А ты после совещания останься, поговорить надо... Не бойся, бить не буду...- добавил директор, увидав моё испуганное, как ему показалось, лицо.
Экспериментальный цех, - продолжил главный. – Значит, не выполняют голубчики. По двум опытным установкам срыв графика.
- Карло Давыдович, - в едином порыве поднялся с места Анатолий  Машков, начальник цеха. – Вы же знаете, у нас проблемы были с материалами. Не тот сортамент прислали...
- Не начинай опять про сортамент! Неужели нельзя эти вопросы вовремя решать? Почему не пришёл ко мне?
- Так обещали и подвели...
- А сейчас я тебя подведу... Под гильотину, если за неделю установку для табачных кип не сделаешь. Я начальнику треста  обещал продемонстрировать её. Может и сам министр будет. А ты ... Успеешь?
- За неделю не знаю, а за две точно... На неделю перенесём ... Нет, за неделю точно не сделаю...
- А вот Бобо сделал бы! Да, Бобо?
- Давыдович, если понадобится мы и аборт сделаем... - обнадёжил я.
- Что  тебя сегодня на гинекологию тянет?  Проблема с девушкой?
- Никаких проблем. Просто через это доходчивей для понимания...
- Хорошо, Толя, неделю я для тебя протяну... Но далее  ни одного дня...
- Сделаем, Карло Давыдович, костьми ляжем, сделаем...
- Представляете, если придётся кости Толика собирать по цеху...  Апокалипсис... – Я сегодня  был явно в форме...

- Бобо!!! – Директор был сам гнев...
- Молчу! Больше слова не скажу... –  Я был сама покорность и послушание.
- С выполнением плана определились. Поднажмите! ГИП-ов это тоже касается. Переходим к техническим вопросам.  Начнём со схемы агрегата, которую предложили мы с Семёном Лазаревичем ( это -  главный конструктор по опытным разработкам).  Рассмотрели?
- Давыдович, - осторожно начал главный инженер. – Мы посмотрели...
- И?...
- Нам кажется, в такой схеме агрегат работать не будет...
- Почему не будет?
- И компоновка получится не технологичная...
- Что значит не будет? Не технологичная?...  Бобо, ты смотрел?
- М-м-м-м......
- Что ты мычишь?! Смотрел?
- Слово дал, что молчать буду... Вот, нарушил... Не по своей воле... Не смотрел, не удостоили меня чести...
- Почему не показали?... - удивился директор. -  Неважно, я голову даю на отсечение, что будет работать! Покажите Бобо! Его группа будет конструировать, а вы с ним не консультировались...
- Давыдович, я и смотреть не буду...  Вы такой аргумент привели... Как же институт без Вашей головы... Сделаем, без кесарева родим...  Если, конечно, в схеме хоть чуточка жизни... Вы же знаете, мёртвых не реанимируем... – Я опять поймал взгляд Натальи...
- Ох, Бобо! – Директор еле сдерживал смех, в отличие от других. – договоришься ты у меня...
- Молчу, только пусть схему покажут...

     Дальнейшее описывать не имеет смысла. Все, кто в те времена работал, хорошо знают... А кто нет – не поймут...

- Бобо, у меня для тебя две новости, и обе хорошие, - начал директор, когда я задержался после совещания.
- Начните с более хорошей.
- Я поговорил с нашим замминистра – куратором. Ты на него благоприятное впечатление произвёл. С первого числа ты официально заместитель Гурама. Поздравляю!

- Спасибо. А вторая хорошая новость?
- У тебя Эка в декрет уходит?
- Да, через месяц.... Я хотел...
- Знаю. Мы нашли ей замену... – Директор явно что-то не договаривал.
- И кого же?
-  Ты должен меня понять... Я знаю, что у тебя много дел  и каждый человек важен...

- Давыдович, не пугайте меня. Нервы не выдержат...
- В общем, она историк... – выплеснул директор. – Что делать, такой человек попросил, не могу отказать. А других штатов у меня нет. Как появится возможность...

- Историк, очень хорошо! – Я не мог смотреть на виноватое лицо Карло Давыдовича, поэтому моя радость была искренней.
- ??? – удивление директора было таким же искренним.

