Якутия. Река Чибагалах

Предыдущий рассказ см.   http://www.proza.ru/2016/12/09/1455

В июле-августе 1987 года группа из десяти ленинградских туристов, в составе которой был и я, совершила первопрохождение реки Чибагалах в Якутии на байдарках (см. Владимир Лысенко “Первопрохождение рек в  СССР”, раздел 5 Якутия, пункт 26). Этот путешествие запомнилось не только тем, что мы выиграли 1-е место в чемпионате СССР по туризму в разделе водных походов 5-й категории сложности, но и присутствием в группе трех опытных моряков-подводников (старший мичман Александр Макаренков и капитаны 1-го ранга Леонид Безнос и Александр Новожилов), историями которых о боевых буднях российского подводного флота мы заслушивались на протяжении всего похода.

                ***

Четырнадцатого июля 1987 года наша группа вылетела из Ленинграда, через Свердловск и Абакан, в Якутск. Весь следующий день пытаемся улететь на Хонуу (небольшой поселок на Индигирке, на 400 километров севернее полюса холода – поселка Оймякона), чтобы оттуда заброситься на начальный пункт маршрута озеро Табанду (примерно 200 км на запад).

Аэропорт Якутска забит людьми. Целый день слоняемся по невзрачному городу с жалкой чахлой зеленью – Север, однако! Ночью спим на полу вместе с местными тараканами. Утром 16.07 в два захода улетаем в Усть-Неру  (тоже поселок на Индигирке, только на 200 километров южнее Хонуу). Там уже сидят две группы, летящие на Табанду. Одна из них, водники из Полтавы (два надувных катамарана) тоже планирующие сплав по Чибагалаху, ждет (ужас!) двенадцать дней… Утром следующего дня они, слава богу, улетели. Удачи им! Мы, чтобы скоротать время, сходили на Индигирку. Река мощная, быстрая и очень мутная (видимо, из-за промываемого для добычи золота, песка). Благодаря пробивным способностям нашего руководителя похода Эдуарда Медведева и волшебной фляге со спиртом, без которого, как главного аргумента при договорах о заброске, будь наземным или воздушным транспортом, не обходилось почти никогда, мы в этот же день улетели вертолетом сначала в Хонуу, а затем и на Табанду. Часть группы с основным снаряжением осталась на озере, а мы (пять человек) полетели дальше через перевал в верховья реки Туостах, чтобы оценить ее возможности для сплава, а главное, повторить путь казаков под командой Уткина (?), прошедших первыми по долинам рек Туостаха, Чибагалаха и Индигирки до Хонуу за три (видимо попутно добывали золото) года!..
 
Высадились мы в месте слияния мелкой безымянной реки с рекой Инер, откуда, собственно, и начинается Туостах, приблизительно в 60 километрах от Табанды. К нашему разочарованию, для спортивного сплава река не представляет интереса, но места красивые – вокруг горы, покрытые лесом. Ландшафт напоминает Кавказ. Место для стоянки хорошее. Охотничье зимовье –  рубленая изба, в ней нары и печка из железной бочки. На стенах висят какие-то подобия луков (может это какие-то силки?). Жарко, тучи комаров.

18.07. Утром Эдик (садист!..) поднял всех в пять часов, накормил “змеиным” (очень острым) супчиком из пакетиков, и мы двинулись в путь на перевал. Холодно, но зато нет комаров. Два часа петляли по берегу, а потом стали срезать путь, переходя речку вброд. Вода холодная +3 градуса. Пытались ловить рыбу, но безрезультатно. Вокруг красота! Солнце, горы, река, в обрамлении синих ледяных торосов и белых снежников. К вечеру из долины реки мы вышли непосредственно на начало перевала.

19.07. Природа к нам благосклонна – снова солнце. Вышли в 7.00. После перевала, спуск, а затем еще один взлет. За ним – плато. Слева видны небольшие озера. К шестнадцати часам мы пришли в лагерь на Табанде. Нас встретили горячим чаем и вкуснейшей жареной красной рыбой (голец), которую наши друзья наловили на озере в большом количестве.

Рыбалка на Табанде оказалась очень увлекательной и необычной. Во льду, покрывающем озеро, была пробита местным рыбаками (золотодобытчики, для которых на берег озера вертолетом была доставлена вагончик-теплушка и дрова) полынья. Рядом с ней, на  пенополиэтиленовых ковриках располагались наши самые азартные рыболовы: Алиса Медведева и Саша Макаренков (с большой неохотой уступающие свои места другим желающим порыбачить), причем из-за  жары (это в Якутии, почти на полюсе холода!) они, словно на черноморском пляже, оставались в неглиже – Саша в плавках, а Алиса в купальнике. Лежа, они заглядывали в прорубь, высматривая сквозь прозрачнейшую воду рыб, а затем просто опускали и подергивали перед ними блесну. Голец не мог устоять и моментально набрасывался на приманку. Оставалось только достать его  из воды на солнышко.