- Давно пора летопись нашего отдела писать, - пояснил я. – А лучше историка это никто не сделает. Надеюсь, она печатать умеет. Если нет, научим! А в свободное время будет пояснительные и текстовые печатать к нашим проектам.
- Ну и отлично! Договорились. Сейчас иди, мне в министерство на совещание. Ой, тяжёлый день, понедельник...
 
     В отдел я вернулся за двадцать минут до перерыва.
- Бобо! А я решил, что до перерыва не придёшь, – радостно встретил меня Лексо.
- А не пришёл бы, что?
- Слушай, я у электриков был. Предлагают на перерыве в телефон ( игра в домино) сыграть до пяти. Ставка – по пятёрке с человека.
- И не надоело им пригрывать? До трёх и по десятке!
- А что они проигрывают? Мы их потом с собой берём выигрыш отмечать и в два раза больше тратим... - заметил Мераб.
- Это верно. Поэтому, сегодня выиграем и без них...
- Обидятся... - предположил Сандро.
- Ну и чёрт с ними... Играть не умеют, а амбиции... И жрут вдвое больше нашего...

     На перерыве к нам поднялись электрики, вчетвером.
- Болельщиков привели? Не помогут! И чтобы не подсказывали, а то ... – предупредил Лексо. -  Садись, Бобо...

- Вообще-то, мы против тебя и Сандро договаривались...
- Сандро занят, срочная работа, - показал я на стоящего у кульмана Сандрика. – Не устраивает, можете уходить... Испугались? Я же не с Мерабом против вас, оставляю возможность... (С Мерабом мы были признанными чемпионами института).
- Ладно, давай с тобой, - энтузиазма в голосе не чувствовалось.
- По десятке, до трёх, сухая – два очка! – Выдвинул я условия.

Соперники замялись, подсчитывая свои шансы. Их было немного...
- Нет, по пятёрке...
- Но до трёх и с сухим, - настоял я.
- Идёт...

     К их радости, первую партию они выиграли. С преимуществом в пятнадцать очков. Нам катастрофически не шли камни.
- Может, поднимем до десятки, - предложил я. – У вас уже фора...
- Нет, продолжим как есть, - осторожность преодолела жадность... И она оказалась права. Через двадцать минут всё было кончено. Мы сделали им два сухаря.

- Потренируйтесь сначала и потом приходите, - посоветовал Лексо, кладя в карман выигрыш. – Для четверых на пиво хватит, - определил он, давая понять, что их не приглашают...  Сандрик, если у тебя ещё та вобла осталась, завтра принеси.
- Ага!
- А у меня ещё чача есть... - добавил Мераб.
- Никакой чачи, до конца месяца только лёгкие напитки и  в  ограниченном количестве, - скомандовал я. – Сами знаете, дел много.... Банкет назначим на первые числа...

     Остальное время протекло как обычный рабочий день...

Да, та схема оказалась теплящейся, только надо было кое-что изменить в кинематике...
 
     А вечером... Ах да, я же  не успел рассказать, что после совещания встретил на лестнице Наталью Перадзе, и она пригласила меня в гости... Окаывается, сегодня у неё день рождения...


Рецензии
Доброе утро, Борис!
Я вот тоже на совещаниях "выскочкой" работаю, не могу не вставить свои пять копеек)))

Очень хорошим языком написано!
А Наталья, наверное, услышала, как вы дни рождения отмечаете, поэтому и позвала!

Забавно!

Алёна Сеткевич   03.05.2023 09:31     Заявить о нарушении
Самое существенное, что практически все типажи, диалоги и реплики из реального, только в разное время. И эпизод со спором, когда директор голову на отсечение давал. Там страсти очень накалились и мне своей фразой удалось разрядить ситуацию.
Только Наталья Перадзе выдуманный персонаж.

А время так и проводили, полезно для дела и весело для нас! Золотой период моей жизни! Потом в Госплан перешёл, там тоже было интересно, но не то...

Спасибо, Алёна!

Борис Тамарин   03.05.2023 16:38   Заявить о нарушении
Эх, жаль, что Натальи не было в реальности!

Алёна Сеткевич   03.05.2023 16:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.