Как бы хорошо нам не было на озере, даже несмотря на отсутствие дров (в качестве которых использовался ягель), надо было начинать сплав, и мы двинулись к реке. Пришлось делать две ходки по 10-15 километров.

21. 07. Пришли к реке и начали собирать байдарки. Мимо нас проходят, уже по воде, на катамаранах полтавчане. Они начали выше и за два дня по “шкуродеру” прошли всего 15 км. К вечеру появились тучи, и пошел дождь. За ужином, под блинчики с ананасовым джемом, слушаем рассказы наших моряков о Бермудском треугольнике и полигоне подводников в Саргассовом море.

22.07. Солнце! Встали на воду. Катит хорошо. Большой уклон – 14м/км. Сплошная шивера. К вечеру уклон возрастает. Где-то впереди, согласно лоции, водопад. Встали в 19.00 на галечной косе. Пошли на разведку. Два-три километра на реке сплошная каша из камней. Предстоит обнос, как сказал Макаренков: – “Три километра, это на морской выпученный глаз.”

23.07. Утром переменная облачность, +14, вода +9. Обносим вещи в три ходки.  Байдарки проводим. В четырех километрах ниже по течению большой водосброс с тремя ступенями. Наверное, это и есть водопад. Для байдарок с мягкими оболочками непроходим. Обносим, а дальше, слава Богу, снова начинаем сплавляться. В трех километрах ниже “водопада” по правому берегу красивая скала высотой примерно 20 метров. Всего за день прошли около шести километров.

24.07. Весь день солнце. Температура воздуха +23. Вышли около десяти утра. Несет хорошо. Один за другим порожки. Через полтора часа сплава – долина реки Кянебелит. Устраиваем привал с рыбалкой. За тридцать минут наловили восемь хариусов по 0,8 – 1кг каждый. Уха в двух котлах! После такого перекуса весело идем еще три часа. Начинаются интересные пороги. Стоянка на левом берегу. Место хорошее, но много мух. Жара. Солнце до 23.30. За день прошли около 18 километров.

25.07. Солнце, жара. Кое-кто надевает марлевые повязки, чтобы не обгореть. Начинаются очень красивые места. Горы зажимают реку, выходы скал, пороги.  В одном из порогов на выходе в “жвачке” ("Жвачка" – термин туристов водников, обозначающий  хаотичное столкновение струй с возникновением противотоков) перевернулся один из экипажей. Мы их вытащили и встали на перекус перед красивейшими природными каменными воротами. Наловили около пяти килограммов хариуса (и на блесну, и на муху). Прошли 60-70 километров и встали на днёвку, в месте, где полтавчане, подружившиеся с Макаренковым еще на озере, оставили нашей группе презент ко Дню Военно-морского  флота (бутылка водки и 3-х литровая банка браги из изюма). Он-то и заметил своим ”выпученным морским глазом” прямо с воды на выходе из очередного порога на каменистой косе сверкающий в лучах солнца щедрый подарок. По такому случаю решили праздник начать отмечать этим же вечером, тем паче выдался очень красивый вечер – золотой закат на фоне грозовых туч.

Праздничный ужин выдался на славу: по 50 граммов спирта, плюс подарок украинцев, плюс соленый голец, плюс жареный хариус с манной кашей, плюс много-много чая под рассказы наших представителей славного Военно-морского флота.
 
Макаренков рассказал трагикомичный случай. В одном из походов их лодка внезапно “провалилась” за несколько десятков секунд в глубину на 300 метров, и из-за возросшего давления на корпус, дверь гальюна, в котором находился матрос, заклинило. Несколько часов ему пришлось находиться “замурованным”, пока его не освободили. Все оставшееся время до окончания похода, матрос боялся в одиночестве справлять нужду, а, когда его сопровождали, требовал дверь гальюна не закрывать.

Уже когда стемнело, разговор принял грустный характер. Все трое наших моряков утверждали, что над некоторыми кораблями висит злой рок. Александр Новожилов в качестве примера привел историю нашей подводной лодки К-8, затонувшей в Бискайском заливе в 1970 году. На этой лодке уже через полтора месяца, после принятия ее на вооружение в 1960 году, случилась первая авария. Потом аварии повторялись вплоть до ее гибели. Из 104 членов экипажа погибли ровно половина – пятьдесят два человека. Погиб и сокурсник Новожилова. Он отрастил бороду и, когда на борту лодки начался пожар, его противогаз из-за бороды неплотно прилег к лицу, и он отравился продуктами горения. Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели К-8, сделала вывод о правильных и героических действиях команды, сумевшей заглушить реактор и предотвратить страшную катастрофу.
 
Помянув героев, мы разошлись по палаткам.

26.07. День ВМФ! Дневка. С утра солнце, но к обеду тучи. Где-то далеко гремит гроза. Настроение грустное. Видимо, вчерашние истории запали в душу. Пытались рыбачить, но неудачно. Вечером, сетуя на отсутствие клева, и, видимо, чтобы как-то поднять всем  настроение, Макаренков рассказал, как в одном из дальних походов, длившегося почти три месяца, на лодке, уже при возвращении, в Баренцевом море почти кончились продукты, и командир приказал всплыть и всем свободным от вахты ловить рыбу.

– Вот это был клев! Вот такую треску вытаскивали, – Саша развел могучие руки в стороны, и нам всем стало радостно за находчивых подводников.

27.07. Весь день солнце, а после обеда, как раз во время прохождения серьезного порога, на 15 минут пошел проливной дождь. Река несет, набирает мощь. Все время шиверы, а на поворотах  – пороги с валами до 1,5 метров и неприятные бочки за подводными валунами, которые нам удается благополучно миновать. На обеденном перекусе наловили хариуса, который, видимо, вчера тоже праздновал День ВМФ и не хотел ловиться.

28.07. Солнце и дым. Где-то что-то горит. Прямо с утра начались пороги. На левом берегу увидели большую наледь, в  центре которой образовался бассейн с талой водой. Сразу за ней большая скалистая гора и мощный порог. Русло петляет, и на каждом повороте приличные пороги с прижимами. Самым сложным оказался порог уже в конце дня в месте разделения реки на два рукава, которые мощными потоками огибают большой остров. Прошли левой протокой, преодолевая большую бочку и борясь с потоком, подбивающим байдарки справа сразу после острова. Один экипаж потерял бдительность и перевернулся в этой струе на выходе порога. После этого порога начинается длинная шивера, а потом  открывается грандиозный вид на живописную долину впадающей слева реки, обрамленную, словно кулисами, горами и скалами. За весь день прошли не больше 12 километров.

29.07. Снова солнце, дым и пороги. На одном из них, налетев на обливник (подводный, едва покрытый водой, камень), перевернулся (без серьезных последствий)  идущий на каяке Медведев. Появились лиственные деревья и кедровый стланик. Прошли впадающий справа двумя мелкими рукавами приток (река Мюреле?). Горизонт закрыт дымом. Место для стоянки не очень, но Медведев предлагает сделать днёвку, а многие спешат, и на этой почве спор. Кто-то, в горячке, грозиться уйти самостоятельно. Решили для успокоения нервов “вмазать” по 50 граммов. "Лекарство" подействовало – все успокоились и пришли к мнению, что надо завтра идти дальше. Рыбных мест нет, да и хлеб кончается. Ночью пошел дождь.

30.07. Пасмурно, туман. Через два часа хода, приток справа, который мы ждали значительно позже. Река разливается. Много островов. Серьезных порогов нет, однако на одном из плесов, где на всю ширину реки был всего один обливник, экипаж Безноса, заговорившись, на этот самый обливник влетел и застрял на нем памятником. Спасательные работы растянулись на два часа, причем в попытке сдернуть наших разговорчивых товарищей с пьедестала потерпел неудачу  и наш экипаж – перевернулись под напором набегающей воды я и мой сотоварищ по лодке Александр Дроздов. В общем, и смех и грех!..А нам наука – стаскивать застрявших на камне надо только с берега, а не с лодки на быстром течении.
 
После перекуса и сушки, благо проглянуло солнышко, двинулись дальше и в 16.30 встали на правом берегу среди красивых лиственниц с большим количеством шишек и, из-за этого, похожих на новогодние ёлки. Недалеко скалы. Место понравилось, и мы решаем сделать днёвку.

Снова устроили праздник. Загораем, а вечером – по 100 капель под соленый хариус с манной кашей и блинчики с джемом. Споры о повышении безопасности в походах. Мы с Эдиком за тщательный контроль готовности группы перед походом и улучшение картографического материала. Безнос и Новожилов предлагают использовать в походах радиодатчики, которые могли бы в аварийных ситуациях сигнализировать спасательным службам.

Потом разговор пошел о праве человека распоряжаться своей жизнью. Много говорили и о правах и психическом состоянии людей (ракетчиков, подводников, летчиков), имеющих доступ к средствам массового уничтожения, на ком лежит ответственность за судьбу всей планеты. 

Уснули поздно, где-то после часа. Вокруг палаток кто-то, мешая спать, всю ночь бегал, шуршал и звенел котлами.  Чтобы определить –  кто это хулиганит, я под утро осторожно выглянул из палатки и увидел…бурундучка.

31.07. Солнце. Загораем. Пошли в горы. Набрали смородины, немного грибов и мелких кедровых шишек. Рыба не ловиться. Вода поднялась и стала мутной. Видимо в верховьях идут дожди.

01. 08. Переменная облачность. В верховьях Чибагалаха мощные тучи. Вышли в 10.00. Река катит! Почти не гребем. В 12.00 вышли в Индигирку. Пейзажи красивые. Река мощная и мутная. Слышно как по днищу байдарки стучит песок. Сначала даже испугались, что трещит по швам оболочка. Вода временами вспучивается и вскипает пузырьками. Лодку водит. В одном месте река делает крутой поворот, вода с наклоном наваливается  на берег, и нас несет как по треку. На берегах появился шиповник и недоспелая брусника. Вечером мы с Дроздовым дежурим и до одиннадцати вечера печём блины.

02.08. Всю ночь дождь. Вышли в 11.00. Река по-прежнему радует быстрым течением. Проходим за час примерно 10 км. После обеда показалось солнце и жарит во всю свою якутскую мощь. За день прошли около пятидесяти километров.

03.08. Утром солнце +9, вода +12. Вышли в 9.00. Появилось множество островов. Беспокоимся – как бы не пропустить за ними поселок. В 12.30 заметили дома Хонуу. Зачалились, быстро разобрали байдарки и пошли было пешком по страшной жаре (к обеду температура поднялась до 30 градусов), но Алиса каким-то чудом тормознула попутный грузовичок, и мы с комфортом доехали до аэропорта. Здесь нам опять крупно повезло – на следующее утро нас берут на борт АН-2 до Якутска. Поход окончен.

Впечатления от красот Якутии и приключений в порогах Чибагалаха нашли свое отражение в песне “Зеленая река” (см. рассказ “Начало”), а рассказы наших славных товарищей-подводников послужили побудительным толчком к написанию стихотворения “Подводники”:

Всплываем ночью. Звездный стан наполнил мир своим сияньем,
И в этом призрачном мерцании качает лодку океан.
    
А в чреве лодки жизни свет осколком солнечным теплится,
И здесь же смерть, она таится в обманной красоте ракет.

С  антенны рвутся электроны, сигнал в эфире – пара фраз:
”Мы там, где надо, и готовы отчизны выполнить приказ”.

И вновь задраены все люки, в груди еще последний вдох,
В нем ароматы, краски, звуки, в нем все, что людям дарит бог.

Скользнем сквозь тьму, как сквозь тоннель, в глубины мира Посейдона,
Откуда в час Армагеддона, ракеты устремятся в цель.

А где-то рядом, в той же мгле,  другой страны военный атом         
Грозит безумною атакой устроить пекло на земле.

Там тоже люди, как и мы, готовы подчиниться власти,
И мир взорвется вдруг на части шутихой в лапах сатаны.

Но, в искупленье всех грехов, одна надежда в оправданье,
Что мы лишь жертвы на закланье для неизвестных нам богов.

Ведь для враждующих миров мы только цели в океанах,
Всего лишь метки на экранах командных пунктов и штабов.

Быть может здесь, в пучине грозной, мы лишь друг друга поразим
И этим землю сохраним для жизни во вселенной звездной.

И наказанье, без вины, под рев воды и скрежет стали,
Мы примем молча, как пристало, в начале вечной тишины…

Всплываем ночью…

Продолжение цикла см.  http://www.proza.ru/2016/12/25/314


Рецензии
Теперь мне уже не выдержать таких нагрузок. В молодости надо было безумствовать, а сейчас остаётся только тихо наслаждаться рассказами.

А ведь с таким опытом можно было бы написать интересный роман об освоении Сибири русскими первопроходцами.

Михаил Сидорович   26.01.2018 10:09     Заявить о нарушении
Всему свое время. Время бродяжничать и время писать о бродягах...
Спасибо, Михаил!

Вадим Данилевский   26.01.2018 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.